Напоминание

Этикет русского традиционного танца.


Автор: Талдыкина Анна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО Центр дополнительного образования Заводского района
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Этикет русского традиционного танца.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Анна Талдыкина, педагог дополнительного образования (г.Саратов) Этикет русского традиционного танца: контексты духовной традиции православия. Во все исторические эпохи танец, является отражением и частью социально-культурной жизни общества, также подвергается нормативному регулированию отношений между исполнителями. Безусловно, что оно основано на системе моральных ценностей и представлениях, принятых в том или ином обществе. В нашем случае рассмотрим внешнюю сторону социокультурных требований предъявляемых к поведению индивида т.е этикет. Мораль и этикет являются системами одних и тех же культурных норм, где этикет определяется через специфические правила поведения в обществе, чисто поведенческом, поверхностном их проявлении.
Рассматривая этикет в русской традиционной хореографии , мы в первую очередь сталкиваемся со скупостью сведений о правилах и нормах принятых относительно самого танцевального действа в публикуемых малочисленных изданиях, появившихся последнее время. Поэтому наши представления о правилах взаимодействия танцующих, формах общения и приветствий, общественного поведения в местах исполнения этих танцев, манере, в большой степени складываются из экспедиционных наблюдений , общения с носителями традиционной культуры. Формы танцевального этикета представляет собой результат сложного процесса взаимодействия сельской и городской культур. Сложившиеся знания о пространственно-временной приуроченности танцевальных действ, половозрастном составе участников дают представления о ключевых, стереотипных нормах поведения в хореографической практике. В литературе, очень часто правила поведения очерчены лишь в самых широких границах. Например, С.В. Стародубцева определяя взаимосвязь, возрастного состава исполнителей от календарной приуроченности, отмечает: « Этические нормы поведения участников зимних и весеннее-летних игрищ во многом противоположны. Если для зимнего функционирования данных песен свойственны «повышенная» кинетическая активность, то поведение участников весеннее-летних хороводов отличается особыми манерами, неторопливыми движениями, этикетностью» [2,с 26] Социально-экономические механизмы изменения общественной жизни и факторы обновления самого танца приводят к влиянию городской культуры в формировании танцевального этикета в народной хореографии. Происходит проникновение в крестьянскую среду новых танцевальных форм ( кадрили, лансье ) и несёт с собой распространение новых этикетных правил. В целом они направлены на разрушение замкнутого образа жизни допетровского времени и раскрепощение в отношениях между мужчиной и женщиной, приобретение мужчинами «рыцарских» качеств. Благодаря этим условиям произошла коррекция поведения «кавалеров» в танце. Исследователи отмечают, что для традиционных народов характерна половая дифференциация ( Этикетное поведение всегда выражает доминирующее положение мужчины). В русских традиции такая ситуация сохранится и в поздних формах танца. Она признаётся самими носителями : « в кадрили большую важность играет мужчина».. Очень часто в тех же кадрилях обязанность маркирования начала, конца фигуры лежит именно на патнёрах- мужчинах, подчёркивая тем самым их статус. Русская танцевальная традиция вполне допускает мужскую пляску, перепляс, демонстрирующий их удаль.
Цель соперничества, существующего в кадрилях, но ограниченного танцевальным рисунком, и наоборот, ярко раскрывающегося в плясовых формах,- расширить собственное пространство, отстоять свои претензии на выбранную девушку, не дать её увести. Однако в народной традиции демонстрация себя соседствует с некой галантностью, определяемой в быту как качества умеющего хорошо танцевать партнёра. В поздних танцевальных формах, доминирующая роль мужчины расширяется через предупредительность, внимательное отношение к своей партнёрше. Партнёр на столько хорошо должен знать кадриль, что это даёт ему возможность обходительно отправить девушку в нужном направлении для кого либо перехода; отравляя одну, он успевает встретить другую или приветствовать её; перехватить руки девушки удобным для неё образом в соответствии с требованием танца; следить за её состоянием во время вращений и поворотов; во время парных переходов именно партнёр следит за тем, чтобы пары не столкнулись. Данные правила вполне соответствуют танцевальному этикету исторического светского танца. Выбор и приглашение девушки не было особенно чопорным и не имело специальных правил. Полноправно существовала и существует невербальная форма приглашения. В первую очередь это жест –поклон; кивок головой; парень мог осанисто, подчёркнуто поправить головной убор; манерно одёрнуть пиджак; просто взять за руку и вывести в круг; встать рядом с девушкой и, придавая характер официальности, отвести руку и т.д. Приглашение могло быть организованным, реализовывалось оно через наборные пляски и хороводы. Например, наборной «Повертухе» девушка выходила на круг и начинала петь частушки и плясать, затем она выбирала парня, и они уже вдвоем кружились под руку. После, парень и девушка выбирали себе новых партнёров, кружились с ними. Теперь четыре участника пляски выбирали себе пару и т.д., пока все присутствующие не вовлекались в действие. Таким образом, через изучение этикета традиционного танца, мы можем оценить морально-нравственную направленность русской народной культуры. Исследование в этой области позволяет проследить эволюцию самого танца, глубже понять истоки его традиции, следовательно, сформулировать основные духовно-нравственные позиции для использования в практической деятельности.


В раздел образования