Автор: Талдыкина Анна Владимировна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МУ ДО Центр дополнительного образования Заводского района Населённый пункт: город Саратов Наименование материала: статья Тема: Этикет русского традиционного танца. Раздел: дополнительное образование
Анна Талдыкина,
педагог дополнительного
образования
(г.Саратов)
Этикет русского традиционного танца:
контексты духовной традиции православия.
Во
все
исторические
эпохи
танец,
является
отражением
и
частью
социально-культурной жизни общества, также подвергается нормативному
регулированию
отношений
между
исполнителями.
Безусловно,
что
оно
основано на системе моральных ценностей и представлениях, принятых в
том или ином обществе. В нашем случае рассмотрим внешнюю сторону
социокультурных
требований
предъявляемых
к
поведению
индивида
т.е
этикет. Мораль и этикет являются системами одних и тех же культурных
норм, где этикет определяется через специфические правила поведения в
обществе, чисто поведенческом, поверхностном их проявлении.
Рассматривая этикет в русской традиционной хореографии , мы в первую
очередь сталкиваемся со скупостью сведений о правилах и нормах принятых
относительно самого танцевального действа в публикуемых малочисленных
изданиях, появившихся последнее время. Поэтому наши представления о
правилах
взаимодействия
танцующих,
формах
общения
и
приветствий,
общественного
поведения
в
местах
исполнения
этих
танцев,
манере,
в
большой степени складываются из экспедиционных наблюдений , общения с
носителями
традиционной
культуры.
Формы
танцевального
этикета
представляет собой результат сложного процесса взаимодействия сельской и
городской культур.
Сложившиеся
знания
о
пространственно-временной
приуроченности
танцевальных
действ,
половозрастном
составе
участников
дают
представления
о
ключевых,
стереотипных
нормах
поведения
в
хореографической практике. В литературе, очень часто правила поведения
очерчены лишь в самых широких границах. Например, С.В. Стародубцева
определяя взаимосвязь, возрастного состава исполнителей от календарной
приуроченности, отмечает: « Этические нормы поведения участников зимних
и весеннее-летних игрищ во многом противоположны. Если для зимнего
функционирования данных песен свойственны «повышенная» кинетическая
активность, то поведение участников весеннее-летних хороводов отличается
особыми манерами, неторопливыми движениями, этикетностью» [2,с 26]
Социально-экономические механизмы изменения общественной жизни и
факторы обновления самого танца приводят к влиянию городской культуры в
формировании танцевального этикета в народной хореографии. Происходит
проникновение в крестьянскую среду новых танцевальных форм ( кадрили,
лансье ) и несёт с собой распространение новых этикетных правил. В целом
они
направлены
на
разрушение
замкнутого
образа
жизни
допетровского
времени и раскрепощение в отношениях между мужчиной и женщиной,
приобретение мужчинами «рыцарских» качеств. Благодаря этим условиям
произошла
коррекция
поведения
«кавалеров»
в
танце.
Исследователи
отмечают,
что
для
традиционных
народов
характерна
половая
дифференциация
(
Этикетное
поведение
всегда
выражает
доминирующее
положение мужчины). В русских традиции такая ситуация сохранится и в
поздних формах танца. Она признаётся самими носителями : « в кадрили
большую
важность
играет
мужчина»..
Очень
часто
в
тех
же
кадрилях
обязанность маркирования начала, конца фигуры лежит именно на патнёрах-
мужчинах, подчёркивая тем самым их статус. Русская танцевальная традиция
вполне допускает мужскую пляску, перепляс, демонстрирующий их удаль.
Цель
соперничества,
существующего
в
кадрилях,
но
ограниченного
танцевальным
рисунком,
и
наоборот,
ярко
раскрывающегося
в
плясовых
формах,- расширить собственное пространство, отстоять свои претензии на
выбранную девушку, не дать её увести.
Однако в народной традиции демонстрация себя соседствует с некой
галантностью,
определяемой
в
быту
как
качества
умеющего
хорошо
танцевать партнёра. В поздних танцевальных формах, доминирующая роль
мужчины расширяется через предупредительность, внимательное отношение
к своей партнёрше. Партнёр на столько хорошо должен знать кадриль, что это
даёт
ему
возможность
обходительно
отправить
девушку
в
нужном
направлении для кого либо перехода; отравляя одну, он успевает встретить
другую или приветствовать её; перехватить руки девушки удобным для неё
образом в соответствии с требованием танца; следить за её состоянием во
время вращений и поворотов; во время парных переходов именно партнёр
следит
за
тем,
чтобы
пары
не
столкнулись.
Данные
правила
вполне
соответствуют танцевальному этикету исторического светского танца.
Выбор и приглашение девушки не было особенно чопорным и не имело
специальных правил. Полноправно существовала и существует невербальная
форма приглашения. В первую очередь это жест –поклон; кивок головой;
парень
мог
осанисто,
подчёркнуто
поправить
головной
убор;
манерно
одёрнуть пиджак; просто взять за руку и вывести в круг; встать рядом с
девушкой
и,
придавая
характер
официальности,
отвести
руку
и
т.д.
Приглашение
могло
быть
организованным,
реализовывалось
оно
через
наборные пляски и хороводы. Например, наборной «Повертухе» девушка
выходила на круг и начинала петь частушки и плясать, затем она выбирала
парня, и они уже вдвоем кружились под руку. После, парень и девушка
выбирали себе новых партнёров, кружились с ними. Теперь четыре участника
пляски выбирали себе пару и т.д., пока все присутствующие не вовлекались в
действие.
Таким образом, через изучение этикета традиционного танца, мы можем
оценить
морально-нравственную
направленность
русской
народной
культуры. Исследование в этой области позволяет проследить эволюцию
самого
танца,
глубже
понять
истоки
его
традиции,
следовательно,
сформулировать основные духовно-нравственные позиции для использования
в практической деятельности.