Напоминание

"Как развивать речь ребенка"


Автор: Лисина Галина Михайловна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 251
Населённый пункт: город Ростов–на–Дону, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Как развивать речь ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как развивать речь ребенка?

Рекомендации родителям для детей 3 - 7 лет

Особенности речи детей 2 – 3 лет

От 2-х лет 6 месяцев до 3-х лет:

На втором году жизни понимание того, что говорят ребенку окружающие,

заметно улучшается. Теперь вы можете быть уверенны, что ваш малыш

понимает, как что называется, знает как обозначаются разные действия.

Ребенок всюду лезет, все норовит ухватить, у него развивается чудесное

качество - любознательность. При этом возрастает тревога родителей за его

безопасность. И вот раздается грозное: "Не трогай!", "Не лезь!", "Не бери!".

Попробуйте не одергивать малыша поминутно, а поощрять его изыскания,

просто уберите на время ножи, ножницы, лекарства, бытовую химию, стекло и

все, что кажется вам опасным.

Ребенок начинает активно говорить, обозначая одним словом несколько

предметов. Не забывайте по возможности сопровождать словами все свои

действия, производимые в поле зрения ребенка. Услышав от него любое слово,

задайте ему вопрос: "Что ты увидел?". Вполне возможно, что малыш повторит

это слово. Приготовьтесь к тому, что ваш ребенок будет изобретать совершенно

новые и порой совершенно загадочные словечки.

В этом возрасте ребенок способен лучше понимать речь взрослых. Он может

выслушать и понять небольшой рассказ без наглядного материала, может

повторить за взрослым недлинное высказывание или вопрос; может ответить на

понятный вопрос взрослого, как простой («что?», «кто?», «что делает?»), так и

усложненный («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?»,

«когда?», «куда?») по прослушанному материалу.

Уровень развития памяти позволяет запомнить и повторить предложение из

пяти слов, например, «у мальчика есть большая машина», «девочка идет к своей

бабушке домой». К окончанию этого возрастного периода ребёнок сам может

составить предложение из шести слов.

Часто в общении с взрослыми использует вопрос «почему?», не всегда

дожидаясь ответа.

К прилагательным, например, «горячий», «светлый», «чистый», ребенок

правильно находит слова, противоположные по значению.

Знает, мальчик он или девочка. Для усвоения этого понятия можно использовать

куклы или картинки с детьми, по которым можно распознать пол. Правильно

показывает самую длинную из трех линий. Перед ребенком кладут лист с

линиями разной длины и спрашивают: «Какая линия самая длинная?» Затем

показывают другой лист с линиями и повторяют вопрос.

Ребенок использует речь для описания своего самочувствия («живот болит, я

устал») или состояния («мне холодно»), для рассказа о событиях, в которых

участвовал, для общения со сверстниками, для сопровождения игрового

процесса и бытовых действий. Активный словарь к 3 годам составляет не менее

1000-1500 слов.

Что делать для того, чтобы помочь ребенку в его активном и правильном

речевом развитии?

Ни в коем случае не коверкайте специально свою речь, не сюсюкайте.

Начинайте учить ребенка выбирать и подтверждать словами свой выбор.

Разложите перед ним 3-4 игрушки и предложите взять одну, называя ее при

этом.

К году и четырем месяцам малыш может начать выполнять не очень сложные

поручения. Попросите его принести какой-нибудь предмет, помочь поднять

упавшую вещь. Постоянно просите подать, показать что-либо или принести.

Старайтесь играть с ребенком на его уровне. Сползите на ковер, так вы сможете

смотреть не свысока, а на одном уровне. В такой игре гораздо проще получить

обратную связь от ребенка. Возьмите в руки зайку, продемонстрируйте малышу

как он ходит, спит, танцует. Пусть ребенок позовет его, а вы подскажите, как

позвать.

Дети очень любят когда озвучивают для них игрушки. На втором году жизни

малышу уже в некоторой степени доступна интонация и он прекрасно

понимает, что волк и медведь говорят грубым голосом, а заяц тоненьким

голоском. О животных теперь рассказывайте более подробно: где живет, чем

питается, какие у него повадки. Предложите ему для сравнения пару игрушек,

например двух собачек разной величины.

Очень нравится малышу отыскивать спрятанные вами игрушки. Только прячьте

их не особенно хитроумно, ведь действия ребенка непременно должны

закончится победой.

Обучаем всегда

Используйте для развития ребенка любую возможность. Например, идем на

прогулку. Вокруг столько интересного, привлекающего внимание малыша,

прежде всего это движущиеся предметы. Ваш ребенок обратил внимание на

едущую машину, объясняйте ему: "Смотри, Коля, машина едет. Вот она

остановилась, снова поехала. Где у машины колеса? Вот они - крутятся. Все,

уехала машина".

Обязательно комментируйте передвижения по дому, не забывая по нескольку

раз повторять названия предметов: "Где мы живем? Дома. Вот дверь. Сейчас мы

ее откроем и пойдем на кухню. Вот это стул, на нем сидят, а это плита, на ней

мама готовит еду" и т. д.

Не забывайте и о практических умениях малыша, показывайте как и что нужно

делать и комментируйте все свои действия: "Сейчас мы с тобой построим

башню. Что мы построим? Правильно - башню. Вот смотри, мы кладем один

кубик на другой. Теперь еще один. Ой, упал кубик! Что упало? Что случилось с

кубиком? Он ..." и т. д.

Во время еды называйте что он ест, объясняйте как нужно есть, как держать

ложку, вилку или чашку.

Процесс одевания и раздевания тоже предоставляет широкое поле для

деятельности. Вводите новые слова, обозначающие не только предметы

одежды, но и процедуру расстегивания, снимания, натягивания. Попробуйте

чуть-чуть спровоцировать малыша, предложив ему кофточку, вывернутую

наизнанку или застегнутую. Понаблюдайте за реакцией, а затем не забудьте

озвучить все свои действия. Если по вы задали вопрос, то обязательно

дождитесь ответа, не перебивайте и не затыкайте рот ребенку. Это не по душе

не только взрослым, но и детям.

Карточки

Используйте специальные развивающие карточки. Вы показываете ребенку

карточку и называете, кто или что изображено на ней. Попросите его повторить.

Положите перед ребенком 3 карточки, пусть он найдет на них кошку и собаку,

мальчика и девочку и т.д. С помощью таких карточек вводим понятия большой-

маленький, а позже и сравнение трех предметов по величине. Также с ними

можно проводить множество различных игр не только на пополнение

словарного запаса ребенка, но и на обозначение формы, цвета, величины,

состояния.

Чтение

Обязательно читайте ребенку книжки, в них должны быть красочные картинки.

Старайтесь, чтобы книжка соответствовала возрасту ребенка, то есть он должен

понимать содержание. Читайте тогда, когда вы и малыш в хорошем настроении,

читайте выразительно и не торопитесь. Ничего страшного нет в том, что ваш

малыш откажется сидеть и слушать то, что вы читаете. Улучите момент, когда

он займется игрушками, подсядьте рядышком и почитайте, не стараясь

привлечь. Еще может помочь, если вы позволите ребенку самому выбрать

книжку для чтения.

Звуки

Для правильного произнесения звуков полезно тренировать губы и язычок

ребенка. Это совсем не трудно: гудите как паровоз, войте как волк. Давайте

ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки.

Смажьте его губы вареньем, пусть облизывает. Перед зеркалом высовывайте

язык, стройте рожицы. Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает,

присасывает язык к нёбу. Учите сплевывать ниточку, бумажку. Очень полезно

дуть и тут можно вовсю использовать мыльные пузыри, вертушки, кораблики из

бумаги.

Очень важно

Родители любят оценивать темпы развития своего ребенка, опираясь на

достижения других детей. Не надо усиленно натаскивать вашего ребенка, чтобы

он догнал Петю, Васю или Наташу. У вашего малыша свои темпы развития и

сравнивайте его только с ним самим, и всегда помните, что ваш ребенок самый

лучший, самый любимый и вообще самый-самый.

Особенности речи детей 3 – 4 лет.

С 3 лет в развитии речи ребенка происходит резкий скачок: почти все

трехлетние дети умеют говорить достаточно хорошо, хоть и не полностью

внятно. В этом возрасте ребенок должен уметь составлять простые

предложения и понятно излагать свои мысли, делиться впечатлениями и

переживаниями. Особенности развития речи ребенка с 3 лет. В среднем

речевой запас детей в возрасте от 3 до 4 лет включает около 1500–2000 слов.

Трехлетний ребенок относится к звукам и словам с интересом: создает

собственные слова и словоформы, пытается рифмовать, с удовольствием

произносит звуки и слоги по просьбе взрослого. В то же время уровень

развития речи ребенка до 4 лет еще нельзя назвать высоким. В этом возрасте

дети не всегда могут составить понятный рассказ из связных предложений,

делают много грамматических речевых ошибок, а также могут неточно

употреблять падежные окончания слов и предлоги. Также в речевом развитии

ребенка до 4 лет часто наблюдаются проблемы с произношением. Речевой

аппарат малыша в этом возрасте недостаточно развит, чтобы справляться со

сложными звуками, например, сонорными («р», «л») свистящими или

шипящими («с», «ш»). Дети 3–4 лет путают звуки, заменяют их похожими, а

также довольно часто переставляют или заменяют слоги в словах. Все эти

недочеты считаются особенностями развития речи ребенка и не требуют

специальной коррекции. На серьезные нарушения указывают другие признаки,

например, когда ребенок путает названия частей тела или не может составлять

даже самые простые предложения. Остальные небольшие недостатки речи

(неразвитое произношение, грамматические ошибки) являются временными,

однако для их скорейшего устранения необходимо заниматься развитием речи

ребенка. Как правильно развивать речь ребенка в 3–4 года?

С 3 до 4 лет речевым развитием ребенка родители могут заниматься

самостоятельно, не обращаясь к логопеду. При наличии сильных дефектов речи

в этом возрасте можно посетить стоматолога, который может определить

наличие таких факторов, нарушающих правильное произношение, как

неправильный прикус или короткая уздечка. Что касается обычных недостатков

детской речи, их можно исправлять без профессиональной помощи. Когда

ребенок произносит какое-либо слово неправильно, взрослым необходимо

ненавязчиво исправлять его. Делать это удобнее всего с помощью

вопросительных фраз: лучше не говорить малышу прямо, как должно

произноситься слово, а просто переспросить его, употребив это слово

правильно. Также родителям и близким необходимо следить за собственной

речью. Не следует употреблять слова-«паразиты», а также использовать много

уменьшительно-ласкательных форм. Лучше изначально произносить слова

правильно, чтобы ребенок запоминал и повторял их так, как они и должны

звучать.

Для полноценного развития речи ребенку 3–4 лет обязательно нужно читать как

можно больше сказок и стихотворений. При этом важно обсуждать с малышом

прочитанное: задавать ему вопросы про сюжет и героев произведения, тем

самым провоцируя на пересказ.

В этом возрасте дети очень хорошо запоминают стихи и песни, а их

разучивание поможет не только улучшить произношение ребенка, но и будет

хорошим упражнением для развития памяти. Кроме того, необходимо

прививать ребенку любовь к творчеству и рукоделию. Развитие речи детей 3 лет

находится в прямой зависимости от мелкой моторики, поэтому если ребенок

играет с мелкими предметами, его речь будет совершенствоваться активнее. С

малышом можно заниматься лепкой из глины или пластина, плести бусы, учить

его завязывать шнурки или делать аппликации.

Особенности речи детей 4 – 5 лет.

В четыре года ребенок уже может строить предложения из 5—6 слов. Речь

становится инструментом для познания окружающего мира. Ребенок

употребляет все больше синонимов и антонимов. Его словарный запас

составляет около 2500 слов. Словотворчество все еще находится в интенсивной

фазе, но постепенно меняет свой характер: перед построением нового слова

ребенок производит в уме довольно сложный анализ.

К четырем годам родители уже должны прекращать «работать переводчиками».

Речь вашего ребенка должны понимать не только вы, но и посторонние люди.

Если ваш ребенок посещает детский сад или группу дошкольного воспитания,

то ему приходится общаться со сверстниками и воспитателями. И если

работники детских учреждений вынуждены его переспрашивать по несколько

раз, когда он обращается к ним с той или иной просьбой, то вам пора

познакомить ребенка с логопедом.

К пяти годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и

числе. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять

предложения, правильно пользоваться предлогами. Словарный запас — около

3000 слов. В пять лет у ребенка еще могут «не складываться отношения» с

буквой «р».

Ребенок свободно говорит на родном языке, поет песенки, рассказывает сказки

и играет в словесные (речевые) игры один или с родителями и друзьями.

Его мозг сформирован на 90% и органы речи хорошо развиты.

Однако качество и беглость речи во многом зависят от того, насколько тепло и

заботливо относятся к ребенку родители.

Что нужно делать родителям

Вы должны следить не только за тем, чтобы словарь вашего ребенка пополнялся

новыми словами, но и уточнять слова, которыми он постоянно пользуется, но

имеет неточное представление о предмете, который обозначает данное слово.

Нередко дети не дифференцируют такие предметы, как борода и подбородок;

табуретка, скамейка и стул...

Но даже если ребенок знает слово и правильно соотносит его с предметом —

ваша задача еще не выполнена. Малыш должен пользоваться словом,

употреблять его в речи. Если ребенок употребляет новое слово непринужденно

и по смыслу, значит, оно действительно вошло в его активный словарный запас.

Особенности речи детей 5 – 6 лет.

ЛЕКСИКА

В речи ребенка этого возраста появляются собирательные

существительные. (Существительные обозначающие совокупность лиц,

предметов, явлений как единство, как одно неделимое целое. Они не могут

употребляться во множественном числе.) Например: родня, детвора, листва,

бельё и пр.)

Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние

предметов (деревянный, замёрзший...), а также отвлечённые, абстрактные

понятия (добрый, душевный...).

Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например:

«транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет,

вертолет...), водный (катер, паром...), наземный (автобус, поезд...), подземный

(метро).

Имеют представление

- о сезонных изменениях в природе;

- о выращивании овощей и фруктов;

- о лесных ягодах и грибах;

- о хищных и травоядных, домашних и диких животных;

- о насекомых и птицах, рыбах.

Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади...) и времени (вчера,

сегодня, ночью...).

Знают

- названия месяцев, дней недели, части суток;

- название своей страны и столицы государства;

- географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;

- правила дорожного движения для пешеходов.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из,

из-под...);

- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;

- правильно согласовывает в речи существительные с числительными

(пять ложек, пять яблок, груш, конфет);

- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде

числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);

- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи,

папин...);

- правильно по смыслу применяет все части речи.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут

пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной

из самых сложных речевых форм – монологической.

В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые,

и развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют

развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически

правильно оформленной.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и

звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они

касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего

незнакомых для них слов. Достаточно исправить ребенка, дать образец

ответа и немного «поучить» его правильно произносить слово, и малыш

быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.

Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности

артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти)

к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают

произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков

может проходить неравномерно или неверно.

От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно

выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит

и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи (в

звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний,

предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как

правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только

средством общения, но и орудием мышления.

Советы родителям

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш

вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно

заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку

поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от

совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д.

2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте

внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное

выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно

использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно

использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. В

литературе можно встретить множество игр на развитие словаря,

разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые

игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши

свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.

3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для

развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые

(сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка

рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге

и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите

нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию

речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не

передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от

окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от

окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали

эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.

Помните об этом, уважаемые взрослые!!!

4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень

любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не

торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить

произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться

внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

Особенности речи детей 6 – 7 лет.

В норме к пяти — шести годам заканчивается формирование правильного

звукопроизношения. В 6-7 лет в условиях правильного речевого воспитания и

при отсутствии органических нарушений центрального и периферического

речевого аппарата, дети правильно пользуются всеми звуками родного языка.

Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых,

затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для

ребенка новые слова или фразы, насыщенные сочетаниями звуков, которые

ребенок еще не диффиринцирует (С – Ш): «Шла Саша по шоссе».

В 6 – 7 лет дети должны: Правильно различать звуки на слух, придумывать

слова на заданный звук, или с данным звуком. Выделять звуки из слов, из ряда

слогов и звуков. Произносить сложные слова со стечением согласных,

состоящих из трех и более слогов (защитник, мотоциклист), определять

количество слогов в слове. Произносить длинные и сложные предложения (В

саду за высоким забором растут яблони, а в кустах шиповник). Употреблять в

речи предлоги простые (в, на, из), и сложные (из-за, из-под, около, возле).

Правильно согласовывать в части речи (существительные с прилагательными,

глаголами, числительными в единственном и множественном числе)

(Например: У Маши и Саши нет двух спелых яблок. Дети съели их в обед.)

Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, так же наречия от

прилагательных (быстрый – быстро), образовывать сравнительные степени

прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный), образовывать глаголы

движения с приставками (обошел, зашел, пришел). Понимать обращенную к

ним речь в полном объеме. Понимать сложные двусмысленные тексты.

Активный словарь быстро пополняется. Дети активно пользуются как

видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами, синонимами.

Классифицируют предметы. Дети 6-7 лет самостоятельно могут составлять

описательные рассказы, развернутые и логичные по содержанию,

пересказывать сказки. Логично излагать свои мысли, используя сложные

предложения с союзом «А». Понимать логико-грамматические конструкции

(Петю ударил Ваня. Кто драчун?).

Советы родителям по развитию речи детей в период с 6 до 7 лет:

1) Уделите особое внимание развитию произвольности: учите ребенка

управлять своими желаниями, эмоциями, поступками, он должен уметь

подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

2) Необходимо ежедневно заниматься с ребенком в области развития

речи:

тренируйте умения определять и объяснять свой выбор времени года на

улице и картинках;

развивайте связную речь детей, пересказывая сказки, содержание

мультфильмов;

составляйте рассказы по картинкам и на основе впечатлений, следя за

правильным произношением и дикцией ребенка;

проговаривайте с ребенком скороговорки и чистоговорки;

развивать слуховое внимание и восприятие;

учите ребенка правильно называть слова, обозначающие местоположение:

впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед;

развивайте у ребенка интерес к общению со сверстниками и взрослыми,

умение легко вступать в контакт и находить выход из проблемных ситуаций

общения, признавая авторитет взрослых;

учить ребенка принимать учебную задачу, то есть внимательно слушать и

понимать задание или, при необходимости, уточнить его;

тренировать ребенка в назывании текущего месяца и последовательности

дней недели;

учить, в определенном порядке называть адрес, фамилию, имя, имя,

отчество родителей.

Домашние занятия с детьми по развитию речи должны проводиться в

течение всего дня. Например, по дороге в детский сад и домой, задавая вопросы

ребенку, или в домашних условиях при организации совместных игр с

ребенком.

Помните, что для ребенка 6-7 лет игра со взрослыми и сверстниками

является основным способом развития речи. Поэтому в занятия,

организованных в домашних условиях необходимо включать игровые элементы,

заинтересовывая тем самым детей, давая мотивацию и настрой на успех.

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по

усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех

звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха,

закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово,

предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются

скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. И игры на развитие речи,

основные из которых вы сможете увидеть в памятках, которые будут Вам

вручены после окончания родительского собрания.

Старайтесь больше времени уделять своим детям.

Также необходимо использовать обучающие игры, такие как: лото, домино,

пазлы, парные картинки, проговаривая действия вслух.

Чтобы обеспечить чистоту и плавность речи детей, избавить ее от лишних

пауз и запинок, предлагаю проводить тренировки речевого дыхания, при

помощи ниже перечисленных игр и упражнений: «Ветреная мельница», «Узнай

цветок», «Чья птичка улетит дальше?» и другие.

Предлагайте детям на одном выдохе произносить: чистоговорки и

небольшие скороговорки.

Тренировка движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие

речевой активности.для развития мелкой моторики используйте: мозайки,

коробочки для собирания мелких камешков, наборы бусинок разной величины,

пособия по застегиванию пуговиц и завязыванию шнурков, пальчиковый и

варежковый театр.

Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны

взрослых, так как они стремятся быть самостоятельными.

Не надо заставлять своего ребенка заниматься и ругать за плохо

выполненную работу, а лучше заинтересовать его тем или иным заданием либо

игрой, а в конце найти хорошо выполненный фрагмент в работе, пусть даже

маленький, похвалив его за выполненное задание. Важно, чтобы ребенок

постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс

обучения становился для него потребностью.



В раздел образования