Автор: Клетнова Ольга Владиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 18
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Салават
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "СЮЖЕТНО–РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА"
Раздел: дошкольное образование
Статья
«СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
О. В Клетнова, воспитатель МАДОУ №18 г. Салавата
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста-игра, которая имеет большое значение
для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая
другая деятельность в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность.
Игра ребенка развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний
и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности
ребенка, при этом важно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового
творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.
Многие психологи считают, что никто не разовьет творческие способности ребенка лучше, чем
он сам. Поэтому ребенку нужно создавать условия для творческой игры.
Развитие
игры,
как
деятельности,
означает
расширение
тематических
игр,
углубление
их
содержания.
В
ней
дети
должны
приобретать
положительный
социальный
опыт,
вот
почему
необходимо, чтобы в игре находили отражение любовь взрослых к труду, дружба и взаимопомощь.
Чем организованнее игра, тем выше ее воспитательное воздействие. Признаками хорошей игры
является умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих
товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях.
Немаловажным
для
развития
сюжетно-ролевой
игры
является
педагогический
целенаправленный
подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает
развитие игры как деятельности.
Для детей младшего возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игры в семью, детский
сад
и
т.д.
При
подборе
игрушек
воспитателю
следует
принимать
во
внимание
и
характер
тех
требований, которые предъявляют к игрушке дети
данного возраста. В младшей группе следует
обращать особое внимание на игрушки, нужно чтобы игрушки находились в поле зрения ребенка –
игровых уголках; ведь игрушка стимулирует игровой замысел малыша, поэтому она должна быть
видна и доступна.
В нашей группе раннего развития детей имеются соответствующие атрибуты данного возраста.
Вместе с детьми пополняем атрибуты к играм своими руками, также активное участие в этом процессе
принимают родители детей. Например, для игры в «Магазин» выполняем своими руками игрушки из
теста (тестопластика), лепим калачи, заплетушки, яблоки и груши. В группе имеем игровой набор
«Фабрика тортиков и пирожных», где дети, играя, с удовольствием изготавливают разнообразные
кулинарные изделия. Через сюжетно-ролевые игры дети знакомятся с профессиями, трудом взрослых,
с правилами поведения в транспорте и общественных местах. Дети любят, когда воспитатель играет
совместно с детьми. Дети учатся у воспитателя, приобретают навыки в совместной игре. Воспитатель,
играя с детьми, не только переходит в несвойственную ему сферу деятельности, но и уравнивает свою
позицию с позицией детей. Кроме того, играя я детьми, воспитатель не должен забывать о том, что
делает он это не просто для удовольствия детей, а с целью формирования более сложной игровой
деятельности. Поэтому существуют общие правила его поведения:
1) не объясняйте детям, как, надо играть, а играйте вместе с ними, принимайте позицию
партнера, а не «учителя»;
2) не забывайте о своевременном оснащении детей более сложными способами игры, используя
для этого ее особые формы и развертывая интересным образом ее сюжет;
3)
не
упускайте
из
виду,
что
дети
должны
научиться
согласовывать
игровые
действия
с
партнерами-сверстниками.
Поэтому не стремитесь все время «угадывать» направления мысли детей. Партнеры по игре
должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте
к этому
детей. Таким образом, обращая внимание на игру, не забывайте и о других видах деятельности
дошкольников:
рисовании,
лепке,
конструировании.
Их
содержание
во
многом
совпадает
с
содержанием
сюжетной
игры
и
определяется
непосредственными
впечатлениями
детей.
Можно
ставить специальные задачи для детей - нарисовать или вылепить игрового персонажа или героя,
построить для него дом. Тем самым будут активизироваться эти виды деятельности, а игра получит
подкрепление в виде нового, созданного самими детьми игрового материала.