Напоминание

Рабочая программа внеурочной деятельности социальному направлению «Эстетика повседневности»


Автор: Кузнецова Татьяна Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 30 им.Н.Н.Колокольцова
Населённый пункт: Кемеровская область г.Калтан п. Малиновка
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа внеурочной деятельности социальному направлению «Эстетика повседневности»
Раздел: среднее образование





Назад




муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30 имени Н.Н. Колокольцова»

Рабочая программа

внеурочной деятельности социальному направлению

«Эстетика повседневности»

5 класс

(35 часов, 1 час в неделю)

Учитель

Кузнецова Татьяна Владимировна

Пояснительная записка

Практикум «Эстетика повседневности» реализует духовно - нравственное

направление во внеурочной деятельности в рамках эксперимента по

апробации федерального государственного образовательного стандарта

общего образования второго поколения.

В современных условиях жизни школьника, характеризующихся с одной

стороны изменённой социально-экономической ситуацией в России, с другой

– внедрением в педагогическую практику инновационных технологий,

важное место должно принадлежать формированию и воспитанию

нравственного опыта и, прежде всего, нравственных привычек реальных

форм поведения в семье, группе, обществе.

Программа разработана на основе Примерных программ

Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования

:.

М, «Просвещение» 2011г.

Данный курс направлен на формирование эстетически-нравственного вкуса,

нравственных привычек и опыта, усвоение норм и правил поведения в жизни,

обществе, на создание благоприятной социально-культурной среды для

развития ребёнка.

Основными методами реализации программы являются изучение речевого

этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения

и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой

деятельности, решения проблемных ситуаций.

Программа направлена не только на усвоение нравственных и эстетических

норм поведения, но и на формирование личностных качеств, столь

необходимых современному человеку в общении и деятельности.

Цель: формирование навыков общения и культуры поведения школьника,

развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на

общечеловеческие ценности.

Задачи:

обучение навыкам общения и сотрудничества;

формирование у школьников навыков речевого этикета и культуры

поведения;

развитие коммуникативных умений в процессе общения;

введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;

формирование личности.

Примерная внеурочная программа досугового общения школьников, помимо

принципа диалогичности, основывается на принципах природосообразности,

культуросообразности, коллективности, проектности.

Принцип природосообразности

предполагает, что досуговое общение

школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и

человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у

него ответственность за развитие самого себя.

Возрастосообразность — одна из важнейших конкретизации принципа

природосообразности. На каждом возрастном папе, в том числе в старшем

школьном возрасте, перед человеком встаёт ряд специфических задач, от

решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно-

культурные (достижение определённого уровня биологического созревания,

физического и сексуального развития), социокультурные (познавательные,

морально-нравственные, ценностно-смысловые), социально-психологические

(становление самосознания личности, её самоопределение в жизни) задачи.

Принцип кулътуросообразности

предполагает, что досуговое общение

школьников основывается на общечеловеческих ценностях культуры и

строится

в

соответствии

с

ценностями

и

нормами

тех

или

иных

национальных

культур,

специфическими

особенностями,

присущими

традициям регионов.

Коллективность

в

досуговом

общении

означает,

что

досугово-

развлекательная деятельность протекает в детско-взрослых общностях и даёт

юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими

людьми.

Принцип проектности

предполагает последовательную ориентацию всей

деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно

подростка) в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике

«замысел — реализация — рефлексия». В ходе проектирования перед

человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но то,

что может появиться в результате его активности. Это может быть и

некоторое событие, и некоторый предмет, главное, что он должен себе

представить,

что

это должно быть и

чем

это должно быть

для него.

Если ему

некто предварительно задал, к чему он должен прийти, и он в этом не может

ничего

изменить,

то

для

него

нет

проектирования.

Он

может

программировать свои шаги, может составлять план исполнения, но

собственно

проектировать

он в таком случае ничего не будет.

Формы работы

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников

индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием

учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая

активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной

работы.

групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно

построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости,

ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на

конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и

качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации

групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так

называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения курса «Эстетика повседневности» в

6-м классе является умение объяснять с позиции общечеловеческих

нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно отнести как

хорошие или плохие.

Метапредметными

результатами

изучения

курса

«Эстетика

повседневности» в 5 классе является формирование универсальных учебных

действий (УУД).

Регулятивные УУД:

овладение нормами речевого этикета и культуры поведения,

Познавательные УУД:

приобретение школьниками знаний об эстетике повседневной жизни

людей и общества, норм этики и морали.

Коммуникативные УУД:

знание общественных ценностей; приобретение социальных знаний о

ситуации межличностного взаимодействия, способов

взаимопонимания;

знание и понимании социальной реальности повседневной жизни; о

правилах групповой работы;

обогащение личного опыта общения детей; ориентация на выполнение

нравственных норм - заповедей в процессе общения;

Структурирование содержания

п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Вводное занятие

Эстетика встреч

2

2

Эстетика на каждый день. Поведение в

общественных местах и в школе.

4

3

Философия одежды. Твой внешний вид.

4

4

Культура речи. Эстетика отношений с

друзьями.

4

5

Эстетика эпистолярного жанра. Эстетика

телефонных разговоров.

4

6

Эстетика на каждый день. Эстетика

поведения за столом.

4

7

Отношение к старшим. Ты и общество.

4

8

Психологический тренинг «Я и родители»

Взаимоотношения в семье.

4

9

Обязанности мальчиков. Обязанности

девочек.

4

10

Психологический тренинг «Мои

ощущения в школе»

1

Итого

35

Содержание программы

1.

Вводное занятие . Эстетика встреч

Вводное занятие. Психологический тренинг «Знакомство».

Эстетика встреч. Эстетика приветствия. Знакомство. Прощание. Волшебные

слова в нашей жизни.

2.

Эстетика на каждый день. Поведение в общественных местах и в

школе.

Эстетика на каждый день. Поведение в общественных местах и в школе.

Поведение в семье, дома. Поведение в театре, на концерте, в кино. Мой

дом принимает гостей. Идем в гости. Как дарить и принимать подарки.

3.

Философия одежды. Твой внешний вид

.

Эстетика на каждый день. Философия одежды. Твой внешний вид.

4.

Культура речи. Эстетика отношений с друзьями.

Культура речи. Эстетика отношений с друзьями. Эстетика эпистолярного

жанра. Эстетика временных отношений (поезд, самолет, гостиница и т.п.)

5.

Эстетика эпистолярного жанра. Эстетика телефонных разговоров.

Культура речи. Эстетика отношений с друзьями. Эстетика эпистолярного

жанра. Эстетика телефонных разговоров.

6.

Эстетика на каждый день

.

Эстетика поведения за столом.

Эстетика встреч. Тактично – нетактично. За тобой наблюдают

Эстетика поведения за столом. О красивых словах и красивых делах.

7.

Отношение к старшим. Ты и общество.

Эстетика на каждый день. Отношение к старшим. Что ты оставишь после

себя? Птицу узнают в полете, а человека – в работе. Ты и общество.

8.

Психологический тренинг «Я и родители»

Взаимоотношения в семье.

Проблемы взаимопонимания с родителями. Обязанности по дому. Как

проводим свободное время.

9.

Обязанности мальчиков. Обязанности девочек.

Взаимоуважение и общение. Культура речи, сленг. Отношение к вредным

привычкам.

10.

Психологический тренинг «Мои ощущения в школе»

Правила поведения в школе.

Эстетика эпистолярного жанра.

Календарно – тематическое планирование

курса эстетики 5 класс

раздела

Название раздела

Тема занятия

часы

Сроки

проведения

(неделя)

коррекция

1

Вводное занятие . Эстетика

встреч

Вводное занятие.

Психологический тренинг

«Знакомство».

Эстетика встреч. Эстетика

приветствия. Знакомство.

Прощание. Волшебные слова в

нашей жизни.

1

1

1

2

2

Эстетика на каждый день.

Поведение в общественных

местах и в школе.

Эстетика на каждый день.

Поведение в общественных

местах и в школе.

Поведение в семье, дома.

Поведение в театре, на концерте,

в кино.

Мой дом принимает гостей. Идем

в гости.

Как дарить и принимать подарки.

Правила оформления подарков.

1

1

1

1

3

4

5

6

3

Философия одежды. Твой

внешний вид

.

Эстетика на каждый день.

Философия одежды. Твой

внешний вид.

Современные направления

1

1

1

1

7

8

9

10

современной молодёжной моды.

Моделирование одежды

будущего.

4

Культура речи. Эстетика

отношений с друзьями.

Культура речи. Эстетика

отношений с друзьями.

Культура поведения в

общественных местах.

Эстетика временных отношений

(поезд, самолет, гостиница и т.п.)

Умение вести беседу, разговор о

разговоре.

1

1

1

1

11

12

13

14

5

Эстетика эпистолярного жанра.

Эстетика телефонных

разговоров.

Культура речи. Эстетика

отношений с друзьями.

Эстетика эпистолярного

жанра.

Эстетика телефонных разговоров.

Слова паразиты, как избежать

неприятностей.

1

1

1

1

15

16

17

18

6

Эстетика на каждый день

.

Эстетика поведения за столом.

Эстетика встреч. Тактично –

нетактично.

За тобой наблюдают

Эстетика поведения за столом.

1

1

1

1

19

20

21

22

О красивых словах и красивых

делах.

7

Отношение к старшим. Ты и

общество.

Эстетика на каждый день.

Отношение к старшим. Что ты

оставишь после себя?

Птицу узнают в полете, а

человека – в работе.

Ты и общество.

1

1

1

1

23

24

25

26

8

Психологический тренинг «Я и

родители»

Взаимоотношения в семье.

Проблемы взаимопонимания с

родителями.

Обязанности по дому.

Как проводим свободное время.

Поговори со мною мама.

1

1

1

1

27

28

29

30

9

Обязанности мальчиков.

Обязанности девочек.

Взаимоуважение и общение.

Культура речи, сленг.

Отношение к вредным

привычкам.

Азбука воспитанного человека

1

1

1

1

31

32

33

34

10

Психологический тренинг «Мои

ощущения в школе»

Правила поведения в школе.

Эстетика эпистолярного жанра.

1

1

35

Итого

35

Информационно-методический ресурс

реализации программы включает:

Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий

активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций,

использования учебных и ролевых игр, разноуровневого и развивающего

обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.

количественные

и

качественные

характеристики

информационно-

методического

оснащения

информационно-библиотечного

центра,

поддерживающего организацию внеурочной деятельности;

комплектность

обеспечения

внеурочной

деятельности

учебными

пособиями,

учебно-методической

литературой,

дополнительной

литературой, электронными образовательными ресурсами с учётом

достижения целей и планируемых результатов освоения программы

внеурочной деятельности;

качественные характеристики школьного сервера, школьного сайта,

внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети.

К реализации программы досугового общения должны быть привлечены

следующие

материально-технические ресурсы.

помещения (актовый зал со сценой, репетиционные комнаты, учебные

кабинеты, школьные рекреации, пришкольная территория);

фото-, видео- и мультимедиааппаратура (фотоаппараты, видеокамеры,

телевизоры, CD и DVD записывающие и проигрывающие устройства,

мультимедиапроекторы с экранами);

компьютерная и вычислительная техника, программное обеспечение.

Литература:

Программа разработана на основе Примерных программ

Федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования

:.

М, «Просвещение» 2011г.

1.Дюнн М.

Всё о детской вечеринке / М. Дюнн. — М., 1999.

2.

Тубелъская Г. Н.

Детские праздники в семье / Г. Н. Тубельская. — М., 2000.

3.

Шмаков С. А.

Дети на отдыхе: прикладная энциклопедия: учителю,

воспитателю, вожатому / С. А. Шмаков. — М., 2001.

4.

Шмаков С. А.

Её величество — игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей,

родителей, воспитателей / С. А. Шмаков. — М., 2006.

5.Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 2000;

6.Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 2005;

7.Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 2009;

8.Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 2003;

9.Дорохов А. «О культуре поведения», М., 2004;

10.Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

11.Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,

12.Журнал. «Завуч начальной школы», №5, 2004.

Требования к результатам освоения дисциплины.

Предполагаемый результат

1.

Повышение уровня самосознания.

2.

Развитие эмоционально-волевых свойств.

3.

Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в

обществе.

4.

Повышение навыков общения с взрослыми и одноклассниками.

5.

Повышение культуры поведения и взаимоотношения в коллективе.

6.

Развитие коммуникативных навыков.

7.

Развитие творческих способностей.

В результате освоения курса «Эстетика повседневности», учащийся овладеет

следующими знаниями и умениями:

О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить

людям и добру.

О стремлении к самосовершенствованию.

О культуре поведения и общения.

Специфику эстетического отношения к действительности, включая вопросы

эстетического сознания, его влияния на профессиональную деятельность;

место и роль искусства в жизни человека и общества, принципы, функции и

морфологию искусства для использования в сфере профессиональной

деятельности.

Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной

жизни.

Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.

Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.

Заниматься самовоспитанием.

- анализировать эстетические аспекты профессиональной деятельности;

- использовать художественную и эстетическую ценность искусства для

решения проблем в сфере устранения и погашения конфликтов;

- организовывать художественно-эстетическую деятельность для решения

управленческих задач и совершенствования профессионального мастерства.

Овладеет следующими навыками:

- опытом художественно-эстетического восприятия;

- языком классического и современного искусства, его современными

технологиями с целью оказания эффективного влияния на индивидуальное и

групповое эстетическое сознание в организации;

- иметь навыки по использованию эстетических и художественных знаний

для организации профессиональной и управленческой деятельности;

позитивного эстетического воздействия на других людей.

Приобретение школьниками знаний об эстетике повседневной жизни людей и

общества, норм этики и морали, знаний общественных ценностей;

приобретение социальных знаний о ситуации межличностного

взаимодействия, способов взаимопонимания; о понимании социальной

реальности повседневной жизни; о правилах групповой работы; обогащение

личного опыта общения детей; ориентация на выполнение нравственных

норм - заповедей в процессе общения; овладение нормами речевого этикета и

культуры поведения.



В раздел образования