Автор: Кузнецова Татьяна Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 30 им.Н.Н.Колокольцова
Населённый пункт: Кемеровская область г.Калтан п. Малиновка
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа внеурочной деятельности социальному направлению «Эстетика повседневности»
Раздел: среднее образование
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30 имени Н.Н. Колокольцова»
Рабочая программа
внеурочной деятельности социальному направлению
«Эстетика повседневности»
5 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Учитель
Кузнецова Татьяна Владимировна
Пояснительная записка
Практикум «Эстетика повседневности» реализует духовно - нравственное
направление во внеурочной деятельности в рамках эксперимента по
апробации федерального государственного образовательного стандарта
общего образования второго поколения.
В современных условиях жизни школьника, характеризующихся с одной
стороны изменённой социально-экономической ситуацией в России, с другой
– внедрением в педагогическую практику инновационных технологий,
важное место должно принадлежать формированию и воспитанию
нравственного опыта и, прежде всего, нравственных привычек реальных
форм поведения в семье, группе, обществе.
Программа разработана на основе Примерных программ
Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования
:.
М, «Просвещение» 2011г.
Данный курс направлен на формирование эстетически-нравственного вкуса,
нравственных привычек и опыта, усвоение норм и правил поведения в жизни,
обществе, на создание благоприятной социально-культурной среды для
развития ребёнка.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого
этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения
и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой
деятельности, решения проблемных ситуаций.
Программа направлена не только на усвоение нравственных и эстетических
норм поведения, но и на формирование личностных качеств, столь
необходимых современному человеку в общении и деятельности.
Цель: формирование навыков общения и культуры поведения школьника,
развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на
общечеловеческие ценности.
Задачи:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у школьников навыков речевого этикета и культуры
поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;
формирование личности.
Примерная внеурочная программа досугового общения школьников, помимо
принципа диалогичности, основывается на принципах природосообразности,
культуросообразности, коллективности, проектности.
Принцип природосообразности
предполагает, что досуговое общение
школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и
человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у
него ответственность за развитие самого себя.
Возрастосообразность — одна из важнейших конкретизации принципа
природосообразности. На каждом возрастном папе, в том числе в старшем
школьном возрасте, перед человеком встаёт ряд специфических задач, от
решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно-
культурные (достижение определённого уровня биологического созревания,
физического и сексуального развития), социокультурные (познавательные,
морально-нравственные, ценностно-смысловые), социально-психологические
(становление самосознания личности, её самоопределение в жизни) задачи.
Принцип кулътуросообразности
предполагает, что досуговое общение
школьников основывается на общечеловеческих ценностях культуры и
строится
в
соответствии
с
ценностями
и
нормами
тех
или
иных
национальных
культур,
специфическими
особенностями,
присущими
традициям регионов.
Коллективность
в
досуговом
общении
означает,
что
досугово-
развлекательная деятельность протекает в детско-взрослых общностях и даёт
юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими
людьми.
Принцип проектности
предполагает последовательную ориентацию всей
деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно
подростка) в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике
«замысел — реализация — рефлексия». В ходе проектирования перед
человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но то,
что может появиться в результате его активности. Это может быть и
некоторое событие, и некоторый предмет, главное, что он должен себе
представить,
что
это должно быть и
чем
это должно быть
для него.
Если ему
некто предварительно задал, к чему он должен прийти, и он в этом не может
ничего
изменить,
то
для
него
нет
проектирования.
Он
может
программировать свои шаги, может составлять план исполнения, но
собственно
проектировать
он в таком случае ничего не будет.
Формы работы
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников
индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием
учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая
активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной
работы.
групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно
построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости,
ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на
конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и
качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации
групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так
называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения курса «Эстетика повседневности» в
6-м классе является умение объяснять с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно отнести как
хорошие или плохие.
Метапредметными
результатами
изучения
курса
«Эстетика
повседневности» в 5 классе является формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения,
Познавательные УУД:
приобретение школьниками знаний об эстетике повседневной жизни
людей и общества, норм этики и морали.
Коммуникативные УУД:
знание общественных ценностей; приобретение социальных знаний о
ситуации межличностного взаимодействия, способов
взаимопонимания;
знание и понимании социальной реальности повседневной жизни; о
правилах групповой работы;
обогащение личного опыта общения детей; ориентация на выполнение
нравственных норм - заповедей в процессе общения;
Структурирование содержания
№
п/п
Название раздела
Кол-во часов
1
Вводное занятие
Эстетика встреч
2
2
Эстетика на каждый день. Поведение в
общественных местах и в школе.
4
3
Философия одежды. Твой внешний вид.
4
4
Культура речи. Эстетика отношений с
друзьями.
4
5
Эстетика эпистолярного жанра. Эстетика
телефонных разговоров.
4
6
Эстетика на каждый день. Эстетика
поведения за столом.
4
7
Отношение к старшим. Ты и общество.
4
8
Психологический тренинг «Я и родители»
Взаимоотношения в семье.
4
9
Обязанности мальчиков. Обязанности
девочек.
4
10
Психологический тренинг «Мои
ощущения в школе»
1
Итого
35
Содержание программы
1.
Вводное занятие . Эстетика встреч
Вводное занятие. Психологический тренинг «Знакомство».
Эстетика встреч. Эстетика приветствия. Знакомство. Прощание. Волшебные
слова в нашей жизни.
2.
Эстетика на каждый день. Поведение в общественных местах и в
школе.
Эстетика на каждый день. Поведение в общественных местах и в школе.
Поведение в семье, дома. Поведение в театре, на концерте, в кино. Мой
дом принимает гостей. Идем в гости. Как дарить и принимать подарки.
3.
Философия одежды. Твой внешний вид
.
Эстетика на каждый день. Философия одежды. Твой внешний вид.
4.
Культура речи. Эстетика отношений с друзьями.
Культура речи. Эстетика отношений с друзьями. Эстетика эпистолярного
жанра. Эстетика временных отношений (поезд, самолет, гостиница и т.п.)
5.
Эстетика эпистолярного жанра. Эстетика телефонных разговоров.
Культура речи. Эстетика отношений с друзьями. Эстетика эпистолярного
жанра. Эстетика телефонных разговоров.
6.
Эстетика на каждый день
.
Эстетика поведения за столом.
Эстетика встреч. Тактично – нетактично. За тобой наблюдают
Эстетика поведения за столом. О красивых словах и красивых делах.
7.
Отношение к старшим. Ты и общество.
Эстетика на каждый день. Отношение к старшим. Что ты оставишь после
себя? Птицу узнают в полете, а человека – в работе. Ты и общество.
8.
Психологический тренинг «Я и родители»
Взаимоотношения в семье.
Проблемы взаимопонимания с родителями. Обязанности по дому. Как
проводим свободное время.
9.
Обязанности мальчиков. Обязанности девочек.
Взаимоуважение и общение. Культура речи, сленг. Отношение к вредным
привычкам.
10.
Психологический тренинг «Мои ощущения в школе»
Правила поведения в школе.
Эстетика эпистолярного жанра.
Календарно – тематическое планирование
курса эстетики 5 класс
№
раздела
Название раздела
Тема занятия
часы
Сроки
проведения
(неделя)
коррекция
1
Вводное занятие . Эстетика
встреч
Вводное занятие.
Психологический тренинг
«Знакомство».
Эстетика встреч. Эстетика
приветствия. Знакомство.
Прощание. Волшебные слова в
нашей жизни.
1
1
1
2
2
Эстетика на каждый день.
Поведение в общественных
местах и в школе.
Эстетика на каждый день.
Поведение в общественных
местах и в школе.
Поведение в семье, дома.
Поведение в театре, на концерте,
в кино.
Мой дом принимает гостей. Идем
в гости.
Как дарить и принимать подарки.
Правила оформления подарков.
1
1
1
1
3
4
5
6
3
Философия одежды. Твой
внешний вид
.
Эстетика на каждый день.
Философия одежды. Твой
внешний вид.
Современные направления
1
1
1
1
7
8
9
10
современной молодёжной моды.
Моделирование одежды
будущего.
4
Культура речи. Эстетика
отношений с друзьями.
Культура речи. Эстетика
отношений с друзьями.
Культура поведения в
общественных местах.
Эстетика временных отношений
(поезд, самолет, гостиница и т.п.)
Умение вести беседу, разговор о
разговоре.
1
1
1
1
11
12
13
14
5
Эстетика эпистолярного жанра.
Эстетика телефонных
разговоров.
Культура речи. Эстетика
отношений с друзьями.
Эстетика эпистолярного
жанра.
Эстетика телефонных разговоров.
Слова паразиты, как избежать
неприятностей.
1
1
1
1
15
16
17
18
6
Эстетика на каждый день
.
Эстетика поведения за столом.
Эстетика встреч. Тактично –
нетактично.
За тобой наблюдают
Эстетика поведения за столом.
1
1
1
1
19
20
21
22
О красивых словах и красивых
делах.
7
Отношение к старшим. Ты и
общество.
Эстетика на каждый день.
Отношение к старшим. Что ты
оставишь после себя?
Птицу узнают в полете, а
человека – в работе.
Ты и общество.
1
1
1
1
23
24
25
26
8
Психологический тренинг «Я и
родители»
Взаимоотношения в семье.
Проблемы взаимопонимания с
родителями.
Обязанности по дому.
Как проводим свободное время.
Поговори со мною мама.
1
1
1
1
27
28
29
30
9
Обязанности мальчиков.
Обязанности девочек.
Взаимоуважение и общение.
Культура речи, сленг.
Отношение к вредным
привычкам.
Азбука воспитанного человека
1
1
1
1
31
32
33
34
10
Психологический тренинг «Мои
ощущения в школе»
Правила поведения в школе.
Эстетика эпистолярного жанра.
1
1
35
Итого
35
Информационно-методический ресурс
реализации программы включает:
Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий
активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций,
использования учебных и ролевых игр, разноуровневого и развивающего
обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.
•
количественные
и
качественные
характеристики
информационно-
методического
оснащения
информационно-библиотечного
центра,
поддерживающего организацию внеурочной деятельности;
•
комплектность
обеспечения
внеурочной
деятельности
учебными
пособиями,
учебно-методической
литературой,
дополнительной
литературой, электронными образовательными ресурсами с учётом
достижения целей и планируемых результатов освоения программы
внеурочной деятельности;
•
качественные характеристики школьного сервера, школьного сайта,
внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети.
К реализации программы досугового общения должны быть привлечены
следующие
материально-технические ресурсы.
•
помещения (актовый зал со сценой, репетиционные комнаты, учебные
кабинеты, школьные рекреации, пришкольная территория);
•
фото-, видео- и мультимедиааппаратура (фотоаппараты, видеокамеры,
телевизоры, CD и DVD записывающие и проигрывающие устройства,
мультимедиапроекторы с экранами);
•
компьютерная и вычислительная техника, программное обеспечение.
Литература:
Программа разработана на основе Примерных программ
Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования
:.
М, «Просвещение» 2011г.
1.Дюнн М.
Всё о детской вечеринке / М. Дюнн. — М., 1999.
2.
Тубелъская Г. Н.
Детские праздники в семье / Г. Н. Тубельская. — М., 2000.
3.
Шмаков С. А.
Дети на отдыхе: прикладная энциклопедия: учителю,
воспитателю, вожатому / С. А. Шмаков. — М., 2001.
4.
Шмаков С. А.
Её величество — игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей,
родителей, воспитателей / С. А. Шмаков. — М., 2006.
5.Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 2000;
6.Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 2005;
7.Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 2009;
8.Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 2003;
9.Дорохов А. «О культуре поведения», М., 2004;
10.Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
11.Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
12.Журнал. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
Требования к результатам освоения дисциплины.
Предполагаемый результат
1.
Повышение уровня самосознания.
2.
Развитие эмоционально-волевых свойств.
3.
Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в
обществе.
4.
Повышение навыков общения с взрослыми и одноклассниками.
5.
Повышение культуры поведения и взаимоотношения в коллективе.
6.
Развитие коммуникативных навыков.
7.
Развитие творческих способностей.
В результате освоения курса «Эстетика повседневности», учащийся овладеет
следующими знаниями и умениями:
О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить
людям и добру.
О стремлении к самосовершенствованию.
О культуре поведения и общения.
Специфику эстетического отношения к действительности, включая вопросы
эстетического сознания, его влияния на профессиональную деятельность;
место и роль искусства в жизни человека и общества, принципы, функции и
морфологию искусства для использования в сфере профессиональной
деятельности.
Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной
жизни.
Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
Заниматься самовоспитанием.
- анализировать эстетические аспекты профессиональной деятельности;
- использовать художественную и эстетическую ценность искусства для
решения проблем в сфере устранения и погашения конфликтов;
- организовывать художественно-эстетическую деятельность для решения
управленческих задач и совершенствования профессионального мастерства.
Овладеет следующими навыками:
- опытом художественно-эстетического восприятия;
- языком классического и современного искусства, его современными
технологиями с целью оказания эффективного влияния на индивидуальное и
групповое эстетическое сознание в организации;
- иметь навыки по использованию эстетических и художественных знаний
для организации профессиональной и управленческой деятельности;
позитивного эстетического воздействия на других людей.
Приобретение школьниками знаний об эстетике повседневной жизни людей и
общества, норм этики и морали, знаний общественных ценностей;
приобретение социальных знаний о ситуации межличностного
взаимодействия, способов взаимопонимания; о понимании социальной
реальности повседневной жизни; о правилах групповой работы; обогащение
личного опыта общения детей; ориентация на выполнение нравственных
норм - заповедей в процессе общения; овладение нормами речевого этикета и
культуры поведения.