Напоминание

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ


Автор: Громова Инна Александровна
Должность: Учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 103
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
Раздел: среднее образование





Назад




Инновационные технологии в процессе обучения химии

В нашей современной жизни с каждым годом растут требования к деловым

характеристикам людей. Поэтому в школьном образовании, которое учит и влияет на

воспитание

этих

людей,

происходят

коренные

изменения.

Происходит

расширение

практико-ориентированной информации, направленной на решение жизненных проблем.

Характер деятельности учащихся от репродуктивного (выполнение заданий по образцу, по

алгоритму) меняется на продуктивный. Учащиеся самостоятельно ищут решение нового

для

них

задания,

проблемы,

т.е.

они,

учатся

применять

знания

в

новой

ситуации,

самостоятельно

разрабатывать

алгоритм

решения

стоящей

перед

ними

проблемы.

Ключевой

характеристикой такого

обучение

является

формирование

различных

компетентностей

учащихся. А

они

определяются

образовательными

технологиями.

Материал

школьной

программы

в

учебниках

химии

представлен

стандартно

и

однообразно. Считаю, что используя различные методы и образовательные технологии,

изучать

материал

учебника

можно

более

интересно.

Современный

образовательный

процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, содействующих

развитию творческих способностей обучающихся.

«Технология» в переводе с греческого на русский язык означает искусство, умение,

мастерство учить. Инновационная педагогическая технология - это сложный процесс

реализации методов, процедур, средств, направленных на достижение поставленных

целей. Развитию познавательных и творческих способностей у учащихся способствуют

различные педагогические технологии: развивающее обучение, проблемное обучение,

разноуровневое обучение, исследовательский метод обучения,

коллективная система обучения, проектный метод обучения, ИКТ.

Технология проблемного обучения

Это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под

руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность

учащихся по их решению. В результате такой деятельности и происходит овладение

знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Проблемные

ситуации могут создаваться на всех этапах урока. Например:

9 класс, «Фосфор». При объяснении нового материала зачитываю отрывок из

произведения Конан Дойля «Собака Баскервилей». После прочтения текста задаю

вопрос: какую ошибку допустил автор в своём произведении и вообще может ли писатель

допустить ошибку? Почти все учащиеся отвечают, что автор может допустить ошибку,

таких больших собак не бывает. Ответы не опровергаю и не соглашаюсь. Предлагаю

познакомиться с фосфором, как химическим элементом, так и простым веществом. После

этого ребята находят ошибку в произведении. Светится белый фосфор, который очень

ядовит и воспламеняется на воздухе;

10класс, «Ароматические углеводороды» - исходя из структурной циклической формулы

бензола, которую предложил Кекуле, назовите реакции, которые будут характерны для

данного вещества (демонстрация опытов взаимодействия бензола с бромной водой и

перманганатом калия). Бензол с ними не реагирует. В чем причина данного противоречия?

(Противоречие между строением молекулы (формулой Кекуле) и свойствами);

10класс, «Многоатомные спирты» - отличаются ли по свойствам спирты, содержащие

несколько групп, от спиртов, имеющих в своем составе одну гидроксильную группу?

(Опыт взаимодействия глицерина с основаниями приводит к противоречию: учащимся

известно, что одноатомные спирты при нормальных условиях не реагируют с

основаниями);

10класс, «Глюкоза» - формула глюкозы С

6

Н

12

О

6

. Какие функциональные группы имеются

в ее строении? Если в молекуле глюкозы имеется альдегидная группа, то почему она не

реагирует с фуксинсернистой кислотой?

При знакомстве с ароматическими углеводородами в 10 классе предлагаю решить задачу

на нахождение молекулярной формулы вещества и построить структурную формулу

неизвестного углеводорода, с учётом валентности углерода. С решением задачи учащиеся

справляются, а с построением структурной формулы возникают затруднения. Начинаем

вместе искать выход из сложившейся проблемной ситуации. Примеров можно приводить

очень много, почти на каждом уроке можно создать проблемную ситуацию.

Исследовательский метод обучения

Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое

значение при изучении любого предмета. Однако в химии есть свои особенности. Прежде

всего, это касается многочисленных экспериментальных и теоретических исследований.

Школьный эксперимент может применяться на разных этапах урока, он необходим для

лучшего усвоения и закрепления знаний учащихся.

Виды исследовательской деятельности на уроках могут быть разными: демонстрационный

опыт, лабораторная работа, практическая работа. Например:

- 8 класс, при изучении физических и химических признаков химических явлений, ребята

выполняют лабораторную работу и сами делают вывод о признаках химических реакций;

- тема «Кислоты», учащимся предлагаю испытать растворы кислот разными

индикаторами, результаты занести в таблицу. После выполнения задания ребята делают

вывод о том, что лакмус и метилоранж в кислотах красные. Вопрос: «Почему индикаторы

в кислотах красные?». Сравнивая качественный состав кислот, учащиеся говорят, что во

всех кислотах присутствуют ионы водорода, которые изменяют окраску индикатора.

Вывод, что с помощью индикаторов кислоты можно распознать среди других классов

неорганических соединений.

-тема «Гидролиз» (11 класс), прошу учащихся ответить на вопрос: «Какое определение

Вы дали бы этому процессу?» В работу включается почти весь класс, и предлагают свое

определение. Гидро - вода, лизис - растворять, следовательно растворение соли в воде, а

при растворении новых веществ не образуется. Предлагаю их теоретические выводы

подтвердить на практике, провожу демонстрационный опыт: 4 стакана с водой, 1 оставляю

как эталон для сравнения, а в остальные добавляю соль – хлорид натрия, карбонат натрия,

хлорид алюминия. Затем в каждый стакан добавляю индикатор метилоранж. Каково же

удивление ребят, когда они видят изменение окраски индикатора, которая говорит о том,

что произошел химический процесс, а по цвету индикатора можно определить среду

раствора: нейтральная, кислая, щелочная. Прошу ребят еще раз дать определение этому

процессу, они отвечают, что это взаимодействие соли с водой.

Информационно - коммуникационные технологии

Использование информационных и коммуникационных технологий открывает новые

перспективы и возможности для обучения химии. Использую на различных этапах урока:

для проведения химической разминки, на этапе объяснения нового материала, для

коррекции знаний, умений, навыков. Развивают познавательные и творческие способности

учащихся. Использую технологию мультимедийных уроков. Одновременное воздействие

на два важнейших органа (слух и зрение) облегчает процесс восприятия и запоминания

информации. Не все химические эксперименты можно проводить в школьной

лаборатории, здесь на помощь приходит мультимедийное оборудование и коллекция

видеоопытов. Заранее приготовленные слайды с таблицами, схемами, рисунками экономят

время учителя на уроке, а сам урок делают более запоминающимся и содержательным и

эмоциональным.

Применение на уроках презентаций, созданных учащимися, даёт им возможность

принимать активное участие в создании урока (поиск и систематизация информации), тем

самым, формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а так же навыки владения

информационными компьютерными технологиями. При подготовке к уроку ученики могут

использовать Интернет-ресурсы, образовательные сайты как информационное поле,

позволяющее получить дополнительную информацию.

При подготовке уроков, проведении предметных недель, использую готовыe электронныe

презентации, что позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика,

позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны

химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. В

работе использую несколько готовых ИКТ продуктов:

- Виртуальная лаборатория.8-11 класс;

- Типовые задачи по химии для 8-9 классов (в двух частях);

- Интернет

Технология игрового обучения.

Игровая учебная деятельность должна быть неотъемлемой частью учебного процесса.

Игры помогаю разнообразить урок. Например, можно использовать игру, в которой

учитель загадывает нечто (химическую реакцию, класс органических или неорганических

соединений, конкретное вещество и т. д.). Ученики пытаются найти ответ, задавая

вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да, и нет».

Такая игра помогает научиться вырабатывать стратегию поиска. Можно использовать игру

«пресс-конференция». Класс делится на две группы, одна из которых собирает и изучает

материал, посвященный конкретной теме, например, ароматические углеводороды. Другая

же группа, составляет вопросы к этой теме. Как только учащиеся будут готовы,

назначается день пресс-конференции. Первая группа должна найти ответы на все

интересующие вопросы второй группы.

Алгоритмизации подачи материала. Пример: ТЕМА: «Химические уравнения».

Основная цель урока: «Научить учащихся делать условную запись химической реакции с

помощью химических формул и математических знаков».

На доске вывешивается алгоритм действий, выражаемый набором глаголов и ребята,

ориентируясь по этим глаголам, учатся писать химические уравнения. Действия учителя

заключаются в том, чтобы научить ребят пользоваться этим алгоритмом.

ДОПИСАЛ - этому глаголу соответствует операция по дописанию уравнения:

AI + HCI = AICI + H

2

ПОСТАВИЛ - эта операция необходима для составления формул, она подразумевает

указание степеней окисления и зарядов ионов кислотных остатков:

+3

_

AI + HCI = AICI + H

2

СОСТАВИЛ - эта операция подразумевает составления формул:

AI + HCI = AICI

3

+ H

2

УРАВНЯЛ - расстановка коэффициентов:

2AI + 6HCI = 2AICI

3

+ 3H

2

Набор этих глаголов используется из урока в урок, пока последовательность действий не

будет усвоена до автоматизма.

Эти глаголы являются проводником для учащихся (показывают какую операцию

необходимо провести следующей).

Образовательная рефлексия

Это способность резюмировать информацию в нескольких словах. Составляем синквейн.

Эта технология заключается в обобщение изученного материала и основана на богатом

понятийном аппарате.

Правила написания синквейна:

1.

В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

2.

Вторая строчка - это описание темы в двух словах (прилагательные).

3.

Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами

(глаголами).

4.

Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме

(чувства одной фразой).

5.

Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

8 класс, «Оксиды», синквейн:

1.Оксиды

2.Разные, кислородосодержащие

3.Выдыхаем, пьем, добываем

4.Оксиды встречаются повсеместно

5.Оксиды – бинары

10класс, «Кислородсодержащие органические вещества», синквейн:

1.

Вещества.

2.

Кислородсодержащие, органические.

3.

Привлекают, предупреждают, защищают.

4.

Загадочные способы общения в природе.

5.

Феромоны, алломоны.

Кроме предложенного «классического» варианта написания синквейна мною

используются следующие варианты применения пятистиший:

А) составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз,

входящих в состав синквейна). Например, дан следующий синквейн:

1. Полимеры

2. Легкие, прочные

3. Горят, разлагаются, плавятся

4. Широко используются в наше время

5. Макромолекулы

Краткий рассказ на основании данного пятистишия может получиться таким: полимеры

очень легкие, прочные соединения, которые при определенных условиях разлагаются,

плавятся, при нагревании, как и многие органические вещества, горят. Полимеры широко

используются в наше время. Молекулы полимеров имеют огромную массу и сложное

строение.

Б) анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дается

синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих

строк ее определить:

1. Предельные, непредельные, ароматические

2. Горят, взаимодействуют, синтезируют

3. Состоят из атомов углерода и водорода

4. Вещества

Правильным ответом на это пятистишие является слово «Углеводороды», т.к. синквейн

применялся при изучении тем «Органические соединения», то и предложенные выше

фразы касались химических веществ - неорганических и органических. Могут быть и

другие вариации этого метода. Так, может отсутствовать не первая строка, а, допустим,

четвёртая - тогда учащимся предлагается добавить фразу, соответствующую общей

направленности синквейна. Следовательно, в пятистишии может отсутствовать любая

часть или же даже несколько частей. Поиск необходимой отсутствующей части также

стимулирует интерес учащихся и интенсифицирует креативные способности учащихся.

Т.о, процедура составления синквейна, являясь эффективным инновационным методом,

позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем:

информационной, деятельностной и личностной.

Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет

реализовать педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить

оперативный отклик, а учащимся дает возможность самостоятельно выбирать

образовательную траекторию - последовательность и темп изучения тем, систему

тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее

требование современного образования - выработка у субъектов образовательного процесса

индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их

личностное развитие. Применение описанных технологий придаёт урокам химии особую

привлекательность, является одним из способов развития познавательных и творческих

интересов учащихся к химии как к науке, а также способствует активизации

мыслительной деятельности учащихся, что подтверждает гипотезу опыта работы.

Инновационные технологии способствуют повышению эффективности обучения предмету

химии.



В раздел образования