Авторы: Мугаева Светлана Гуннадьевна, Мугаева Светлана Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Зубово–Полянская СОШ 1"
Населённый пункт: Республика Мордовия Зубово–Полянский район пос.Зубова Поляна
Наименование материала: публикация
Тема: Работа с одаренными детьми в условиях организации ФГОС
Раздел: начальное образование
Работа с одаренными детьми
в условиях реализации ФГОС второго поколения
Одаренность- это системное, развивающееся в жизни качество
психики, которое определяет возможности достижения
человеком более высоких результатов в одном или в
нескольких видах деятельности по сравнению с другими
детьми. При этом особое значение имеют собственная
активность ребенка, а также психологические механизмы
саморазвития личности, лежание в основе формирования и
реализации индивидуального дарования
В настоящее время, когда значение интеллектуального и
творческого человеческого потенциала возрастает, работа с
одаренными детьми является крайне необходимой. Очень важно,
принимая новый класс, новых учеников, ставить перед собой цель:
поддержать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности,
создать условия для исследования, развить интерес к предмету. Из
поставленной цели и вытекают соответствующие задачи:
- Выявление одаренных детей;
- Развитие интеллектуальных способностей и
компетентностей обучающихся;
- Переход к новому содержанию образования;
- Осуществление индивидуализации, дифференциации
обучения, использование личностно-ориентированного
подхода развития ученика;
- Развитие способностей обучающихся через интеграцию
урочной и внеурочной деятельности, участие в проектной,
исследовательской и экспериментальной деятельности;
- Повышение педагогического мастерства;
- Создание системы работы с одаренными детьми;
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от
того как организована работа с этой категорией учащихся. Многие
дети одарены от природы, но, тем не менее, необходима четкая
организация обучающей деятельности, целенаправленная и
систематическая работа.
Для успешного развития одаренности учащихся применяю
следующие технологии:
личностно-ориентированное обучение;
информационно – коммуникационные технологии;
технология исследовательской деятельности;
проблемное обучение.
Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я
стараюсь проявить интерес к своему предмету.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у
ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким
кругом учащихся, которые проявили творческие способности и
заинтересованность в предмете. Формами работы этого этапа
является, проектная и исследовательская деятельность, участие в
конкурсах, олимпиадах разного уровня.
Условия успешной работы с одарёнными учащимися:
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива
и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования
положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической
системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того,
что реализация системы работы с одаренными детьми
является одним из приоритетных направлений работы школы.
Для продуктивной работы с одарёнными детьми педагогу
необходимо:
- найти сильную сторону ребёнка и дать ему возможность
проявить её, почувствовать вкус успеха и поверить в свои
возможности. Проявить сильную сторону означает
возможность отступать от школьной программы, не
ограничивать её рамками;
- выявить индивидуальные особенности детей. Поскольку
одарённость не лежит на поверхности, учитель должен
хорошо владеть методикой её определения.
Большинство педагогов чрезмерно доверяют тестированию, не
имеет достаточных сведений об учащихся. Считается, что
ребёнок с высоким интеллектом должен превосходить
остальных по всем школьным предметам. Следовательно,
учителя ждут от него наибольшей эмоциональной и
социальной зрелости и убеждены, что ему не нужна
специальная помощь;
- воспитывать лидерские качества. Творческая личность
характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу
деятельности двигаться вперёд. В школе этому способствует
продуманная методика обучения, предназначенная не только
для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить».
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается
на дифференцированном подходе, что способствует расширению и
углублению образовательного пространства предмета.
Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как
из урочной, так и из внеурочной деятельности
Урочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии для
удовлетворения познавательной мотивации
развития способностей (разноуровневые тесты, презентации,
тренажёры),
- творческие и нестандартные задания.
Проблемно-развивающее обучение
Большинство учителей, работающие с одарёнными детьми,
успешно реализуют технологию проблемного обучения. Учителя
создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при
которой младшие школьники поставлены перед необходимостью
самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной
или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом,
сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет
организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в
результате чего происходит творческое овладение знаниями,
навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектно-исследовательская деятельность
Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе
является проектирование. Проектный метод представляет такой
способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение
через делание», когда учащийся самым непосредственным образом
включён в активный познавательный процесс, самостоятельно
формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой
информации, планирует возможные варианты решения проблемы,
делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по
кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный
жизненный опыт
Внеурочная деятельность.
К ней относятся следующие виды деятельности:
- факультативы,
- предметные недели,
- театрализованные праздники,
- олимпиады и конкурсы по предметам.
Факультативы.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование
факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги
максимально реализуют дифференциацию обучения,
индивидуальный подход, применяя разные методы работы:
наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной
литературой. Использование разных факультативов позволяет
учесть различные потребности и возможности одарённых детей.
Предметные недели.
Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в
частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся,
являются предметные недели. При проведении недели начальных
классов у детей появляется возможность использовать свой
творческий потенциал в полной мере.
Театрализованные праздники.
Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными
детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только
реализовать актерские способности, непосредственно участвуя
в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая
сценарии постановок, развить склонность к художественному
чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию
и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.
Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей
к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе
по самосовершенствованию.
Олимпиады и конкурсы по предметам.
Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение
школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно
пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным
областям
Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми .
В целом, подготовка специалистов включает в себя следующие
аспекты:
формирование профессионально-личностной позиции педагогов. С
учетом психологических, дидактических и иных особенностей
обучения и развития одаренных детей основным требованием к
подготовке педагогов для работы с ними является изменение
педагогического сознания. А именно ломка сложившихся ранее у
данного педагога стереотипов восприятия (ученика, учебного
процесса и самого себя), общения и поведения (способов
взаимодействия) и, в итоге, методов обучения и воспитания.
Именно дети с признаками одаренности вольно или невольно могут
создавать своим поведением нестандартные ситуации, для решения
которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы не
только бесполезны, но даже вредны как для ребенка, так и для
самого учителя.
Исследовательская деятельность предполагает наличие основных
этапов, характерных для исследования в научной сфере:
· выбор темы, постановка проблемы;
· изучение теории, посвященной данной проблематике, сбор
материала; его анализ и обобщение;
· индивидуальная работа педагога с учащимися, научный
комментарий;
· оформление выполненных исследовательских работ, подготовка к
защите работы.
Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка
является неотъемлемой принадлежностью исследовательской
деятельности, нормой ее проведения.
Успехи моих учеников – это мои успехи. Ситуацию успеха мы
должны создавать не эпизодически, а постоянно, тем самым
повышая внутреннюю мотивацию ребенка к достижению высоких
результатов.
Советы учителю
Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения
одарённого ребёнка.
Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о
завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а
в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его
незаурядных возможностей.
Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса
знаний.
Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации
обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в
расписании и выделив большее количество часов на кружковую и
индивидуальную работу с одаренными детьми.
При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора
внеурочных занятий.
На уроках и вне активно использовать проблемно-
исследовательский метод, развивая познавательные и творческие
способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная
работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает
проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а
творческий характер.
Необходимо создавать приложения к своим программам в виде
набора оригинальных заданий, развивающих творческие
способности, воображение, фантазию учащихся.
Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все
время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою
планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже
достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.
Для развития способностей нужна высокая познавательная
активность подростка, причем не всякая деятельность развивает
способности, а только эмоционально приятная.
Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной
обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.
Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому
ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется
непостижимым.
Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о
необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка.
Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к
самому себе - обязательные составные части успешности уроков.
Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют
принципиально иной подготовки, поскольку их отличает
необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя",
экспериментированию.
Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком
является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что
одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной
чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго
выбить из колеи.
Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми.
Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети
наиболее восприимчивы.
Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на
балл выше, но не наоборот.
Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в
то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если
ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает,
значит, учитель кое-чего достиг.
После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто
стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои
обязанности выполнил.
Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми
Разбираться в психологических особенностях одаренных детей,
учитывать их потребности и интересы;
Быть доброжелательным и чутким;
Уметь строить обучение в соответствии с результатами
диагностического обследования ребенка;
Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать
обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий
обучения;
Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и
хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг
интересов и умений и стремление к постоянному
самосовершенствованию;
Обладать чувством юмора;
Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению
специальных знаний;
Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
Стимулировать когнитивные способности учащихся.
У одарённых детей имеются как плюсы, так и минусы.
Негативными сторонами одарённых детей являются
следующие качества личности:
1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого
человека, особенно если он интеллектуально слабее.
2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и
неинтересна.
3. Отставание в физическом развитии по сравнению со
сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает
интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в
коллективных спортивных играх.
4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль
собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время
разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно
ставит ударение в словах.
6. Стремление всегда быть правым и споре из-за отсутствия
конформизма и способности идти на компромисс.
7. Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится
скучно с ними.
Все эти не очень симпатичные черты характера одарённого ребёнка,
которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать
неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя.
Не секрет, что, находясь в обычной школе, одарённый ученик часто
раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает
столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только на
себя. В результате этого происходит изоляция одарённого ученика
от остального класса.
Перевод в более старший класс на основании знания программы
ведет к разрыву дружеских связей и трудностям установления таких
связей в новом классе.
В результате многие одарённые дети в школе чувствуют себя
изгоями, Классно-урочная система обучения, являясь хорошим
стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для
одарённых.
Поэтому с одарённым ребенком надо работать либо по
индивидуальной программе, либо направлять его в специальную
школу, где учатся такие же, как и он сам, одаренные дети.
Одарённые дети и учебная деятельность
В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что:
1. Хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не
воспринимая это как насилие над собой.
2. Способны к самостоятельным действиям. Умеют критически
оценивать окружающую действительность и проникать в суть
вещей и явлений.
3. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов
жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
4. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если
они кажутся достаточными для их сверстников.
5. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё
делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных
целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их
достижения.
6. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в
проблему, подавляя любые «помехи».
7. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в
экстремальной ситуации.
8. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и
исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
9. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в
данный момент для самореализации.
10. Лучше других своих сверстников способны раскрывать
отношения между явлениями и сущностью, использовать
логические операции, систематизировать и классифицировать
материал.
11. Остро переживают несправедливость в случае нарушения
морально-нравственных норм и отношений.
Тест на определение готовности педагога к работе с одаренными
детьми
Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?
Действительно ли вы можете судить об одаренности ребёнка,
понимать причины недостаточного развития способностей у
здорового ребёнка?
Все это может показать тест, который вам предлагается выполнить.
Дайте на каждый вопрос один из трёх ответов - «да», «нет», «не
знаю».
Можете обозначить их: «да» - (+), «нет» - (-), «не знаю» - (о).
Приступайте!
1. Нельзя слишком рано учить ребёнка читать, даже если он сам к
этому стремится.
2. Память - это самое главное для развития способностей.
3. Пока ребёнок мал, никаких жестких требований к нему нельзя
предъявлять.
4. Нельзя одаренного ребёнка учить точно так же, как обычного. +
5. Одаренные дети иногда с трудом усваивают знания и навыки, не
соответствующие их способностям.
6. Ребёнку с ранних лет необходимо предоставлять выбор везде, где
это только можно: в еде, прогулках и даже в выборе друзей.
7. Чувство долга нельзя воспитывать слишком рано, нельзя
предъявлять маленькому ребёнку строгие требования - от этого
страдает его личность.
8. Математику до 12-13 лет должны достаточно полно изучать все
дети вне различий в способностях.
9. Одаренный ребенок часто имеет трудности в общении.
10. Нужно, чтобы с первых дней обучения в школе ребёнок был
ориентирован только на отличные отметки.
11. Нельзя постоянно проявлять любовь к ребёнку, пусть даже
маленькому - можно избаловать.
12. Детей до 11-12 лет нельзя обучать в профилированных классах -
математических, гуманитарных и т.д.
13. Нельзя наказывать ребёнка за сломанную игрушку - он не
виноват.+
14. Ребёнка нельзя заставлять читать, особенно художественную
литературу.
15. Ребёнка с малых лет необходимо приучать к обязанностям по
дому.
16. У каждого ребёнка должна быть уверенность в своих силах.
17. Строгие наказания вредны для развития ребёнка.
18. Нельзя наказывать ребёнка за плохое выполнение
интеллектуальной деятельности: плохо прочитал, неправильно
сосчитал.
19. Если ребёнок обыкновенный, нельзя, чтобы он считал себя
способным, это будет мешать ему в жизни.
20. Одарённость только от бога или от природы.
21. Маленького ребёнка нельзя постоянно брать на руки - этим его
можно избаловать.
22. Одарённого ребёнка можно сразу определить - он поражает всех
своими знаниями и суждениями.
23. Хороший учитель тот, на уроке которого детям всегда
интересно, и они не замечают, как идет время.
24. Нужно, чтобы с самого раннего детства ребёнку поменьше
запрещали, тогда он вырастет настоящей личностью.
25. Маленького ребёнка нельзя наказывать, это ведёт к подавлению
личности.
26. От оценок в школе желательно по возможности избавляться.
27. Когда взрослые читают ребёнку, очень важно, чтобы он сидел
тихо и прислушивался к каждому слову.
28. Одарённым детям ни в коем случае нельзя говорить, что они
одарённые. Они могут зазнаться.
29. Для того, чтобы ребёнок вырос способным, с ним обязательно
надо заниматься ещё до школы чтением, счётом, иностранным
языком.
30. Для развития способностей нужно требовать, чтобы школьник
ежедневно читал хотя бы две-три страницы.
Да, и не следует забывать, что в работе с одарёнными учащимися
обращаем внимание на их достижения, так как оценки взрослых
для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и
самооценки. Создаём у них мотивацию к достижению, готовность
идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с
одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся
процесс.
Он
требует
от
учителя
личностного
роста,
хороших,
постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и
их
обучения,
а
также
тесного
сотрудничества
с
психологами,
другими учителями, администрацией и обязательно с родителями.
Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости,
умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой
находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался
Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь
учиться».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания
творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007
2.
Лейтес
Н.С.
Возрастная
одаренность
и
индивидуальные
различия:
избранные
труды.
–
М.:
Издательство
Московского
психолого-социального
института;
Воронеж:
Издательство
НПО
«МОДЭК», 2003.
3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России.
Сборник
материалов
Всероссийской
научно-практической
конференции
/
Науч.
ред.
Н.Ю.
Синягина,
Н.В.
Зайцева.
–
М.:
Арманов-центр, 2010.