Напоминание

Военно–патриотическое воспитание в школе


Автор: Черняева Татьяна Николаевна
Должность: директор школы
Учебное заведение: МКОУ "Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова" Черемисиновского района Курской области
Населённый пункт: п. Черемисиново Курская область
Наименование материала: статья
Тема: Военно–патриотическое воспитание в школе
Раздел: среднее образование





Назад




Военно-патриотическое воспитание в школе

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и

обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые,

инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться,

работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей

школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Для

решения этих задач в нашей школе была составлена программа патриотического

воспитания школьников. Исходя из этой программы был составлен план военно –

патриотического воспитания.

Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие

патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-

настоящему гармоничной личности.

В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания

молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и

решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма.

Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного

назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина

важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему

защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера,

физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. В

школе, ребята получают первую профориентацию, нередко и практически знакомятся с

будущей военной специальностью связиста, кинолога, водителя, санинструктора. Ведь

освоение штатной боевой техники в войсках пойдет успешнее, если молодой человек до

призыва на службу в ряды Российской армии уже ознакомился с устройством и

эксплуатацией мотоцикла, автомобиля, трактора. Разве не укрепляют силу воли, не

вырабатывают у молодых людей терпение походы, состязания, военизированные игры.

Как видим, задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами,

педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе должен

пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному

школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной

целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время

(а не предательство и уклонение от службы в армии).

Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем

способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в

планетарную устойчивость России.

Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по трем

системообразующим направлениям:

I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.

Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

1.

Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей

Родины (шефство над памятником героически павшим воинам во время ВОВ,

который находится на территории парка в центре поселка Черемисиново и за

могилой Героя Советского Союза И. Ф. Алтухов, имя которого носит наша школа.

2.

Вахта памяти - выставление почетного караула у памятника в день освобождения

поселка Черемисиново, 23 февраля, в день Победы; возложение венков Славы;

участие в районных митингах и других патриотических мероприятиях. Проведение

экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны.

Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.

3.

Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов,

просмотров видеофильмов.

4.

Проведение смотров строя и песни, КТД патриотической направленности,

конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных

мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.

II направление. Военно-спортивные игры.

Прежде всего, это “Зарница” и “Орленок”, а также «Смотр строя и песни », «А ну-

ка, мальчики», «А ну-ка, парни» и др., которые в комплексе решают задачи почти всех

компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость игр

четко прослеживается с помощью обратной связи “ШКОЛА – АРМИЯ”. Опыт проведения

военно – спортивных игр показал популярность и важность этих форм военно-

патриотического и физического воспитания обучающихся. Эти патриотические игры

оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса,

способствуют развитию общественной активности детей, формируют качества,

необходимые будущему воину, защитнику Родины.

Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники

оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты,

военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества

III направление. Взаимосвязь школьного и воинского коллективов.

Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-

прикладными кружками, поездки в воинскую часть г. Курска, военно-полевых сборов,

встреч с военнослужащими. Данные направления являются военно-патриотическими

воспитательными комплексами

Кроме внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому

воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса. Каждый

общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим

потенциалом. Специальный раздел в предмете ОБЖ – ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

призван закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке,

привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике,

полученные на уроках знания и умения – иными словами, сформировать умения и навыки

военно-прикладного характера.

Уроки по разделу ОВС являются особенным звеном в системе военно-патриотического

воспитания школьников, так как охватывают, в отличие от других предметов, не весь

контингент учащихся школы. Кроме того, программа ОВС предполагает не только военную

подготовку, но и психологическую. Уроки носят как обучающий, так и воспитывающий,

развивающий характер. Для обеспечения более полной реализации целей учебно-

воспитательного процесса необходимо наличие хорошо оснащенного кабинета по основам

военной службы.

В школе действует кабинет ОБЖ.

Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально

помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей

проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает

преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности

школьников. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что

школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию

подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины.

Остаюсь при мнении, что воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы,

была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью,

одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим

свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но

она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и

добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить

знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

Решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле

патриотического воспитания.

От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей

страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень

хотелось, чтобы данная система военно-патриотического воспитания была постоянно

действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота

своей страны. Мне кажется, что нам это удалось и мы на правильном пути. Вся работа,

проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты.

Ребята учатся в школе с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего. За последние годы

не один выпускник нашей школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах

России. При встрече с выпускниками, которые проходят службу в армии, курсантами

военных училищ приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в школе по военно-

патриотическому воспитанию. Многие родители получают благодарственные письма от

командования за хорошую службу в рядах вооруженных сил. Я считаю что в этом

несомненно есть и наша заслуга .

Наши учащиеся с огромным желанием и интересом участвуют на уроках мужества, Днях

воинской славы, в “Зарнице”, встречаются с ветеранами войны и воинами запаса, участвуют

в военно-спортивных состязаниях и других мероприятиях по военно-патриотическому

воспитанию.

Дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а

защита Отечества – это долг и обязанность патриота.



В раздел образования