"Готовность участников образовательного процесса к инклюзии"
Автор: Пасхина Зоя Александровна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГБОУ "Школа №171" Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: статья Тема: "Готовность участников образовательного процесса к инклюзии" Раздел: дошкольное образование
ДО г. Москвы
Педагог-психолог дошкольного отделения
Пасхина З.А.
«Готовность участников образовательного процесса к
инклюзии».
Под инклюзивным образованием понимается включение детей с
ограниченными возможностями в образовательную среду, наряду с
нормативно развивающимися сверстниками, при соблюдении
необходимых условий. Под условиями подразумевается готовность к
инклюзии в образовательном учреждении, без которой будет происходить
и происходит «спонтанная, стихийная интеграция», при которой дети
могут не столько приобретать, обогащать и дополнять свои возможности,
сколько терять их. Образно можно сравнить такую ситуацию с обучением
плаванию, когда ребенка без всякой подготовки сталкивают в воду, и,
согласитесь, не каждый может выплыть самостоятельно. Поэтому резонно
по ходу сделать вывод о том, что не каждого ребенка и не на каждом этапе
жизни можно включать в общеобразовательную среду. Каждому - свой
способ интеграции, и в этом, видимо и состоит вариативность
образования.
Планируемую, специально организуемую готовность можно
подразделить на несколько составляющих. Материальная готовность
включает в себя достаточное количество и качество пособий, специальное
оформление пространства как безбарьерной среды, техническое
оснащение и т.д. Квалификационная готовность, подразумевающая
необходимый информационно - компетентностный уровень
1
подготовленности педагогов и всего персонала образовательного
учреждения для подобной работы. И собственно психологическая
готовность тех же сотрудников. При безусловной необходимости и
важности первых двух видов готовности, и их наличии, хочется
подчеркнуть, что отсутствие психологической готовности,
характеризуемой открытостью, желанием и решимостью действовать в
обсуждаемом направлении, вряд ли принесет ожидаемый эффект от
работы.
Психологическая готовность важна и нужна не только педагогам
(которые, как пионеры в прошлом, «всегда готовы») и всем сотрудникам,
тем или иным образом причастным к работе с детьми. Последнее
немаловажно, так как от отношения, например, нянечек к ребенку, не в
меньшей, если не в большей степени будет зависеть адаптация и
последующая «судьба» ребенка в заведении. Но также для всех остальных
участников образовательного процесса: самого ребенка с ограниченными
возможностями, детей группы, в которую попадает такой ребенок, а также
родителей тех и других детей. Если хотя бы кто-то из них будет не готов к
сотрудничеству, это значительно осложнит жизнь всех остальных и
затруднит инклюзивный процесс.
Ответственным координатором образовательной инклюзии,
конечно, выступают педагоги: дефектологи, психологи и воспитатели.
Они и занимаются
вовлечением в подготовительную работу родителей и детей. Формы
взаимодействия с родителями, видимо, нужно освещать отдельно.
О занятиях с детьми будет сказано ниже. Наверное, никто не будет
спорить, что такого рода работу уместнее всего проводить на базе
кмпенсирующих и комбинированных групп и дошкольных отделений, где
имеются и специалисты, и соответствующие методические материалы и
пособия. Атакже дети с ограниченными возможностями здоровья,
которым, в силу имеющихся у них проблем, пусть и не так ярко
2
выраженных, все-таки легче понять трудности своих ровесников-
инвалидов.
В развитии, созревании и формировании психологической
готовности к инклюзии можно выделить следующие направления,
которые одновременно являются и этапами, актуальными для всех
участников этого процесса: Понимание, Принятие и Поддержка или
«правило трех П». Так, имея в виду, что для родителей детей-инвалидов
характерна симбиотическая связь с ребенком либо отвержение его вместе
с его проблемами, важно преодоление этих крайностей, принятие ребенка
таким, какой он есть, не больным, а особенным. А также видение
возможных перспектив и успешности в будущем, понимания и
трудностей других детей, с «неограниченными возможностями», их
родителей и педагогов, настрой на сотрудничество и общение друг с
другом.
Для детей, инклюзируемых в образовательное учреждение,
необходимо постепенное вхождение в новое пространство,
предварительное знакомство с педагогами и детьми, снятие тревожности
и других негативных эмоций, плавный переход от индивидуальных
занятий к подгрупповым, развитие самостоятельности в разных видах
деятельности и взаимоотношений с детьми в совместных играх на
тактильном и вербальном уровне. Формирование доверия к окружающему
миру, познавательной и личностной активности и инициативности,
преодоление эгоцентризма.
Для детей группы и до, и после поступления в группу, например,
слабовидящего ребенка, целесообразно проводить занятия по
эмоционально-социальному развитию, где в форме бесед, чтения
художественной литературы, показа репродукций, специальных
упражнений раскрываются трудности, в частности людей с нарушением
зрения. Например, дети очень любят участвовать в классической
психотерапевтической игре «Слепой и поводырь», играх в «Жмурки»,
3
«Найди на ощупь» и т.д. После этих упражнений дети рассказывают о
своих ощущениях и чувствах. Важно, чтобы «Три П» красной нитью
проходили не только через специально организованные занятия, но и в
бытовых, режимных моментах, в свободных играх. Детям нужно понять,
что их слабовидящие друзья не только нуждаются в помощи, но,
обладают многими способностями и даже талантами, и сами способны
помочь им.
В работе с воспитателями, помимо информационных методов и
диалогов-дискуссий, используются и совместные занятия, и
интерактивные тренинговые формы, в которых педагоги пытаются
поставить себя на место ребенка.
Если широко толковать понятие образовательной инклюзии, можно
сказать, что каждый ребенок входит в детско-взрослую общность с
большим или меньшим трудом и у всякого имеются свои, разного рода
проблемы, пусть и незаметные поверхностному взгляду. И критерием
психологической готовности к инклюзии для педагогов можно считать их
умение понимать, принимать и поддерживать «обычных детей». Как
элемент тренинга, стоит задать себе самим вопрос, в какой мере педагог
осуществляет эти умения, в отношении слишком активных, конфликтных,
слабо и медленно соображающих, неловких детей, не раздражаясь, а
проявляя терпимость к их недостаткам и всесторонне поддерживая их.
4
Использованная литература :
1.
Закон «Об образовании», ст.79.
2.
ФГОС ДО.
3.
П. Коломейцев, Манске Кристель. «Каждый ребенок особенный.
Иллюзия дефекта». М.2015.
4.
Материалы Международных научно-практических конференций:
«Инклюзивное образование: опыт и перспективы». Саратов, 2008 г
.«Актуальные аспекты сближения образовательных учреждений и семей
в воспитании детей с проблемами здоровья». Москва, 2008 г.
5.Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности
инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е.
Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 1 . -С. 83-
92. - Библиогр.: с. 91 (8 назв. )
6. Артюшенко Н. П. Организация процесса включения детей с
ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения / Н.
П. Артюшенко. - (Наука - практике) // Практический психолог и логопед в
школе и ДОУ. - 2011. - N 1 . -С. 57-76 : табл.
5