Напоминание

"Готовность участников образовательного процесса к инклюзии"


Автор: Пасхина Зоя Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №171"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Готовность участников образовательного процесса к инклюзии"
Раздел: дошкольное образование





Назад





ГБОУ «Школа№171»

ДО г. Москвы
Педагог-психолог дошкольного отделения Пасхина З.А.
«Готовность участников образовательного процесса к

инклюзии».
Под инклюзивным образованием понимается включение детей с ограниченными возможностями в образовательную среду, наряду с нормативно развивающимися сверстниками, при соблюдении необходимых условий. Под условиями подразумевается готовность к инклюзии в образовательном учреждении, без которой будет происходить и происходит «спонтанная, стихийная интеграция», при которой дети могут не столько приобретать, обогащать и дополнять свои возможности, сколько терять их. Образно можно сравнить такую ситуацию с обучением плаванию, когда ребенка без всякой подготовки сталкивают в воду, и, согласитесь, не каждый может выплыть самостоятельно. Поэтому резонно по ходу сделать вывод о том, что не каждого ребенка и не на каждом этапе жизни можно включать в общеобразовательную среду. Каждому - свой способ интеграции, и в этом, видимо и состоит вариативность образования. Планируемую, специально организуемую готовность можно подразделить на несколько составляющих. Материальная готовность включает в себя достаточное количество и качество пособий, специальное оформление пространства как безбарьерной среды, техническое оснащение и т.д. Квалификационная готовность, подразумевающая необходимый информационно - компетентностный уровень 1
подготовленности педагогов и всего персонала образовательного учреждения для подобной работы. И собственно психологическая готовность тех же сотрудников. При безусловной необходимости и важности первых двух видов готовности, и их наличии, хочется подчеркнуть, что отсутствие психологической готовности, характеризуемой открытостью, желанием и решимостью действовать в обсуждаемом направлении, вряд ли принесет ожидаемый эффект от работы. Психологическая готовность важна и нужна не только педагогам (которые, как пионеры в прошлом, «всегда готовы») и всем сотрудникам, тем или иным образом причастным к работе с детьми. Последнее немаловажно, так как от отношения, например, нянечек к ребенку, не в меньшей, если не в большей степени будет зависеть адаптация и последующая «судьба» ребенка в заведении. Но также для всех остальных участников образовательного процесса: самого ребенка с ограниченными возможностями, детей группы, в которую попадает такой ребенок, а также родителей тех и других детей. Если хотя бы кто-то из них будет не готов к сотрудничеству, это значительно осложнит жизнь всех остальных и затруднит инклюзивный процесс. Ответственным координатором образовательной инклюзии, конечно, выступают педагоги: дефектологи, психологи и воспитатели. Они и занимаются вовлечением в подготовительную работу родителей и детей. Формы взаимодействия с родителями, видимо, нужно освещать отдельно. О занятиях с детьми будет сказано ниже. Наверное, никто не будет спорить, что такого рода работу уместнее всего проводить на базе кмпенсирующих и комбинированных групп и дошкольных отделений, где имеются и специалисты, и соответствующие методические материалы и пособия. Атакже дети с ограниченными возможностями здоровья, которым, в силу имеющихся у них проблем, пусть и не так ярко 2
выраженных, все-таки легче понять трудности своих ровесников- инвалидов. В развитии, созревании и формировании психологической готовности к инклюзии можно выделить следующие направления, которые одновременно являются и этапами, актуальными для всех участников этого процесса: Понимание, Принятие и Поддержка или «правило трех П». Так, имея в виду, что для родителей детей-инвалидов характерна симбиотическая связь с ребенком либо отвержение его вместе с его проблемами, важно преодоление этих крайностей, принятие ребенка таким, какой он есть, не больным, а особенным. А также видение возможных перспектив и успешности в будущем, понимания и трудностей других детей, с «неограниченными возможностями», их родителей и педагогов, настрой на сотрудничество и общение друг с другом. Для детей, инклюзируемых в образовательное учреждение, необходимо постепенное вхождение в новое пространство, предварительное знакомство с педагогами и детьми, снятие тревожности и других негативных эмоций, плавный переход от индивидуальных занятий к подгрупповым, развитие самостоятельности в разных видах деятельности и взаимоотношений с детьми в совместных играх на тактильном и вербальном уровне. Формирование доверия к окружающему миру, познавательной и личностной активности и инициативности, преодоление эгоцентризма. Для детей группы и до, и после поступления в группу, например, слабовидящего ребенка, целесообразно проводить занятия по эмоционально-социальному развитию, где в форме бесед, чтения художественной литературы, показа репродукций, специальных упражнений раскрываются трудности, в частности людей с нарушением зрения. Например, дети очень любят участвовать в классической психотерапевтической игре «Слепой и поводырь», играх в «Жмурки», 3
«Найди на ощупь» и т.д. После этих упражнений дети рассказывают о своих ощущениях и чувствах. Важно, чтобы «Три П» красной нитью проходили не только через специально организованные занятия, но и в бытовых, режимных моментах, в свободных играх. Детям нужно понять, что их слабовидящие друзья не только нуждаются в помощи, но, обладают многими способностями и даже талантами, и сами способны помочь им. В работе с воспитателями, помимо информационных методов и диалогов-дискуссий, используются и совместные занятия, и интерактивные тренинговые формы, в которых педагоги пытаются поставить себя на место ребенка. Если широко толковать понятие образовательной инклюзии, можно сказать, что каждый ребенок входит в детско-взрослую общность с большим или меньшим трудом и у всякого имеются свои, разного рода проблемы, пусть и незаметные поверхностному взгляду. И критерием психологической готовности к инклюзии для педагогов можно считать их умение понимать, принимать и поддерживать «обычных детей». Как элемент тренинга, стоит задать себе самим вопрос, в какой мере педагог осуществляет эти умения, в отношении слишком активных, конфликтных, слабо и медленно соображающих, неловких детей, не раздражаясь, а проявляя терпимость к их недостаткам и всесторонне поддерживая их. 4

Использованная литература
: 1. Закон «Об образовании», ст.79. 2. ФГОС ДО. 3. П. Коломейцев, Манске Кристель. «Каждый ребенок особенный. Иллюзия дефекта». М.2015. 4. Материалы Международных научно-практических конференций: «Инклюзивное образование: опыт и перспективы». Саратов, 2008 г .«Актуальные аспекты сближения образовательных учреждений и семей в воспитании детей с проблемами здоровья». Москва, 2008 г. 5.Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. -
N 1
. -С. 83- 92. - Библиогр.: с. 91 (8 назв. ) 6. Артюшенко Н. П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения / Н. П. Артюшенко. - (Наука - практике) // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. -
N 1
. -С. 57-76 : табл. 5


В раздел образования