Напоминание

Направления реализации программы духовно–нравственного развития и воспитания обучающихся.


Автор: Иванчо Ирина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШИ №3
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Направления реализации программы духовно–нравственного развития и воспитания обучающихся.
Раздел: начальное образование





Назад




Направления реализации программы духовно-нравственного развития и

воспитания обучающихся

Только

целостный

подход,

проявляющийся

в

единстве

и

многообразии

педагогических воздействий и взаимодействий, может привести к достижению целей и

задач духовно-нравственного развития и воспитания младших

Процесс духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

охватывает следующие направления:

Гражданско-патриотическое воспитание:

получают

первоначальные

представления

о

Конституции

Россий-ской

Федерации, знакомятся с государственной символикой – гербом, флагом Российской

Федерации,

гербом

и

флагом Челябинской области и муниципалитета, в котором

находится образовательная организация (на плакатах, картинах, в процессе бесед,

чтения

книг,

участие

в

социально-значимых

проектах,

классных

часах,

изучение

основных

и

вариативных

учебных

дисциплин,

в

том

числе

курсов

внеурочной

деятельности);

знакомятся

с

героическими

страницами

истории

России

и

Челябинской

области, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения,

исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина в мирное и военное

время (в процессе бесед, встреч, просмотра кинофильмов, экскурсий по историческим

и

памят-ным

местам,

участвуя

в

сюжетноролевых

играх

гражданского

и

историкопатриотического

содержания, в социально-значимых акциях, посвященных

памяти участников и тружеников тыла во время Великой Отечественной войны, в том

ч и с л е

о б щ е с т в е н н о м

д в и ж е н и и

« Б е с с м е р т н ы й

п о л к » , составлении

книгипамяти«Имена

Южно-уральских

героев

Великой

Отечественной

войны»,

участвуя в торжественных линейках памяти, возложении цветов к вечному огню,

изучении основных

и

вариативных

учебных

дисциплин,

в

том

числе

курсов

внеурочной деятельности);

– знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством,

этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России и

Челябинской области (в процессе бесед, участия в сюжетноролевых играх, просмотра

кинофильмов, участия в творческих конкурсах, фестивалях, народных праздниках;

п о с е щ а я

м у з е и ,

э т н о г р а ф и ч е с к и е

п а м я т н и к и

к у л ь т у р ы ,

туристскокраеведческиеэкспедиции, изучая учебные предметы, курсы, в том числе

курсы внеурочной деятельности);

– знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны и Южного

Урала, с содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед,

проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и

проведении

мероприятий,

посвященных

государственным

праздникам,

изучения

основных

и

вариативных

учебных

дисциплин,

в

том

числе

курсов

внеурочной

деятельности);

– знакомятся с деятельностью общественных организаций патриоти-ческой и

гражданской направленности (в процессе посильного участия в социальных проектах

и мероприятиях, проводимых этими организациями, встреч с их представителями);

участвуют

в

просмотре

учебных

фильмов,

отрывков

из

художественных

фильмов,

проведении

бесед

и

классных

часов

о

подвигах

Российской

армии,

защитниках

Отечества,

подготовке

и

проведении

игр

военно-патриотического

содержания, конкурсах и спортивных сорев-нованиях, конкурсах инсценированной

или

строевой

песни,

сюжетноролевых

играх

на

местности

(«Военная

тайна»),

участвуют во встречах с ветеранами и военнослужащими, в воспитательных игровых

конкурсах «А нука, парни!», смотрах-конкурсах «Военная песня»;

– получают первоначальный опыт межкультурной коммуникации с детьми и

взрослыми – представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их

культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения

национальнокультурных

праздников,

в

том

числе в

ходе

изучения вариативных

учебных дисциплин, курсов внеурочной деятельности);

– участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с

биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и

патриотизма, участвуют в поисковой деятельности школьного музея, в том числе в

ходе изучения вариативных учебных дисциплин, курсов внеурочной деятельности;

– принимают

посильное

участие

в

школьных

социальнозначимых

проектах

«Подарок

ветерану»,

акциях

и

мероприятиях

по

поддержке

ветеранов

войн

и

участников военных конфликтов;

– принимают посильное участие в образовательных программах и проектах,

направленных на воспитание уважительного отношения к во-нскому прошлому и

настоящему нашей страны и Челябинской области (в рамках деятельности военно-

исторических клубов, школьных музеев, детских военно-спортивных центров и т. д.);

– участвуют в проектах, направленных на изучение истории своей семьи в

контексте значимых событий истории родного края – Южного Урала, страны.

Нравственное и духовное воспитание:

– получают первоначальные представления о базовых ценностях отечественной

культуры,

традиционных

моральных

нормах

российских

народов, в

том

числе

с

использованием примеров из жизни народов, населявших и населяющих территорию

Челябинской

области (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных

предметов,

бесед,

экскурсий,

заочных

путешествий,

участия

в

творческой

деятельности,

такой,

как

театральные

постановки,

литературно-музыкальные

композиции,

художественные

выставки, этнокультурные

фестивали

народного

творчества и в других мероприятиях, отражающих культурные и духовные традиции

народов России и Южного Урала);

участвуют

в

проведении

уроков

этики,

внеурочных

мероприятий,

направленных

на

формирование

представлений

о

нормах

морально-нравственного

поведения,

в

игровых

программах,

позволяющих

школьникам

приобретать

опыт

ролевого нравственного взаимодействия;

– знакомятся с основными правилами поведения в школе, общественных местах,

в том числе с этнокультурными традициями народов, проживающих на территории

Челябинской области (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов,

наблюдения

и

обсуждения

в

педагогически

организованной

ситуации

поступков,

поведения разных людей, посещения музеев и выставок, мероприятий, посвященных

празднованию народных праздников и обрядов жителей Челябинской области, в том

ч и с л е в

ходе

изучениявариативных

учебных

дисциплин,

курсов

внеурочной

деятельности);

усваивают

первоначальный

опыт

нравственных

взаимоотношений

в

коллективе класса и образовательной организации – овладевают навыками вежливого,

приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям,

взрослым, обучаются дружной игре, взаимной поддержке, участвуют в коллективных

играх, приобретают опыт совместной деятельности;

– принимают посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в

оказании

помощи

нуждающимся,

заботе

о

животных,

природе («Подарок далеким

друзьям»), помощь детям, жертвам вооруженных конфликтов ближнего и дальнего

зарубежья; акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Наш подарок детскому

дому»,

«Тимуровцы»

установление

шефства

над

жителями

микрорайона

с

ограниченными возможностями здоровья или инвалидами и т. д.

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

– получают первоначальные представления о роли труда и значении творчества в

жизни

человека

и

общества

в

процессе

изучения

учебных

предметов,

курсов

и

проведения

внеурочных

мероприятий

– ярмарка

знаний

и

будущих

профессий,

интеллектуальный марафон, встречи с интересными людьми; работа кружков и клубов

по интересам;

получают

элементарные

представления

о

современной

инновационной

экономике

экономике

знаний,

об

инновациях

в

процессе

изучения

учебных

дисциплин

и

проведении

внеурочных

мероприятий,

в

учебно-исследовательских

проектах;

– знакомятся с различными видами труда, профессиями Южного Урала (в ходе

экскурсий

на

производственные

предприятия,

встреч

с

представителями

разных

профессий, изучения учебных предметов);

знакомятся

с

профессиями

своих

родителей

(законных

представителей)

и

прародителей,

участвуют

в

организации

и

проведении

презентаций «Трудовая

династия нашей семьи» и др.;

– получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия

со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебнотрудовой деятельности в ходе

сюжетноролевых

экономических

игр,

посредством

создания

игровых

ситуаций

по

мотивам

различных

профессий,

проведения

внеурочных

мероприятий:

праздники

труда, ярмарки, конкурсы («Город мастеров»), организации детских фирм и т. д.,

раскрывающих

перед

детьми

широкий

спектр

профессиональной

и

трудовой

деятельности);

– приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду

(посредством

презентации

учебных

и

творческих

достижений,

стимулирования

творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой

инициативы в учебном труде);

– осваивают навыки творческого применения знаний, полученных при изучении

учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», при участии в

разработке и реализации различных проектов);

приобретают

начальный

опыт

участия

в

различных

видах

общественно

полезной

деятельности

на

базе

общеобразовательной

организа-ции

и

взаимодействующих

с

ней

организаций

дополнительного

образо-вания,

других

социальных

институтов

(занятие

народными

промыслами,

природоохранительная

деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые

акции, деятельность трудовых и творческих общественных объединений как младших

школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);

– приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома, бережного

отношения к имуществу образовательной организации и уходу за ним;

– участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с

биографиями

выпускников,

показавших

достойные

примеры

высокого

профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Интеллектуальное воспитание:

– получают первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального

труда

и

творчества

в

жизни

человека

и

общества

в

процессе

изучения

учебных

дисциплин

и

проведения

внеурочных

мероприятий

– общешкольные

предметные

олимпиады

и

общественные

смотры

знаний,

деятельность

детских

научных

сообществ,

творческих

лабораторий,

чествование

призеров

и

победителей

общешкольных,

городских

(районных)

и

областных

предметных

олимпиад

и

конкурсов;

чемпионаты

«знатоков

виртуального

мира»

(знатоков

информационно-

коммуникационных технологий), фестивали творческих и на-учноисследовательских

проектов;

общешкольные

смотры-конкурсы

«Лучший

ученик»

(по

параллелям

классов), «Лучший выпускник школы», «Лучшее портфолио ученика»;

получают

элементарные

представления

о

возможностях

интеллектуальной

деятельности

и

направлениях

развития

личности

в

рамках

деятельности

детских

научных

сообществ,

организаций

дополнительного

образования

детей

и

центров

интеллектуального

развития,

в

ходе

проведения

интеллектуальных

игр

интеллектуальные турниры знатоков и т. д.;

получают

первоначальные

представления

о

значимости

образования

и

интеллектуальном развитии как об общечеловеческой ценности в процессе учебной и

внеурочной деятельности;

получают

элементарные

навыки

научно-исследовательской

работы

в

ходе

реализации учебно-исследовательских проектов;

– получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия

со

сверстниками,

старшими

детьми,

взрослыми

в

творческой

интеллектуальной

деятельности (в ходе сюжетно-ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций

по

мотивам

различных

интеллектуальных

профессий,

проведения

внеурочных

мероприятий,

раскрвающих

перед

детьми

широкий

спектр

интеллектуальной

деятельности);

получают

первоначальные

представления

об

ответственности,

возможных

негативных

последствиях

интеллектуальной

деятельности,

знакомятся

с

этикой

научной работы в процессе учебной и внеурочной деятельности, выполнения учебно-

исследовательских проектов.

Здоровьесберегающее воспитание:

получают

первоначальные

представления

о

здоровье

человека

как

об

абсолютной

ценности,

о

его

значении

для

полноценной

человеческой

жизни,

о

физическом,

духовном

и

нравственном

здоровье,

о

природных

возможностях

организма человека, о неразрывной связи здоровья человека с его образом жизни в

процессе учебной и внеурочной деятельности – «Рейды Айболита и чистоты» и т. д.;

участвуют

в

пропаганде

здорового

образа

жизни

процессе

бесед,

тематических

игр,

театрализованных

представлений,

проектной

деятельности,

конкурсных традиционных мероприятий Южного Урала);

– учатся организовывать правильный режим занятий физической культурой,

спортом, туризмом, соблюдать рацион здорового питания, режим дня, учебы и отдыха;

получают

элементарные

представления

о

первой

доврачебной

помощи

пострадавшим (в ходе изучения вариативных учебных дисциплин, курсов внеурочной

деятельности);

– получают представление о возможном негативном влиянии компь-ютерных

игр,

телевидения,

рекламы

на

здоровье

человека

рамках

бесед

с

педагогами,

школьными психологами, медицинскими работниками, родителями), в том числе об

аддиктивных

проявлениях

различного

рода

наркозависимость,

игромания,

табакокурение,

интернетзависимость,

алкоголизм

и

др.,

как

о

факторах,

ограничивающих свободу личности, в том числе в ходе изучения вариативных учебных

дисциплин, курсов внеурочной деятельности;

– получают элементарные знания и умения противостоять негативному влиянию

открытой и скрытой рекламы ПАВ, алкоголя, табакокурения (учатся говорить «нет») в

ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов, в том числе в

ходе изучения вариативных учебных дисциплин, курсов внеурочной деятельности;

участвуют

в

проектах

и

мероприятиях,

направленных

на

воспитание

ответственного отношения к своему здоровью, профилактику возникновения вредных

привычек, различных форм асоциального поведе-ния, оказывающих отрицательное

воздействие на здоровье человека (лекции, встречи с медицинскими работниками,

сотрудниками правоохранительных органов, детскими психологами, проведение дней

здоровья, олимпиад, конкурсов, в том числе в

ходе

изучения вариативных учебных

дисциплин, курсов внеурочной деятельности);

– разрабатывают и реализуют учебно-исследовательские и просвети-тельские

проекты по направлениям: здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и

спорт, выдающиеся спортсмены, в том числе в ходе изучения вариативных учебных

дисциплин, курсов внеурочной деятельности;

регулярно

занимаются

физической

культурой

и

спортом

спор-тивных

секциях и кружках, на спортивных площадках, в детских оздоровительных лагерях и

лагерях

отдыха),

активно

участвуют

в

школьных

спортивных

мероприятиях,

соревнованиях; организация

и

проведение

туристских

слетов,

«робинзонад»

и

соревнований, одно

и много дневных пешеходных, комбинированных походов и

экспедиций, вечеров туристов, «Малых олимпийских игр», турниров (чемпионатов) по

пионерболу, атлетике, гимнастике, шахматам и шашкам (нардам), спортивных эстафет

учащимися,

родителями),

соревнований

«Мама,

папа,

я

спортивная

семья»,

«Самый

спортивный

класс», в

том

числе в

ходе

изучениявариативных

учебных

дисциплин, курсов внеурочной деятельности.

Социокультурное и медиакультурное воспитание:

– получают первоначальное представление о значении понятий «миролюбие»,

«гражданское согласие», «социальное партнерство», осознают важность этих явлений

для жизни и развития человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве в

процессе

изучения

учебных

предметов,

участия

в

проведении

государственных

и

школьных

праздников

(«Диалог

культур

во

имя

гражданского

мира

и

согласия»),

выполнения проектов, тематических классных часов, в том числе в ходе изучения

вариативных учебных дисциплин, курсов внеурочной деятельности;

приобретают

элементарный

опыт,

межкультурного,

межнациональ-ного,

межконфессионального

сотрудничества,

диалогического

общения

в

ходе

встреч

с

представителями различных традиционных конфессий, этнических групп, экскурсий,

выполнения

проектов

социокультурной

направленности,

отражающих

культурное

разнообразие народов, про-живающих на территории родного края, России, в том

числе в ходе изу-чениявариативных учебных дисциплин, курсов внеурочной деятельно-

сти;

– приобретают первичный опыт социального партнерства и межпоколенного

диалога

в

процессе

посильного

участия

в

деятельности

детско-юношеских

организаций,

школьных

дискуссионных

клубов,

школ

юного

педагога,

юного

психолога,

юного

социолога,

в

том

числе в

ходе

изучения вариативных

учебных

дисциплин, курсов внеурочной деятельности;

– моделируют (в виде презентаций, описаний, фото и видеоматериалов и др.)

различные ситуации, имитирующие социальные отношения в семье, школе и обществе

в ходе выполнения ролевых проектов;

принимают

посильное

участие

в

разработке

и

реализации

разовых

мероприятий

или

программ

добровольческой

социальнозначимой

деятельности,

направленных на решение конкретной социальной проблемы конкретного человека,

проживающего рядом с территорией школы, класса, школы, прилегающей к школе

территории, в

том

числе в

ходе

реализации курсов

внеурочной

деятельности

и

программ воспитательной работы классных руководителей;

приобретают

первичные

навыки

использования

информационной

среды,

телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества,

культурного

взаимообогащения

в

рамках

деятельности

кружков

информатики,

деятельности

школьных

дискуссионных

клубов,

интерактивного

общения

со

сверстниками из других регионов России.

Культуротворческое и эстетическое воспитание:

получают

элементарные

представления

об

эстетических

идеалах

и

художественных

ценностях

культур

народов

России и Челябинской области(в ходе

изучения инвариантных и вариативных учебных дис-циплин, посредством встреч с

представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства,

к

памятникам

зодчества

и

на

объекты

современной

архитектуры,

ландшафтного

дизайна и парко-вых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в

музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

– знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры

родного края, с фольклором и народными художественными промыслами, с историей,

укладом

жизни,

традициями,

обычаями

своего

народа,

азбучными

сведениями

о

культуре этнических общностей России, и в частности – культуре детей, посещающих

их класс, школу (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-

краеведческой

деятельности,

внеклассных

мероприятий,

включая

шефство

над

памятниками

культуры

вблизи

общеобразовательной

организации,

посещение

конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских,

театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических

выставок, встреч с представителями различных этнических диаспор, исто-риками,

этнографами, деятелями культуры и искусства; стенная печать, в том числе в ходе

изучения вариативных учебных дисциплин, курсов внеурочной деятельности);

– осваивают навыки видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного

края,

в

том,

что

окружает

обучающихся

в

пространстве

общеобразовательной

организации и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток

и года, в различную погоду; разучивают стихотворения, знакомятся с картинами,

участвуют в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о

природе, городских и сельских ландшафтах; развивают умения понимать красоту

окружающего

мира

через

художественные

образы,

в

том

числе в

ходе

изучения

вариативных учебных дисциплин, курсов внеурочной деятельности;

– осваивают навыки видеть прекрасное в поведении, отношениях и труде людей,

развивают умения различать добро и зло, красивое и безобразное, плохое и хорошее,

созидательное и разрушительное (знако-мятся с местными мастерами прикладного

искусства, наблюдают за их работой, участвуют в беседах «Красивые и некрасивые

поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», в беседах о прочитанных книгах, ху-

дожественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных иг-рах и т. д.);

– получают первичный опыт самореализации в различных видах творческой

деятельности,

выражения

себя

в

доступных

видах

и

формах

художественного

творчества

(на

уроках

художественного

труда,

занятиях

школьных

кружков

и

творческих

объединений,

литературных

и

художественных

салонов,

в

процессе

участия в творческих конкурсах, детских фестивалях искусств, творческих утренниках

и

вечерах,

народ-ных

праздниках

(«Посиделки»,

«Ярмарка»),

в

соревнованиях

по

национальным

видам

спорта

и

народных

играх,

в

томчислев

ходе

изучения

вариативных

учебных

дисциплин,

курсов

внеурочной

деятельности

и

программ

воспитательной работы классных руководителей);

– участвуют вместе с родителями (законными представителями) в проведении

выставок

семейного

художественного

творчества,

музыкальных

вечерах,

в

экскурсионно-краеведческой

деятельности,

реализации

культурнодосуговых

программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим

представлением в общеобразовательной организации своих впечатлений и созданных

по мотивам экскурсий творческих работ;

– получают элементарные представления о национальном кос-тюме народов

Южного Урала и о стиле одежды как о способе выражения душевного состояния

человека;

– участвуют в художественном оформлении помещений.

Правовое воспитание и культура безопасности:

– получают элементарные представления о политическом устройстве России,

Челябинской области и муниципалитета образовательной организации, об институтах

гражданского

общества,

о

законах

страны,

о

возможностях

участия

граждан

в

общественном управлении, о верховенстве закона и потребности в правопорядке,

общественном согласии (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических

классных часов, путем посещения экскурсий и встреч с представителями ор-ганов

государственной

власти,

общественными

деятелями,

в

том

числев

ходе

изучения

вариативных учебных дисциплин, курсов внеурочной деятельности);

– получают первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях

человека, учатся отвечать за свои поступки, достигать общественного согласия по

вопросам школьной жизни (в процессе бесед, тематических классных часов, в рамках

участия в школьных органах самоуправления, в том числе в ходе изучения вариативных

учебных дисциплин, курсов внеурочной деятельности);

получают

элементарный

опыт

ответственного

социального

поведения,

реализации

прав

гражданина

процессе

знакомства

с

деятельностью

детско-

юношеских движений, организаций, сообществ, посильного участия в социальных

проектах и мероприятиях, проводимых детскоюношескими организациями);

получают

первоначальный

опыт

общественного

самоуправления

в

рамках

участия

в

школьных

органах

самоуправления

(решают

вопросы,

связанные

с

поддержанием

порядка,

дежурства

и

работы

в

школе,

д и с ц и п л и н ы ,

с а м о о б с л уж и ва н и е м ;

у ч а с т ву ют

в

п р и н я т и и

р е ш е н и й

р у ко в о д с т в а

общеобразовательной

организации;

контролируют

выполнение

основных

прав

и

обязанностей; обеспечивают защиту прав на всех уровнях управления школой и т. д.);

– получают элементарные представления об информационной безо-пасности, о

девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность детей отдельных

молодежных субкультур (в процессе, бесед, тематических классных часов, встреч с

представителями

органов

государственной

власти,

общественными

деятелями,

специалистами, в том числе в ходе изучения вариативных учебных дисциплин, курсов

внеурочной

деятельности

и

программ

воспитательной

работы

классных

руководителей);

– получают первоначальные представления о правилах безопасного поведения в

школе,

семье,

на

улице,

общественных

местах

процессе

изучения

учебных

предметов,

бесед,

тематических

классных

часов,

проведения

игр

по

основам

безопасности,

участия

в

деятельности

клу-бов

юных

инспекторов

дорожного

движения, юных пожарных, юных миротворцев, юных спасателей и т. д.);

Воспитание семейных ценностей:

– получают элементарные представления о семье как о социальном институте, о

роли семьи в жизни человека и общества (в процессе изучения учебных предметов, в

том

числе в

ходе

изучения вариативных

учебных

дисциплин,

курсов

внеурочной

деятельности, бесед, тематических классных часов, встреч с представителями органов

государствен-ной власти, общественными деятелями и др.);

– получают первоначальные представления о семейных ценностях, традициях,

культуре семейной жизни, этике и психологии семейных от-ношений, основанных на

традиционных семейных ценностях народов России, нравственных взаимоотношениях

в

семье

процессе

бесед,

тематических

классных

часов,

проведения

школьно-

семейных праздников, выполнения и презентации проектов «История моей семьи»,

«Наши

семейные

традиции»,

«История

моей

семьи

в

истории

страны»,

«Наши

семейные реликвии», в том числе в ходе изучениявариативных учебных дисциплин,

курсов внеурочной деятельности);

– расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения

открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями

или

законными

представителями

творческих

проектов,

проведения

других

мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему

поколению, укрепляющих преемственность между поколениями);

– участвуют в школьных программах и проектах, направленных на повышение

авторитета

семейных

отношений,

на

развитие

диалога

поколений

рамках

деятельности школьных клубов «мам и пап», «бабушек и дедушек», проведения дней

семьи,

дней

национально-культурных

традиций

семей

обучающихся,

детско-

родительских

школьных

спортивных

и

культурных

мероприятий,

совместного

благоустройства школьных территорий, в том числе в ходе изучения вариативных учеб-

ных дисциплин, курсов внеурочной деятельности).

Формирование коммуникативной культуры:

получают

первоначальные

представления

о

значении

общения

для

жизни

человека,

развития

личности,

успешной

учебы,

о

правилах

эффективного,

бесконфликтного,

безопасного

общения

в

классе,

школе,

семье,

со

сверстниками,

старшими и младшими (в процессе изучения учебных предметов, в том числе в ходе

изучения вариативных учебных дисциплин, курсов внеурочной деятельности, бесед,

тематических классных часов, встреч со специалистами и др.);

развивают

свои

речевые

способности,

осваивают

азы

риторической

компетентности (в процессе изучения учебных предметов, в том числе в ходе изучения

вариативных

учебных

дисциплин,

курсов

внеурочной

деятельности,

участия

в

деятельности школьных кружков и клубов юного филолога, юного ритора, школьных

дискуссионных клубов, презентации выполненных проектов и др.);

– участвуют в развитии школьных средств массовой информации (школьные

газеты, сайты, радио, теле- и видеостудии);

– получают первоначальные представления о безопасном общении в интернете,

о современных технологиях коммуникации (в процессе изучения учебных предметов,

в

том

числе в

ходе

изучения вариативных учебных дисциплин, курсов внеурочной

деятельности, бесед, тематических классных часов, встреч со специалистами и др.);

– получают первоначальные представления о ценности и возможностях родного

языка, об истории родного языка, его особенностях и месте в мире (в процессе

изучения

учебных

предметов,

бесед,

тематических

классных

часов,

участия

в

деятельности школьных кружков и клубов юного филолога и др.);

– осваивают элементарные навыки межкультурной коммуникации, общаются со

сверстниками – представителями разных народов, знакомятся с особенностями их

языка, культуры и образа жиз-ни, выделяют особенности вербального и невербального

общения в различных культурах Южного Урала (в процессе бесед, народных игр,

организации и проведения национально-культурных праздников, в том числе в ходе

изучения вариативных

учебных

дисциплин,

курсов

внеурочной

деятельности

и

программ воспитательной работы классных руководителей).

Экологическое воспитание:

усваивают

элементарные

представления

об

экокультурных

ценностях,

о

законодательстве

в

области

защиты

окружающей

среды,

о

традициях

этического

отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической

этики,

об

экологически

грамотном

взаимодействии

человека

с

природой

ходе

изучения

учебных

предметов,

тематических

классных

часов,

бесед,

просмотра

учебных фильмов и др.);

получают

первоначальный

опыт

эмоционально-чувственного

непо-

средственного

взаимодействия

с

природой,

экологически

грамотного

поведения

в

природе

ходе

экскурсий,

прогулок,

туристических

походов

и

путешествий

по

родному краю и др.);

– получают первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности

(экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка

доступных территорий от мусора, подкормка птиц, участие в деятельности школьных

экологических центров, лесничеств, экологических патрулей, в создании и реализации

коллективных природоохранных проектов, посильное участие в деятельности детско-

юношеских организаций);

– при поддержке школы усваивают в семье позитивные образцы взаимодействия

с природой: совместно с родителями (законными пред-ставителями) расширяют опыт

общения

с

природой,

заботятся

о

животных

и

растениях,

участвуют

вместе

с

родителями (законными представителями) в экологических мероприятиях по месту

жительства;

– учатся вести экологически грамотный образ жизни в школе, дома, в природной

и городской среде (выбрасывать мусор в специально отведенных местах, экономно

использовать воду, электроэнергию, оберегать растения и животных и т. д.).

Все

направления

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

важны,

дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных

духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательная организация может

отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития и

воспитания

личности

гражданина

России,

конкретизировать

в

соответствии

с

указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы

деятельности на ступени начального общего образования [12].

Важным условием эффективной реализации программы духовно-нравственного

развития

и

воспитания

обучающихся

на

уровне

начального

общего

образования

является

взаимодействие

педагогического

коллектива

и

различных

социальных

субъектов

(семьи,

общественных

организаций,

учреждений

дополнительного

образования, культуры и спорта) при ведущей роли педагогического коллектива.

В реализации программы используются различные формы взаимодействия:

участие

представителей

общественных

организаций

и

объединений

с

согласия

обучающихся

и

их

родителей

(законных

представителей)

в

проведении

отдельных мероприятий в рамках реализации направлений

настоящей программы

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на

уровне начального

общего образования;

реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с

обучающимися

в

рамках

отдельных

программ,

согласованных

с

настоящей

программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне

начального общего образования и одобренных педагогическим советом и Советом

школы;

проведение

совместных

мероприятий

по

направлениям

духовно-

нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего

образования.

Семейное

воспитание

является

одним

из

важнейших

компонентов,

формирующих

нравственный

облик

обучающегося.

Именно

поэтому

повышение

педагогической

культуры

родителей

рассматривается

как

одно

из

ключевых

направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся на уровне начального общего образования.

Система

работы

школы

по

повышению

педагогической

культуры

родителей

строится на следующих принципах:

совместная педагогическая деятельность семьи и школы в определении

основных

направлений,

ценностей

и

приоритетов

деятельности

по

духовно-

нравственному развитию и воспитанию обучающихся;

сочет ание

педагогиче ского

про свещения

с

п е д а го г и ч е с к и м

самообразованием родителей;

педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

содействие родителям в реализации индивидуальных проблем воспитания

детей;

опора на положительный опыт семейного воспитания.

В

системе

повышения

педагогической

культуры

родителей

могут

быть

использованы

различные

формы

работы:

родительские

собрания,

конференции,

круглые столы и др.



В раздел образования