Автор: Позднякова Юлия Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 586
Населённый пункт: Василеостровского района города Санкт–Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Как написать сочинение–отзыв
Раздел: среднее образование
Как написать
сочинение-отзыв о рассказе
Валентины Осеевой «Навестила»
Я много раз
слышал
кукушку, но никогда ещё не видал даже на картинке.
Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде
совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу, погляжу. Это оказалось совсем не
просто. Я иду к ней на голос, а она замолкает.
Как
же
её
увидеть?
Она
прячется,
а
я
ищу.
Нет,
теперь
ты
ищи
меня!
Спрятался я в куст орешника и тоже кукукнул. И вот вижу: через поляну летит
какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках.
Неужели ястребёнок? Сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!».
Кукушка! Вот так что оно значит, она не на сову, а на ястребка похожа.
Прочитайте рассказ В. Осеевой «Навестила». Скажите, почему Валя вздохнула?.
Муся застала подру..ку в п..стел.. .Валя лежала с завязанной щ..кой. - У тебя, наверно,
флю..! - радостно сказала Муся, присаживаясь на стул. - Ах, какой флю.. был у меня летом!
Целый нары..! И ты зна..шь, бабушка как ра.. уехала, а мама была на работ.. . - Моя мама тоже
на работ.. , - сказала Валя. - А мне надо бы полоскание. - Что ты беспоко..ш(?)ся? Мне тоже
давали полоскание! И мне стало лучше! А ещё мне пом..гала горячая грелка! Валя оживилась
и закивала головой: - Муся, ты не прин..сёш(?) мне горячей воды? В кухне стоит чайник... - Это
он шумит? Нет, это, верно, дождик! - Муся вскочила и подбежала к окну. - Так и есть, дождик!
Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудит(?)ся! Она поб..жала в переднюю, долго
стучала ногами, обувая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула: Выздоравливай,
подру..ка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Валя взд..хнула, потрогала холоную грелку
и стала ждать маму.
Выполните задания.
А / Б 1. Найдите в тексте восклицательные предложения. Охарактеризуйте их по цели
высказывания. / 1. С помощью каких языковых средств в тексте передаётся радостное
настроение Вали?
2. В каком вопросительном предложении заключён не вопрос, а вежливая просьба? Запишите
эту просьбу с помощью побудительного восклицательного предложения.
3. Напишите небольшое сочинение-отзыв о рассказе В. Осеевой «Навестила», в котором
выразите своё мнение о прочитанном
А
1. У тебя, наверно, флюс! (повествовательное)
Ах, какой флюс был у меня летом! (повествовательное)
Целый нарыв! (повествовательное)
Мне тоже давали полоскание! (повествовательное)
И мне стало лучше! (повествовательное)
А ещё мне помогала грелка! (повествовательное)
Нет, это, верно, дождик! (повествовательное)
Хорошо, что я в галошах пришла! (повествовательное)
А то можно простудиться! (повествовательное)
Выздоравливай, подружка! (побудительное)
Я ещё к тебе приду! (повествовательное)
Так и есть, дождик! (повествовательное)
2. Муся, принеси мне горячей воды!
Б
1. Восклицательная интонация предложений, употребление междометий,
обращений
2. Основная часть.
3. Заключение
Пример:
Я закончил(а) свое выступление и готов(а)
выслушать ваши вопросы.
Спасибо за внимание!
Отзыв о рассказе В. Осеевой «Навестила»
Главные героини рассказа Осеевой «Навестила» — две подружки, Валя и Муся, которые
учились в одном классе. В один из дней Валя не пришла на занятия, и одноклассницы
попросили Мусю зайти к подружке после школы, чтобы узнать, не болеет ли она и не
нуждается ли в помощи.
Когда Муся пришла к Вале домой, она увидела, что Валя лежит, и у нее опухла щека.
Муся тут же сказала, что это называется «флюс» и что у нее был точно такой же. Когда
Валя упомянула, что ей надо делать полоскание, Муся обрадовано подтвердила, что ей
тоже делали полоскание. Валя надеялась, что подруга поможет ей, но Муся продолжала
сидеть и рассказывать о своем флюсе. Она сказала, что еще от флюса помогает грелка.
Валя в ответ на слова о грелке сказала, что на кухне есть чайник, который можно
разогреть, чтобы сделать горячую грелку, но Муся ее не слушала. Она заметила, что на
улице идет сильный дождь и порадовалась, что сегодня надела галоши. Вскоре Муся
засобиралась домой. Она надела в прихожей галоши и ушла, так ничего и не сделав для
больной подружки.
Когда в школе одноклассницы пытались узнать у Муси, что говорила
Валя и какая ей нужна помощь, Муся ответила, что Валя ничего не
говорила, и что ей помогает в лечении только полоскание и грелка.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Осеевой «Навестила» заключается в том, что
истинная забота проявляется делами, а не словами. Муся навестила
больную Валю, но она ничем ей не помогла – не приготовила полоскание,
не вскипятила чайник для грелки. Муся только болтала и больше
говорила о себе, чем о больной подруге.
Рассказ «Навестила» учит быть внимательным по отношению к
друзьям и близким, делать добрые дела и не болтать языком попусту.
Небольшой рассказ Осеевой повествует о девочке Вале, которая не пришла
в школу. Подружки послали к ней одноклассницу Мусю. Муся должна была
навестить Валю, узнать, что с ней случилось и, может быть, помочь. Но Муся
оказалась из тех девочек, которых, кроме себя, больше никто не интересует.
Бегло выслушав Валю, она сразу переключилась на свои собственные
проблемы.
Мне этот рассказ понравился, потому что он заставляет задуматься, как
часто мы проходим мимо близких нам людей и даже не думаем о том, что им,
вероятно, нужна наша помощь