Автор: Секерина Лилия Кимовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 Населённый пункт: город Сургут Наименование материала: развивающее занятие в группе проденного дня Тема: "Весна! Весна! И все ей рады." Раздел: начальное образование
ЦЕЛЬ : Вспомнить стихи русских поэтов, посвященных этому времени года, пословицы,
поговорки, загадки, весенние приметы.
Подчеркнуть выразительность и благозвучность стихотворной формы
ЗАДАЧИ: расширять представления учащихся о жанрах УНТ, развивать познавательную
активность, речь, мышление; прививать интерес к изучению фольклора, песням, русской
поэзии.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Презентации: power point «Весна», power point «Весенние секреты».
2. Компьютер, проектор.
3. Загадки, п
ословицы и поговорки, приметы весны.
4. Музыкальное сопровождение для занятия.
1. Чтение стихотворений детьми.
-
Сейчас мы с вами послушаем, ребят, которые сегодня подготовились к нашему занятию.
(
Дети читают 2 стихотворения о весне)
- Что это мы с вами услышали? (
стихотворения
)
- О каком времени года мы сейчас услышали стихотворения? (
о весне
)
2. Рассказать о весне и ее приметах в прозаичной форме.
- А теперь я вам немного расскажу о весне: (
power point «Три весны»)
Ребята, в природе бывает 3 весны –
(прил. 1)
весна света - март,
весна воды апрель,
весна зеленой травы – май.
Весенние месяцы – март, апрель и май.
– Давайте все вместе повторим
март, апрель и май.
- Молодцы!
Март – месяц света
( сл. 1,2 )
. С каждым днем все дольше задерживается на небе
солнышко.
Второй весенний месяц – апрель-это месяц воды (
сл. 3,4
). Апрель – снегогон, водолей.
Все перелетные птицы вернулись домой из теплых стран, хлопочут на гнездах,
песни распевают. А весна с каждым днем убыстряет свой бег.
Май пришел (
сл. 5,6,7,8
). Май – месяц зелени и цветов, травник, песенник. Это
самый красивый и самый теплый весенний месяц.
3. Сравните, пожалуйста, две услышанные вами формы изложения
–
стихотворение (которые прочитали нам ребята) и просто рассказ о весне (то, что
рассказала вам я).
- какая из форм вам больше понравилась? Почему? А как надо читать стихотворения? (с
чувством, с выражением)
- А вам понравилось, как ребята сейчас читали нам стихи?
- Так давайте продолжим слушать стихотворения о весне.
Вот и к нам в северный край пришла весна. Многие писатели и поэты воспевали это время
года.
4. Дети читают стихотворения.
Каждое стихотворение слушатели оценивают аплодисментами.
5. Физминутка
- Зимой природа погружается в сон, а Весна это пробуждение ото сна.
Пробуждение — это движение. И мы сейчас тоже немного подвигаемся показывая, что
все вокруг пришло в движение.
6.
- После долгой, холодной зимы
Весну все ждут и зовут,
От холода люди устали
Весне песни – заклички поют.
- Давайте покликаем весну, позовём!
(прил.2)
Дети получают листочки с одной строкой заклички и последней строкой и 1-2 мин заучивают строчки, затем
порепетировав, кличут весну.
- Весна, весна красная! (
1 ряд
)
Приди, весна, с радостью! (
2 ряд
)
- Весна – красна, тебе прийти пора! (
3 ряд
)
Тебя заждалась детвора! (
все вместе
)
Весна – самое любимое время года у многих людей. Весна – символ тепла, пробуждения,
радости и надежд. Русский народ сочинил много загадок, примет, пословиц и поговорок
об этом времени года.
7. Ребята отгадывают загадки.
***
Старый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса –
Вот и к нам пришла …(весна).
***
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
(Весна)
8. - Вы так хорошо читали стихи, и я тоже вам решила прочесть
стихотворение
, но сначала отгадайте загадку.
***
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник сл. 5, 22)
ПОДСНЕЖНИК
У занесенных снегом кочек (сл. 40-43)
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой.
Должно быть сильно припекало
Сегодня солнышко с утра
Цветку под снегом жарко стало,
И он подумал, что пора!
И вылез. Но кругом все тихо
Соседей нет, он первый здесь.
Его увидела зайчиха
Понюхала, хотела съесть.
Потом вздохнула, пожалела:
- Уж больно тонок ты, дружок!
И вдруг пошел пушистый, белый,
Холодный мартовский снежок.
Он падал, заносил дорожки.
Опять зима, а не весна.
И от цветка на длинной ножке
Лишь только шапочка видна.
И он, от холода синея,
Головку слабую склоня,
Сказал: - Ну что ж, я не жалею,
Ведь началась весна с меня.
***
Раскрывает почки.
В зелёные листочки
Деревья одевает,
Посевы поливает.
Движения полна,
Зовут ее …(весна).
***
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек сл.17)
***
На горе лежал снежком,
А с горы бежал пешком
Поле встретил-зажурчал,
Море встретил –замолчал.
(Ручей)
***
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
— Заглянул к нам месяц…
(Март)
***
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец
вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
(Апрель)
***
В ночь — мороз,
С утра — капель,
Значит, на дворе…
(Апрель)
***
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(Май)
***
Сначала – блеск,
За блеском – треск,
За треском – плеск.
(Молния, гром, дождь)
***
Неизвестно где живет.
Налетит деревья гнет,
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймешь.
(Ветер)
Пословицы и поговорки.
(прил.3)
- Весна длинным днём красна.
- Осень красна снопами, а весна цветами.
- Март с водой, апрель с травой.
- Майский мороз не выдавит слёз.
- Пришла весна, капель принесла.
Приметы весны.
- С неба солнце светит ярко, верба ранняя цветёт. Прилетели трясогузки – будет скоро
ледоход.
- Кукушки стали куковать – морозам больше не бывать. Цветы черёмухи цветут,
похолодание тут как тут.
- Низко ласточки летают – о дожде предупреждают. А летают высоко – значит дождик
далеко.
9. А теперь послушайте «Как медведь чуть Весну не проспал»
(21, 34)
Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит, каплет
– Вот беда.
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода.
Заспешил медведь наружу,
Заливает – не до сна!
Вылез он и видит лужи,
Тает снег…
Пришла ВЕСНА.
10. Итог занятия.
- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали:
выучили и прочитали нам стихотворения;
отгадывали загадки;
вспомнили и перечислили приметы весны;
заучили заклички и кликали весну.
Что было для вас сегодня новым?
Что оказалось сложным?
Как преодолели трудности?
Всем спасибо за хорошее занятие, всем доброго дня.
Спасибо за внимание!
Воспитатель ГПД Секерина Л.К.