Автор: Гончар Лидия Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №7 "Незабудка"
Населённый пункт: г. Мегион ХМАО – ЮГРА
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста
Актуальность темы:
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то
все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время
беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда
родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном
общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование связной речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий
нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по
развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у
ребенка недостаточный словарный запас.
Мне, воспитателю, группы компенсирующей направленности эта тема актуальна.
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;
Задачи:
- совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Месяц
Тема
Содержание работы
Практический выход
Сентябр
ь
Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и
упражнения.
Памятки для родителей по
обучению связной речи.
Октябрь
Работа над рассказыванием
с использованием опорных
схем.
Использование мнемотаблиц
при разучивании
стихотворений с детьми
дошкольного возраста
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной
опорой в виде графических схем, отображающих
последовательность.
Активизация и обогащение словарного запаса детей.
Консультация для родителей на
тему:
«Мнемотехника – как средство
развития связной речи».
Консультация для педагогов
на
тему « Мнемотехника - как
педагогическая технология в
речевом развитии
дошкольников»
Ноябрь
Развитие речи и личности
дошкольника в
сказкотерапии.
Сказкотерапия: «Зайка –
зазнайка», «Непослушный
Ваня».
Помочь детям представить собственную позицию в выборе
способа воплощения действий, образа литературного
персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в
мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать
умение составлять словесные описания по восприятию
пантомимических этюдов; активизировать в речи
фразеологизмы.
Консультация для родителей
«Сказкотерапия»
Декабрь
Дидактические игры в
детском саду.
Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой,
правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков,
слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.
Познакомить родителей с играми
(дидактическими и лексико –
грамматическими), влияющими
на развитие речи детей.
Январь
Работа по составлению
рассказов по сюжетным
картинам.
Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные
характеристики; учить детей исследовательским действиям
при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить
детей составлять связный рассказ по картине с опорой на
образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный
запас детей.
Посещение родителями
деятельности воспитателей и
детей по работе над
составлением рассказов по
картинам.
Февраль
Работа с загадками.
Составление загадок.
Показать роль загадки на формирование выразительности
речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам.
(мнемотаблицам) Развивать монологическую речь детей.
Консультация для родителей:
«Использование загадок, как
средство формирования
выразительности речи».
Март
Работа над развитием речи
через театральную
Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в
передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной
Показ сказки «Теремок» детям
младшей группы и родителям
деятельность.
направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
Апрель
Работа над интонацией,
дикцией, выразительностью
речи во время заучивания
стихотворений.
Учить детей читать выразительно стихотворения перед
слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и
активизировать в речи словарный запас детей.
Конкурс чтецов.
Май
Обучение рассказыванию и
сочинению сказок.
Учить детей рассказывать и сочинять сказку по модели –
схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои
сказки; учить придумывать название сказке; работа над
словарем, учить подбирать признаки предметов
(прилагательные к существительным); воспитывать интерес к
сказкам и их сочинительству.
Список использованной литературы:
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста
Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников.Рипол Классик, 2011. – 256
с.
Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
Шорохова О.А «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» - М.: ТЦ Сфера. 2007.
Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказв/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21
МаханеваМ.В. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.