Напоминание

"Развитие связной речи детей дошкольного возраста"


Автор: Гончар Лидия Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №7 "Незабудка"
Населённый пункт: г. Мегион ХМАО – ЮГРА
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста

Актуальность темы:

21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то

все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время

беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда

родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном

общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование связной речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий

нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по

развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у

ребенка недостаточный словарный запас.

Мне, воспитателю, группы компенсирующей направленности эта тема актуальна.

Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;

Задачи:

- совершенствовать диалогическую форму речи;

-развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябр

ь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и

упражнения.

Памятки для родителей по

обучению связной речи.

Октябрь

Работа над рассказыванием

с использованием опорных

схем.

Использование мнемотаблиц

при разучивании

стихотворений с детьми

дошкольного возраста

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной

опорой в виде графических схем, отображающих

последовательность.

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Консультация для родителей на

тему:

«Мнемотехника – как средство

развития связной речи».

Консультация для педагогов

на

тему « Мнемотехника - как

педагогическая технология в

речевом развитии

дошкольников»

Ноябрь

Развитие речи и личности

дошкольника в

сказкотерапии.

Сказкотерапия: «Зайка –

зазнайка», «Непослушный

Ваня».

Помочь детям представить собственную позицию в выборе

способа воплощения действий, образа литературного

персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в

мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать

умение составлять словесные описания по восприятию

пантомимических этюдов; активизировать в речи

фразеологизмы.

Консультация для родителей

«Сказкотерапия»

Декабрь

Дидактические игры в

детском саду.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой,

правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков,

слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Познакомить родителей с играми

(дидактическими и лексико –

грамматическими), влияющими

на развитие речи детей.

Январь

Работа по составлению

рассказов по сюжетным

картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные

характеристики; учить детей исследовательским действиям

при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить

детей составлять связный рассказ по картине с опорой на

образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный

запас детей.

Посещение родителями

деятельности воспитателей и

детей по работе над

составлением рассказов по

картинам.

Февраль

Работа с загадками.

Составление загадок.

Показать роль загадки на формирование выразительности

речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам.

(мнемотаблицам) Развивать монологическую речь детей.

Консультация для родителей:

«Использование загадок, как

средство формирования

выразительности речи».

Март

Работа над развитием речи

через театральную

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в

передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной

Показ сказки «Теремок» детям

младшей группы и родителям

деятельность.

направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Апрель

Работа над интонацией,

дикцией, выразительностью

речи во время заучивания

стихотворений.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед

слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и

активизировать в речи словарный запас детей.

Конкурс чтецов.

Май

Обучение рассказыванию и

сочинению сказок.

Учить детей рассказывать и сочинять сказку по модели –

схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои

сказки; учить придумывать название сказке; работа над

словарем, учить подбирать признаки предметов

(прилагательные к существительным); воспитывать интерес к

сказкам и их сочинительству.

Список использованной литературы:

Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.

Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста

Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников.Рипол Классик, 2011. – 256

с.

Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

Шорохова О.А «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» - М.: ТЦ Сфера. 2007.

Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказв/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21

МаханеваМ.В. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.



В раздел образования