Автор: Рубцова Наталия Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 444"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста (старшая группа)
Тема: "Ознакомления с природой"
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по ознакомлению с окружающим миром
детей старшего дошкольного возраста (старшая группа)
на тему: ознакомления с природой
Выполнил:
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 444»
Канавинского района
г. Нижнего Новгорода
Рубцова Наталия Андреевна
2017-2018 учебный год
Тема занятия: «Перелетные птицы»
Программное содержание:
развивать представления детей о разнообразии перелетных птиц;
закреплять представление о птицах с характерными особенностями внешнего вида, образа жизни.
активизация словаря детей (перелетные птицы, насекомоядные, соловей, скворец, грач, утка, ласточка, журавль,
кукушка);
развивать умение определять голоса птиц;
развивать
коммуникативные
навыки:
умение
внимательно
слушать
вопрос,
отвечать
на
вопросы
распространенными предложениями;
развивать логическое мышление, операции мышления: умозаключение, обобщение, классификация, отрицание;
создавать атмосферу заинтересованности, поддерживать инициативу и желание узнавать о птицах, заботиться о
них.
Методы и приемы:
сюрпризный момент (загадывание загадки)
рассматривание
слушание
рассказ
дидактическая игра
вопросы к детям/активизация речи детей
демонстрация
Материалы:
презентация «Загадки о перелетных птицах»;
плоскостное изображение ласточки;
электронная-интерактивная дидактическая игра «Четвертый лишний» (выполненная в PowerPoint);
записи голосов птиц;
электронная модель «Перелетные птицы» (выполненная в PowerPoint);
видеоролик – физкультминутка.
Организация детей:
сидя за столом
стоя у стульчиков
стоя на ковре
Время каждой части
Деятельность педагога
Предполагаемая деятельность детей
Примечания
высокий уровень
низкий
уровень
Вступительная часть
3 минут
1.Сюрпризный момент
Приглашение детей на занятие
Дети собираются вокруг воспитателя
Воспитатель
интонацией
привлекает
внимание детей
Воспитатель загадывает детям
загадку в стихах о ласточке,
Воспитатель демонстрирует
отгадку плоскостную фигурку
ласточки
Воспитатель предлагает детям
пройти за столы, чтобы узнать
какие еще птицы возвращаются
с наступлением тепла
Ласточка
Воспитатель
просит
повторить
отгадку за
другими
детьми
Дети проходят за
столы
Основная часть
20 минут
2. Демонстрация модели
«Перелетные птицы».
- Почему некоторых птиц
называют перелетными?
В каких условиях природы они
могут жить, питаться и
размножаться (выводить
птенцов)?
- Птицы могут жить в
теплых условиях –
пригревает солнце
- Они питаются
насекомыми – оттаивает
земля – появляются
насекомые
- птенцов можно вывести
только в теплом воздухе,
кормят птенцов так же
насекомыми, с
Воспитатель
просит
повторить
ответ за
другими
детьми
Воспитатель, демонстрирует
модель, поясняя ее условные
обозначения: (солнце,
насекомых
, затем просит детей повторить
обозначения.
наступлением холодной
погоды они улетают в
теплые края.
Дети наблюдают за
действиями воспитателя,
повторяют названия
обозначений модели.
3. Вопросы к детям:
- Как называются птицы,
которые улетают с приходом
холодов и возвращаются с
наступлением тепла?
- Как их можно назвать одним
словом по типу питания?
(К какой группе можно отнести
п/птиц по типу питания?)
- Перелетные
- Насекомоядные
Воспитатель
просит
повторить
ответ за
другими
детьми
4. Демонстрация презентации с
загадками о перелетных птицах
и вопросы к детям
Воспитатель начинает показ
презентации, загадывает загадку
о граче.
После верного ответа, на экране
появляется изображение грача
Воспитатель задает детям
вопросы об отличительных
особенностях птиц:
-Когда прилетают к нам грачи?
- Как обычно грачи заселяют
выбранную ими территорию?
- Какая отличительная
особенность внешнего вида
позволит нам определить, что
перед нами грач?
Воспитатель загадывает загадку
о скворце. После верного ответа,
на экране появляется
изображение скворца
Воспитатель задает детям
вопросы, про этих птиц:
- Когда (в каком месяце) в
гнездах скворцов появляются
яйца?
Дети отгадывают загадку
и рассматривают
фотографию грача
(грач)
Грачи прилетают к нам
самыми первыми
Грачи селятся шумной
гнездовой колонией.
Гнездовая колония грачей
состоит из десятков
гнезд.
Свои гнезда грачи
используют по многу лет.
Отличительной
особенностью грача
является переносье с
белым кругом.
Дети отгадывают загадку
и рассматривают
фотографию скворца
(скворец)
Уже в апреле в гнездах
Воспитатель
просит
повторить
ответ за
другими
детьми
Воспитатель
просит
повторить
ответ за
другими
детьми
5. Физкультминутка
Воспитатель предлагает детям
выполнить упражнений вместе с
веселым птенцом
Дети выполняют движения, показанные в
видеоролике
Стоя у стульчиков
Воспитатель
обращает
внимание детей на
смену движений.
6. Подготовка к дидактической
игре воспитатель предлагает
детям занять места за столом.
Дети
рассаживаются за
столом
7. Дидактическая игра с
элементами интерактива
Воспитатель предлагает
подумать какая птица лишняя и
почему
Воспитатель приглашает
ребенка к интерактивной
панели, чтобы сделать выбор в
игре.
Дети наблюдают за действием педагога
ребенок, выбирает на панели ответ на
вопрос, поясняя свой выбор.
8. Воспитатель рассказывает
детям, что издавна в народе
прилет птиц был значимым
событием, поэтому существует
много примет и поговорок,
связанных с прилетом птиц.
Существует народный праздник,
праздник в народе назывался по-
разному: "Сороки", Жаворонки",
"Кулики", "Тетерочный день".
Последнее название связано,
правда, не с птицами, а с
особого вида обрядовыми
печениями – тетёрами,
изготавливаемыми в день
весеннего солнцеворота (22
марта) в северных районах Руси.
Они имеют круглую витую
форму, так как символизируют
солнце.
И
менно в этот день
домой возвращаются первые
перелетные птицы – жаворонки
и кулики. Они приносят с собой
весну и открывают путь всем
остальным птицам,
возвращающимся с зимовки в
теплых краях. Весеннее
равноденствие – день, когда
зима заканчивается и начинается
весна, день и ночь равняются.
Традиция печь на праздник
"Сороки" изделия из теста в
виде солнца или птичек была
Дети слушают воспитателя.
Заключительная
часть 2 минуты
9. Закрепление материала
занятия.
Вопросы к детям:
- О каких птицах мы говорили
на сегодня? (назовите этих птиц
одним словом)
- Вспомните и назовите их?
О перелетных птицах.
Грач, скворец, кукушка,
утка-кряква, соловей,
трясогузка, ласточка,
лебедь, журавль.
Воспитател
ь просит
повторить
ответ за
другими
детьми