Напоминание

"Веселый язычок"


Автор: Гергела Лариса Робертовна
Должность: Учитель–логопед
Учебное заведение: МДОУ "Цветик–семицветик"
Населённый пункт: поселок Беркакит, Нерюнгринский район, РС(Я)
Наименование материала: Программа логопедического кружка
Тема: "Веселый язычок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




УТВЕРЖДАЮ:____________

Заведующая МДОУ

«Цветик-семицветик»

О.В.Кириллина

Для

детей

5-7

лет

с

ЗПР

п.Беркакит

2017г.

Содержание

I.

Целевой раздел

1.

Пояснительная записка

2.

Цели и задачи кружка

3.

Характеристика детей

4.

Общие принципы и правила коррекционной работы

5.

Мониторинг речевого развития

6.

Планируемые результаты

II.

Содержательный раздел

1.

Содержание логопедической деятельности

2.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с ОВЗ - 6

3.

Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивиду-

альных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интере-

сов

4.

Совместная деятельность учителя-логопеда с воспитателями

5.

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников

III.Организационный раздел

1.

График работы кружка

2.

Календарно-тематическое планирование рабочей программы кружка

3.

Литература –

1

Программа

логопедического

кружка

«Весёлый язычок»

Руководитель:

Гергела

Лариса

Робертовна

Учитель-логопед

I.

Целевой раздел.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации об -

разовательного процесса в детском саду.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки

детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является пра -

вильная, хорошо развитая речь.

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно

воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отра -

зиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недоста -

ток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет пра -

вильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь

формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Чтобы не пропустить различные недостатки речи нужно проводить систематическую работу по фор-

мированию правильного произношения у детей.

Рабочая

программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полно -

ценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприя -

тия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи в условиях логопедического кружка.

Применение, которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образова-

тельную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в

преодолении всех трудностей, связанных с овладением чтения и письма в дальнейшем при обучении в

массовой школе, а так же их социализации.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”.

Содержание рабочей программы соответствует образовательным стандартам и требованиям.

В основе создания программы использован опыт работы логопедов М.Ф. Фомичевой, Т.А. Ткаченко,

О.И. Крупенчук, Н.В. Нищевой, И.С. Лопухиной, подкреплённый современными инновационными техно-

логиями и методиками в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспе -

чивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияю -

щих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников, научно-методическими

рекомендациями. В частности, «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для

детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н.В.

Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в

организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой,

поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с

детьми.

Основной целью рабочей программы является развитие свободной, творческой, активной личности и

создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с наруше -

нием речи.

2. Цели рабочей программы:

формировать правильное звукопроизношение у детей-логопатов;

применять современные, инновационные технологии в работе с детьми-логопатами по коррекции

нарушений речи;

автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях, связных текстах.

2

Задачи рабочей программы способствуют:

совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти),

движению общей и мелкой моторике рук ребёнка, развитию внимания и наблюдательности, памяти

и самостоятельного мышления, пространственной ориентации;

развитию фонематического восприятия детей, навыков правильного дыхания, эмоционально-мими-

ческих навыков, смены темпа и ритма речи.

Актуальность программы: развитие свободной, творческой, активной личности и создание опти-

мальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

3. Характеристика контингента воспитанников

Группу посещают 15 детей с тяжелыми нарушениями речи:

Нарушения речи при задержке психического развития преимущественно имеют системный характер и

входят в структуру дефекта. Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и

обладает рядом особенностей. Многим детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематическо-

го развития. Среди воспитанников специализированных групп много детей с таким речевым нарушением,

как дизартрия. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступен-

чатых инструкций, логико-грамматических конструкций, дети плохо понимают содержание рассказа со

скрытым смыслом, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов

для пересказа. Дети имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные,

наречия, сужено употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме,

возникает период детского словотворчества и продолжается до 7-8 лет. Особенности лексики детей с ЗПР

проявляются в недостаточной сформированности антонимических и синонимических средств языка. Не-

зрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении

предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать не-

большой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступ-

но творческое рассказывание. Следует отметить, что характер речевых нарушений у детей с задержкой

психического развития может быть самым разным, так же как может быть разным соотношение наруше-

ний отдельных компонентов языковой системы.

Характеристика речи детей с тяжелым нарушением речи,

фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи- это нарушение процесса формирования произносительной

системы родного языка с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения

фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к

анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребѐнка

с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционны-

ми или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и мо-

жет быть выражена в речи ребѐнка различным образом:

*заменой звуков более простыми по артикуляции;

*трудностями различения звуков;

*особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте. Следует подчерк-

нуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков

речи. На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения

детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особен-

ностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко наруша-

ются просодические компоненты речи: тембр, мелодика, темп.

Проявления речевого недоразвития у детей данной категории выражены в большинстве случаев не-

резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического стоя

речи. При углублѐнном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных

окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числи-

тельных с существительными.

4. Общие принципы и правила коррекционной работы:

Индивидуальный подход к каждому ребенку.

3

Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередова-

ние умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использо -

вание интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

Использование методов, активизирующих познавательную деятельность детей.

Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребѐн-

ку, развитие в нѐм веры в собственные силы и возможности.

5. Мониторинг речевого развития.

Мониторинг проводится 3 раза в год (вводный — 3 недели сентября, промежуточный – в январе,

итоговый — 3, 4 неделя мая). Результаты мониторинга заносятся в сводную таблицу речевого развития

детей, где отмечается динамика коррекции речевого развития каждого ребенка. Для диагностики исполь -

зуем методику речевого развития Н. В. Нищева «Речевая карта от 5 до 7 лет». Выявленные в ходе логопе -

дического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребён -

ка с ОНР отражены в индивидуальном плане коррекционной работы. План лого-коррекционной работы

составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ОНР (сентябрь) и корректируется по-

сле промежуточного обследования (январь)

7.

Планируемые результаты логопедической работы:

правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

дифференцировать все изученные звуки;

называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

II.

Содержательный раздел.

1. Содержание логопедической деятельности

Программа содержит описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы с

детьми группы компенсирующей направленности (ЗПР). Учебный год длится с 1 сентября по 31 мая. 1-я

половина сентября – обследование речи детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

Все обучение условно делится на три периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь

II период – декабрь, январь, февраль

III период – март, апрель, май.

2. Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 5-7

лет с ОВЗ.

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвя-

занные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их

семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, вос-

питания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопро-

сам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными

представителями), педагогическими работниками.

3. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индиви-

дуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

По форме логопедическая НОД делится на подгрупповую и индивидуальную два раза в неделю

длительностью 15-20 минут. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению ло-

гопеда в зависимости от динамики достижений дошкольника. Занятия проводятся во второй половине

дня. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические

особенности детей старшего и подготовительного возраста.

4

Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:

Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально

организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внима-

ния.

Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необхо-

димо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им

недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, форму-

лируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке»

целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают?

Что с ними происходит? Расскажи».

Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излиш-

него возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступле-

ния утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную

утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения.

Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна

церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность

этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.

Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко,

так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для

формирования позитивного восприятия себя и других.

4.Совместная деятельность учителя - логопеда с воспитателями группы.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это обсуждение и выбор

форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного

пространства в групповом помещении; а также еженедельные задания.

Планируемые мероприятия Формы работы Сроки выполнения

1. Результаты

логопедического обследования. Беседы, консультации с воспитателями (Сентябрь –

Октябрь)

2. Формирование списка детей группы №9. Беседа, рекомендации с воспитателями (Сентябрь-

октябрь)

3. Специфика организации образовательной деятельности детей (Сентябрь)

4. Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных

упражнений для различных групп звуков. Консультация для педагогов. Подбор артикуляционной гимна -

стики для различных групп звуков. (Октябрь)

5. Индивидуальный подход в организации образовательной деятельности воспитателя с дошкольника -

ми, имеющими нарушения речи. Беседы с воспитателями. (В течение года).

6. Рекомендации по работе с индивидуальными заданиями. Практикум для воспитателей. (Октябрь).

7. «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей средствами игровой дея -

тельности» (Ноябрь).

8. Приемы работы воспитателя по развитию фонетико-фонематической стороны речи и лексико-грам -

матических отношений с детьми в собственно организованной и свободной деятельности. Памятки для

воспитателей. (Декабрь).

9. Необходимость контроля за правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи, в НОД и

во время режимных моментов. Беседы с воспитателями. (Декабрь) 10. Методика проведения игр для раз-

5

вития фонематических процессов у детей. Игры с чистоговорками. Практикум для воспитателей. (Ян-

варь).

11. Пальчиковая гимнастика и различные способы развития мелкой моторики. Консультация для пе -

дагогов. (Январь).

12. Игры для формирования грамматического строя речи. Практикум для воспитателей. (Февраль).

13. Результаты обследования детей. Рекомендации по составлению педагогических характеристик.

Беседы, консультации с воспитателями подготовительной группы. Изучение данных, обмен мнениями.

(Апрель / В течение года)

14. Осуществление коррекционно-логопедических мероприятий для детей летний период. Беседы,

рекомендации воспитателей. (Май).

15. Совместная подготовка к детским праздникам. Подбор речевого материала, разучивание стихов.

(В течение года).

5.Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников.

Основная цель работы с родителями – это их своевременное информирование об особенностях разви-

тия речи ребѐнка, характеристика уровня актуального развития, обоснование необходимости специальных

коррекционных занятий, проводимых целенаправленно и систематически; формирование активной пози-

ции в вопросах воспитания и обучения и продуктивных форм взаимодействия со своими детьми. При ра-

боте с семьями решаются следующие задачи:

• Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию

основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

• Формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности; • Развитие детско-родитель-

ских отношений;

• Совершенствование коммуникативных форм поведения;

В соответствии с вышеперечисленными функциями можно выделить следующие виды психолого-

педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

информирование индивидуальное консультирование:

семейное консультирование групповая работа:

организация работы родительских и детско-родительских групп.

Также учитель-логопед проводит для родителей открытые и совместные игры, привлекает родителей

к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации ро -

дители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в

специальных папках. Составлен план работы учителя – логопеда по взаимодействию с родителями на

2017 – 2018учебный год.

Планируемые мероприятия Сроки выполнения

1. Индивидуальное консультирование родителей по результатам логопедического обследования. (Сен-

тябрь-октябрь).

2. Родительское собрание: «Речь ребёнка 6-го – 7-го года жизни». ( Октябрь).

3. Домашние логопедические задания (Октябрь).

4. Информационный стенд: «Зачем нужны домашние логопедические задания»; «Чтобы четко говорить

надо с пальцами дружить»; «Язычок-путешественник: артикуляционные упражнения для дошкольников».

(Октябрь – Ноябрь).

5. Индивидуальные беседы и консультации по необходимости: Выполнения артикуляционной гимнасти -

ки; Развитие мелкой моторики; Автоматизации поставленных звуков; (Декабрь).

6. Информационный стенд: «Вместе весело дышать», «Веселые игры со звуками», «Как пополнить сло-

варный запас у детей» (Декабрь – Февраль).

7. Индивидуальные консультации (по приглашению и по личному обращению) ( В течение года).

8. Индивидуальный практикум по правильному проведению комплекса артикуляционной гимнастики.

(Январь).

9. Информационный стенд: Посмотри и расскажи Игры для развития связной речи и не только… (Март,

апрель).

6

10. Индивидуальное консультирование родителей по результатам логопедического обследования. (Май).

III Организационный раздел

1.

График работы кружка «Веселый язычок» на 2017-2018 год

2 раза в неделю : понедельник. четверг

15.20-15.40 – старшая подгруппа

15:40-16:05 - подготовительная подгруппа

2.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

КРУЖКА «ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК»

Месяц, тема

Содержание

Контроль и учёт коррекционного

воздействия.

Сентябрь.

Мелкая моторика

-Запомнить названия пальцев рук.

-Освоить различные движения

пальцами рук.

-Сопровождать пальчиковые

упражнения стихотворными тек-

стами

Пальчиковая игра "Это я, большой

пальчик:".

Игра "Собери бусинки в нужные ко-

робочки".

Пальчиковый театр.

Октябрь.

Артикуляционный

аппарат

-Развивать подвижность артикуля-

ционного аппарата.

-Уметь расслаблять язык.

-Чередовать движения губ и языка.

-Отрабатывать активные, чёткие

движения губ и языка

Комплекс артикуляционной гимна-

стики "Волк".

Сказка "Как язычок ходил гулять в

лес".

Игра "Прядки".

Ноябрь.

Речевое дыхание

-Учиться правильному речевому

дыханию, вдох(носом),

выдох(ртом).

-Отрабатывать силу голоса.

-Формировать целенаправленную

и сильную воздушную струю.

Игры для развития дыхания "Вете-

рок", "Загони ватный шарик в воро-

та".

Игра "Запомни и громко, чётко по-

втори ряд гласных звуков".

Упражнения: подуй в пустой бу-

тылёк, поиграй на губной гармошке.

Декабрь.

Слуховое внима-

ние, слуховое вос-

приятие и слухо-

вая память

-Выполнение различных словес-

ных (2-х, 3-х, 4-х ступенчатых)

инструкций.

-Угадывание предметов по за-

гадке-описанию.

-Выполнение действий только при

определённом, заданном условии.

Игра "Подбери словечко" (заверше-

ние стиха в рифму).

Загадки-обманки (выбрать правиль-

ный вариант по картинке, относится

ли к её содержанию каждое услы-

шанное слово).

Игра с правилами - просьба, покажи,

бывает не бывает.

Январь.

Фонематический

слух.

-Развитие фонематического вос-

приятия на материале правильно

произносимых звуков.

-Повторение цепочки слогов с лег-

ко произносимыми согласными

звуками.

-Повторение 3-4 похожих по зву-

чанию слов, чёткое их произноше-

ние.

Игра "Повтори сочетание звуков, при

их чёткой артикуляции".

Развлечение "Рифмовки- незакончен-

ные, рифмовки- перепутанки,риф-

мовки-трудноговорки"

Игра "Запомни и повтори".

Февраль.

Словарный запас.

-Уточнение лексических тем,

предлагаемых программой Васи-

льевой "Воспитание и обучение в

детском саду"

-Уточнение названий геометриче-

ских фигур и цвета.

-Обобщение слов, синонимы, ан-

тонимы, части и целое.

Игра-инсценировка "Кто лишний и

почему". Беседа с демонстрацией

картинок по теме.

7

Март

Связная речь.

-Составление рассказа-описания

по наглядному образцу.

-Составление рассказа по сюжет-

ной картине.

-Пересказ сказок и простых тек-

стов по серии картинок.

-Заучивание стихотворений, скоро-

говорок, чистоговорок, загадок.

-Составление рассказа на материа-

ле собственного опыта. Индивиду-

альное рассказывание, описание

картин.

Рассказывание по ролям.

Прослушивание сказок и текстов.

Индивидуальное рассказывание,

описание картин.

Рассказывание по ролям.

Прослушивание сказок и текстов.

Апрель

Автоматизация и

дифференциация

поставленных

звуков в речи.

Правильное проговаривание

звуков:

-Изолированно;

-В слогах (прямых, обратных,

стечениях);

-В словах;

-В словосочетаниях;

-В предложениях, скороговорках;

-В стихотворных текстах;

-В связной речи.

Игра "Повтори правильно звук".

Запомни и повтори ряд слогов.

Задание - подбери к заданным сло-

вам картинки и скажи правильно.

Заучивание и рассказывание стихов,

потешек, скороговорок.

Используемая литература

Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяже -

лыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е перераб. и доп. в соответ-

ствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 240с.

Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с об-

щим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. –

624с.

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада

для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 704с.

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе груп -

пе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. (сентябрь-январь). 2009. (февраль-

май).

Нищева Н.В. «Мой букварь»

Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. парциальная программа.- СПб.:ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-256 с.

Нищева Н.В «Занимаемся вместе»

Нищева Н.В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации

звуков разных групп. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 160с.

Нищева Н.В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп:

Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 112с.

8

Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7

лет): Наглядно-методическое пособие._СПб:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.-16с.+цв.вкл.

Нищева Н.В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников.

Рабочая тетрадь. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 32 с.

Нищева Н.В. Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. – СПб.:

ДЕТСТВО–ПРЕСС – СПб.: , 2010.

Нищева Н.В. Дидактические игры для развития речи дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО–ПРЕСС.

Играйка, Собирайка, Грамотейка, Читайка, Различайка, Считайка, Маленькая хозяйка.

Агранович З.К. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления

лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

– 128с.

Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие.

– М.: ТЦ Сфера. 2009. – 64с. (Библиотека журнала «Логопед»).

Быховская А.М. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. – СПб:

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2012.-32с,

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звуко-

произношения. /пособие для логопедов 1909г

9



В раздел образования