Автор: Гергела Лариса Робертовна
Должность: Учитель–логопед
Учебное заведение: МДОУ "Цветик–семицветик"
Населённый пункт: поселок Беркакит, Нерюнгринский район, РС(Я)
Наименование материала: Программа логопедического кружка
Тема: "Веселый язычок"
Раздел: дошкольное образование
УТВЕРЖДАЮ:____________
Заведующая МДОУ
«Цветик-семицветик»
О.В.Кириллина
Для
детей
5-7
лет
с
ЗПР
п.Беркакит
2017г.
Содержание
I.
Целевой раздел
1.
Пояснительная записка
2.
Цели и задачи кружка
3.
Характеристика детей
4.
Общие принципы и правила коррекционной работы
5.
Мониторинг речевого развития
6.
Планируемые результаты
II.
Содержательный раздел
1.
Содержание логопедической деятельности
2.
Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с ОВЗ - 6
3.
Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивиду-
альных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интере-
сов
4.
Совместная деятельность учителя-логопеда с воспитателями
5.
Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников
III.Организационный раздел
1.
График работы кружка
2.
Календарно-тематическое планирование рабочей программы кружка
3.
Литература –
1
Программа
логопедического
кружка
«Весёлый язычок»
Руководитель:
Гергела
Лариса
Робертовна
Учитель-логопед
I.
Целевой раздел.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации об -
разовательного процесса в детском саду.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки
детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является пра -
вильная, хорошо развитая речь.
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно
воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отра -
зиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недоста -
ток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет пра -
вильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь
формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Чтобы не пропустить различные недостатки речи нужно проводить систематическую работу по фор-
мированию правильного произношения у детей.
Рабочая
программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полно -
ценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприя -
тия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи в условиях логопедического кружка.
Применение, которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образова-
тельную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в
преодолении всех трудностей, связанных с овладением чтения и письма в дальнейшем при обучении в
массовой школе, а так же их социализации.
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”.
Содержание рабочей программы соответствует образовательным стандартам и требованиям.
В основе создания программы использован опыт работы логопедов М.Ф. Фомичевой, Т.А. Ткаченко,
О.И. Крупенчук, Н.В. Нищевой, И.С. Лопухиной, подкреплённый современными инновационными техно-
логиями и методиками в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспе -
чивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияю -
щих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников, научно-методическими
рекомендациями. В частности, «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н.В.
Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в
организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой,
поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с
детьми.
Основной целью рабочей программы является развитие свободной, творческой, активной личности и
создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с наруше -
нием речи.
2. Цели рабочей программы:
формировать правильное звукопроизношение у детей-логопатов;
применять современные, инновационные технологии в работе с детьми-логопатами по коррекции
нарушений речи;
автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях, связных текстах.
2
Задачи рабочей программы способствуют:
совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти),
движению общей и мелкой моторике рук ребёнка, развитию внимания и наблюдательности, памяти
и самостоятельного мышления, пространственной ориентации;
развитию фонематического восприятия детей, навыков правильного дыхания, эмоционально-мими-
ческих навыков, смены темпа и ритма речи.
Актуальность программы: развитие свободной, творческой, активной личности и создание опти-
мальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
3. Характеристика контингента воспитанников
Группу посещают 15 детей с тяжелыми нарушениями речи:
Нарушения речи при задержке психического развития преимущественно имеют системный характер и
входят в структуру дефекта. Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и
обладает рядом особенностей. Многим детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематическо-
го развития. Среди воспитанников специализированных групп много детей с таким речевым нарушением,
как дизартрия. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступен-
чатых инструкций, логико-грамматических конструкций, дети плохо понимают содержание рассказа со
скрытым смыслом, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов
для пересказа. Дети имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные,
наречия, сужено употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме,
возникает период детского словотворчества и продолжается до 7-8 лет. Особенности лексики детей с ЗПР
проявляются в недостаточной сформированности антонимических и синонимических средств языка. Не-
зрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении
предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать не-
большой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступ-
но творческое рассказывание. Следует отметить, что характер речевых нарушений у детей с задержкой
психического развития может быть самым разным, так же как может быть разным соотношение наруше-
ний отдельных компонентов языковой системы.
Характеристика речи детей с тяжелым нарушением речи,
фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи- это нарушение процесса формирования произносительной
системы родного языка с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения
фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к
анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребѐнка
с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционны-
ми или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и мо-
жет быть выражена в речи ребѐнка различным образом:
*заменой звуков более простыми по артикуляции;
*трудностями различения звуков;
*особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте. Следует подчерк-
нуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков
речи. На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения
детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особен-
ностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко наруша-
ются просодические компоненты речи: тембр, мелодика, темп.
Проявления речевого недоразвития у детей данной категории выражены в большинстве случаев не-
резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического стоя
речи. При углублѐнном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных
окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числи-
тельных с существительными.
4. Общие принципы и правила коррекционной работы:
Индивидуальный подход к каждому ребенку.
3
Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередова-
ние умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использо -
вание интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
Использование методов, активизирующих познавательную деятельность детей.
Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребѐн-
ку, развитие в нѐм веры в собственные силы и возможности.
5. Мониторинг речевого развития.
Мониторинг проводится 3 раза в год (вводный — 3 недели сентября, промежуточный – в январе,
итоговый — 3, 4 неделя мая). Результаты мониторинга заносятся в сводную таблицу речевого развития
детей, где отмечается динамика коррекции речевого развития каждого ребенка. Для диагностики исполь -
зуем методику речевого развития Н. В. Нищева «Речевая карта от 5 до 7 лет». Выявленные в ходе логопе -
дического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребён -
ка с ОНР отражены в индивидуальном плане коррекционной работы. План лого-коррекционной работы
составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ОНР (сентябрь) и корректируется по-
сле промежуточного обследования (январь)
7.
Планируемые результаты логопедической работы:
правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
дифференцировать все изученные звуки;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
II.
Содержательный раздел.
1. Содержание логопедической деятельности
Программа содержит описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы с
детьми группы компенсирующей направленности (ЗПР). Учебный год длится с 1 сентября по 31 мая. 1-я
половина сентября – обследование речи детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
Все обучение условно делится на три периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь
II период – декабрь, январь, февраль
III период – март, апрель, май.
2. Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 5-7
лет с ОВЗ.
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвя-
занные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их
семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, вос-
питания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопро-
сам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
3. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индиви-
дуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
По форме логопедическая НОД делится на подгрупповую и индивидуальную два раза в неделю
длительностью 15-20 минут. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению ло-
гопеда в зависимости от динамики достижений дошкольника. Занятия проводятся во второй половине
дня. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические
особенности детей старшего и подготовительного возраста.
4
Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:
Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально
организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внима-
ния.
Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необхо-
димо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им
недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, форму-
лируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке»
целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают?
Что с ними происходит? Расскажи».
Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излиш-
него возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступле-
ния утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную
утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения.
Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна
церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность
этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко,
так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для
формирования позитивного восприятия себя и других.
4.Совместная деятельность учителя - логопеда с воспитателями группы.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это обсуждение и выбор
форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного
пространства в групповом помещении; а также еженедельные задания.
Планируемые мероприятия Формы работы Сроки выполнения
1. Результаты
логопедического обследования. Беседы, консультации с воспитателями (Сентябрь –
Октябрь)
2. Формирование списка детей группы №9. Беседа, рекомендации с воспитателями (Сентябрь-
октябрь)
3. Специфика организации образовательной деятельности детей (Сентябрь)
4. Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных
упражнений для различных групп звуков. Консультация для педагогов. Подбор артикуляционной гимна -
стики для различных групп звуков. (Октябрь)
5. Индивидуальный подход в организации образовательной деятельности воспитателя с дошкольника -
ми, имеющими нарушения речи. Беседы с воспитателями. (В течение года).
6. Рекомендации по работе с индивидуальными заданиями. Практикум для воспитателей. (Октябрь).
7. «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей средствами игровой дея -
тельности» (Ноябрь).
8. Приемы работы воспитателя по развитию фонетико-фонематической стороны речи и лексико-грам -
матических отношений с детьми в собственно организованной и свободной деятельности. Памятки для
воспитателей. (Декабрь).
9. Необходимость контроля за правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи, в НОД и
во время режимных моментов. Беседы с воспитателями. (Декабрь) 10. Методика проведения игр для раз-
5
вития фонематических процессов у детей. Игры с чистоговорками. Практикум для воспитателей. (Ян-
варь).
11. Пальчиковая гимнастика и различные способы развития мелкой моторики. Консультация для пе -
дагогов. (Январь).
12. Игры для формирования грамматического строя речи. Практикум для воспитателей. (Февраль).
13. Результаты обследования детей. Рекомендации по составлению педагогических характеристик.
Беседы, консультации с воспитателями подготовительной группы. Изучение данных, обмен мнениями.
(Апрель / В течение года)
14. Осуществление коррекционно-логопедических мероприятий для детей летний период. Беседы,
рекомендации воспитателей. (Май).
15. Совместная подготовка к детским праздникам. Подбор речевого материала, разучивание стихов.
(В течение года).
5.Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников.
Основная цель работы с родителями – это их своевременное информирование об особенностях разви-
тия речи ребѐнка, характеристика уровня актуального развития, обоснование необходимости специальных
коррекционных занятий, проводимых целенаправленно и систематически; формирование активной пози-
ции в вопросах воспитания и обучения и продуктивных форм взаимодействия со своими детьми. При ра-
боте с семьями решаются следующие задачи:
• Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию
основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
• Формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности; • Развитие детско-родитель-
ских отношений;
• Совершенствование коммуникативных форм поведения;
В соответствии с вышеперечисленными функциями можно выделить следующие виды психолого-
педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
информирование индивидуальное консультирование:
семейное консультирование групповая работа:
организация работы родительских и детско-родительских групп.
Также учитель-логопед проводит для родителей открытые и совместные игры, привлекает родителей
к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации ро -
дители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в
специальных папках. Составлен план работы учителя – логопеда по взаимодействию с родителями на
2017 – 2018учебный год.
Планируемые мероприятия Сроки выполнения
1. Индивидуальное консультирование родителей по результатам логопедического обследования. (Сен-
тябрь-октябрь).
2. Родительское собрание: «Речь ребёнка 6-го – 7-го года жизни». ( Октябрь).
3. Домашние логопедические задания (Октябрь).
4. Информационный стенд: «Зачем нужны домашние логопедические задания»; «Чтобы четко говорить
надо с пальцами дружить»; «Язычок-путешественник: артикуляционные упражнения для дошкольников».
(Октябрь – Ноябрь).
5. Индивидуальные беседы и консультации по необходимости: Выполнения артикуляционной гимнасти -
ки; Развитие мелкой моторики; Автоматизации поставленных звуков; (Декабрь).
6. Информационный стенд: «Вместе весело дышать», «Веселые игры со звуками», «Как пополнить сло-
варный запас у детей» (Декабрь – Февраль).
7. Индивидуальные консультации (по приглашению и по личному обращению) ( В течение года).
8. Индивидуальный практикум по правильному проведению комплекса артикуляционной гимнастики.
(Январь).
9. Информационный стенд: Посмотри и расскажи Игры для развития связной речи и не только… (Март,
апрель).
6
10. Индивидуальное консультирование родителей по результатам логопедического обследования. (Май).
III Организационный раздел
1.
График работы кружка «Веселый язычок» на 2017-2018 год
2 раза в неделю : понедельник. четверг
15.20-15.40 – старшая подгруппа
15:40-16:05 - подготовительная подгруппа
2.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
КРУЖКА «ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК»
Месяц, тема
Содержание
Контроль и учёт коррекционного
воздействия.
Сентябрь.
Мелкая моторика
-Запомнить названия пальцев рук.
-Освоить различные движения
пальцами рук.
-Сопровождать пальчиковые
упражнения стихотворными тек-
стами
Пальчиковая игра "Это я, большой
пальчик:".
Игра "Собери бусинки в нужные ко-
робочки".
Пальчиковый театр.
Октябрь.
Артикуляционный
аппарат
-Развивать подвижность артикуля-
ционного аппарата.
-Уметь расслаблять язык.
-Чередовать движения губ и языка.
-Отрабатывать активные, чёткие
движения губ и языка
Комплекс артикуляционной гимна-
стики "Волк".
Сказка "Как язычок ходил гулять в
лес".
Игра "Прядки".
Ноябрь.
Речевое дыхание
-Учиться правильному речевому
дыханию, вдох(носом),
выдох(ртом).
-Отрабатывать силу голоса.
-Формировать целенаправленную
и сильную воздушную струю.
Игры для развития дыхания "Вете-
рок", "Загони ватный шарик в воро-
та".
Игра "Запомни и громко, чётко по-
втори ряд гласных звуков".
Упражнения: подуй в пустой бу-
тылёк, поиграй на губной гармошке.
Декабрь.
Слуховое внима-
ние, слуховое вос-
приятие и слухо-
вая память
-Выполнение различных словес-
ных (2-х, 3-х, 4-х ступенчатых)
инструкций.
-Угадывание предметов по за-
гадке-описанию.
-Выполнение действий только при
определённом, заданном условии.
Игра "Подбери словечко" (заверше-
ние стиха в рифму).
Загадки-обманки (выбрать правиль-
ный вариант по картинке, относится
ли к её содержанию каждое услы-
шанное слово).
Игра с правилами - просьба, покажи,
бывает не бывает.
Январь.
Фонематический
слух.
-Развитие фонематического вос-
приятия на материале правильно
произносимых звуков.
-Повторение цепочки слогов с лег-
ко произносимыми согласными
звуками.
-Повторение 3-4 похожих по зву-
чанию слов, чёткое их произноше-
ние.
Игра "Повтори сочетание звуков, при
их чёткой артикуляции".
Развлечение "Рифмовки- незакончен-
ные, рифмовки- перепутанки,риф-
мовки-трудноговорки"
Игра "Запомни и повтори".
Февраль.
Словарный запас.
-Уточнение лексических тем,
предлагаемых программой Васи-
льевой "Воспитание и обучение в
детском саду"
-Уточнение названий геометриче-
ских фигур и цвета.
-Обобщение слов, синонимы, ан-
тонимы, части и целое.
Игра-инсценировка "Кто лишний и
почему". Беседа с демонстрацией
картинок по теме.
7
Март
Связная речь.
-Составление рассказа-описания
по наглядному образцу.
-Составление рассказа по сюжет-
ной картине.
-Пересказ сказок и простых тек-
стов по серии картинок.
-Заучивание стихотворений, скоро-
говорок, чистоговорок, загадок.
-Составление рассказа на материа-
ле собственного опыта. Индивиду-
альное рассказывание, описание
картин.
Рассказывание по ролям.
Прослушивание сказок и текстов.
Индивидуальное рассказывание,
описание картин.
Рассказывание по ролям.
Прослушивание сказок и текстов.
Апрель
Автоматизация и
дифференциация
поставленных
звуков в речи.
Правильное проговаривание
звуков:
-Изолированно;
-В слогах (прямых, обратных,
стечениях);
-В словах;
-В словосочетаниях;
-В предложениях, скороговорках;
-В стихотворных текстах;
-В связной речи.
Игра "Повтори правильно звук".
Запомни и повтори ряд слогов.
Задание - подбери к заданным сло-
вам картинки и скажи правильно.
Заучивание и рассказывание стихов,
потешек, скороговорок.
Используемая литература
Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяже -
лыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е перераб. и доп. в соответ-
ствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 240с.
Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с об-
щим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. –
624с.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада
для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 704с.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе груп -
пе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. (сентябрь-январь). 2009. (февраль-
май).
Нищева Н.В. «Мой букварь»
Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. парциальная программа.- СПб.:ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-256 с.
Нищева Н.В «Занимаемся вместе»
Нищева Н.В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации
звуков разных групп. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 160с.
Нищева Н.В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп:
Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 112с.
8
Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7
лет): Наглядно-методическое пособие._СПб:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.-16с.+цв.вкл.
Нищева Н.В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников.
Рабочая тетрадь. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 32 с.
Нищева Н.В. Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. – СПб.:
ДЕТСТВО–ПРЕСС – СПб.: , 2010.
Нищева Н.В. Дидактические игры для развития речи дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО–ПРЕСС.
Играйка, Собирайка, Грамотейка, Читайка, Различайка, Считайка, Маленькая хозяйка.
Агранович З.К. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления
лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
– 128с.
Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие.
– М.: ТЦ Сфера. 2009. – 64с. (Библиотека журнала «Логопед»).
Быховская А.М. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. – СПб:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2012.-32с,
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звуко-
произношения. /пособие для логопедов 1909г
9