Напоминание

« Свет незакатный…» (судьба и творчество И. А. Бунина)


Автор: Мищенко Татьяна Фёдоровна
Должность: Преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ РО «ВТММ»
Населённый пункт: город Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка нестандартного урока литературы
Тема: « Свет незакатный…» (судьба и творчество И. А. Бунина)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВОЛГОДОНСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕТАЛЛООБРАБОТКИ И МАШИНОСТРОЕНИЯ»

(ГБПОУ РО «ВТММ»)

« Свет незакатный…»

(судьба и творчество И. А. Бунина)

Нестандартная форма проведения урока литературы

Методическая разработка для преподавателей

Составитель: преподаватель русского языка и литературы

Мищенко Татьяна Фёдоровна

(ГБПОУ РО «ВТММ»)

1

ОДОБРЕНА

методической цикловой комиссией

общеобразовательных дисциплин

Протокол от «___»_______ 2015__ г. №___

Председатель МЦК_________ /Н.А. Сивкова/

УТВЕРЖДАЮ

Методист

_________ /И.А. Провоторова/

«___»_______ 2015__ г.

Составитель: Мищенко Т.Ф.. преподаватель русского языка и литературы

Цели:

Образовательные:

2

- ознакомить с основными этапами жизни И.А. Бунина, отметить, как

мировоззрение писателя отразилось в произведениях;

- развивать навыки монологической речи, умение пользоваться

средствами наглядности при выступлении;

- совершенствовать навыки чтения лирических произведений;

- прививать интерес к поэтическому слову;

- применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации;

Воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус, духовно-нравственную культуру

студентов;

- пробудить у студентов желание задумываться над вечными вопросами

бытия;

Развивающие:

- активировать творческую деятельность;

-развивать сотрудничество студентов и преподавателя в ходе

подготовки и проведения мер оприятия;

Предварительная подготовка:

- подбор литературного материала, написание сценария композиции;

- подготовка ведущих;

- создание электронной презентации « Свет незакатный»;

- заучивание стихотворений;

- оформление тематической выставки в библиотеке;

Оборудование:

- тексты стихотворений;

- тексты рассказов;

- иллюстративный материал;

- книжная выставка;

-

музыкальное сопровождение (С.В. Рахманинов «Вокализ»,

П.И. Чайковский. Времена года. Октябрь.)

Тип урока: урок передачи и усвоения новых знаний

Вид урока: литературно - музыкальная композиция

3

Слово преподавателя

22 октября исполнилось 145 со дня рождения И.А. Бунина, великого

русского писателя, лауреата Нобелевской премии, которая была вручена

ему « за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в

художественной прозе типичный русский характер»

Слайд № 1.

Всей жизнью своей, судьбой, биографией принадлежит Иван Алексеевич Бунин России,

великой русской литературе.

Он выходил в жизнь и литературу в сложную эпоху умирания, ухода прежней России,

накануне революции, о которой так много говорили, которую

ждали, в том числе и

писатели. Бунин, в отличие от многих, никогда не выступал в поддержку революционеров,

не писал революционных стихов.

Бунин

в

переломную

эпоху

печалился

о

добром,

старом

укладе

жизни.

Он

любил

старинные усадьбы, тихую милую природу, красивых людей.

А жизнь переламывалась на новое, на другое, и жестокое, страшное вот-вот должно было

выплеснуться и захватить все вокруг.

Слава Богу, Бунина не убили на дуэли, не держали в тюрьме, не преследовали жандармы,

как многих русских писателей. Он прожил долгую жизнь.

Может быть, самый главный дар, который обрел Бунин в юности, тот дар, за который он

прощал судьбе все несчастья, все печали (включая и вынужденную эмиграцию в 1920 году

после «окаянных дней» смуты), - дар

РУССКОЙ Речи, приобщение к СЛОВУ в его

«неразжиженном», незамутненном виде.

Бунин служил СЛОВУ более пятидесяти лет. Как никто другой, он помнил о связи

времён,

о

необходимости

бережно

относиться

к

прошлому

России,

её

традициям,

о

4

роковом пренебрежении ими. Бунин рисует факты, а из них уже сама органически,

рождается красота. Ивана Алексеевича по праву называют « живописцем слова».

К.Г.

Паустовский

писал,

что

в

языке

Бунина

слышно

всё: «...от

звенящей

медью

торжественности

до

прозрачности

льющейся

родниковой

воды,

от

размеренной

чеканности до интонаций удивительной мягкости, от лёгкого напева до медленных

раскатов грома» .Слайд № 2.

Нет, не пейзаж влечет меня, Не кpаски я стpемлюсь подметить,

А то, что в этих кpасках светит,- Любовь и pадость бытия.

Нас

всегда

будет

занимать

тайна

творчества

Ивана

Алексеевича

Бунина.

Почему

невозможно представить нашу литературу без его имени? Почему его мысли, пережив

многие капризы мод и вкусов, звучат и волнуют так, будто сказаны сегодня? Почему вновь

и вновь мы размышляем над строками его творчества? Постараемся сегодня дать ответы

на эти вопросы…

Слайд №3

Без Бунина литература осиротеет, прав был Максим Горький, когда

написал: «Выньте

Бунина

из

русской

литературы,

и

она

потускнеет,

лишится

живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души.»

Сегодня у вас есть возможность узнать радость, удовольствие от подлинного искусства,

потому что все, о чем писал и говорил Бунин, высоко было оценено современниками и

продолжает волновать души новых и новых почитателей его таланта.

Давайте

вместе

«перелистаем

страницы»

жизни

писателя

и

определим,

как

его

жизненные принципы и мировоззрение отразились в творчестве…

Сейчас вы услышите голос писателя, он читает одно из самых и красивых своих

стихотворений « ОДИНОЧЕСТВО» ( звучит запись голоса И.А.Бунина)

Слайд 4.

5

ВЕДУЩИЙ .

На русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем есть скромная мо гила.

Крест белого камня, небольшой цветничок. На надгробии начертано имя — Бунин Иван

Алексеевич. «Вещи и дела, аще не написании бывают, тмою покрываются и гробу

беспамятства предаются, написании же яко одушевленные». Духовная жизнь возвысила

писателя над хаосом проходящей жизни и обессмертила имя его.

Слайд 5. Чтец.

Ты мысль, ты сон. Сквозь дымную метель,

Бегут кресты — раскинутые руки.

Я слушаю задумчивую ель —

Певучий звон…

Всё — только мысль и звуки!

То, что лежит в могиле, разве ты?

Разлуками, печалью был отмечен,

Твой трудный путь. Теперь их нет. Кресты,

Хранят лишь прах. Теперь ты мысль. Ты вечен.

.

6

ВЕДУЩИЙ.

Слайд 6.

Да,

печалью

отмечен

трудный

путь!

Хотя,

казалось

бы,

судьба

была

к

нему

благосклонна: он был всемирно известным, прославленным писателем. “Трудный путь” —

удел всех великих творцов. Попробуем понять, от каких истоков, и к каким высотам шел

художник.

ВЕДУЩИЙ 3.

Слайд

7.

22

октября

1870

года

на

Дворянской

улице

в

Воронеже

Людмила

Александровна

Бунина,

в

девичестве

Чубарова,

родила

мальчика,

которого

на рекли

хорошим русским именем Иван.

Слайд 8. Людмила Александровна позже рассказывала, что “Ваня с самого рождения

отличался

от

остальных

детей”.

Уже

в

его

младенчестве

она

знала,

что

он будет

особенным, ибо “ни у кого нет такой тонкой души, как у него”.

Слайд 9.

ВЕДУЩИЙ

Деды и прадеды будущего писателя были родовитыми и богатыми помещиками,

владевшими

большими

землями

в

Орловской

и

Воронежской

губерниях.

Но

к

тому

времени, когда родился Иван, материальное состояние семьи сильно пошатнулось.

Его отец, Алексей Николаевич, участник Крымской войны, человек порывистый и беспеч-

ный, вел бурную жизнь кутилы и игрока.

ВЕДУЩИЙ

7

Слайд 8. Мать была беззаветно предана семье, детям, которых у нее было девять.

Теплую атмосферу в доме создавала мать, женщина нежная и душевно тонкая. Из ее уст

слышал он сказки и стихи русских поэтов, она играла для сына на фортепьяно. Мальчик

читал скопленные десятилетиями, с пушкинских еще времен, книги из богатой домашней

библиотеки,

впитывал

“преданья

дворянской

старины”.

“Мать

и

дворовые

любили

рассказывать, — от них я много наслушался и песен, и рассказов... Им же я обязан и

первыми познаниями в языке, нашем богатейшем языке...”

ВЕДУЩИЙ

Слайд 10.

Свои детские и юношеские годы будущий писатель и поэт провел на хуторе Бутырки

Елецкого уезда Орловской губернии. “Тут, - писал он, - в глубочайшей полевой тишине,

среди богатейшей по чернозему и беднейшей по виду природы, летом среди хлебов,

подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое

детство, полное поэзии печальной и своеобразной”. Бунин родился поздней осенью, и это

время года навсегда осталось его самой любимой темой.

Слайд11.

ЧТЕЦ

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала тише и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея,

Чернеет темная листва.

Слайд 12

А в поле ветер. День холодный

Угрюм и свеж — и целый день

Скитаюсь я в степи свободной,

Вдали от сел и деревень.

И, убаюкан шагом конным,

С отрадной грустью внемлю я,

Как ветер звоном однотонным

Гудит-поет в стволы ружья.

8

ВЕДУЩИЙ

Слайд 13.

Уже тогда с редкой силой восприятия он чувствовал «божественное великолепие мира»:

«Я всегда мир воспринимал через запахи, краски, свет, ветер, вино, еду – и как остро, Боже

мой, до чего остро, даже больно!...»

Слайд 14. ВЕДУЩИЙ

На одиннадцатом году Бунина определяю в Елецкую гимназию.

«Гимназия и жизнь в Ельце оставили мне впечатления далеко не радостные…» -

вспоминал он. Учился мальчик без всякого интереса, да и учителя были серыми, «без

божества, без вдохновения». Особенно мучила его математика.

Слайд15.

После четвертого класса он занимался дома под руководством старшего брата Юлия.

Единственное что вынес из гимназии Ваня Бунин, - это собственные стихи о природе, о

поэтическом состоянии души, о вере во все светлое и прекрасное.

Позабыв про горе и страдание, -

Верю я, что, кроме суеты,

На земле есть мир очарования,

Чудный мир любви и красоты.

ВЕДУЩИЙ .

Слайд16.

«Не лицейских садов, ни царскосельских озер и лебедей, ничего этого мне, потомку

«промотавшихся отцов», в удел уже не досталось», - сознавал Бунин

Бедность заставила его девятнадцатилетним юношей покинуть родовое гнездо «с

9

одним крестом на груди». Из имения Озерки Елецкого уезда Бунин «вышел в мир» уже с

жизненным

багажом

знанием

народного

и

мелкопоместного

быта,

деревенской

интеллигенции, с очень тонким чувством природы, с сердцем, открытым для любви…

ВЕДУЩИЙ Слайд 17.

С 1889 года Бунин начинает сотрудничать в газете “Орловский вестник". Вскоре вы -

ходит

небольшой

сборник

стихов,

по

его

оценке.

«чисто юношеских,

не

в

меру

интимных”.

Слайд 18. Началом серьезной литературной работы сам Бунин считал 1893

год, когда в журнале “Русское богатство” появляется его рассказ из сельской жизни -

“Танька”. Он приносит Бунину известность в литературных кругах Петербурга. “То, что я

стал писателем, вышло как-то само собой, определилось так рано и незаметно, как это

бывает только у тех, кому что- то на роду написано”- вспоминал он в 1927 году.

ВЕДУЩИЙ Слайд 19.

В двадцать лет к нему пришла любовь. Глубоко, без остатка захватило его чувство к

Варваре Пащенко. Эту загадочную страсть трудно объяснить житейской неопытностью да

сердечной непорочностью юноши-поэта. Натура молодой женщины была черствой и

расчетливой, и, кажется, она не была привлекательна даже внешне. Любовь слепа. Отец

девушки, весьма состоятельный и практичный человек, врач, был против брака с Иваном

Алексеевичем, считая его “не парой дочери”. Варвару, как и ее родителей, отпу гивала

бедность Бунина. Она отвергла предложения Бунина обвенчаться тайно, но жила с ним как

жена почти пять лет. А в это время тайно встречалась с молодым и богатым помещиком

Арсением Бибиковым, за которого потом и вышла замуж. Юношеская любовь Бунина

оказалась не вечной.

10

Слайд 20. ЧТЕЦ

Если б только можно было, Одного себя любить,

Если б прошлое забыть, — Всё, что ты уже забыла,

Не смущал бы, не страшил Вечный сумрак вечной ночи:

Утомившиеся очи Я бы с радостью закрыл!

ВЕДУЩИЙ Слайд21.

Спустя много лет Бунин написал рассказ “В ночном море”, навеянный разговором с

мужем Варвары. Как и герой рассказа, Бунин встретил однажды после долгой разлуки

своего бывшего приятеля и “разлучника”. Тот сообщил ему о смерти Вари. Вот строки из

рассказа И.Бунина “В ночном море”: “...

ЧТЕЦ Рассказа И.Бунина “В ночном море”:

Слайд 22.

«И ведь это из-за нее сходил я с ума буквально день и ночь, целые годы. Из-за нее плакал,

рвал

на

себе

волосы,

покушался

на

самоубийство,

пил,

загонял

лихачей,

в

ярости

уничтожал свои лучшие, ценнейшие, может быть, работы... Но вот прошло двадцать

лет - и я тупо смотрю на ее имя в траурной рамке, тупо представляю себе ее в гробу..

Представление неприятное, но и только”.

ВЕДУЩИЙ

Время

уничтожило

все:

страсть,

любовь,

ревность.

Героям

остается

пожелать друг другу покойной ночи. Так завершается рассказ о первой любви...

11

ВЕДУЩИЙ

Слайд 23.

Стремление к любви сохраняет свое очарование. Этот мотив многообразно воплощен в

его поэзии.

(Звучит романс на стих И.А.Бунина “Я опять одинок”)

ЧТЕЦ

Мы рядом шли, но на меня

Уже взглянуть ты не решалась,

И в ветре мартовского дня

Пустая наша речь терялась.

Белели стужей облака

Сквозь сад, где падали капели,

Бледна была твоя щека,

И как цветы глаза синели.

Уже полураскрытых уст

Я избегал касаться взглядом,

Но был еще блаженно пуст

Тот дивный мир, где шли мы рядом.

12

ВЕДУЩИЙ

Слайд 23

В 1898 год; Бунин отправляется в Одессу. Здесь он сблизился с кружком южнорусских

художников, появилось мной знакомых. В том же году он внезапно и быстро, всего после

не скольких дней знакомства, женился: на Анне Николаевне Цакни, дочери издателя и

редактора газеты “Южное обозрение”. Незадолго до свадьбы

Бунин сообщает брату

Юлию про будущую жену: “Она красавица, но девушка изумительно чистая и простая,

спокойная и добрая”.

Слайд 24.

Немногим более чем через: год, в письме от 14 декабря 1899 года, он уже жалуется брату:

“Мне самому трогательно вспомнить сколько раз я раскрывал ей душу полную самой

хорошей нежности, ничего не чувствует - это осиновый кол какой-то”.

ВЕДУЩИЙ

Брак оказала недолговечным. Разрыв произошел по настоянию жены. По всей види -

мости, это вторая печальная история не менее потрясла Бунина. “Ты не поверишь - писал

он Юлию в конце 1889 года, - если бы не слабая надежда на что-то, рука бы не дрогнула

убить себя... Как я люблю ее, тебе не представить...”

ВЕДУЩИЙ Слайд 25.

Уже после разрыва в 1900 году, у Бунина родился сын, которого назвали Николаем. К

сыну Бунин был привязан, но видеть его мог не часто... Этот очаровательный ребенок в

пятилетием возрасте умер от менингита. Больше детей у Бунина не было. Он чувствовал,

что не создан для семейного очага и что должен идти своим путем, который не принесет

не денег и славы, но даст возможность «оставить по себе чекан души своей и обозреть

красоту мира!».

ВЕДУЩИЙ

Слайд 26.

Бунина-прозаика по-настоящему заметили после «Антоновских яблок», с которых и

начинается его классическая проза. В «Антоновских яблоках» и сегодня поражает

тончайшее восприятие природы и умение передать его в четких и зримых образах.

Слайд 27, 28, 29

13

Преподаватель.

Читает отрывок из рассказа И. А. Бунина “Антоновские яблоки ” со слов: “Помню

раннее, свежее, тихое утро...на фоне звучания музыки П.И. Чайковского « Времена

года. Осень»

ВЕДУЩИЙ 1

Слайд 29.

Прочитав этот рассказ, М. Горький писал Бунину в ноябре 1900 года: “А еще большое

спасибо за “Яблоки”. Это — хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво,

сочно, задушевно”.

ВЕДУЩИЙ

Слайд 30

В начале 1901 года вышел сборник стихов “Листопад”, вызвавший многочисленные

отзывы критики. А. И. Куприн писал о “редкой художественной тонкости” в передаче

настроения. А. А. Блок признал за Буниным право на “одно из главных мест” среди

современной русской поэзии.

ЧТЕЦ

Слайд 31.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

14

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой…

ВЕДУЩИЙ Слайд 32.

“Листопад” и перевод “Песни о Гайавате” Г. Лонгфелло были отмечены Пушкинской

премией Российской академии наук, (19 октября 1903 года). Он трижды удостаивался

высшей литературной награды, а в 1909 году был избран почетным членом академии.

Слайд 33

“Когда я буду писать отзыв о Вашей книге стихов, я... буду сравнивать Вас с

Левитаном, которого тоже горячо люблю, которым наслаждаюсь всегда... Чего желал бы

я... Вашему певучему перу — твердости! Т. е. — бодрого духа, радости душевной. Засиять

бы Вам однажды, в стихах, улыбнуться бы весело людям”, — писал М. Горький о

“Листопаде”.

ВЕДУЩИЙ

Прикосновение к богатствам природы воодушевляет героя лирических

произведений Бунина. Более того, природа становится источником его мужания, его муд-

рости. То было счастье просветленья,

Высокий трепет приобщенья

К духовной жизни, к красоте.

15

ЧТЕЦ Слайд 34

Ещё и холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет божий мир.

Прозрачно- бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят

Деревья в лоне небосклона,

И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах звенят.

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

ВЕДУЩИЙ Слайд 35

С необычайной остротой воспринимает Бунин и торжество жизни, ее красоту, и краткость

человеческого существования. “Свет незакатный” — так он озаглавил одно из самых

проникновенных своих стихотворений.

ЧТЕЦ Слайд 36

Там, в полях, на погосте,

В роще старых берез,

Не могилы, не кости —

Царство радостных грез.

Летний ветер мотает

Зелень длинных ветвей —

И ко мне долетает

Свет улыбки твоей.

Не плита, не распятье —

Предо мной до сих пор

Институтское платье

И сияющий взор.

Разве ты одинока?

Разве ты не со мной

В нашем прошлом, далеком,

Где и я был иной?

В мире круга земного, Настоящего дня,

Молодого, былого Нет давно и меня!

16

ВЕДУЩИЙ Слайд 37.

Такой же прикосновенностью веет от простых свежих строк известного стихотворения

«Вечер», словно бы подтверждающий высказанную Буниным в романе «Жизнь

Арсеньева» мысль что «нет никакой отдельной от нас природы, что каждое движение

воздуха есть движения нашей собственной жизни».

ЧТЕЦ О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно,

Вот этот сад осенний за сараем,

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем,

Встает, сияет облако. Давно,

Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Слайд 38

Окно открыто. Пискнула и села,

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне...

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

17

ВЕДУЩИЙ

Слайд 39

Бунин был натурой страстной, любил жизнь, тех, кто творит добро и красоту, ненавидел

смерть, тлен, войны, болезни, социальную несправедливости, насилие, жестокость - все,

кто мешает человеку жить, что нарушает гармонию человека и мира:

Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и вечного...

Слайд 40 Любовь и смерть — почти неизменные мотивы бунинской поэзии и прозы.

Слайд 41

Чтец

Погост, часовенка над склепом,

Венки, лампадки, образа.

И в раме, перевитой крепом, —

Большие ясные глаза.

Сквозь пыль на стеклах, жарким светом

Внутри часовенка горит.

“Зачем я в склепе, в полдень, летом?” —

Незримый кто-то говорит.

Кокетливо-проста прическа

И пелеринка на плечах...

А тут повсюду — капли воска

И банты крепа на свечах,

Венки, лампадки, пахнет тленьем...

И только этот милый взор

Глядите веселым изумленьем

На этот погребальный вздор.

Венки, лампадки, образа.

И в раме, перевитой крепом, —

Большие ясные глаза.

Сквозь пыль на стеклах, жарким светом

Внутри часовенка горит.

“Зачем я в склепе, в полдень, летом?” —

Незримый кто-то говорит.

Кокетливо-проста прическа

И пелеринка на плечах...

А тут повсюду — капли воска

18

И банты крепа на свечах,

Венки, лампадки, пахнет тленьем...

И только этот милый взор

Глядите веселым изумленьем

На этот погребальный вздор.

Слайд 42 ВЕДУЩИЙ

Однажды Иван Алексеевич набрел на каприйском кладбище на могильный крест с

фарфоровым медальоном,“на котором была фотография молодой девушки с необычайно

живыми, радостными глазами. Отчего умерла эта девушка? Что за судьба была ей

уготована? Этого, конечно, Бунин знать не мог. Но позже в России, в 1916 году, он

вспомнил поразивший его портрет и сочинил рассказ о девушке, изображенной на нем. Он

сделал ее русской гимназисткой Олей Мещерской, а рассказ назвал “Легкое дыхание”.

ВЕДУЩИЙ Слайд 43.

Как сказано в одной «старинной, смешной» книге, которую читала Оля, это — самое

главное свойство женской привлекательности, очарования. “А ведь оно у меня есть, — ты

послушай, как я вздыхаю, — ведь правда есть”. Красота, беззаботность, наивность и

легкость во всем — и в дерзости, и в смерти — привели ее к трагедии: не задумываясь,

легко и “играючи” она завлекла сперва гимназиста, затем друга своего отца, наконец,

казачьего офицера; завлекла сначала просто так, без любви, затем почувствовала к нему

отвращение. Исход был печален.

ЧТЕЦ ( читает отрывок из рассказа “Легкое дыхание ’’со слов: “...казачий

офицер, некрасивый и плебейского вида...

19

ВЕДУЩИЙ

“Легкое

дыхание”

считается

жемчужиной

бунинской

прозы.

К.

Паустовский

утверждал: “Это не рассказ, а озарение, сама жизнь с ее трепетом и любовью,

печальное и спокойное размышление писателя — эпитафия девичьей красоте”.

“Критика все ищет какие-то “идеи”, а все эти “идеи” вращаются между двух

полюсов — любви и смерти. Вот об этом я и пишу”. Это слова Бунина.

20

ВЕДУЩИЙ Слайд 44.

Чувство родины, языка, истории у него было огромно. Образ России складывался

в стихах исподволь, незаметно. Он был подготовлен уже пейзажной лирикой.

Шире, грудь, распахнись для принятия

Чувств весенних - минутных гостей!

Ты раскрой мне, природа, объятия,

Чтоб я слился с красою твоей!

Ты, высокое небо, далекое,

Беспредельный простор голубой!

Ты, зеленое поле широкое!

Только к вам я стремлюсь душой!

Слайд 45 ВЕДУЩИЙ

Размышляя о современном языке, литературе, Бунин в 1913 году писал: “...ис-

порчен русский язык... утеряно чутье к ритму и органическим особенностям

русской прозаической речи, опошлен или доведен до полнейшей легкости... стих”.

В январе 1915 года, когда Европу заливала кровь Первой мировой войны, он

выразил один из своих заветов в простых и благородных строках.

ЧТЕЦ Слайд 46

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Нам дар бессмертный — речь.

ВЕДУЩИЙ Слайд 47

Важным событием в жизни Бунина была встреча в 1907 году с “тихой барышней с

леонардовскими глазами из старинной дворянской семьи” — Верой Николаевной

Муромцевой. Она окончила естественное отделение Высших женских курсов,

владела иностранными языками, увлекалась литературой, искусством. Вера

Николаевна сумела создать атмосферу любви, заботы, внимания, скромного

самоотвержения, в которой так хорошо жилось и спокойно работалось Бунину.

Тридцатисемилетний Бунин, наконец-то обрел семейное счастье.

21

ВЕДУЩИЙ Слайд 48

Писатель, тяготевший к старой дворянской культуре, к ее традициям, помимо

своей воли оказался втянутым в круговорот бурных исторических процессов.

В

ОЙНУ

1914 года он принял как“беспримерную катастрофу», болезненно

воспринимал человеческие страдания, бесчисленные и бессмысленные смерти.

ВЕДУЩИЙ

Октябрьской революции Бунин не принял. B мире тогда уже произошло нечто

невообразимое: брошена была на полный произвол судьбы — и не когда-нибудь, а во

время величайшей мировой войны — величайшая на земле страна... где вдруг оборвалась

громадная, веками налаженная жизнь и воцарилось какое-то недоуменное существование,

беспричинная праздность и противоестественная свобода от всего, чем живо человеческое

общество”, — писал он в “Окаянных днях”.

ВЕДУЩИЙ 3 Слайд 49

Много лет спустя, размышляя о национальной гордости, которая от века присуща

русскому человеку, Бунин вопрошал: “Куда она девалась позже, когда Россия гибла? Как

мы не отстояли всего того, что так гордо называли мы русским, в силе и правде чего мы,

казалось, были так уверены?»

Слайд 50 ЧТЕЦ

Темень, холод предрассветный,

Ранний час,

Храм невзрачный,

неприметный,

В узких окнах точки желтых глаз.…………………………..

Темень, холод, буйных галок

Ранний крик.

Снежный город древен, мрачен, жалок,

Нищ и дик.

22

ВЕДУЩИЙ Слайд 51

Весной 1918 года вместе с женой Бунин уехал из Москвы на юг России.

Слайд 52

В январе 1918

года в Москве Бунин начинает вести дневник, продолжает его в Одессе; из

дневниковых записей и родилась книга “Окаянные дни”, опубликованная в 20-е годы уже в

эмиграции.

ВЕДУЩИЙ Слайд 53

Разруха в стране, смена власти на местах, кровопролитие, налеты анархических банд,

неопределенность будущего и массовый отъезд интеллигенции за пределы России болью

легли на сердце писателя. « Я не хочу стать эмигрантом. Для меня в этом много уни-

зительного. Я слишком русский, чтобы бежать со своей земли”, В начале феврали 1920

года на французском пароходе “Спарта” вместе с женой он покинул красную Одессу.

ВЕДУЩИЙ Слайд 54.

Итак, Бунин - добровольный изгнанник: Константинополь, София, Белград. С марта 1920

года — Париж. Поэт был обречен “познать тоску всех стран и всех времен”. Долгих,

тридцать три года ему тосковать по России...

ВЕДУЩИЙ Слайд 55

Несмотря на то, что Бунина во Франции издавали, почитали, хвалили, у него однажды

вырвались горькие слова: “Как обидно умирать, когда все, что душа несла, выполняла,

никем не понято и не оценено по-настоящему!”

ЧТЕЦ Слайд 56

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьется сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом,

С своей уж ветхою котомкой!

ВЕДУЩИЙ

Дом – это ведь не только крыша над головой. Дом — это место, с которым человек

сроднился.

Слайд57.

Бунин не сроднился с Францией, она не стала его второй родиной. О французах он писал:

“... вы и представить себе не можете, как невнимательны, как небрежны были они к

истинно огромному, историческому и трагическому явлению — русской эмиграции”.

23

ВЕДУЩИЙ Слайд 58

Прибежищем от тоски, верным утешением для Бунина неизбежно оставалась природа.

Память о Родине всю жизнь питала его творчество. В Грассе, небольшом городке под

Парижем, где жили Бунины долгие годы, были написаны его наиболее значительные

произведения.

Слайд 59 Среди них метко названный в одном из откликов “вымышленной

автобиографией” роман “Жизнь Арсеньева”, за который ему была присуждена

Нобелевская премия. Слайд 60. ( Звучит голос И.А.Бунина)

Слайд 61. ЧТЕЦ

В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,

Над родником старинный голубец

С лубочной почерневшею иконкой,

А в роднике березовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,

Тысячелетней, рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый...

Смиренные, родимые черты!

ВЕДУЩИЙ Слайд 62

“Все мы Россию, наше русское естество унесли с собой, и где бы мы ни были, она в

нас, в "наших мыслях и чувствах”, — писал Бунин. Чувство Родины особенно сильно

проявилось во время войны с гитлеровской Германией. Он не отходил от ра дио, чтобы

узнать правду о продвижении советских войск, а потом записывал услышанное в дневни-

ке; во время фашистской оккупации он, рискуя жизнью, скрывал в своем доме людей,

преследуемых гестапо. Старый приятель писателя вспоминал: “Война, военные неудачи,

положение

в

России,

огромные

русские

потери

все

это

чрезвычайно

волновало

Бунина”.

24

ВЕДУЩИЙ Слайд 63

Когда немцы оккупировали Францию, материальное благополучие Буниных, и без того

относительное, рухнуло. Скромные накопления обесценились, превратились в прах. “

Плохо мы живем в Грассе, очень плохо. Ну, картошку мерзлую едим. Или водичку, в

которой плавает что-то мерзкое, морковка какая-нибудь. Это называется супом...”

ВЕДУЩИЙ Слайд 64

Почти невероятно, что в этих условиях создавалась одна из лучших книгой Любви!

“Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена”, — вот главное, что хотел

донести до читателя автор “Темных аллей”. Передавая “Темные аллеи” для публикации в

США, Бунин сказал: “Это книга о любви с некоторыми смелыми местами.

В общем, она говорит о трагическом и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это

самое лучшее и самое оригинальное из того, что я написал в жизни!.."

ВЕДУЩИЙ Слайд 64

Бунин по складу своей натуры остро ощущал всю неустойчивость, зыбкость, драматизм

жизни. И потому любовь в этом ненадежном мире оказывалась, по его представлению,

недолговечной и обреченной. Однажды поздней осенью, в сырой парижский вечер, герой

рассказа “В Париже он изобрел в небольшую русскую столовую, каких возле улицы Пасси

великое

множество.

Тут

он

знакомится

с

тридцатилетней

официанткой.

Между

бывшим

генералом

и

этой

женщиной

вспыхивает

горячее

чувство,

полное

зрелой

нежности.

Кажется,

что

эти

несчастные

люди,

судьбы

которых

исковеркала

Гражданская война, теперь обретут счастье.

ЧТЕЦ ( читает отрывок из рассказа И. А. Бунина “В Париже ” со слов: “Через день,

о с т а в и в

с л у ж б у ,

о н а

п е р е е х а л а

к

н е м у

” )

25

ВЕДУЩИЙ

Да, про героев Бунина нельзя сказать, что они жили долго и счастливо и умерли в один

день. Как бы сильно ни любили бунинские герои, финал многих рассказов весьма печален.

Влюбленные расстаются. И в этой разлуке “есть высокое значение” — любовь остается

“где- то в сердце всю жизнь”.

ВЕДУЩИЙ Слайд 65

Герои “Чистого понедельника” молоды, красивы, богаты, принадлежат к одному кругу и...

несчастливы. Героиня пытается найти смысл, опору в окружающем ее мире, но не находит.

Даже любовь героя не приносит ей счастья. Она не может ответить ему таким же сильным

чувством. Почему же Бунин назвал рассказ “Чистый понедельник”? В этот день героиня

словно “очищается”, не найдя красоты и духовности в современном мире, уходит туда,

где, как ей кажется, они есть.

ЧТЕЦ

Слайд 66

( читает отрывок из рассказа И. А. Бунина “Чистый понедельник "со слов: “Письмо,

полученное мною недели через две... ”)

ВЕДУЩИЙ 67

В полном объеме книга И. А. Бунина “Темные аллеи” вышла в Париже в 1946 году. В

тридцати восьми новеллах сборника множество незабываемых женских образов.

ВЕДУЩИЙ 68

С 1947 года Бенина не оставляли болезни, и вместе с болезнями и полной невозмож-

ностью работать материальные его дела пришли в окончательный упадок. Семья впала в

большую нужду. “Все проходит. Все не вечно!” — за этим словами - Попытка Бунина

26

сохранить мужество. Бунин, никогда не примыкал ни к каким группировкам, никого и

никуда не призывал. Он жил в непростые дни, но душу свою всегда берег от скверны.

ВЕДУЩИЙ 69

Ничто не могло заставить его отказаться от мысли о России. Она была в его сердце. Хотя

уже и не той, что “начиналась за окном в сад”: “Разве можем мы забыть Родину? Может

человек забыть Родину? Она — в душе. Я очень русский человек. Эго с годами не

пропадает”. В письмах и дневниках Бунин говорит о своем желании возвратиться в

Москву.

Но

в

старости

и

болезнях

решиться

на

такой

шаг

непросто.

Не

было

уверенности, сбудутся ли надежды на спокойную жизнь и на издание его книг.

Слайд 69 ЧТЕЦ

Ту звезду, что качалася в темной воде

Под кривою ракитой в заглохшем саду, —

Огонек, до рассвета мерцавший в пруде, —

Я теперь в небесах никогда не найду.

В то селенье, где шли молодые года,

В старый дом, где я первые песни слагал,

Где я счастья и радости в юности ждал,

Я теперь не вернусь никогда, никогда.

ВЕДУЩИЙ Слайд 70

Летом 1942 года после четверти века молчания Бунин не выдержал и написал в Россию

27

старому другу Н. Телешову (1): “Очень хочу домой...” Тогда же писатель А. Н. Толстой

ходатайствовал перед советским правительством о возможности возвращения Бунина. Но

война отодвинула решение этого вопроса. После победы К. Симонов беседовал с Буниным

в Париже о возвращении, а про себя грустно замечал, что старому писателю было бы не-

легко перебороть себя во многом...

ВЕДУЩИЙ Слайд 71

Свою последнюю дневниковую запись Бунин сделал 2 мая 1953 года: “Это все-таки

поразительно до столбняка! Через некоторое очень малое время меня не бу дет — и дела и

судьбы всего, всего будут мне неизвестны!.. И я только тупо умом стараюсь изумиться,

устрашиться!..”

ЧТЕЦ Слайд 71

Твой труд переживет тебя, поэт,

Переживут творца его творенья,

Живого не утратит выраженья

С тебя когда-то писанный портрет —

И станешь ты, незримый, бестелесный,

Мечтою, мыслью, сказкою чудесной...

ВЕДУЩИЙ 72

Одна читательница, чьи письма Бунин хранил всю жизнь, написала еще в 1902 году:

“Несмотря на все горькие минуты, на разочарования и страдания, вы верите и в красоту, и

в любовь, и в поэзию, которой полна наша жизнь, если только мы имеем дар ее видеть”.

От

жизни

человеческой,

от

веков,

поколений

остается

на

земле

высокое,

доброе

и

прекрасное. Только это. Так и от жизни Бунина осталось его высокое, доброе и пре красное

искусство, которое влилось в великую русскую литературу. И останется с нами навсегда!

28

Слайд 73

( звучит музыка С.Рахманинов « Вокализ»

ЧТЕЦ И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет — Господь сына блудного спросит:

“Был ли счастлив ты в жизни земной?”

И забуду я все — вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав —

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленам припав.

Аналитическая работа с текстами рассказов И.Бунина « Холодная осень», « В

одной знакомой улице»

Рефлексия. Обобщающая беседа.

Заключительное слово преподавателя

Урок закончен. Состоялась ваша встреча с ВЕЛИКИМ СЛОВОМ И.А. Бунина.

Писатель был уверен:

«Да, я не посрамил ту литературу, которую полтораста лет

тому назад начали Карамзин и…Жуковский»

29

Домашнее задание

Я надеюсь, что сегодня на уроке среди вас не было равнодушных. У вас будет

возможность еще раз перечитать рассказы Бунина, погрузиться в тайны его

творчества, написать сочинение-эссе « Я открываю Бунина…»

Слайд 76

Нет в мире смерти,

нет гибели тому, что было,

чем жил когда-то!

Нет разлук и потерь,

доколе жива моя душа,

моя Любовь. Память!

30



В раздел образования