Автор: Абраменко Александр Анатольевич
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Омский кадетский военный корпус"
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: Статья
Тема: Коррекция агрессивного и аутоагрессивного поведения воспитанников как условие их социализации в нестабильном мире.
Раздел: среднее образование
Социализация обучающихся, в современных условиях имеет определённую специфику. В
условиях экономического и социального кризиса общества, все возрастающего влияния
средств массовой информации и сети Интернет на сознание воспитанников, изменения
вектора нравственных ценностей и установок резко увеличивается количество и
разнообразие поведенческих девиаций. Они являются неизбежным условием попыток
адаптации человека в нестабильном мире.
Теоретический анализ показал. что существует несколько возможные вариантов поведения
младших воспитанников в качестве реакций на проблемные ситуации. Первая связана с
трудностями построения межличностных отношений в коллективе младших школьников.
Основным показателем является повышенная эмоциональная возбудимость ребенка,
раздражительность. Такие дети часто конфликтуют со сверстниками и даже учителями. Во
вторую группу могут быть отнесены дети с внутри личностными конфликта ми. Проблема
таких детей является повышенный уровень тревожности, аутогресивное поведение,
трудности налаживания взаимоотношений в коллективе сверстников, он тяжело переносят
обиды. В третью наиболее тяжелую группу можно отнести детей с сочетанием трудностей
внутри личностных и межличностных отношений.
В настоящее время существует множество различных направлений. способствующих
эффективной коррекции агрессивного и аутоагресивного поведения младших
воспитанников. Обозначим достаточно распространенные средства коррекции
применяемые для младшего школьного возраста: игротерапия, телесно-ориентированная
терапия, арт-терапия и др.
Игротерапия-метод психоккерекции направленный на снятие внутреннего напряжении и
нормализацию эмоционального состояния. Специально подобранные игры позволяют
провести коррекцию личности ребёнка.
Телесно-ориентировочная терапия связана с влиянием на психику ребёнка через его тело.
Правильно воздействуя на тело ребёнка скорректировать его поведенческие нарушения,
которые могут проявляться в виде мышечных зажимов. В основе этой терапии лежат идеи
мышечного панциря, который образуется в качестве барьера защиты ребёнка.
Одной из направлений арт-терапии, успешно используемой в детском психологическом
центре» Арт» песочная терапия. Она является интегрированной терапией, которая может
включать и наличие рисунков, и музыки, и игровых элементов, и работы с телом.
Для коррекции поведенческих нарушений детей, как правило, используется не менее
десять индивидуальных занятий. После достижения определенных успехов в само-
регуляции своего эмоционального состояния ребёнок может быть переведён в группу.
Обычно продолжительность работы с таким ребёнком составляет от полугода и более.
Таким образом, практикой доказано, что психолого-педагогическая коррекция
агрессивного и аутоагрессивного поведения младших воспитанников приводит к
гармонизации психоэмоционального состояния детей, повышению возможностей само-
регуляции. Эти условия способствуют предупреждению рецидивов аутоагресивного
поведения, повышению стрессоустойчивости к ситуациям психоэмоционального
перенапряжения в современном нестабильном мире.