Автор: Жидких Елена Викторовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ дс№31 п.Ждановский
Населённый пункт: Кстовский р–он.
Наименование материала: презентация
Тема: "Обследование грамматического строя речи"
Раздел: дополнительное образование
Обследование
Обследование
грамматического строя
грамматического строя
речи
речи
1. Составление предложений по сюжетной
1. Составление предложений по сюжетной
картинке или серии сюжетных картинок.
картинке или серии сюжетных картинок.
Зачем девочка
Зачем девочка
поливает цветы?
поливает цветы?
Почему разбился чайник?
Почему разбился чайник?
2. Составление предложений по
2. Составление предложений по
опорным словам.
опорным словам.
дети
дети
лес
лес
корзины
корзины
грибы
грибы
осень
осень
подосиновики
подосиновики
подберезовики
подберезовики
3. Составление предложений по
3. Составление предложений по
отдельным словам, расположенным в
отдельным словам, расположенным в
беспорядке.
беспорядке.
через прыгает
через прыгает
скакалку Катя
скакалку Катя
4. Подстановка недостающего предлога в
4. Подстановка недостающего предлога в
предложении.
предложении.
Бабушка сидит … диване.
Бабушка сидит … диване.
Клубок укатился … диван.
Клубок укатился … диван.
5. Пересказ текста после
5. Пересказ текста после
прослушивания.
прослушивания.
Знакомый текст.
Знакомый текст.
Незнакомый текст.
Незнакомый текст.
Использовать, например, тексты сказок,
Использовать, например, тексты сказок,
рассказов Толстого, Ушинского.
рассказов Толстого, Ушинского.
6. Рассказ из собственного
6. Рассказ из собственного
опыта.
опыта.
О любимой игрушке;
О любимой игрушке;
О книге;
О книге;
О животном;
О животном;
О празднике и др.
О празднике и др.
7. Словоизменение.
7. Словоизменение.
Чем режут хлеб?
Чем режут хлеб?
Кого кормит
Кого кормит
девочка?
девочка?
Чем девочка
Чем девочка
рисует?
рисует?
На чем мальчик
На чем мальчик
играет?
играет?
Образование форм родительного падежа
Образование форм родительного падежа
множественного числа существительных
множественного числа существительных
Чего много в этой
Чего много в этой
комнате? (мебели,
комнате? (мебели,
стульев, книг)
стульев, книг)
Чего много в саду?
Чего много в саду?
Чего много в
Чего много в
лесу?
лесу?
(деревьев, кустов,
(деревьев, кустов,
ягод, листьев,
ягод, листьев,
кустов)
кустов)
Преобразование единственного числа
Преобразование единственного числа
имен существительных во множественное
имен существительных во множественное
число по инструкции.
число по инструкции.
Я буду говорить про один
Я буду говорить про один
предмет, а ты про много.
предмет, а ты про много.
вишня – вишни
вишня – вишни
белка - белки
белка - белки
письмо – письма машина - машины
письмо – письма машина - машины
гнездо – гнезда охотник - охотники
гнездо – гнезда охотник - охотники
дом – дома цыпленок - цыплята
дом – дома цыпленок - цыплята
книга – книги пуговица - пуговицы
книга – книги пуговица - пуговицы
Употребление предлогов.
Употребление предлогов.
Предлагается ответить примерно на такие
Предлагается ответить примерно на такие
вопросы:
вопросы:
- Где лежит карандаш? (в коробке)
- Где лежит карандаш? (в коробке)
- А теперь? (вынуть из коробки и положить на
- А теперь? (вынуть из коробки и положить на
стол)
стол)
- От куда я взяла карандаш? (из коробки)
- От куда я взяла карандаш? (из коробки)
- От куда упал карандаш? (со стола)
- От куда упал карандаш? (со стола)
- От куда ты достал карандаш? (из-под стола)
- От куда ты достал карандаш? (из-под стола)
- Где лежит карандаш? (за коробкой)
- Где лежит карандаш? (за коробкой)
- От куда ты достал карандаш (из-за коробки, из-
- От куда ты достал карандаш (из-за коробки, из-
под коробки)
под коробки)
8. Словообразование.
8. Словообразование.
Образование уменьшительной формы
Образование уменьшительной формы
существительного.
существительного.
Дерево –деревце
Дерево –деревце
Шапка - шапочка
Шапка - шапочка
Цветок – цветочек
Цветок – цветочек
Скамья – скамеечка
Скамья – скамеечка
Кольцо - колечко
Кольцо - колечко
Образование прилагательных от
Образование прилагательных от
существительных.
существительных.
Например, дерево - деревянный.
Например, дерево - деревянный.
Снег
Снег
Бумага
Бумага
Стекло
Стекло
Пластмасса
Пластмасса
Мех
Мех
Шерсть
Шерсть
Пух
Пух
Образование сложных слов. (из
Образование сложных слов. (из
двух слов образовать одно)
двух слов образовать одно)
Камень дробить (камнедробилка)
Камень дробить (камнедробилка)
Землю черпать (землечерпалка)
Землю черпать (землечерпалка)
Сено косить (сенокосилка)
Сено косить (сенокосилка)
Спасибо, за внимание.
Спасибо, за внимание.