Напоминание

"Работа с соломкой как средство развития творческих способностей обучающихся."


Автор: Баранова Любовь Валентиновна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Кагальницкий ЦТ
Населённый пункт: с.Кагальник, Азовский район, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с соломкой как средство развития творческих способностей обучающихся."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа с соломкой как средство развития творческих способностей

учащихся.

…Соломенное небо.

Соломенный шалаш.

Соломинкой рисую,

Забыв про карандаш…

Развитие творческих способностей школьников приобрело в настоящее время

большое социальное значение. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса

становится

все

разнообразнее

и

сложнее.

И

она

требует

от

человека

не

шаблонных,

привычных

действий,

а

подвижности,

гибкости

мышления,

быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к

решению

больших

и

малых

проблем.

Ведь

все

культурные

ценности,

накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то,

насколько

продвинется

вперед

человеческое

общество

в

будущем,

будет

определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Наиболее актуальной проблемой, интересующей педагогов, сегодня является

развитие творческих способностей детей и подростков в рамках различных видов

художественной

деятельности. В этой связи особый интерес представляют те

виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой доступных

растительных материалов - лозы, бересты, рогоза, соломки и других.

И мы не остались в стороне. В Центре

творчества работает объединение

«Золотая соломка», ведь соломка – интереснейший природный материал, дающий

большие

возможности

для

развития

творческих

способностей,

активности,

интуиции и фантазии детей.

История изготовления изделий из соломы уходит далеко вглубь веков к тому

периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Только

с культивированием злаков пшеницы, ячменя, ржи образовался источник сырья -

солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельцев. Солома

обувала

и

одевала

человека,

утепляла

его

дом

и

служила

ему

постелью.

Народные мастера украшали изделиями из соломы дома селян.

В декоративно – прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других

зерновых

культур

один

из

любимых

материалов,

используемых

многими

народами

мира.

В

каждом

изделии,

какую

бы

оно

страну

ни

представляло,

отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого

материала, выращиваемого в данном климате.

Поэтому на занятиях в объединении происходит воспитание интереса и любви

к народному творчеству, бережного отношения к русской народной культуре,

обучающиеся

вовлекаются

в

активную

творческую

деятельность,

у

них

формируются

определенные

умения

и

навыки

в

освоении

художественного

ремесла, а именно, в обработке соломки.

Художественные

произведения,

выполняемые обучающимися из соломки,

разнообразны по жанру и технике исполнения, это:

декоративная скульптура;

плетеные изделия;

декоративное панно-аппликация;

изделия, инкрустированные соломкой.

Занимаясь плетением соломки обучающиеся постигают приемы традиционного

ремесла выполнения соломенных игрушек, подвесных конструкций, декоративной

скульптуры.

Занятия

по

плетению

соломкой

способствуют

развитию

художественно-творческих способностей и креативности,

ручной умелости

в

освоении художественного мастерства

(слайды № 2, 3).

Выполнение

аппликации

из

соломы

наиболее

простой

и

доступный

способ

развития

детского

творчества.

При

работе

над

аппликацией

у

учащихся

развиваются

такие

психологические

процессы,

как

внимание,

мышление,

воображение,

а

также

глазомер,

координация

движений;

происходит

формирование

предст авлений

о

приемах

рациона льной

р а б о т ы ,

совершенствование приемов разметки, вырезания, работы с клеем и ножницами;

воспитывается аккуратность и терпеливость.

Обучение этому ремеслу

закладывает основы эстетического вкуса, пробуждает

желание вносить элементы прекрасного в окружающую обстановку. Выполненные

детьми

панно находят свое место в интерьерах их квартир.

(

слайды №

4,5,6,7,8,9,10,11,12,13)

А многие работы изначально готовятся как подарки родным и близким.

Изготовление подарка – это возможность выразить свое «Я» в явной адресной

форме. Понимание этого побуждает вложить свои умения, способности, талант,

фантазию,

вкус,

изобретательность,

аккуратность,

другие

личностные

характеристики

в

изготовленное

изделие

и

«послать

сообщение»

об

этом

определенному адресату.

Готовясь

к

возможности

одаривать

других

на

основе

умений

и

знаний,

приобретаемых при работе с соломкой, у ребенка

повышается самоуважение,

поскольку оно опирается на понимание того, что существуют вещи, предметы,

которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость другим.

(

слайды № 14, 15)

Творческая деятельность по изготовлению мозаики способствует развитию

мелкой

моторики,

эстетического

вкуса,

креативности,

мыслительной

деятельности,

повышению

усидчивости,

воспитанию

аккуратности,

чувства

порядка, приобретению

различных

знаний

и

навыков,

учит

ребенка

использовать эти навыки и любоваться результатом собственной деятельности.

(слайды №16, 17)

На занятиях в объединении дети познают красоту труда, так как сами участвуют в

создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить

удовлетворение от своей деятельности, которая направлена

на понимание и

осознание

прекрасного, пробуждение

потребности

созидать

и

творить,

пробуждение

потребности

коллективного

творческого

труда.

В

процессе

выполнения

коллективных

работ

осуществляется

нравственно

-

эстетическое

воспитание детей, вырабатываются умения:

-работать вместе, уступать дуг другу, помогать, подсказывать;

-договариваться о совместной работе,

-планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание,

композицию, дополнения;

- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

В

атмосфере

уважения

друг

к

другу,

взаимопомощи,

сотрудничества,

взаимоподдержки, были созданы такие работы как: (

слайды № 18, 19, 20, 21)

Стоит сказать и творческих проектах. Выполнение творческого проекта

для учащихся

это

возможность

делать

что-то

интересное

самостоятельно,

максимально используя свои возможности; эта деятельность позволяет проявить

себя,

попробовать

свои

силы,

приложить

свои

знания,

показать

публично

достигнутый

результат;

что

способствует

развитию

творческой

личности,

формированию технологической культуры и творческого

отношения

к труду.

Именно здесь и раскрываются творческие способности учащихся, их творческий

потенциал. Например: творческие проекты «Масленица на пороге», «Соломенная

шляпка» учащиеся собрали

полную информацию по

выбранным

темам

проанализировали, проверили

и воплотили

возникшую идею в материале.

(

Слайды №22, 23)

В течение учебного года учащиеся имеют возможность продемонстрировать

изготовленные

изделия

на

мини-выставках

внутри

объединения,

например

выставка -конкурс «Самая прекрасная из женщин, женщина с ребенком на руках»

посвященная

Дню

матери

(слайд № 24)

, или «Рыжая собака-символ 2018 года»

(слайд № 25)

, или «Цветы для любимой мамочки»

(слайд № 26)

выставка творческих

работ проводилась в преддверии Международного женского праздника 8 Марта.

Дети участвуют в ежегодной районной выставке детского творчества

(слайды №

27, 28)

,

во всероссийских и международных конкурсах, где их работы отмечаются

грамотами, дипломами или сертификатами участника (

слайд №29).

Такие мероприятия помогают учащимся самореализоваться, самоутвердиться,

правильно

оценить

свои

возможности,

научиться

отличать

прекрасное

от

безобразного.

Успехи

в работе объединения рождают у детей уверенность в

своих силах. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом

виде труда.

Итак, подведем итог всему выше сказанному.

Задатки

творческих

способностей

присущи

любому

человеку,

любому

нормальному

ребенку.

Нужно

суметь

раскрыть

их

и

развить

и

занятия

по

изготовлению

изделий из соломки (я думаю) этому

способствуют. Ребенок с

развитыми творческими способностями становится активным, пытливым, а это

то что нам нужно....



В раздел образования