Автор: Баранова Любовь Валентиновна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Кагальницкий ЦТ
Населённый пункт: с.Кагальник, Азовский район, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с соломкой как средство развития творческих способностей обучающихся."
Раздел: дополнительное образование
Работа с соломкой как средство развития творческих способностей
учащихся.
…Соломенное небо.
Соломенный шалаш.
Соломинкой рисую,
Забыв про карандаш…
Развитие творческих способностей школьников приобрело в настоящее время
большое социальное значение. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса
становится
все
разнообразнее
и
сложнее.
И
она
требует
от
человека
не
шаблонных,
привычных
действий,
а
подвижности,
гибкости
мышления,
быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к
решению
больших
и
малых
проблем.
Ведь
все
культурные
ценности,
накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то,
насколько
продвинется
вперед
человеческое
общество
в
будущем,
будет
определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Наиболее актуальной проблемой, интересующей педагогов, сегодня является
развитие творческих способностей детей и подростков в рамках различных видов
художественной
деятельности. В этой связи особый интерес представляют те
виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой доступных
растительных материалов - лозы, бересты, рогоза, соломки и других.
И мы не остались в стороне. В Центре
творчества работает объединение
«Золотая соломка», ведь соломка – интереснейший природный материал, дающий
большие
возможности
для
развития
творческих
способностей,
активности,
интуиции и фантазии детей.
История изготовления изделий из соломы уходит далеко вглубь веков к тому
периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Только
с культивированием злаков пшеницы, ячменя, ржи образовался источник сырья -
солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельцев. Солома
обувала
и
одевала
человека,
утепляла
его
дом
и
служила
ему
постелью.
Народные мастера украшали изделиями из соломы дома селян.
В декоративно – прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других
зерновых
культур
–
один
из
любимых
материалов,
используемых
многими
народами
мира.
В
каждом
изделии,
какую
бы
оно
страну
ни
представляло,
отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого
материала, выращиваемого в данном климате.
Поэтому на занятиях в объединении происходит воспитание интереса и любви
к народному творчеству, бережного отношения к русской народной культуре,
обучающиеся
вовлекаются
в
активную
творческую
деятельность,
у
них
формируются
определенные
умения
и
навыки
в
освоении
художественного
ремесла, а именно, в обработке соломки.
Художественные
произведения,
выполняемые обучающимися из соломки,
разнообразны по жанру и технике исполнения, это:
декоративная скульптура;
плетеные изделия;
декоративное панно-аппликация;
изделия, инкрустированные соломкой.
Занимаясь плетением соломки обучающиеся постигают приемы традиционного
ремесла выполнения соломенных игрушек, подвесных конструкций, декоративной
скульптуры.
Занятия
по
плетению
соломкой
способствуют
развитию
художественно-творческих способностей и креативности,
ручной умелости
в
освоении художественного мастерства
(слайды № 2, 3).
Выполнение
аппликации
из
соломы
наиболее
простой
и
доступный
способ
развития
детского
творчества.
При
работе
над
аппликацией
у
учащихся
развиваются
такие
психологические
процессы,
как
внимание,
мышление,
воображение,
а
также
глазомер,
координация
движений;
происходит
формирование
предст авлений
о
приемах
рациона льной
р а б о т ы ,
совершенствование приемов разметки, вырезания, работы с клеем и ножницами;
воспитывается аккуратность и терпеливость.
Обучение этому ремеслу
закладывает основы эстетического вкуса, пробуждает
желание вносить элементы прекрасного в окружающую обстановку. Выполненные
детьми
панно находят свое место в интерьерах их квартир.
(
слайды №
4,5,6,7,8,9,10,11,12,13)
А многие работы изначально готовятся как подарки родным и близким.
Изготовление подарка – это возможность выразить свое «Я» в явной адресной
форме. Понимание этого побуждает вложить свои умения, способности, талант,
фантазию,
вкус,
изобретательность,
аккуратность,
другие
личностные
характеристики
в
изготовленное
изделие
и
«послать
сообщение»
об
этом
определенному адресату.
Готовясь
к
возможности
одаривать
других
на
основе
умений
и
знаний,
приобретаемых при работе с соломкой, у ребенка
повышается самоуважение,
поскольку оно опирается на понимание того, что существуют вещи, предметы,
которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость другим.
(
слайды № 14, 15)
Творческая деятельность по изготовлению мозаики способствует развитию
мелкой
моторики,
эстетического
вкуса,
креативности,
мыслительной
деятельности,
повышению
усидчивости,
воспитанию
аккуратности,
чувства
порядка, приобретению
различных
знаний
и
навыков,
учит
ребенка
использовать эти навыки и любоваться результатом собственной деятельности.
(слайды №16, 17)
На занятиях в объединении дети познают красоту труда, так как сами участвуют в
создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить
удовлетворение от своей деятельности, которая направлена
на понимание и
осознание
прекрасного, пробуждение
потребности
созидать
и
творить,
пробуждение
потребности
коллективного
творческого
труда.
В
процессе
выполнения
коллективных
работ
осуществляется
нравственно
-
эстетическое
воспитание детей, вырабатываются умения:
-работать вместе, уступать дуг другу, помогать, подсказывать;
-договариваться о совместной работе,
-планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание,
композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
В
атмосфере
уважения
друг
к
другу,
взаимопомощи,
сотрудничества,
взаимоподдержки, были созданы такие работы как: (
слайды № 18, 19, 20, 21)
Стоит сказать и творческих проектах. Выполнение творческого проекта
для учащихся
–
это
возможность
делать
что-то
интересное
самостоятельно,
максимально используя свои возможности; эта деятельность позволяет проявить
себя,
попробовать
свои
силы,
приложить
свои
знания,
показать
публично
достигнутый
результат;
что
способствует
развитию
творческой
личности,
формированию технологической культуры и творческого
отношения
к труду.
Именно здесь и раскрываются творческие способности учащихся, их творческий
потенциал. Например: творческие проекты «Масленица на пороге», «Соломенная
шляпка» учащиеся собрали
полную информацию по
выбранным
темам
проанализировали, проверили
и воплотили
возникшую идею в материале.
(
Слайды №22, 23)
В течение учебного года учащиеся имеют возможность продемонстрировать
изготовленные
изделия
на
мини-выставках
внутри
объединения,
например
выставка -конкурс «Самая прекрасная из женщин, женщина с ребенком на руках»
посвященная
Дню
матери
(слайд № 24)
, или «Рыжая собака-символ 2018 года»
(слайд № 25)
, или «Цветы для любимой мамочки»
(слайд № 26)
выставка творческих
работ проводилась в преддверии Международного женского праздника 8 Марта.
Дети участвуют в ежегодной районной выставке детского творчества
(слайды №
27, 28)
,
во всероссийских и международных конкурсах, где их работы отмечаются
грамотами, дипломами или сертификатами участника (
слайд №29).
Такие мероприятия помогают учащимся самореализоваться, самоутвердиться,
правильно
оценить
свои
возможности,
научиться
отличать
прекрасное
от
безобразного.
Успехи
в работе объединения рождают у детей уверенность в
своих силах. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом
виде труда.
Итак, подведем итог всему выше сказанному.
Задатки
творческих
способностей
присущи
любому
человеку,
любому
нормальному
ребенку.
Нужно
суметь
раскрыть
их
и
развить
и
занятия
по
изготовлению
изделий из соломки (я думаю) этому
способствуют. Ребенок с
развитыми творческими способностями становится активным, пытливым, а это
то что нам нужно....