Напоминание

Роль профессиональной подготовки водителей транспортного средства в обеспечении безопасности дорожного движения


Автор: Бадмаев Баир Бадма-Доржиевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №8 с углубленным изучением технологического профиля"
Населённый пункт: город Мирный, Мирнинский район,Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Роль профессиональной подготовки водителей транспортного средства в обеспечении безопасности дорожного движения
Раздел: полное образование





Назад




Статья «Роль профессиональной подготовки водителей транспортного средства

в обеспечении безопасности дорожного движения»

Сегодня

невозможно

представить

себе

современную

жизнь

без

автомобильного

транспорта.

Основной

профессией

на

автомобильном

транспорте

является

профессия

водителя. Водитель - главная фигура в процессе дорожного движения и только от его знаний,

умений и мастерства зависит, быть или не быть аварии. К водителю предъявляются высокие

требования. Он должен свободно ориентироваться в сложных дорожных условиях, обладать

способностью предвидеть развитие дорожно – транспортной ситуации, быть максимально

внимательным

к

действиям

других

участников

движения.

Именно

от

водителя,

от

эффективности и надежности его деятельности зависят в первую очередь эффективность

работы автомобильного транспорта и безопасность движения на улицах и дорогах. Вместе с

тем

статистика

показывает,

что

значительное

увеличения

количества

автомобилей

и

интенсивности движения вызвали рост количества дорожно-транспортных происшествий и

усугубили

тяжесть

их

последствий

в

медицинском,

социальном

и

экономическом

отношениях.

При

этом

показательно,

что

приблизительно

в

трех

из

четырех

случаев

дорожно-транспортные

происшествия

являются

результатом

неправильных

действий

водителей.

Возрастающая сложность движения предъявляет повышенные требования к надежности и

профессиональной

пригодности

водителя.

Основная

доля

дорожно-транспортных

происшествий совершается водителями со стажем менее трех лет, в том числе 20 % - со

стажем до одного года. Одной из причин высокого уровня аварийности среди начинающих

водителей

наряду

с

низкой

дисциплиной

являются

несоответствие

каче ства

профессионального

обучения

водителей

транспортного

средства

предъявляемым

требованиям.

Совершенствование системы подготовки водителей в значительной мере способствует

повышению безопасности дорожного движения. Качественное обучение будущего водителя

во

многом

зависит

от

профессионализма

мастера

производственного

обучения,

от

постановки

учебного

процесса.

В

процессе

подготовки

осуществляется

формирование

комплекса

знаний,

умений,

привычек

и

качеств,

гарантирующих

надежную

работу

в

процессе практического управления транспортным средством.

Профессиональное обучение в широком смысле этого слова - это процесс передачи знаний

мастера

производственного

обучения

учащимся.

Целью

профессионального

обучения

является приобретение учащимися знаний, умений и навыков, причем главными являются

умения и навыки.

Знания - это способность воспроизвести в памяти приобретаемую при обучении учебный

материал.

Умение

-

это

способность

осознанно

применять

полученные

знания

на

практике,

выполнять какую-то работу, операцию, прием.

Навык - это умение, доведенное упражнениями до автоматизма тренировкой. Получение

знаний может иметь самостоятельную цель, не связанную с третьим этапом обучения -

приобретением навыков.

Все три понятия: знания, умения и навык - связаны между собой этапами обучения и

отличаются

методами

их

достижения.

Знания

и

умения

приобретаются

в

процессе

прослушивания обучаемыми рассказа, объяснения и просмотра упражнений; навыки – только

упражнениями. Общая схема обучения вождению автомобиля складывается из рассказа,

показа и тренировок.

Для формирования навыка при подготовке водителя необходимо соблюдать следующие

требования:

1. Обучаемый должен понимать цели, задачи и значение вырабатываемого навыка и

стремился овладеть им.

2.

Обучаемый

должен

знать

о

достигнутых

им

результатах,

понимать

причины

допущенных ошибок и пути их преодоления.

3. Обучаемый должен понимать, какие действия в упражнении является главными, а какие

– второстепенными.

4. Нецелесообразно предъявлять к обучаемому сразу много требований.

Эффективность формирования навыка зависит от правильного распределения упражнений

по времени.

Продуктивность навыка зависит также от методики проведения занятий, способностей

обучаемых и их эмоциональное состояние.

Главная цель и основной критерий деятельности мастера производственного обучения,

занимающихся подготовкой водителей транспортного средства - обеспечить безаварийную

работу на автомобиле.

Выступая в качестве организатора учебного процесса, мастер производственного обучения

должен

обладать

твердыми

знаниями

преподаваемого

предмета

и

специфическими

психолого-педагогическими

знаниями,

умениями

и

навыками.

Отсутствие

психолого-

педагогических знаний вынуждает преподавателя опираться лишь на собственный опыт и

интуицию,

что

приводит

к

большим

временным

и

качественным

издержкам.

Помощь

преподавателям

в

приобретении

психолого-педагогических

знаний,

умений

и

навыков

призваны

оказывать

различные

формы

организации

повышения

педагогической

квалификации.

Для

обеспечения

успеха

познавательной

деятельности

учащихся

при

организации учебного процесса необходимо соблюдать определенные условия:

1. Четкое представление учащийся целей обучения на каждом из его этапов, приобретение

и

сохранение

положительных

мотивов

к

познавательной

деятельности

на

все

время

обучения.

2.

Наличие

к

началу

нового

этапа

учебных

занятий,

достаточной

теоретической

и

практической базы для построения новой системы знаний, умений и навыков, и включения

ее в ранее созданную систему.

3.

Морально-психологическая

подготовленность

к

предстоящей

учебной

и

профессиональной деятельности.

4. Соответствие биолого-физиологических и психологических характеристик обучаемого

выбранной профессии.

Для того, чтобы двигаться по дороге даже с минимальной интенсивностью, водитель

должен

выполнить

в

строгой

последовательности

и

с

точной

дозировкой

множество

действий.

Каждое

из

них

требует

определенного

навыка

и

является

весьма

сложным,

состоящим из нескольких компонентов движений.

Профессиональная

подготовка

будущего

водителя

под

руководством

мастера

производственного

обучения

должна

пройти

три

этапа.

Учащийся

должен

пройти

последовательно

по

мере

совершенствования

своего

водительского

мастерства.

Причем,

каждый

предыдущий

этап

необходим

для

достижения

последующего.

На первом

этапе водитель должен достичь определенного технического мастерства. Под техническим

мастерством понимается степень натренированности водителей в выполнении всех действий,

связанных с управлением механизмами автомобиля. Сюда входит управление двигателем,

сцеплением, коробкой передач, тормозами, рулевым колесом. Тренировка всех этих действий,

предварительно разбитых на отдельные движения, должна производиться последовательно в

стационарных условиях с применением тренажеров. Данный этап, как и всякий начальный

этап обучения, имеет фундаментальное значение для дальнейшего формирования водителя.

Поэтому задача преподавателя не только самому отнестись со всей серьезностью к этой

работе, но и внушить обучаемому чрезвычайное основополагающее значение этого этапа.

Вот те упражнения, которые должен выполнить и освоить обучаемый на первом этапе:

1. ознакомление с назначением и устройством тренажера;

2. правильная посадка и положение рук и ног при работе с рычагом переключения передач

и педалью сцепления;

3. трогание с места;

4.

движение

по

прямой

без

визуализации;

переключение

передач

в

восходящем

и

нисходящем порядке;

5. экстренное торможение.

При

выполнении

этих

упражнений

обучаемый

должен

отчетливо

понимать

смысл

и

единственно

правильную

последовательность

всех

действий.

Он

должен

мысленно

представлять

себе

перемещение

и

взаимодействие

управляемых

деталей

механизмов

автомобиля. Такое понимание сути явлений в значительной степени ускоряет формирование

навыка и поэтому не следует экономить время на их разъяснение. Практика показывает, что

обычно бывает достаточно 12-15 часов профессиональной подготовки.

Вторым этапом - подготовки водителей, который полностью базируется на первом и

возможен лишь после:

- твердого усвоения всех двигательных навыков;

-

достижения

определенного

автоматизма

в

манипуляциях

органами

управления

автомобиля;

- формирования умственных навыков определения положения автомобиля на дороге и

прогнозирование его траектории под управляющими воздействиями обучаемого.

На втором этапе обучаемый должен почувствовать понятие “реакция автомобиля” и уметь

управлять автомобилем с учетом их. Другими словами, обучаемый должен, как это делает

опытный

водитель,

не

ждать

мгновенной

реакции

автомобиля

на

свои

управляющие

воздействия.

Для начинающего водителя, как показала практика, значительные трудности представляет

правильный выбор включаемой передачи. На этом этапе необходимо сформировать и этот

навык.

Будущий водитель учится вести по заданной траектории не только передние, но и задние

колеса автомобиля. Итак, после первых двух этапов тренировки он должен фактически

полностью освоить техническую сторону вождения автомобиля. Любые действия рычагами и

педалями

не

должны

вызывать

у

него

затруднений,

он

кроме

того,

должен

правильно

выбирать

и

выполнять

намеченные

действия

на

движущемся

по

закрытой

площадке

автомобиле. Другими словами, обучаемый должен профессионально управлять автомобилем

на закрытой площадке или на пустынной дороге при полном отсутствии других участников

движения. После достижения этого уровня можно приступить к третьему, завершающему,

этапу подготовки водителей.

Третий

этап

-

привитие

навыков

взаимодействия

с

другими

участниками

движения,

прогнозирования

дорожных

ситуаций,

предупреждение

аварийных

ситуаций,

выбора

оптимального

ряда

и

места

в

потоке,

проезда

опасных

участков.

На

третьем

этапе

необходимо

выработать

навыки

выхода

из

некоторых

аварийных

ситуаций,

например

гашение начавшегося заноса.

Результатом подготовки водителя с последовательным прохождением трех этапов должно

быть свободное владение автомобилем в различных дорожно – транспортных ситуациях.

Обучаемый

должен

все

уметь:

и

трогаться

на

подъеме,

и

проехать

в

ограниченном

пространстве, и быстро проехать, повернуть и развернуться на загруженном перекрестке, и

обогнать или объехать транспортное средство. Для него не должно представлять затруднений

движение ночью, на скользкой дороге и др.

Профессиональная подготовка водителей транспортных средств - это научить будущего

водителя

умению

быстро

и

точно

оценивать

дорожную

обстановку,

прогнозировать

ее

развитие, своевременно и правильно использовать технические возможности автомобиля в

самых сложных и неожиданных дорожных ситуациях.

Объективно

выражением

подготовленности

будущего

водителя,

по

мнению

мастера

производственного

обучения,

является

степень

автоматизации

навыков

при

управлении

автомобилем в различных дорожных условиях, их широта, прочность и динамичность.

Таким образом, делаю вывод: совершенствование профессиональной подготовки водителей

транспортного средства является основным фактором обеспечения безопасности дорожного

движения. Основной постулат при подготовке водителей должен быть сосредоточен на

«безопасное вождение в дорожном движении», а не на, «безаварийном вождении». Роль

мастера

производственного

обучения

в

профессиональной

подготовке

водителей

транспортного средства очень важна в повышении транспортной культуры.



В раздел образования