Автор: Василевская Светлана Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Венгеровский детский сад №4
Населённый пункт: Венгерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интегрированное занятие по ФЦКМ с использованием элементов ТРИЗ технологии " Путешествие в Бумажную страну"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Венгеровский детский сад №4
Методическая разработка интегрированного занятия по ФЦКМ и
конструированию из бумаги в средней группе.
«Путешествие в
Бумажную страну»
Выполнил: Василевская Светлана Витальевна, воспитатель высшей
квалификационной категории
Венгерово 2018
Цель: Расширить и обогатить знания детей о бумаге, ее свойствах.
Задачи:
• Формирование умения обследовать предмет, включая простейшие опыты (тонет - не
тонет, рвется - не рвется)
• Знакомство детей с использованием бумаги в жизни человека.
• Обогащение словаря детей : бумага, бумажный, прочная.
• Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения.
• Расширение кругозора детей.
• Развитие мышления, мелкой моторики кистей рук.
• Воспитание любознательности, бережливости.
Оборудование:
Кораблики из бумаги ( большой, маленькие)
Квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная, ватман, картон,
конфетные фантики)
Емкость с водой.
Тряпочки.
Оборудование для конструирования из бумаги ( салфетки разных цветов, клей, ватман с
изображением дерева )
Ход занятия:
Воспитатель: -Ребята, сегодня я вас приглашаю в бумажную страну. В этой стране все
сделано из бумаги.
Воспитатель: - В нашем с вами мире тоже есть объекты из бумаги. Можете назвать
некоторые из них?
Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги»
Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги.
Воспитатель: -На чем мы можем поехать в путешествие? ( на машине, самолете,
корабле и т. д.).
Воспитатель: - Дети посмотрите, жители бумажной страны прислали за нами
транспорт. Как вы думаете, из чего будет он сделан? ( из бумаги).
Дидактическое упражнение «Из чего - какой?»
Самолет из бумаги – бумажный, кораблик из бумаги - …., машина из бумаги- ….
Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет»
Задание: пройдите по групповой комнате, найдите и принесите транспорт, который
прислали за нами жители бумажной страны.
( Бумажный кораблик)
Воспитатель: - Как выдумаете, почему за нами прислали именно кораблик?
( весна, ручейки)
Воспитатель: - А почему в нашем мире не делают объекты из бумаги?
- А из какого материала их делают?
( Дома у нас строят дома из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а
транспорт делают из металла.)
- А почему? ( Потому что эти материалы прочные, надежные.)
- А прочная ли бумага, мы сейчас с вами проверим. Мы проведем несколько опытов
с бумагой.
Опыт№1 «Сминание бумаги»
- Попробуйте смять бумагу. Легко это сделать? А попробуйте смять стол, за которым вы
сидите. Получилось?
Вывод: дерево – прочное, а бумага – непрочная.
Опыт№2 «Разрывание бумаги»
- Попробуйте разорвать бумагу. Легко это сделать? А сможете разорвать ткань?
Попробуйте. Получилось? Почему?
Вывод: ткань прочнее бумаги.
Опыт №3 с водой и бумагой
- Мы отправимся в бумажную страну на кораблике. Давайте проверим, боится ли
бумага воду?
Положите кораблики из бумаги в воду.
- А сейчас предлагаю вам отдохнуть.
Физминутка «Бумажные фантики»:
Мы фантики бумажные,
Конфетки в нас сидели.
А детки-сладкоежки
Конфеты дружно съели.
(Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют поедание
конфет)
Ветер вдруг набежал
И все фантики поднял.
(Встают и, кружась, машут руками, затем бегают врассыпную)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(Садятся на корточки)
Мы все фантики возьмем
(Складывают фантики в коробку)
И в коробку отнесем.
Конструирование из бумаги «Цветные шарики-комочки»
- Жители бумажной страны любят играть с мячиками. Но у нас их нет. Помогите мне,
подскажите, из чего их можно сделать?
(Дети сминают белые салфетки в комочки округлой формы.)
Дыхательная гимнастика
Детям предлагается подуть на бумажные комочки. Понаблюдать за их движением в
зависимости от силы, с которой на них дуют.
На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.
Беседа о бумаге
Воспитатель: - Жители бумажной страны просит вас, ребята, беречь бумагу, не рвать и
не выбрасывать ее понапрасну. Как вы думаете почему?
Бумагу делают из деревьев. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается
деревьев. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев. В бумажной стране
почти нет деревьев, я предлагаю вам подарить жителям это дерево.
- Посмотрите, какое дерево перед вами? (зимнее)
- Закройте глазки, а теперь какое перед вами дерево? А почему оно изменилось? Что на
нем изменилось? (с листиками, потому что весна)
- А в мае на деревьях появляются и цветы. Предлагаю украсить нашими шариками
деревья, как цветами.
Конструирование из бумаги «Дерево»
Дети наклеивают на готовый контур дерева, скатанные из салфеток шарики.
Воспитатель помогает детям выполнить задание.
Воспитатель: - Итак, мы с вами отправляемся в бумажную страну, но взгляните на
наши кораблики в воде. Что с ними произошло?
Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от воды . Бумага –
материал непрочный.
Воспитатель: - Можем мы теперь плыть на кораблике в бумажную страну?
- Страна бумажная, все в ней бумажное, а река? ( тоже бумажная)
- Так, значит, мы все же поплывем. Зная, что бумага хорошо мнется, я сама сделаю нам
кораблик ( воспитатель делает кораблик)
- Какой по размеру получился кораблик? Сможем ли мы на нем плыть?
- А давайте попросим наших гостей вместе с нами сказать волшебные слова:
Эники, бэники, пух.
( незаметно поставить большой кораблик)
Воспитатель: - Итак, отправляемся в путь.
( Дети выходят в приемную. Там, заранее организована выставка поделок из бумаги,
выполненная руками родителей)
- И для каждого из вас есть подарочки – кораблики. Что мы с ними будем делать?
( пускать по ручейкам)
Воспитатель: - Вот мы вернулись в группу.
- Какие трудности встретились у нас на пути? А кому вы хотели бы рассказать о нашем
путешествии? Куда бы вы хотели совершить новое путешествие?
Список литературы и источников:
- Интернет ресурсы
- Железнова С. В. Внедрение ТРИЗ в практику работы дошкольного учреждения
- Никитин Развивающие игры.
Аннотация:
Василевская Светлана Витальевна, воспитатель, МКДОУ Венгеровский детский сад №4
Номинация: «Инновационные практики реализации ФГОС ДО»
Тема НОД: « Путешествие в Бумажную страну», средняя группа
Задачи:
• Формирование умения обследовать предмет, включая простейшие опыты (тонет - не
тонет, рвется - не рвется)
• Знакомство детей с использованием бумаги в жизни человека.
• Обогащение словаря детей : бумага, бумажный, прочная.
• Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения.
• Расширение кругозора детей.
• Развитие мышления, мелкой моторики кистей рук.
• Воспитание любознательности, бережливости.
Представленный материал наиболее эффективен по сравнению с традиционными
образовательными практиками, так как форма проведения интересна и увлекательна для
детей, материал прост и доступен для понимания детей, присутствует сюрпризный момент,
а опыты и эксперименты позволяют поощрять исследовательский интерес у дошколят.
Немаловажную роль играет взаимодействие с родителями при организации выставки.
Василевская Светлана Витальевна, воспитатель, МКДОУ Венгеровский детский сад№4
Номинация: «Инновационные практики реализации ФГОС ДО»
Тема НОД: « Путешествие в Бумажную страну»
Перечень материалов и документов:
- Заявка на участие в Конкурсе
- Методическая разработка
- Диск с приложением