Напоминание

"Роль музыкальной игры в процессе оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста"


Автор: Тарейкина Нина Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОБУ "Кемлянский детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: Республика Мордовия, с. Кемля
Наименование материала: статья
Тема: "Роль музыкальной игры в процессе оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, она

ведёт ребёнка по жизни.

Игра

является

ведущим

видом

деятельности

дошкольников,

а

игра

с

музыкальным

сопровождением - активным средством музыкального воспитания дошкольников. В программах

по дошкольному воспитанию музыкальные игры занимают значительное место, так как являются

ценным

средством

музыкального

развития

детей,

воспитывают

волю,

выдержку,

тренируют

память.

Через

игру

ребенок

овладевает

определенными

знаниями,

умениями,

навыками,

необходимыми для

двигательной

активности

детей.

Музыкальное

сопровождение

игр

активизирует детей, организует коллектив.

Яркая художественная форма, которая выражается в музыкальной теме, игровая ситуация,

необходимость

следовать

определенным

правилам

вызывают

у

детей

повышенный

интерес,

эмоциональный отклик, что способствует активному восприятию музыки, быстрому запоминанию

и воспроизведению игры.

Музыкальная игра - одно из активнейших средств для развития ладового и музыкально-

ритмического чувства в их взаимосвязи, что образует основу эмоциональной отзывчивости на

музыку.

Свою

музыкальную

деятельность

я

строю

с

использованием

различных

игр,

которые

включают в себя воспитательные, обучающие и развивающие задачи. Среди них подвижные,

хороводные,

игры

под

инструментальную

музыку,

игры-драматизации,

игры

с

пением,

ритмические игры со словом, игры на развитие техники игры на музыкальных инструментах,

игры музыкально-дидактические, логоритмические разминки.

В процессе образовательной деятельности я организую игровое пространство, объясняю

правила игры, отбираю нужное количество участников и создаю условия для их самовыражения,

чтобы детям в игре было легко и комфортно.

В своей деятельности использую следующие виды игр:

Игры под инструментальную музыку.

Сюжетные игры определяются наличием несложного сюжета, конкретных персонажей,

музыки к ним (чаще всего изобразительного характера). Дети передают в этих играх образы,

согласуя свои движения с музыкой, реагируя на особенности ее характера, используя характерные

имитационные движения для персонажей. Примеры сюжетных игр: «Зайцы и лиса», «Кот и

мыши», муз. Т.Ломовой, «Поездка», муз. В.Герчик, «Пастух и козлята», русская народная песня в

обработке В.Трутовского.

Несюжетные игры – наиболее привлекательный тип игры для детей за счёт элемента

соревнования. Вначале такие игры построены на зафиксированной последовательности движений,

затем проводятся соревнования в ловкости, быстроте, которые уже предполагают свободную

непринужденную игру. С особой точностью дети должны реагировать на начало и окончание

музыки, смену частей, чередование музыкальных фраз, сильные и слабые доли, особенности

ритмического рисунка. Примеры несюжетных игр: «Будь ловким!», муз. Н.Ладухина, «Игра с

бубном», муз. М.Красева, «Игра с цветными флажками», муз. Ю.Чичкова, «Кто скорее», муз.

М.Шварца.

Инсценировки под инструментальную музыку построены на основе конкретного сюжета.

Сначала педагог знакомит детей с сюжетом, они прослушивают музыкальные характеристики всех

персонажей, а затем им предлагается поиграть в сопровождении музыки (без пения), используя

пластику, характерные движения персонажей, передавая их действия и развитие сюжета. Педагог

ограничивается небольшими репликами или текстовыми связками. Примеры таких игр: «Козлята

и волк», муз. Т.Ломовой, «Зимняя сказка», муз Е.Туманян.

Игры с пением.

Хороводы построены

на

основе

игровых

песен,

в

которых

игровые

действия

детей

соответствуют

тексту

песен,

характеру

мелодии.

В

хороводах

используются

плясовые

и

имитационные движения для передачи игровых образов. Примеры хороводных игр: «Каравай», «В

сыром

бору

тропина»,

«Со

вьюном

я

хожу»,

русские

народные

песни;

«Кот

Васька»,

муз.

Г.Лобачева, сл. Н.Френкель.

Инсценирование песен. Используются песни с развернутым сюжетом, наличием нескольких

образов. Действия детей определяются содержанием песни и конкретным характером персонажа.

Воображение, детская фантазия, установки педагога помогают ребёнку в передаче образа, выборе

нужных выразительных движений. Для инсценировки песен могут использоваться как народные,

так и авторские песни («Теремок», «Пошла млада за водой», «Где был, Иванушка?», русские

народные песни, «Тень – тень», муз. Вик. Калинникова, сл. народные).

Народные игры с пением – игры, которые передаются из поколения в поколение, имеют

глубокие исторические корни и с годами не изменяются («Бояре», «Гори-гори ясно», «Колпачок»,

«Арина»). Чаще всего их используют на фольклорных праздниках и на прогулках.

Музыкально-дидактические игры.

Игры

на

развитие

сенсорных

способностей.

Одна

часть

таких

игр

используется

на

фронтальных

занятиях

с

детьми,

другая

предполагает

индивидуальную

работу

и

работу

с

небольшими подгруппами детей. Музыкально-дидактические игры – спокойные по характеру,

требуют

от

детей

устойчивого

произвольного

внимания,

способствуют

различению

свойств

музыкальных

звуков

(высота,

длительность,

динамика,

тембр),

упражняют

в

узнавании

музыкальных

инструментов,

знакомых

мелодий,

песен

(«Музыкальное

лото»,

«Сколько

нас

поёт?», «Тихие и громкие звоночки», «Узнай по голосу»).

Ритмические игры со словом.

Эти игры способствуют развитию важной способности, как чувство ритма. Благодаря

своему эмоционально-образному содержанию они упражняют детей в основных и танцевальных

движениях, помогают им лучше ориентироваться в пространстве («Трух-тух, трух-тух-тух, ходит

по двору петух», «Барашеньки – крутороженьки», «Как на горке снег», «Мыши водят хоровод»).

Включаются в любые занятия в качестве динамичного и эмоционального материала, а также могут

использоваться в качестве пятиминуток между занятиями и на прогулках.

Для решения своих творческих целевых установок на занятиях использую эффективные

методы обучения музыкально-ритмическим движениям, среди них:

· наглядный

метод

используется

как

взаимодействие

слухового

и

наглядно-зрительного

анализатора;

· метод показа – эффективен при разучивании новых движений;

· словесный метод – должен быть кратким, точным, конкретным;

· практический

метод

предполагает

многократное

повторение

музыкально-ритмических

движений,

что

помогает

детям

запомнить

последовательность

движений

и

их

творческое

видоизменение;

· игровой метод – является основным при подборе игр, отвечающих задачам занятия, возрастным

особенностям и творческому самовыражению;

· импровизационный

метод – самый

эффективный

метод,

позволяющий

успешно

развивать

фантазию, импровизационные навыки, вариативность композиций и творческое мышление.

Использование музыкальных игр предполагает систему игровых упражнений, назначение

которых

развитие

основных

и

танцевальных

движений,

отработка

их

ритмичности

и

пластичности.

На

этих

элементах

впоследствии

будут

построены

игры,

танцы,

хороводы,

инсценировки.

Музыкальная игра - ведущая деятельность у детей до семи лет, поэтому я использую её для

решения

комплекса

взаимосвязанных

задач

развития

детей.

В

познавательном

развитии

для

формирования

разносторонних

представлений

о

действительности,

явлениях

природы,

для

развития

динамических

пространственных

представлений

творчества,

интеллектуальной

инициативы

В заключение хочется отметить, что без игры нет, и не может, быть полноценного

умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается

живительный

поток

представлений,

понятий,

это

искорка,

зажигающая

огонек

пытливости и любознательности. В игре развиваются физические силы ребенка, развиваются

сообразительность, находчивость, инициатива.

Нет еще на свете таких детей, которые бы не любили веселые игры, а если они еще

проводятся

на

музыкальном

фоне,

это

способствует

разностороннему

развитию

маленького

человека.

Список литературы:

1. Анисимова, Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и

подготовительная группы/ Анисимова Г.И. Худож.: Е.А.Афоничева, В.Н.Куров. – Ярославль:

Академия развития, 2005. – 96 с., ил. – (Детский сад: день за днем).

2. Бударина,Т.Л. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду/ Т. Л.

Бударина.- Издательство «Детство-Пресс», 1995.-400с.

3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада/. Сост. А.К.Бондаренко, А.И.

Матусик. — 2-е изд., — М.: Просвещение, 1983.

4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии:-

1966 №6.

5. Зарецкая, Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей среднего дошкольного возраста:

Пособие для практических работников ДОУ/ М.: Айрис-пресс, 2005. — 140с.

6. Зарецкая, Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей раннего и младшего

дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ/ Н.В.Зарецкая – М.: Айрис-

пресс, 2005. – 196с.

7. Зарецкая, Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / Н.В.Зарецкая. – Ярославль

«Академия – Холдинг», 2001. – 60с.

8. Методика музыкального воспитания в детском саду/ под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.:

Просвещение, 1976. – 80с.

9. Программа воспитания обучения в детском саду/ под. ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой,

Т.С.Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004. – 350с.

10.Скоролупова, О.А., Тихонова, Т.М. Игра – как праздник! (Сценарии тематических игровых

недель в детском саду.) – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 136с.



В раздел образования