Напоминание

"Организация поисково–исследовательской деятельности дошкольников"


Автор: Герфанова Алсу Ильгизовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 76 присмотра и оздоровления"
Населённый пункт: РТ г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Организация поисково–исследовательской деятельности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение –

их

любознательность,

постоянное

стремление

к

эксперименту,

желание

самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога –

не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в

виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства

вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и

систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя

собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование,

с

вещами,

в

ходе

которого

дифференцируется

восприятие,

возникает

простейшая

категоризация

предметов

по

цвету,

форме,

назначению,

осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В

период

дошкольного

детства

«островок»

познавательно-

исследовательской

деятельности

сопровождают

игру,

продуктивную

деятельность,

вплетаясь

в

них

в

виде

ориентировочных

действий,

опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская

деятельность

вычленяется

в

особую

деятельность

ребенка

со

своими

познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены

вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо

сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в

естественной

форме

проявляется

в

виде

так

называемого

детского

экспериментирования

с

предметами

и

в

виде

вербального

исследования

вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Н.Н.

Поддьяков

выделяет

экспериментирование

как

основной

вид

ориентировочно

-

исследовательской

(поисковой)

деятельности.

Чем

разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой

информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Он выделяет два основных вида ориентировочно - исследовательской

деятельности.

Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка.

Вначале

ребенок

как

бы

бескорыстно

опробует

разные

объекты,

затем

выступает

как

ее

полноценный

субъект,

самостоятельно

строящий

свою

деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом

случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй. Деятельность

организует

взрослый,

он

выделяет

существенные

элементы

ситуации,

обучает

детей

определенному

алгоритму

действий.

Таким

образом,

дети

получают

те

результаты,

которые

им

заранее

определили.

В

каче стве

о сновных

развивающих

функций

п о з н а в ат е л ь н о -

исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста

обозначены следующие:

Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)

Освоение

ребенком

основополагающих

культурных

форм

упорядочения

опыта:

причинно-следственных,

родовидовых

(классификационных),

пространственных и временных отношений;

Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия

к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и

отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в

процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

Расширение

кругозора

детей

посредством

выведения

их

за

пределы

непосредственного практического опыта в более широкую пространственную

и

временную

перспективу

(освоение

представлений

о

природном

и

социальном

мире,

элементарных

географических

и

исторических

представлений).

В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности

используется следующая логика методов:

Вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы

Схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);

Вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента,

его содержание или природную закономерность;

Метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-

либо, что он думает по этому поводу?»;

Метод

«первой

пробы»

применения

результатов

с о б с т в е н н о й

исследовательской

деятельности,

суть

которого

состоит

в

определении

ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

В нашей группе традиционно присутствуют занятия по ознакомлению с

окружающим. Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с

детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего

мира,

доступное

и

привлекательное

для

детей,

где

последние

получают

возможность проявить собственную исследовательскую активность.



В раздел образования