Автор: Яловол Ольга Яковлевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям № 5
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Раздел: среднее образование
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Яловол Ольга Яковлевна, воспитатель
ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина
России
является
ключевой
задачей
нашего
го сударства.
Законопослушность, правопорядок, качество труда и общественных отношений -
все
это
непосредственно
зависит
от
принятия
гражданином
России
общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и
общественной жизни.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности является сложным
многоплановым
процессом.
Оно
неотделимо
от
жизни
человека
во
всей
его
полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, от страны проживания
и культурно-исторической эпохи.
В
семье,
в
образовательных
учреждениях
закладывается
духовно-
нравственная
основа
личности
ребенка.
В
семье
рождается
чувство
живой
преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа,
прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Главная задача современной
школы - раскрыть способности молодых россиян, подготовить их к жизни в
высокотехнологическом
конкурентном
мире.
В
общеобразовательных
учреждениях приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности
выступает
нравственно-патриотическое
воспитание
как
важная
составляющая
духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Нравственно-патриотическое
воспитание
ориентировано
не
столько
на
накопление очередной суммы знаний, сколько на развитие патриотических чувств,
которые
составляют
основу
гражданственности
человека,
гордости
за
его
принадлежность к своей Родине. Особую педагогическую значимость приобретает
формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения. Каждый
подросток должен ощущать свою принадлежность к сообществу граждан того или
иного государства, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием
гражданства
обязанности,
должен
принимать
активное
участие
в
жизни
государства.
В
результате
совместной
взаимодополняющей
воспитательной
работы
педагогов и родителей можно вырастить поколение полноправных граждан своей
страны, ответственных за ее будущее. Общеобразовательные учреждения должны
сотрудничать и постоянно взаимодействовать с семьями. Ситуация усложняется,
если речь идет о подростках, оставшихся без попечения родителей, лишенных
семьи, поддержки со стороны близких. Работа воспитателя в Центре помощи
детям,
предполагает
взаимодействие
с
детьми
и
подростками
не
только
педагогически, но и социально запущенными. Попадая в трудные жизненные
ситуации, не имея поддержки родителей, такие подростки отчуждаются от школы
и
семьи,
усваивают
искаженные
ценностно-нормативные
представления
и
криминальный опыт в асоциальных компаниях и группировках.
Опыт
показывает.
Что
некоторые
воспитанники
имеют
поведенческие
отклонения, выражающиеся в частом нарушении социальных норм, стандартов и
установок
социума.
Причина
такого
поведения
зачастую
связана
с
наследственностью, ошибками воспитания, семейными проблемами.
Перед педагогами Центра помощи детям стоит нелегкая задача: учитывая
индивидуальные особенности подростка, провести специально организованную
воспитательную
работу
по
духовно-нравственному
и
патриотическому
воспитанию
и
формированию
у
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
социально-значимых личностных качеств и ценностных ориентиров.
Патриотическое воспитание подростков - это важная составляющая духовно-
нравственного воспитания. Привитие старшим поколением любви и уважения к
своему
языку,
истории,
литературе,
армии
призвано
помочь
подрастающей
молодёжи глубже понять культурные особенности своей страны, оценить величие
подвига её народа в годы войны и задуматься над тем, чтобы стать достойным и
полезным её гражданином.
Конечно, работа эта проблемная и сложная. Сказывается негативное влияние
прошлого
социального
окружения,
кризис
подросткового
возраста.
С
другой
стороны, в подростковом возрасте ребёнок поднимается на уровень осознания
моральных требований, формирования представлений о духовно - нравственных
ценностях,
развития
способности
к
нравственной
оценке.
В
этот
период
взросления
происходит
становление
ценностных
ориентаций
и
набирает
силу
социальная
активность.
Значимость
прививаемых
подростку
нравственно
-
патриотических
ценностей
в
этот
период
очень
велика,
так
как
оказывает
определяющее воздействие на формирование личности.
Огромную роль играет духовная культура той среды, в которой живёт и
развивается подросток. Воспитатели центра помощи детям стараются создавать
дружную семейную атмосферу, в которой каждому подростку будет комфортно
находиться.
Условия
проживания
в
Центре
помощи
детям
приближены
к
домашним. Воспитанники проживают в семейных ячейках. Старшие и младшие
дети, кровные братья и сёстры воспитываются в одной небольшой семье - группе.
У подростков имеется возможность проявить заботу о младших членах семьи, что
способствует формированию чувства ответственности.
Регулярно в Центре проходят занятия в рамках клуба «Отчизна». Чтобы
привлечь
ребят
к
занятиям,
педагогом
используются
различные
формы
мероприятий. Участие в акциях и митингах, конкурсах патриотической песни,
конкурсах
рисунков,
проведение
дискуссий,
встречи
с
военнослужащими,
организация праздников, посвященных знаменательным датам, экскурсии.
Опыт показывает, что главным условием успешной работы по привитию
патриотических чувств «трудным» подросткам является индивидуальный подход к
каждому. Имея различные комплексы, неуверенность в себе, не всегда они быстро
включаются
в
работу
клуба.
Некоторые
воспитанники
проявляют
апатию
и
нежелание познавать мир. Но давление на подростка в этом случае неприемлемо.
Работая в данном направлении, важно знать и применять опыт великого педагога
А.С Макаренко, который весь педагогический процесс подчинил единой цели -
воспитанию достойного гражданина.
А.С.
Макаренко
считал
необходимостью
«воздействовать
на
ребенка
творчески, учитывая все самые лучшие задатки в каждом ребенке». Кому-то из
воспитанников ближе музыка - он заучивает патриотические песни и исполняет их
на
праздниках
и
вечерах.
Некоторые
ребята
хорошо
читают
наизусть
стихотворения
и
могут
выступать
на
конкурсах
чтецов.
Свои
актерские
возможности подростки проявляют в сценических постановках на патриотических
праздниках. Участие подростка, его желание выступить перед публикой уже может
свидетельствовать о динамике в формировании духовно-нравственных качеств
ребенка и определенном достижение в работе педагога.
Воспитанники, которые всё же не решаются выступить перед публикой, с
удовольствием
участвуют
в
акциях
«Письмо
ветерану».
В
письме
они
могут
высказать слова благодарности, свои пожелания престарелому ветерану войны.
Опыт
показывает,
что
всем
подросткам
интересно
посещение
Фронтового
кинотеатра, который ежегодно организовывается в преддверие дня Победы. Очень
важным
является
приобщение
ребят
к
чтению.
Никого
не
оставляют
равнодушными интересные факты о жизни детей блокадного Ленинграда в годы
ВОВ во время чтения народной книги памяти «Дети войны».
Таким образом, в результате организации вышеперечисленных мероприятий
можно
наблюдать
усиление
у
подростков
с
отклоняющимся
поведением
ориентации
на
ценности
гражданско-патриотической
направленности.
Важно,
чтобы
патриотическое
воспитание
стало
неотъемлемой
частью
процесса
профилактики девиантного поведения среди детей и подростков.