Напоминание

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ


Автор: Яловол Ольга Яковлевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям № 5
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Раздел: среднее образование





Назад




ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Яловол Ольга Яковлевна, воспитатель

ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина

России

является

ключевой

задачей

нашего

го сударства.

Законопослушность, правопорядок, качество труда и общественных отношений -

все

это

непосредственно

зависит

от

принятия

гражданином

России

общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и

общественной жизни.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности является сложным

многоплановым

процессом.

Оно

неотделимо

от

жизни

человека

во

всей

его

полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, от страны проживания

и культурно-исторической эпохи.

В

семье,

в

образовательных

учреждениях

закладывается

духовно-

нравственная

основа

личности

ребенка.

В

семье

рождается

чувство

живой

преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа,

прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Главная задача современной

школы - раскрыть способности молодых россиян, подготовить их к жизни в

высокотехнологическом

конкурентном

мире.

В

общеобразовательных

учреждениях приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности

выступает

нравственно-патриотическое

воспитание

как

важная

составляющая

духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Нравственно-патриотическое

воспитание

ориентировано

не

столько

на

накопление очередной суммы знаний, сколько на развитие патриотических чувств,

которые

составляют

основу

гражданственности

человека,

гордости

за

его

принадлежность к своей Родине. Особую педагогическую значимость приобретает

формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения. Каждый

подросток должен ощущать свою принадлежность к сообществу граждан того или

иного государства, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием

гражданства

обязанности,

должен

принимать

активное

участие

в

жизни

государства.

В

результате

совместной

взаимодополняющей

воспитательной

работы

педагогов и родителей можно вырастить поколение полноправных граждан своей

страны, ответственных за ее будущее. Общеобразовательные учреждения должны

сотрудничать и постоянно взаимодействовать с семьями. Ситуация усложняется,

если речь идет о подростках, оставшихся без попечения родителей, лишенных

семьи, поддержки со стороны близких. Работа воспитателя в Центре помощи

детям,

предполагает

взаимодействие

с

детьми

и

подростками

не

только

педагогически, но и социально запущенными. Попадая в трудные жизненные

ситуации, не имея поддержки родителей, такие подростки отчуждаются от школы

и

семьи,

усваивают

искаженные

ценностно-нормативные

представления

и

криминальный опыт в асоциальных компаниях и группировках.

Опыт

показывает.

Что

некоторые

воспитанники

имеют

поведенческие

отклонения, выражающиеся в частом нарушении социальных норм, стандартов и

установок

социума.

Причина

такого

поведения

зачастую

связана

с

наследственностью, ошибками воспитания, семейными проблемами.

Перед педагогами Центра помощи детям стоит нелегкая задача: учитывая

индивидуальные особенности подростка, провести специально организованную

воспитательную

работу

по

духовно-нравственному

и

патриотическому

воспитанию

и

формированию

у

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей,

социально-значимых личностных качеств и ценностных ориентиров.

Патриотическое воспитание подростков - это важная составляющая духовно-

нравственного воспитания. Привитие старшим поколением любви и уважения к

своему

языку,

истории,

литературе,

армии

призвано

помочь

подрастающей

молодёжи глубже понять культурные особенности своей страны, оценить величие

подвига её народа в годы войны и задуматься над тем, чтобы стать достойным и

полезным её гражданином.

Конечно, работа эта проблемная и сложная. Сказывается негативное влияние

прошлого

социального

окружения,

кризис

подросткового

возраста.

С

другой

стороны, в подростковом возрасте ребёнок поднимается на уровень осознания

моральных требований, формирования представлений о духовно - нравственных

ценностях,

развития

способности

к

нравственной

оценке.

В

этот

период

взросления

происходит

становление

ценностных

ориентаций

и

набирает

силу

социальная

активность.

Значимость

прививаемых

подростку

нравственно

-

патриотических

ценностей

в

этот

период

очень

велика,

так

как

оказывает

определяющее воздействие на формирование личности.

Огромную роль играет духовная культура той среды, в которой живёт и

развивается подросток. Воспитатели центра помощи детям стараются создавать

дружную семейную атмосферу, в которой каждому подростку будет комфортно

находиться.

Условия

проживания

в

Центре

помощи

детям

приближены

к

домашним. Воспитанники проживают в семейных ячейках. Старшие и младшие

дети, кровные братья и сёстры воспитываются в одной небольшой семье - группе.

У подростков имеется возможность проявить заботу о младших членах семьи, что

способствует формированию чувства ответственности.

Регулярно в Центре проходят занятия в рамках клуба «Отчизна». Чтобы

привлечь

ребят

к

занятиям,

педагогом

используются

различные

формы

мероприятий. Участие в акциях и митингах, конкурсах патриотической песни,

конкурсах

рисунков,

проведение

дискуссий,

встречи

с

военнослужащими,

организация праздников, посвященных знаменательным датам, экскурсии.

Опыт показывает, что главным условием успешной работы по привитию

патриотических чувств «трудным» подросткам является индивидуальный подход к

каждому. Имея различные комплексы, неуверенность в себе, не всегда они быстро

включаются

в

работу

клуба.

Некоторые

воспитанники

проявляют

апатию

и

нежелание познавать мир. Но давление на подростка в этом случае неприемлемо.

Работая в данном направлении, важно знать и применять опыт великого педагога

А.С Макаренко, который весь педагогический процесс подчинил единой цели -

воспитанию достойного гражданина.

А.С.

Макаренко

считал

необходимостью

«воздействовать

на

ребенка

творчески, учитывая все самые лучшие задатки в каждом ребенке». Кому-то из

воспитанников ближе музыка - он заучивает патриотические песни и исполняет их

на

праздниках

и

вечерах.

Некоторые

ребята

хорошо

читают

наизусть

стихотворения

и

могут

выступать

на

конкурсах

чтецов.

Свои

актерские

возможности подростки проявляют в сценических постановках на патриотических

праздниках. Участие подростка, его желание выступить перед публикой уже может

свидетельствовать о динамике в формировании духовно-нравственных качеств

ребенка и определенном достижение в работе педагога.

Воспитанники, которые всё же не решаются выступить перед публикой, с

удовольствием

участвуют

в

акциях

«Письмо

ветерану».

В

письме

они

могут

высказать слова благодарности, свои пожелания престарелому ветерану войны.

Опыт

показывает,

что

всем

подросткам

интересно

посещение

Фронтового

кинотеатра, который ежегодно организовывается в преддверие дня Победы. Очень

важным

является

приобщение

ребят

к

чтению.

Никого

не

оставляют

равнодушными интересные факты о жизни детей блокадного Ленинграда в годы

ВОВ во время чтения народной книги памяти «Дети войны».

Таким образом, в результате организации вышеперечисленных мероприятий

можно

наблюдать

усиление

у

подростков

с

отклоняющимся

поведением

ориентации

на

ценности

гражданско-патриотической

направленности.

Важно,

чтобы

патриотическое

воспитание

стало

неотъемлемой

частью

процесса

профилактики девиантного поведения среди детей и подростков.



В раздел образования