Автор: Киричек Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям № 5
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Раздел: полное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ
ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Киричек Наталия Павловн, воспитатель
ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям № 5
Вопрос полноценного физического развития растущих поколений – это
проблема экологии человека, сохранения его как вида. Медики, психологи и
социологи различают, кроме физического и физиологического здоровья,
психическое, нравственное и духовное. Наука понимает здоровье не как
отсутствие болезни, а как способность к активной жизни, как состояние
благополучия, которое только изначально и отчасти дается природой, но в
основном достигается правильным образом жизни. Таким образом, можно
видеть связь пяти компонентов, составляющих общую картину здоровья:
физическая культура, развитие организма, здоровье соматическое, образ
жизни и поведение человека.
Формирование ценностного отношения к здоровью и навыков
здорового образа жизни невозможно без развития соответствующих
установок. Основными задачами по воспитанию здорового образа жизни
является охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование у ребенка
представлений о себе, строении своего тела, обучение знаниям, умениям,
навыкам ведения здорового образа жизни; подготовка ребенка объективно
оценивать положительные и отрицательные явления нашей жизни;
закаливание детского организма; формирование правильной осанки,
жизненно необходимых двигательных действий и культурно-гигиенических
навыков и умений, достижений физического развития.
В настоящее время около половины воспитанников центров помощи
детям имеют нарушения интеллектуальной сферы. Эти дети составляют
группу риска по состоянию здоровья и нервно-психического развития, и
нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания. В
данной статье мы рассмотрим основные аспекты формирования
представлений о здоровом образе жизни у детей с нарушениями интеллекта.
Как правило, школьники с интеллектуальной недостаточностью
неплохо представляют себе, что нужно делать для того, чтобы быть
здоровыми. Но их представления преимущественно касаются физического
здоровья. Так же, нами было отмечено, что ввиду низкой познавательной
активности и несформированности эмоционально-волевой сферы, все
занятия по внедрению ЗОЖ должны носить практический характер и быть
направлены на формирование социальных навыков.
Так как, ЗОЖ – это поведение, базирующееся на санитарно-
гигиенических нормативах и направленное на сохранение и укрепление
здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение
активного долголетия, в детском центре мы стараемся привить все
необходимые навыки для успешной социализации воспитанников в
самостоятельной жизни.
Одним из компонентов формирования представления о ЗОЖ, мы
считаем внедрение трудовой деятельности, приучение ребят к
систематическому труду, например, на территории детского центра.
Великий педагог А.С. Макаренко считал, что способность к
труду и трудолюбие не дарованы ребенку природой, а воспитываются в нем.
При этом труд не должен быть кабалой и насилием, а обязательно
творческим, сознательным, радостным процессом и раскрывать потенциал
личности. Важно переключать детей с одного вида труда на другой, тогда
развитие будет разносторонним. Труд – всегда был основой для человеческой
жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть
одним из самых основных элементов, так считал А.С. Макаренко.
Для детей с нарушениями интеллекта, первоочередной задачей, для
успешной социализации в обществе, является необходимость обучения их
труду и способности полностью себя обслуживать. Таким образом, мы
видим, что через формирование представлений о ЗОЖ, ребенок получает
необходимые навыки для самостоятельной жизни.
Следующим немаловажным компонентом при формировании
представлений о ЗОЖ, мы считаем необходимость обучения ребенка с ОВЗ
конструктивному общению со сверстниками. То есть, помощь школьнику с
нарушениями интеллекта влиться в детский коллектив, создание у ребенка
«ситуации успеха». В этом нам может помочь привлечение школьника к
спорту, а именно посещение ребенком с нарушением интеллекта спортивной
школы или секции. Как правило, эти дети общительны, дружелюбны, но в
общеобразовательной школе им трудно быть успешными из-за особенностей
своего развития, а спортивная деятельность дает им возможность реализовать
себя, проявить свои лучшие качества. Кроме того, спорт вырабатывает у
детей дисциплину, собранность, укрепляет их физически.
Особенностью детей с нарушениями интеллекта является повышенная
внушаемость и доверчивость, и поэтому необходимо сформировать вокруг
ребенка круг правильного общения. Здесь также нам поможет спортивная
секция, а участие в спортивных соревнованиях будет способствовать
укреплению и развитию коммуникативных навыков.
Также, одним из наиболее важных компонентов формирования
представлений о ЗОЖ у детей с нарушениями в интеллектуальной сфере,
является профилактическая работа, направленная против употребления
алкоголя, табака, ПАВ. Цель этих мероприятий – усиление «защитных
механизмов» против употребления ПАВ и ликвидация (или ослабление)
«факторов риска».
К «факторам риска» относится нестабильное эмоциональное состояние,
агрессивность, тревожность.
А усиление «защитных механизмов» видится в том, чтобы формировать в
детях навыки и умения: управлять своими эмоциями; противостоять
негативному давлению окружающей среды (умение говорить «нет»);
справляться со стрессовыми ситуациями; конструктивно общаться.
Таким образом, мы видим, что формирование представлений о ЗОЖ у
детей с нарушениями интеллекта, неразрывно связано с проблемой
социализации таких воспитанников в обществе.
Основной задачей при
формировании здорового образа жизни, является сохранение и укрепление
здоровья детей, защита их прав, формирование полноценной личности,
внимание педагога, его грамотность и профессионализм в работе с детьми и
подростками, имеющими интеллектуальную недостаточность.