Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА


Автор: Киричек Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям № 5
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Раздел: полное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ

ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Киричек Наталия Павловн, воспитатель

ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям № 5

Вопрос полноценного физического развития растущих поколений – это

проблема экологии человека, сохранения его как вида. Медики, психологи и

социологи различают, кроме физического и физиологического здоровья,

психическое, нравственное и духовное. Наука понимает здоровье не как

отсутствие болезни, а как способность к активной жизни, как состояние

благополучия, которое только изначально и отчасти дается природой, но в

основном достигается правильным образом жизни. Таким образом, можно

видеть связь пяти компонентов, составляющих общую картину здоровья:

физическая культура, развитие организма, здоровье соматическое, образ

жизни и поведение человека.

Формирование ценностного отношения к здоровью и навыков

здорового образа жизни невозможно без развития соответствующих

установок. Основными задачами по воспитанию здорового образа жизни

является охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование у ребенка

представлений о себе, строении своего тела, обучение знаниям, умениям,

навыкам ведения здорового образа жизни; подготовка ребенка объективно

оценивать положительные и отрицательные явления нашей жизни;

закаливание детского организма; формирование правильной осанки,

жизненно необходимых двигательных действий и культурно-гигиенических

навыков и умений, достижений физического развития.

В настоящее время около половины воспитанников центров помощи

детям имеют нарушения интеллектуальной сферы. Эти дети составляют

группу риска по состоянию здоровья и нервно-психического развития, и

нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания. В

данной статье мы рассмотрим основные аспекты формирования

представлений о здоровом образе жизни у детей с нарушениями интеллекта.

Как правило, школьники с интеллектуальной недостаточностью

неплохо представляют себе, что нужно делать для того, чтобы быть

здоровыми. Но их представления преимущественно касаются физического

здоровья. Так же, нами было отмечено, что ввиду низкой познавательной

активности и несформированности эмоционально-волевой сферы, все

занятия по внедрению ЗОЖ должны носить практический характер и быть

направлены на формирование социальных навыков.

Так как, ЗОЖ – это поведение, базирующееся на санитарно-

гигиенических нормативах и направленное на сохранение и укрепление

здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение

активного долголетия, в детском центре мы стараемся привить все

необходимые навыки для успешной социализации воспитанников в

самостоятельной жизни.

Одним из компонентов формирования представления о ЗОЖ, мы

считаем внедрение трудовой деятельности, приучение ребят к

систематическому труду, например, на территории детского центра.

Великий педагог А.С. Макаренко считал, что способность к

труду и трудолюбие не дарованы ребенку природой, а воспитываются в нем.

При этом труд не должен быть кабалой и насилием, а обязательно

творческим, сознательным, радостным процессом и раскрывать потенциал

личности. Важно переключать детей с одного вида труда на другой, тогда

развитие будет разносторонним. Труд – всегда был основой для человеческой

жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть

одним из самых основных элементов, так считал А.С. Макаренко.

Для детей с нарушениями интеллекта, первоочередной задачей, для

успешной социализации в обществе, является необходимость обучения их

труду и способности полностью себя обслуживать. Таким образом, мы

видим, что через формирование представлений о ЗОЖ, ребенок получает

необходимые навыки для самостоятельной жизни.

Следующим немаловажным компонентом при формировании

представлений о ЗОЖ, мы считаем необходимость обучения ребенка с ОВЗ

конструктивному общению со сверстниками. То есть, помощь школьнику с

нарушениями интеллекта влиться в детский коллектив, создание у ребенка

«ситуации успеха». В этом нам может помочь привлечение школьника к

спорту, а именно посещение ребенком с нарушением интеллекта спортивной

школы или секции. Как правило, эти дети общительны, дружелюбны, но в

общеобразовательной школе им трудно быть успешными из-за особенностей

своего развития, а спортивная деятельность дает им возможность реализовать

себя, проявить свои лучшие качества. Кроме того, спорт вырабатывает у

детей дисциплину, собранность, укрепляет их физически.

Особенностью детей с нарушениями интеллекта является повышенная

внушаемость и доверчивость, и поэтому необходимо сформировать вокруг

ребенка круг правильного общения. Здесь также нам поможет спортивная

секция, а участие в спортивных соревнованиях будет способствовать

укреплению и развитию коммуникативных навыков.

Также, одним из наиболее важных компонентов формирования

представлений о ЗОЖ у детей с нарушениями в интеллектуальной сфере,

является профилактическая работа, направленная против употребления

алкоголя, табака, ПАВ. Цель этих мероприятий – усиление «защитных

механизмов» против употребления ПАВ и ликвидация (или ослабление)

«факторов риска».

К «факторам риска» относится нестабильное эмоциональное состояние,

агрессивность, тревожность.

А усиление «защитных механизмов» видится в том, чтобы формировать в

детях навыки и умения: управлять своими эмоциями; противостоять

негативному давлению окружающей среды (умение говорить «нет»);

справляться со стрессовыми ситуациями; конструктивно общаться.

Таким образом, мы видим, что формирование представлений о ЗОЖ у

детей с нарушениями интеллекта, неразрывно связано с проблемой

социализации таких воспитанников в обществе.

Основной задачей при

формировании здорового образа жизни, является сохранение и укрепление

здоровья детей, защита их прав, формирование полноценной личности,

внимание педагога, его грамотность и профессионализм в работе с детьми и

подростками, имеющими интеллектуальную недостаточность.



В раздел образования