Напоминание

Анализ наиболее эффективных средств физического воспитания для детей с синдромом Дауна


Автор: Черняева Анастасия Владимировна
Должность: тренер–преподаватель
Учебное заведение: МКУДО "Суровикинская ДЮСШ"
Населённый пункт: город Суровикино, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Анализ наиболее эффективных средств физического воспитания для детей с синдромом Дауна
Раздел: дополнительное образование





Назад




Анализ наиболее эффективных средств физического воспитания для

детей с синдромом Дауна

Синдром Дауна (СД) (МКБ 10: Q90.0; OMIM: 190685) является одной из

самых

частых

хромосомных

аберраций,

распространенность,

которой

составляет 1:1000 новорожденных [Hook E.G, 1982].

Синдром Дауна - это не заболевание, а генетическая аномалия, которая

приводит к значительным изменениям в организме. Он не лечится.

Синдром

подразумевает

набор

определенных

характеристик

и

особенностей.

Впервые

обнаружил

данную

хромосомную

патологию

британский врач Джон Л.Х.Даун, в честь которого и назван синдром.

Сведения,

имеющиеся

в

отечественной

и

зарубежной

науке

относительно

лиц

с

синдромом

Дауна,

носят

обобщенный

характер,

они

описывают лиц с синдромом Дауна как гомогенную группу с явными или «

тяжелыми»

проявлениями

умственного

недоразвития,

что

в

целом

не

противоречит их реальному статусу (Алехина, А.В., 2000 г.).

Некоторым

тормозом

в

развертывании

психологической

и

педагогической

помощи

является

устойчиво

сохраняющаяся

тенденция

в

отечественной педагогической практике рассматривать синдром Дауна как

состояние

неперспективного

психического

развития.

На

уровне

принятия

конкретных

решений

заключения

такого

рода

обобщаются

в

понятие

«необучаемые», что создает в обществе комплекс негативных социальных

стереотипов

и

нравственно-этических

проблем

относительно

детей

с

синдромом Дауна и их родителей (Алехина, А.В.,2000 г.).

В общей педагогике и психологии, в некоторой степени решен вопрос

об

обучении

и

воспитании

детей

с

Синдромом

Дауна.

Интенсивная

разработка фундаментальных основ современной коррекционной педагогики

(Н.Н.

Малофеев,1996

г.),

и

результативность

психолого-педагогических

исследований,

предпринятых

в

последние

годы

по

проблеме

ранней

коррекции (Е.Р. Баенская , К.С. Лебединская (1997 г.), Е.М. Мастюкова, Г.А.

Мишина, О.С. Никольская, Т.В. Пелымская, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева,

Н.Д. Шматко и др.), позволили обосновать ряд педагогических программ.

Они

создали

научные

предпосылки

для

более

внимательного

анализа

состояния проблемы, касающейся лиц с синдромом Дауна, которые, несмотря

на

глубину

и

своеобразие

интеллектуального

нарушения

располагают

возможностями к развитию психической деятельности.

Адаптивное

физическое

воспитание

предлагает

сегодня

некоторое

множество

методик,

технологий,

оздоровительных

систем,

проверенных

практикой и обоснованных научно. В тоже время в процессе физического

воспитания детей с синдромом Дауна, имеющих отклонения в состоянии

здоровья

физкультурно-оздоровительные

методики,

адаптированные

к

возрастным особенностям детей, используются крайне редко, фрагментарно и

малоэффективно [Н.С. Савостина, 2005].

Адаптивное

физическое

воспитание

является

неотъемлемой

частью

образования детей с синдромом Дауна. Это относительно новое для России

направление, которое успешно применяется в западной практике. Посещая

спортивно

оздоровительные

занятия,

дети

не

только

укрепляются

физически, но и получают новый опыт взаимодействия со сверстниками и

взрослыми,

то

есть

учатся

общаться. Спортивно-оздоровительные занятия

помогают

детям

с

синдромом

Дауна

не

только

скорректировать

тело,

компенсировать слабость мышечного тонуса, развить координацию, ловкость,

но и повышают уровень социализации.

Проблема

исследования:

заключается

в

недостаточном

количестве

научных

данных,

раскрывающих

организационно-методические

основы

адаптивного

физического

воспитания

детей

с

синдромом

Дауна.

На

сегодняшний день открытыми остаются все его вопросы. В частности, не

достаточно сведений о том, какие именно виды двигательной деятельности

подходят для детей с синдромом Дауна. Необходимость конкретизации этих

сведений и обуславливает актуальность исследования.

В настоящее время материалы по теме нашей работы крайне малы, так как

эта область научной деятельности рассматривается в большей степени с

п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с к о г о

и

м е д и ц и н с к о г о

п о д х о д а .

Так в работе Алёхиной А.В. рассматриваются особенности психического

развития

детей

с

синдромом

Дауна

(2000г.).

Основная

цель

данного

экспериментального

исследования

состояла

в

изучении

психического

развития

и

индивидуальных

особенностей

детей

с

синдромом

Дауна

применительно к их хронологическому возрасту (от 5-6 до 12 лет), а также

выявлению

факторов,

раскрывающих

совпадение

(несовпадение)

темпа

и

качества психических новообразований, описанных в отечественной детской

психологии.

Кандидат

медицинских

наук,

Кружко

Д.А.

в

своей

работе

исследовал

состояние нервной системы при синдроме Дауна. Целью его работы было

изучение

роли

неврологических

нарушений

при

синдроме

Дауна

в

прогнозировании

течения

заболевания,

выделения

дополнительных

критериев процесса диагностики фенотипических проявлений заболевания,

определении

реабилитационного

потенциала

больных

и

выработке

адекватных лечебно – коррекционных подходов.

В

работе

профессора,

доктора

педагогических

наук,

Фоминой

Н.А.

раскрывается

вопрос

использования

сюжетно-ролевой

ритмической

гимнастики

в

процессе

адаптивного

физического

воспитания

детей

с

синдромом

Дауна.

Многолетние

исследования

позволили

выявить,

что

у

детей

дошкольного

возраста

под

воздействием

занятий

сюжетно-ролевой

ритмической гимнастикой происходит значительное улучшение показателей

координации,

быстроты,

выносливости,

гибкости,

а

в

психологическом

аспекте

познавательных

процессов

внимания,

памяти,

мышления,

без

которых невозможна интеллектуальная деятельность человека.

Целью нашей исследовательской деятельности явилось: выявить виды

двигательной

деятельности,

в

рамках

которой

дети

с

синдромом

Дауна

демонстрируют наиболее высокий уровень психофизического состояния.

Для

достижения

поставленной

цели

нами

используются

такие

методы

исследования

как:

педагогические

наблюдения

за

вниманием

детей,

регистрация

параметров

кардиореспираторной

системы

в

различных

вариантах двигательной деятельности.

Её структура приведена из рис.1.

Цель

Средства

Методы

Принципы

Формы

Рисунок 1. Структура методики адаптивного физического воспитания детей с

синдромом Дауна

Средства: педагогический процесс АФВ детей с синдромом Дауна.

Формы: внеурочные

занятия

на

базе

ГКУ

СО

Суровикинского

центра

социального обслуживания населения.

Принципы: специфический,

к

нему

относится

принцип

цикличности,

предполагает соблюдение закономерности цикличности структуры процесса,

то есть такой последовательности, при которой занятия и серии занятий

чередуются в порядке «кругооборота».

Методы:

п а р а м е т р ы

в н и м а н и я

д е т е й ,

р е а к ц и и

и х

и

кардиореспираторной

системы

в

различных

вариантах

двигательной

деятельности.

В ходе своего исследования буду использовать наглядные методы, а

именно «практические», так как они формируют представления о движении,

яркость чувствительного восприятия двигательных ощущений.

.



В раздел образования