Автор: Черняева Анастасия Владимировна
Должность: тренер–преподаватель
Учебное заведение: МКУДО "Суровикинская ДЮСШ"
Населённый пункт: город Суровикино, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Анализ наиболее эффективных средств физического воспитания для детей с синдромом Дауна
Раздел: дополнительное образование
Анализ наиболее эффективных средств физического воспитания для
детей с синдромом Дауна
Синдром Дауна (СД) (МКБ 10: Q90.0; OMIM: 190685) является одной из
самых
частых
хромосомных
аберраций,
распространенность,
которой
составляет 1:1000 новорожденных [Hook E.G, 1982].
Синдром Дауна - это не заболевание, а генетическая аномалия, которая
приводит к значительным изменениям в организме. Он не лечится.
Синдром
подразумевает
набор
определенных
характеристик
и
особенностей.
Впервые
обнаружил
данную
хромосомную
патологию
британский врач Джон Л.Х.Даун, в честь которого и назван синдром.
Сведения,
имеющиеся
в
отечественной
и
зарубежной
науке
относительно
лиц
с
синдромом
Дауна,
носят
обобщенный
характер,
они
описывают лиц с синдромом Дауна как гомогенную группу с явными или «
тяжелыми»
проявлениями
умственного
недоразвития,
что
в
целом
не
противоречит их реальному статусу (Алехина, А.В., 2000 г.).
Некоторым
тормозом
в
развертывании
психологической
и
педагогической
помощи
является
устойчиво
сохраняющаяся
тенденция
в
отечественной педагогической практике рассматривать синдром Дауна как
состояние
неперспективного
психического
развития.
На
уровне
принятия
конкретных
решений
заключения
такого
рода
обобщаются
в
понятие
«необучаемые», что создает в обществе комплекс негативных социальных
стереотипов
и
нравственно-этических
проблем
относительно
детей
с
синдромом Дауна и их родителей (Алехина, А.В.,2000 г.).
В общей педагогике и психологии, в некоторой степени решен вопрос
об
обучении
и
воспитании
детей
с
Синдромом
Дауна.
Интенсивная
разработка фундаментальных основ современной коррекционной педагогики
(Н.Н.
Малофеев,1996
г.),
и
результативность
психолого-педагогических
исследований,
предпринятых
в
последние
годы
по
проблеме
ранней
коррекции (Е.Р. Баенская , К.С. Лебединская (1997 г.), Е.М. Мастюкова, Г.А.
Мишина, О.С. Никольская, Т.В. Пелымская, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева,
Н.Д. Шматко и др.), позволили обосновать ряд педагогических программ.
Они
создали
научные
предпосылки
для
более
внимательного
анализа
состояния проблемы, касающейся лиц с синдромом Дауна, которые, несмотря
на
глубину
и
своеобразие
интеллектуального
нарушения
располагают
возможностями к развитию психической деятельности.
Адаптивное
физическое
воспитание
предлагает
сегодня
некоторое
множество
методик,
технологий,
оздоровительных
систем,
проверенных
практикой и обоснованных научно. В тоже время в процессе физического
воспитания детей с синдромом Дауна, имеющих отклонения в состоянии
здоровья
физкультурно-оздоровительные
методики,
адаптированные
к
возрастным особенностям детей, используются крайне редко, фрагментарно и
малоэффективно [Н.С. Савостина, 2005].
Адаптивное
физическое
воспитание
является
неотъемлемой
частью
образования детей с синдромом Дауна. Это относительно новое для России
направление, которое успешно применяется в западной практике. Посещая
спортивно
–
оздоровительные
занятия,
дети
не
только
укрепляются
физически, но и получают новый опыт взаимодействия со сверстниками и
взрослыми,
то
есть
учатся
общаться. Спортивно-оздоровительные занятия
помогают
детям
с
синдромом
Дауна
не
только
скорректировать
тело,
компенсировать слабость мышечного тонуса, развить координацию, ловкость,
но и повышают уровень социализации.
Проблема
исследования:
заключается
в
недостаточном
количестве
научных
данных,
раскрывающих
организационно-методические
основы
адаптивного
физического
воспитания
детей
с
синдромом
Дауна.
На
сегодняшний день открытыми остаются все его вопросы. В частности, не
достаточно сведений о том, какие именно виды двигательной деятельности
подходят для детей с синдромом Дауна. Необходимость конкретизации этих
сведений и обуславливает актуальность исследования.
В настоящее время материалы по теме нашей работы крайне малы, так как
эта область научной деятельности рассматривается в большей степени с
п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с к о г о
и
м е д и ц и н с к о г о
п о д х о д а .
Так в работе Алёхиной А.В. рассматриваются особенности психического
развития
детей
с
синдромом
Дауна
(2000г.).
Основная
цель
данного
экспериментального
исследования
состояла
в
изучении
психического
развития
и
индивидуальных
особенностей
детей
с
синдромом
Дауна
применительно к их хронологическому возрасту (от 5-6 до 12 лет), а также
выявлению
факторов,
раскрывающих
совпадение
(несовпадение)
темпа
и
качества психических новообразований, описанных в отечественной детской
психологии.
Кандидат
медицинских
наук,
Кружко
Д.А.
в
своей
работе
исследовал
состояние нервной системы при синдроме Дауна. Целью его работы было
изучение
роли
неврологических
нарушений
при
синдроме
Дауна
в
прогнозировании
течения
заболевания,
выделения
дополнительных
критериев процесса диагностики фенотипических проявлений заболевания,
определении
реабилитационного
потенциала
больных
и
выработке
адекватных лечебно – коррекционных подходов.
В
работе
профессора,
доктора
педагогических
наук,
Фоминой
Н.А.
раскрывается
вопрос
использования
сюжетно-ролевой
ритмической
гимнастики
в
процессе
адаптивного
физического
воспитания
детей
с
синдромом
Дауна.
Многолетние
исследования
позволили
выявить,
что
у
детей
дошкольного
возраста
под
воздействием
занятий
сюжетно-ролевой
ритмической гимнастикой происходит значительное улучшение показателей
координации,
быстроты,
выносливости,
гибкости,
а
в
психологическом
аспекте
познавательных
процессов
–
внимания,
памяти,
мышления,
без
которых невозможна интеллектуальная деятельность человека.
Целью нашей исследовательской деятельности явилось: выявить виды
двигательной
деятельности,
в
рамках
которой
дети
с
синдромом
Дауна
демонстрируют наиболее высокий уровень психофизического состояния.
Для
достижения
поставленной
цели
нами
используются
такие
методы
исследования
как:
педагогические
наблюдения
за
вниманием
детей,
регистрация
параметров
кардиореспираторной
системы
в
различных
вариантах двигательной деятельности.
Её структура приведена из рис.1.
Цель
Средства
Методы
Принципы
Формы
Рисунок 1. Структура методики адаптивного физического воспитания детей с
синдромом Дауна
Средства: педагогический процесс АФВ детей с синдромом Дауна.
Формы: внеурочные
занятия
на
базе
ГКУ
СО
Суровикинского
центра
социального обслуживания населения.
Принципы: специфический,
к
нему
относится
принцип
цикличности,
предполагает соблюдение закономерности цикличности структуры процесса,
то есть такой последовательности, при которой занятия и серии занятий
чередуются в порядке «кругооборота».
Методы:
п а р а м е т р ы
в н и м а н и я
д е т е й ,
р е а к ц и и
и х
и
кардиореспираторной
системы
в
различных
вариантах
двигательной
деятельности.
В ходе своего исследования буду использовать наглядные методы, а
именно «практические», так как они формируют представления о движении,
яркость чувствительного восприятия двигательных ощущений.
.