Автор: Рахманова Наталья Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №349
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: презентация
Тема: "Переходные и непереходные глаголы"
Раздел: среднее образование
Переходные и
непереходные глаголы
Девиз урока:
Знаешь-
говори,
Не знаешь-
слушай!
Вставить пропущенные гласные в окончаниях глаголов,
верно употребив знак в сочетаниях тся, ться.
•
Тропинка продолжа…т…ся-
•
Опять в траве теря…т…ся,
•
Опять в овраг спуска…т…ся,
•
Бежит через мосток,
•
И в поле выбира…т…ся,
•
И в поле вдруг конча…т…ся-
•
В родник большой влива…т…ся,
•
Как в реку ручеек.
Грамматические признаки глаголов
Время
Лицо
Число
Род
(Проше
дшее
время)
Вид
Спряже
ние
Алгоритм
а)Найти глагол в предложении.
б)Установить, возможно ли дополнение при нем.
Да Нет
Непереходный глагол
в)Определить падеж ( поставить вопрос кого? что?)
В.п. (Р.=В.) Любой другой, кроме В.п.
Непереходный глагол
г)Установить, есть ли предлог.
Нет Есть
Переходный глагол Непереходный глагол
- Как вы думаете, зачем нужен алгоритм?
Маляр
Штукатур
Игра « Семафор»
Красная карточка- переходный глагол,
синяя-непереходный.
Взял пилу, не размешал раствор для кладки, встречаться с
друзьями, остановить трамвай, рассердить товарища,
извиниться перед мамой, принести дрова, стоять на
носочках, строить дом.
Книгу переворошив,
Намотай себе на ус-
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!
(В. В. Маяковский)
Итоги урока:
•
Какие глаголы называются переходными?
•
От чего может зависеть переходность глаголов?
•
Какая тема урока была?
•
Какую цель ставили?
•
Достигли ли цели урока?
Я вспомнил, что…
Вызвало затруднение…
Я узнал …
Было сложно…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…