Напоминание

Становление и расцвет древнерусского государства


Автор: Чуева Татьяна Вячеславовна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: Таштагольский техникум горных технологий и сферы обслуживания
Населённый пункт: г.Таштагол
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Становление и расцвет древнерусского государства
Раздел: полное образование





Назад




Урок-семинар по истории России на тему:
«Древнерусское государство. Расцвет древнерусского государства».

Цель урока:
повторение основных этапов становления древнерусского государства и установление влияния князей-правителей (Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый) на ход истории
Задачи:
1. Образовательная:  обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Древнерусское государство. Расцвет древнерусского государства». 2. Развивающая:  формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси;  развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории; 3. Воспитательная:  развитие интереса к истории России на примере углубленного изучения исторических личностей.
Тип урока:
урок обобщающего повторения.
Вид урока:
урок-семинар.
Методы:
 репродуктивный;  частично-поисковый (эвристический).
Оборудование:
1. Плакаты: план описания жизни и деятельности исторических лиц, схема примерного обобщения и систематизации материала. 2. Раздаточный материал (индивидуальные таблицы, карточки-тесты). 3. Словарь терминов.
Ход урока

1. Организационный момент.

2. Обобщение и систематизация изученного материала по теме «История

древнерусского государства».

А) Учитель выдает темы докладов, необходимых при обсуждении, заранее (опережающее задание). Темы докладов: 1. «Князь Святослав как историческая личность». 2. «Князь Владимир как историческая личность». 3. «Князь Ярослав Мудрый как историческая личность». Б) Доклады учителем проверяются заранее, даются рецензии. В) Учащиеся делятся на 3 команды, цель каждой команды определяется защитой командного доклада, заполнением схемы примерного обобщения и систематизации деятельности исторических личностей в разные периоды правления. Г) Учащиеся после прослушивания докладов о деятельности Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого делают наброски в схеме (висит на доске и у каждого учащегося). Д) Представители каждой команды предлагают варианты заполнения таблицы на доске (методом обсуждения выбирается оптимальный). Е) Учащиеся вклеивают бланки таблиц после заполнения. Учитель после обобщения и систематизации сведений о деятельности исторических личностей подводит итог: А) О деятельности каждой исторической личности и его влиянии на ход истории. Б) Оценивает вывод учащихся в подготовке к уроку (оценки за доклады, за обсуждение сведений по таблице), и выводит командный зачёт.
3. Заключение.

4. Итог урока.

5. Домашнее задание.


Схема примерного обобщения и систематизации материала.

Князь

Святослав

(годы

правления 962-

972)

Князь Владимир (Святой)

(годы правления 980-1015)

Князь Ярослав

Мудрый

(годы правления

1019-1054)
Основные достижения деятельности в области внешней политики. Расширение территории: покорил земли вятичей, ясов, хазар. Совершил походы на Болгарию и Византию; захватил земли Кубани. Предпринял поход против Дунайской Болгарии; отвоевал у польского короля города Червень и Перемышль; развил новое направление внешней политики (юго- западное).Построив крепости на левобережье Днепра и введя систему светового оповещения, защитил Русь от постоянных набегов кочевников. Завершил усилия князя Владимира по борьбе с печенегами (разбил печенегов под Киевом). Расширил территорию государства, укрепил безопасность его южных и северо- западных границ. Укрепил положение Руси в Европе. Основные достижения деятельности в области внутренней политики. Укрепление государства: создание дружины; пополнение казны за счёт дани; укрепление системы управления. Восстановил единство Русской земли; продолжил укрепление системы укрепления. Продолжил дело князя Владимира в укреплении системы управления; восстановил единство Руси, подчинив себе большие территории на Северном Кавказе; отвоевал у полян Закарпатье. Закончилась долгая смута. Основные достижения в развитии культуры. Оставался верен язычеству. Ввёл на Руси в 988 году христианство. Ввёл в действие первый на Руси писанный свод законов – Русскую Правду. Построил множество церквей, открыл новые школы и первые библиотеки. Превратил Русь в европейскую державу.

Примерный план описания жизни и деятельности исторических лиц.
1. Годы жизни или правления. 2. Краткая биография. 3. Основные действия, решаемые проблемы. 4. Историческое значение данной личности. 5. Весь доклад строится на историческом фоне той эпохи, в котором жила и действовала историческая личность.


В раздел образования