Напоминание

Управление физкультурно–оздоровительной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении


Автор: Яковлева Галина Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ДОУ
Населённый пункт: п. Уктур, Комсомольский район
Наименование материала: Статья
Тема: Управление физкультурно–оздоровительной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении
Раздел: дошкольное образование





Назад




Содержание

Управление

физкультурно-оздоровительной

деятельностью

в

дошкольном

образовательном учреждении.................................................................................3

Список литературы..................................................................................................8

2

Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в

дошкольном образовательном учреждении

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности управления

физкультурно-оздоровительной

деятельно стью

в

д ош кольном

образовательном

учреждении,

выделяются

основные

организационно-

методические

условия

физкультурно-оздоровительной

работы

с

дошкольниками.

Кроме

того,

показаны

основные

направления

работы

в

рамках

физкультурно-оздоровительной

деятельности,

предложены

пути

совершенствования.

Ключевые

слова:

физическая

культура,

физкультурно-

оздоровительная деятельность, дошкольное образовательное учреждение,

физическое воспитание, оздоровительные технологии.

Современные дошкольные образовательные организации стремятся к

выстраиванию

образовательного

процесса,

который

обеспечивал

бы

надлежащим образом формирование и укрепление здоровья воспитанников

[1, c. 91].

Стоит

отметить,

что

управление

физкультурно-оздоровительной

д е я т е л ь н о с т ь ю

м оже т

б ы т ь

р а с с м от р е н о

ка к

п р од у м а н н ы й

процесс целенаправленного и последовательно выстроенного взаимодействия

совершенно

на

различных

иерархических

уровнях

(сюда

относится

индивидуальный уровень, групповой уровень, уровень самого дошкольного

учреждения и общества) субъектов и объектов образовательного процесса [1,

c. 92]. Данный процесс связан с освоением ценностей физической культуры,

сохранением оптимального физического состояния каждого дошкольника.

Среди

организационно-методических

условий

физкультурно-

оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста при реализации

ФГОС ДОО можно выделить такие условия как:

3

р е а лиза ция

а кс иоло гич е с к и-д е я т е льно с т но го

под ход а

в

образовательном процессе (как в обучении, так и в воспитании);

осуществление

комплексной

оценки

эффективности

физкультурно-

оздоровительной

работы

образовательного

учреждения,

где

оценки

подвергается как сам образовательный процесс, так и, соответственно,

его результат [2, c. 95];

создание

атмосферы

позитивного

отношения

работников

ДОО

к

физкультурно-оздоровительной

работе

путем

стимулирования

ее

активных участников;

организация

информационного

обмена

и

должного

уровня

информированности

субъектов

воспитательно-образовательного

процесса

о

ходе,

проблемах

и

перспективах

физкультурно-

оздоровительной работы данной образовательной организации, о ее

задачах и функциях;

обеспечение

благоприятной

среды

для

реализации

физкультурно-

оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации

(материально-техническое, кадровое, финансовое и иное обеспечение)

[2, c. 95];

организация

работы

с

родителями

дошкольников

(родительские

собрания, индивидуальные беседы, анкетирование и т.д.);

понимание

и

учет

этнических

(при

наличии)

и

социальных

особенностей дошкольников, а также их возрастных и индивидуальных

особенностей при организации физкультурно-оздоровительной работы

[2, c. 96];

обеспечение обстановки сотрудничества между работниками ДОО;

разработка

специальных

физкультурно-оздоровительных

методик

и

технологий

для

дошкольников

или

адаптация

имеющихся

физкультурно-оздоровительных методик и технологий к конкретным

условиям;

4

внедрение

специальных

физкультурно-оздоровительных

методик

и

технологий для дошкольников;

создание

документов,

регламентирующих

ф и з кул ьт у р н о -

оздоровительную работу на уровне ДОО;

разработка инструментария для диагностики физического развития и

физической подготовленности дошкольников;

внедрение

диагностики

физического

развития

и

физической

подготовленности дошкольников;

содействие

включенности

родителей

в

систематические

занятия

дошкольниками физкультурно-оздоровительной деятельностью;

содействие

в

формировании

готовности

родителей

к

соучастию

в

физкультурно- оздоровительной деятельности дошкольников;

обеспечение

повышения

качества

профессиональной

подготовки

работников ДОО [3, c. 18].

Сегодня проблема формирования инициативности у дошкольников в

физкультурно-оздоровительной деятельности находится на этапе разработки.

Однозначно, что проблемной областью выступает определение эффективных

форм

и

методов

организации

педагогического

процесса

с

целью

формирования инициативности у детей дошкольного возраста.

Справедливо

суждение

о

том,

что

дошкольный

возраст

является

сензитивным

периодом

непосредственно

для

формирования

нравственно-

волевых

качеств

личности,

а

старший

дошкольный

возраст

может

быть

охарактеризован как период становления у ребенка таких важных качеств

личности, как инициативность и, безусловно, самостоятельность.

Физкультурно-оздоровительная

деятельность

может

поистине

считаться

одним

из

главенствующих

направлений

деятельности

любого

учреждения дошкольного образования, которое направлено на развитие не

только физических, психических, но и также соответствующих личностных

качеств,

определенных

потребностей

воспитанников,

на

формирование

5

ценностей

здоровья

благодаря

методам,

формам

и

средствам

физической

культуры.

Двигательная деятельность обладает большим резервом для воспитания

у детей таких качеств личности как целеустремленность, решительность,

инициативность,

которые

в

свою

очередь,

являются

о сн овой

самостоятельности. Важными компонентами самостоятельной двигательной

деятельности

детей

являются:

мотив,

эмоции,

воля,

интерес,

знания,

контроль,

самооценка.

Условиями,

способствующими

проявлению

двигательной

самостоятельности

ребенка

выступают:

физкультурно-

развивающая

среда;

закрепление

в

распорядке

дня

времени

для

самостоятельной

двигательной

деятельности;

владение

воспитателем

специальными

(опосредованными)

методами

активизации

двигательной

активности воспитанников (предусмотреть каждому место для движений,

привлекать

детей

к

размещению

физкультурных

пособий,

объединять

в

совместной деятельности детей разной подвижности) [4, c. 220].

В

образовательном

процессе

учреждения

дошкольного

образования

особое место принадлежит физкультурно-оздоровительной деятельности, в

ходе которой ребенок осваивает знания и практические навыки, связанные с

формированием собственного здоровья. Преимущество этой деятельности

состоит

в

том,

что

в

ней

интегрированы

разные

виды

оздоровительной

работы,

существует

возможность

их

варьирования

с

учетом

возрастных

особенностей

развития

и

личного

опыта

детей.

Физкультурно-

оздоровительная

деятельность

в

учреждении

дошкольного

образования

направлена

на

проведение

системы

мероприятий

и

мер

(медицинских,

психолого-педагогических,

гигиенических

и

др.),

способствующих

сохранению и укреплению физического и психологического здоровья детей.

Основные задачи педагогической работы следующие: воспитание у детей

культурно-гигиенических

навыков;

формирование

первичных

ценностных

представлений о здоровье, здоровом образе жизни человека; накопление и

6

обогащение

двигательного

опыта;

формирование

у

воспитанников

потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Формирование знаний о здоровье происходит также на основе личных

наблюдений детей, анализа собственного поведения, словесной информации

взрослого или сказочного героя (доктор Айболит, Мойдодыр, Нехочуха и др.)

[3, c. 21]. Наглядно-образное мышление ребенка обуславливает наилучшее

понимание

образа

героев

сказки.

От

имени

персонажа

педагог

помогает

детям

прислушаться

к

себе,

лучше

понять

себя.

Сказочные

герои

в

определенных

ситуациях

выполняют

действия,

которые

приводят

к

желаемому

результату

совершаемой

деятельности.

Ребенок

совместно

с

героем

сказки

учится

следовать

определенным

правилам,

а

также

прогнозировать результат, развивая способность моделировать свои действия

и

поступки.

Это

создает

образ

поведенческой

стратегии,

основанной

на

нормах и правилах, отражающих ценности здорового образа жизни.

Итак, параллельно с работой по формированию знаний о здоровье

следует проводить работу по формированию у детей специальных навыков

сохранения

и

укрепления

здоровья.

При

формировании

культурно-

гигиенических

навыков

используются

игровые

обучающие

ситуации

и

упражнения,

при

решении

которых

от

ребенка

требуется

применить

имеющиеся

здоровьесберегающие

знания

в

специально

созданной

образовательной

среде,

что

дает

им

возможность

самостоятельно

моделировать

свое

поведение

и

принимать

решения,

действовать

по

внутреннему

убеждению.

Этому

способствуют

игры-эксперименты,

построенные на жизненном опыте детей. Основным действием ребенка в

играх-экспериментах является манипуляция с определенным предметом на

основе заданного педагогом сюжета.

7

Список литературы

1. Гладских,

Л.А. Организация физкультурно-оздоровительной работы

в ДОУ, как одно из приоритетных направлений в системе современного

дошкольного образования / Л.А. Гладских // Научный журнал. – 2016. – №7. –

93 с.

2. Лялина,

М.Н.

Оптимизация

физкультурно-оздоровительной

деятельности

в

современной

дошкольной

образовательной

организации

/

М.Н. Лялина. – Новосибирск: НГПУ, 2015. – 96 с.

3. Паршина,

А.В.

Пути

совершенствования

физкультурно-

оздоровительной работы в дошкольных группах / А.В. Паршина. – Елец:

Елецкий государственный университет, 2017. – 81 с.

4. Семенова,

Е.В.

Физкультурно-оздоровительная

деятельность

в

дошкольных

образовательных

учреждениях

/

Е.В.

Семенова.

Воронеж:

Воронежский институт высоких технологий, 2015. – 223 с.

5. Шарагин, А.А. Значение физкультурно-оздоровительной работы в

дошкольном учреждении / А.А. Шарагин. – Ульяновск: УГПУ, 2017. – 295 с.

8



В раздел образования