Автор: Яковлева Галина Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ДОУ
Населённый пункт: п. Уктур, Комсомольский район
Наименование материала: Статья
Тема: Управление физкультурно–оздоровительной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении
Раздел: дошкольное образование
Содержание
Управление
физкультурно-оздоровительной
деятельностью
в
дошкольном
образовательном учреждении.................................................................................3
Список литературы..................................................................................................8
2
Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в
дошкольном образовательном учреждении
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности управления
физкультурно-оздоровительной
деятельно стью
в
д ош кольном
образовательном
учреждении,
выделяются
основные
организационно-
методические
условия
физкультурно-оздоровительной
работы
с
дошкольниками.
Кроме
того,
показаны
основные
направления
работы
в
рамках
физкультурно-оздоровительной
деятельности,
предложены
пути
совершенствования.
Ключевые
слова:
физическая
культура,
физкультурно-
оздоровительная деятельность, дошкольное образовательное учреждение,
физическое воспитание, оздоровительные технологии.
Современные дошкольные образовательные организации стремятся к
выстраиванию
образовательного
процесса,
который
обеспечивал
бы
надлежащим образом формирование и укрепление здоровья воспитанников
[1, c. 91].
Стоит
отметить,
что
управление
физкультурно-оздоровительной
д е я т е л ь н о с т ь ю
м оже т
б ы т ь
р а с с м от р е н о
ка к
п р од у м а н н ы й
процесс целенаправленного и последовательно выстроенного взаимодействия
совершенно
на
различных
иерархических
уровнях
(сюда
относится
индивидуальный уровень, групповой уровень, уровень самого дошкольного
учреждения и общества) субъектов и объектов образовательного процесса [1,
c. 92]. Данный процесс связан с освоением ценностей физической культуры,
сохранением оптимального физического состояния каждого дошкольника.
Среди
организационно-методических
условий
физкультурно-
оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста при реализации
ФГОС ДОО можно выделить такие условия как:
3
•
р е а лиза ция
а кс иоло гич е с к и-д е я т е льно с т но го
под ход а
в
образовательном процессе (как в обучении, так и в воспитании);
•
осуществление
комплексной
оценки
эффективности
физкультурно-
оздоровительной
работы
образовательного
учреждения,
где
оценки
подвергается как сам образовательный процесс, так и, соответственно,
его результат [2, c. 95];
•
создание
атмосферы
позитивного
отношения
работников
ДОО
к
физкультурно-оздоровительной
работе
путем
стимулирования
ее
активных участников;
•
организация
информационного
обмена
и
должного
уровня
информированности
субъектов
воспитательно-образовательного
процесса
о
ходе,
проблемах
и
перспективах
физкультурно-
оздоровительной работы данной образовательной организации, о ее
задачах и функциях;
•
обеспечение
благоприятной
среды
для
реализации
физкультурно-
оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации
(материально-техническое, кадровое, финансовое и иное обеспечение)
[2, c. 95];
•
организация
работы
с
родителями
дошкольников
(родительские
собрания, индивидуальные беседы, анкетирование и т.д.);
•
понимание
и
учет
этнических
(при
наличии)
и
социальных
особенностей дошкольников, а также их возрастных и индивидуальных
особенностей при организации физкультурно-оздоровительной работы
[2, c. 96];
•
обеспечение обстановки сотрудничества между работниками ДОО;
•
разработка
специальных
физкультурно-оздоровительных
методик
и
технологий
для
дошкольников
или
адаптация
имеющихся
физкультурно-оздоровительных методик и технологий к конкретным
условиям;
4
•
внедрение
специальных
физкультурно-оздоровительных
методик
и
технологий для дошкольников;
•
создание
документов,
регламентирующих
ф и з кул ьт у р н о -
оздоровительную работу на уровне ДОО;
•
разработка инструментария для диагностики физического развития и
физической подготовленности дошкольников;
•
внедрение
диагностики
физического
развития
и
физической
подготовленности дошкольников;
•
содействие
включенности
родителей
в
систематические
занятия
дошкольниками физкультурно-оздоровительной деятельностью;
•
содействие
в
формировании
готовности
родителей
к
соучастию
в
физкультурно- оздоровительной деятельности дошкольников;
•
обеспечение
повышения
качества
профессиональной
подготовки
работников ДОО [3, c. 18].
Сегодня проблема формирования инициативности у дошкольников в
физкультурно-оздоровительной деятельности находится на этапе разработки.
Однозначно, что проблемной областью выступает определение эффективных
форм
и
методов
организации
педагогического
процесса
с
целью
формирования инициативности у детей дошкольного возраста.
Справедливо
суждение
о
том,
что
дошкольный
возраст
является
сензитивным
периодом
непосредственно
для
формирования
нравственно-
волевых
качеств
личности,
а
старший
дошкольный
возраст
может
быть
охарактеризован как период становления у ребенка таких важных качеств
личности, как инициативность и, безусловно, самостоятельность.
Физкультурно-оздоровительная
деятельность
может
поистине
считаться
одним
из
главенствующих
направлений
деятельности
любого
учреждения дошкольного образования, которое направлено на развитие не
только физических, психических, но и также соответствующих личностных
качеств,
определенных
потребностей
воспитанников,
на
формирование
5
ценностей
здоровья
благодаря
методам,
формам
и
средствам
физической
культуры.
Двигательная деятельность обладает большим резервом для воспитания
у детей таких качеств личности как целеустремленность, решительность,
инициативность,
которые
в
свою
очередь,
являются
о сн овой
самостоятельности. Важными компонентами самостоятельной двигательной
деятельности
детей
являются:
мотив,
эмоции,
воля,
интерес,
знания,
контроль,
самооценка.
Условиями,
способствующими
проявлению
двигательной
самостоятельности
ребенка
выступают:
физкультурно-
развивающая
среда;
закрепление
в
распорядке
дня
времени
для
самостоятельной
двигательной
деятельности;
владение
воспитателем
специальными
(опосредованными)
методами
активизации
двигательной
активности воспитанников (предусмотреть каждому место для движений,
привлекать
детей
к
размещению
физкультурных
пособий,
объединять
в
совместной деятельности детей разной подвижности) [4, c. 220].
В
образовательном
процессе
учреждения
дошкольного
образования
особое место принадлежит физкультурно-оздоровительной деятельности, в
ходе которой ребенок осваивает знания и практические навыки, связанные с
формированием собственного здоровья. Преимущество этой деятельности
состоит
в
том,
что
в
ней
интегрированы
разные
виды
оздоровительной
работы,
существует
возможность
их
варьирования
с
учетом
возрастных
особенностей
развития
и
личного
опыта
детей.
Физкультурно-
оздоровительная
деятельность
в
учреждении
дошкольного
образования
направлена
на
проведение
системы
мероприятий
и
мер
(медицинских,
психолого-педагогических,
гигиенических
и
др.),
способствующих
сохранению и укреплению физического и психологического здоровья детей.
Основные задачи педагогической работы следующие: воспитание у детей
культурно-гигиенических
навыков;
формирование
первичных
ценностных
представлений о здоровье, здоровом образе жизни человека; накопление и
6
обогащение
двигательного
опыта;
формирование
у
воспитанников
потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Формирование знаний о здоровье происходит также на основе личных
наблюдений детей, анализа собственного поведения, словесной информации
взрослого или сказочного героя (доктор Айболит, Мойдодыр, Нехочуха и др.)
[3, c. 21]. Наглядно-образное мышление ребенка обуславливает наилучшее
понимание
образа
героев
сказки.
От
имени
персонажа
педагог
помогает
детям
прислушаться
к
себе,
лучше
понять
себя.
Сказочные
герои
в
определенных
ситуациях
выполняют
действия,
которые
приводят
к
желаемому
результату
совершаемой
деятельности.
Ребенок
совместно
с
героем
сказки
учится
следовать
определенным
правилам,
а
также
прогнозировать результат, развивая способность моделировать свои действия
и
поступки.
Это
создает
образ
поведенческой
стратегии,
основанной
на
нормах и правилах, отражающих ценности здорового образа жизни.
Итак, параллельно с работой по формированию знаний о здоровье
следует проводить работу по формированию у детей специальных навыков
сохранения
и
укрепления
здоровья.
При
формировании
культурно-
гигиенических
навыков
используются
игровые
обучающие
ситуации
и
упражнения,
при
решении
которых
от
ребенка
требуется
применить
имеющиеся
здоровьесберегающие
знания
в
специально
созданной
образовательной
среде,
что
дает
им
возможность
самостоятельно
моделировать
свое
поведение
и
принимать
решения,
действовать
по
внутреннему
убеждению.
Этому
способствуют
игры-эксперименты,
построенные на жизненном опыте детей. Основным действием ребенка в
играх-экспериментах является манипуляция с определенным предметом на
основе заданного педагогом сюжета.
7
Список литературы
1. Гладских,
Л.А. Организация физкультурно-оздоровительной работы
в ДОУ, как одно из приоритетных направлений в системе современного
дошкольного образования / Л.А. Гладских // Научный журнал. – 2016. – №7. –
93 с.
2. Лялина,
М.Н.
Оптимизация
физкультурно-оздоровительной
деятельности
в
современной
дошкольной
образовательной
организации
/
М.Н. Лялина. – Новосибирск: НГПУ, 2015. – 96 с.
3. Паршина,
А.В.
Пути
совершенствования
физкультурно-
оздоровительной работы в дошкольных группах / А.В. Паршина. – Елец:
Елецкий государственный университет, 2017. – 81 с.
4. Семенова,
Е.В.
Физкультурно-оздоровительная
деятельность
в
дошкольных
образовательных
учреждениях
/
Е.В.
Семенова.
–
Воронеж:
Воронежский институт высоких технологий, 2015. – 223 с.
5. Шарагин, А.А. Значение физкультурно-оздоровительной работы в
дошкольном учреждении / А.А. Шарагин. – Ульяновск: УГПУ, 2017. – 295 с.
8