Напоминание

«СМЕНА ПОЗИЦИЙ. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПЕРЕХОДОВ»


Автор: Пряхина Лариса Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ№4" НМР РТ
Населённый пункт: г.Нижнекамск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «СМЕНА ПОЗИЦИЙ. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПЕРЕХОДОВ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №4» Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Открытый урок

«

СМЕНА ПОЗИЦИЙ. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПЕРЕХОДОВ

»

г. Нижнекамск.

2018 год

Выполнил: Преподаватель

оркестрового отделения МБУДО

«ДМШ №4» г. Нижнекамска по классу

скрипки, первой квалификационной

категории Пряхина Лариса

Александровна

План открытого урока:

Преподаватель: Пряхина Лариса Александровна, первая квалификационная категория.

Место работы: МБУ ДО «Детская музыкальная школа №4» НМР РТ

Предмет: специальный класс «Скрипка»

Класс (год обучения): 3 класс,3-й год обучения.

Дата проведения урока: 23 января,2018г.

Тема урока: Смена позиций. Различные виды переходов.

Тип урока: Комбинированный урок.

Цель урока: Изучение различных позиций и их смена, виды переходов.

Задачи урока:

1.

общие замечания о позициях и переходах .

2.

Glissando.

3.

проработать ряд упражнений и этюдов на различные виды

переходов.(игра по карточкам-схемам)

4.

техника правой руки при исполнении перехода в позицию.

5.

чтение нот с листа со сменой позиций.

6.

воспитание творческой личности, расширение кругозора учащегося.

7. развитие самооценки ребёнка.

Методы и приемы:

Рассказ, объяснение и закрепление изученного, показ, упражнения.

Оборудование урока: скрипка, смычок, пульт для нот ,карточки-схемы.

I.Организация начала урока

Проверить строй скрипки, наканифолить смычок. Водить смычком по открытым

струнам разными ритмическими группами.

II. Повторение изученного материала

Повторение упражнений в 1-3 позициях .Юный скрипач Вып.2.

III. Постановка целей и задач урока

Научить учащегося определять позиции на скрипке. Показать разные виды переходов в

позиции на скрипке. Формировать навыки исполнения переходов в позиции. Контроль

правильной постановки левой руки при смене позиций. Игра-упрвжнение по карточкам-

схемам. Исполнение этюдов В.Гарлицкого.

IV. Изучение нового материала

Чтение с листа по теме урока. Изучение упажнений и этюдов на различные виды

переходов.

Исполнение ансамблем.

V. Первичное закрепление изученного материала

Закрепление навыка смены позиций в сочинении композитора. Применение навыков и

умений по самостоятельному совершенствованию в исполнении переходов в позиции.

Контролировать положение большого пальца левой руки при смене позиций.

1.Под термином позиция подразумевается положение левой руки и пальцев в той или

иной части грифа. Прочное усвоение позиций имеет большое значение для изучения

грифа и для овладения техникой левой руки. В начальном же обучении усвоение позиции

является важным этапом в овладении техникой левой руки. Поэтому нужно

последовательно и тщательно изучать каждую из позиций, усваивая различные положения

руки, как в основных, так и в промежуточных позициях. При этом, следует стремиться к

тому, чтобы в пределах первых (примерно трех) позиций оставалось неизменным, и

соотношение между большим и остальными пальцами. По мере передвижения руки

кверху, локоть следует постепенно выдвигать вправо; кисть также постепенно

приобретает более выгнутую форму, а большой палец, примерно с четвертой позиции,

начинает отставать от пальцев, расположенных па грифе. Обычно после усвоения первой

позиции педагоги склонны переходить к изучению третьей позиции, допуская при этом

опору ладони о корпус скрипки. Такая опора в дальнейшем наносит серьезный ущерб

развитию техники левой руки, приобретающей вынужденное, неправильное положение.

При изучении, например, второй или третьей позиции полезно использовать материал,

ранее пройденный в первой позиции. Переходы из одной позиции в другую нельзя

рассматривать только как необходимый способ связи звуков, расположенных в разных

позициях; переходы являются одним из весьма действенных средств выразительности.

Характер каждого перехода зависит от степени его интенсивности - от скорости, с

которой совершается движение левой руки, и силы нажима пальцев, скорости движения и

силы нажима смычка, акцентировки (как левой, так и правой рукой), а также от ряда других

факторов. В работе над переходами нужно иметь в виду придаваемый им характер и те

движения, с помощью которых он выявляется. Наиболее распространенными руководствами

для изучения позиций являются: «Школа скрипичной техники» Г. Шрадика.

первая часть;

«Школа скрипичной техники» О. Шевчика в четырех частях. Переходы обогащают игру

такими важными средствами выразительности, как глиссандо и портаменто.

2.GLISSANDO. glissando, которое может рассматриваться и как одно из средств

выразительности, и как средство техническое, в большинстве случаев необходимое для

перехода руки в другую позицию. Glissando особенно необходимо в начальном периоде

изучения техники переходов, так как только при плавном переходе руки (без толчков)

можно добиться интонационной точности и свободы звучания, а впоследствии и

необходимой быстроты в смене позиций. Применять glissando следует только с чувством

художественной меры. Глубоко прав был Л. Ауэр, считавший, что большинство переходов

должно быть «беззвучным», имея в виду художественную необходимость, скрыть

glissando. Это средство выразительности, писал он, «становится антихудожественным,

если оно приобретает патетический характер и употребляется непрерывно. Впечатление

от glissando прямо пропорционально редкости его употребления. Надо пропеть… и

довериться слуху, который подскажет, оправдывается ли... музыкально в данном случае

этот прием».

3..

В современной методике принято выделять 4-е типа переходов:

1.С использованием открытых струн;

2.Переход одним пальцем;

3.Переход с нижестоящего на вышестоящий палец ;

4.Переходы с вышестоящего на нижестоящий палец ;

Переходы с подменой пальцев.Учащихся нужно знакомить с ними последовательно,в

порядке возрастания их трудности. На начальном этапе играем первый и второй типы

переходов.

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ОТКРЫТУЮ СТРУНУ.

Простейший вид перехода - через открытую струну - дается ученику при первом

знакомстве с позициями и даже еще раньше, в процессе постановки рук. В дальнейшем

следует, однако, последовательно совершенствовать этот навык, закрепляя его на

разнообразном музыкальном материале. Для укрепления навыка перехода через открытую

струну в третью позицию 1-м

и 2-м пальцами можно использовать этюды в первой позиции

из пособия К. Родионова «Начальные уроки игры на скрипке», отдельные этюды из

«Избранных этюдов», пьесы - «Цыплятки» А. Филиппенко, «Я коза злющая» Л. Ревуцкого и

др.,

ПЕРЕХОД ОДНИМ ПАЛЬЦЕМ.

Переходы одним пальцем должны быть плавные,но четкие. Должны быть слышны

основные звуки, без глиссандо. Во время перехода нужно ослабить нажим пальца на струну:

Важнейшее условие их правильного выполнения - ослабление нажима пальца, осу-

ществляющего переход в новую позицию, а также отсутствие «схватывания» шейки скрипки

большим пальцем.

ПЕРЕХОД ВВЕРХ С НИЖЕЛЕЖАЩЕГО НА ВЫШЕЛЕЖАЩИЙ ПАЛЕЦ.

Переходы с нижележащего на вышележащий палец выполняются путем скольжения

исходного пальца. Таким образом переход исполняется на предыдущем пальце по струне и

опускания того пальца, который берет последующий звук. В самом начале изучения этого

вида переходов можно использовать вспомогательные звуки для облегчения понимания

процесса переходов.

Вместе с тем, иногда при первоначальном изучении переходов применение

вспомогательных звуков возможно. Вспомогательный звук здесь служит как бы

временным ориентиром, помогающим учащемуся ощутить расстояния на грифе и понять

связь способов выполнения переходов второго и третьего типов. Однако использование

вспомогательных звуков должно быть, по возможности, непродолжительным. Надо

научить учащегося, укорачивая эти звуки, постепенно их убирать.

При работе над переходами, необходимо следить за движениями смычка и

приемами звукоизвлечения. Исполнение переходов легато следует проверять

свободу движений правой руки, так как в это время у учащихся она нередко

зажимается.

ПЕРЕХОД ВВЕРХ С ВЫШЕЛЕЖАЩЕГО ПАЛЬЦА НА НИЖЕЛЕЖАЩИЙ.

Изложенные положения сохраняют свое значение и при изучении четвертого типа

смен позиций - переходов с вышележащего на нижележащий палец. Переходы вверх с

вышележащего на нижележащий палец (2 - 1; 3 - 2; 4 - 3; 3 - 1 и т. д.) и переходы вниз с

нижележащего на вышележащий палец (1 - 2; 1 - 3; 1 - 4; 2 - 3 и т. д.).

ПЕРЕХОДЫ С ПОДМЕНОЙ ПАЛЬЦЕВ.

В данном случае подмена одного пальца другим совершается во время самого

скольжения. Ю.Янкелевич рекомендовал начинать с таких переходов, которые «осу-

ществляются смежными пальцами»

Особое значение в овладении техникой переходов имеет также степень силы

нажима пальцев на струну. Излишний нажим пальцев, несомненно, препятствует

свободным переходам. По этому поводу Л. Ауэр говорил, что пальцем «никогда не

следует давить вниз с такой силой, чтобы затруднить переход в следующую позицию».

Рассматривая переходы, в частности первого и второго пальцев, от верхней к нижней

позиции, Л. Ауэр писал: «Спускаясь к первой позиции, первый палец не должен

оставлять струны в течение этого движения и должен твердо стоять на месте, в то время как

второй палец, который держится по возможности ближе к первому, должен быть готов

занять место последнего в первой позиции настолько быстрым движением, чтобы glissando

стало немыслимым»

4. ТЕХНИКА ПРАВОЙ РУКИ

В переходах, в их техническом осуществлении и варазительности значительную роль

играет техника правой руки. Нужно следить за тем, чтобы движения левой руки во время

пере- ходов в legato не отражались на качестве звукоизвлечения, не вызывали

непроизвольных остановок или толчков правой руки, чтобы плавность движения смычка не

нарушалась. Вообще, работа над переходами не может вестись вне связи с работой над

техникой правой руки, так как оба вида техники полностью определяются музыкальными,

художественными задачами. Позицию можно считать усвоенной, когда чтение нот не

представляет затруднений, и не страдают при этом ритм, интонация, качество звучания,

выразительность исполнения.

Приемы смен позиций составляют настолько важную область искусства игры на

скрипке, что им необходимо уделять большое внимание на всех этапах воспитания скрипача -

от самых первых уроков до его завершающей стадии.

Список используемой литературы

1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке.4-е изд.

2. Баринская А. И. Начальное обучение скрипача. М.2007.

3. Берлянчик М.М. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. Сборник статей.

Классика-XXI. 2006.

4. Григорьев В. Ю. Методика обучения игре на скрипке.

5. Погожева Т.В. Вопросы методики обучения игре на скрипке.,1966.

6. Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие.

7. Ауэр Л.Моя школа игры на скрипке.4-е изд.

8. А. Григорян. Гаммы и арпеджио для скрипки .

9. М. Гарлицкий. Шаг за шагом Избранные этюды.1-3классы.

10. С.Шальман.Я буду скрипачом.

11. О.Пархоменко. В.Зельдис. Школа игры на скрипке.

.



В раздел образования