Автор: Войтас Надежда Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Соликамский социально–педагогический колледж имени А.П.Раменского"
Населённый пункт: город Соликамск, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности изображения фигуры человека в интерьере»
Раздел: среднее профессиональное
План конспект урока
«Особенности изображения фигуры человека в интерьере»
преподавателя Войтас Надежды Валерьевны
Специальность: 54.02.01 Дизайн
Курс: 4
Учебная дисциплина: ОП.01 Рисунок
Общая тема «Рисунок фигуры человека в интерьере» (30 часов)
Тема занятия № 1: Особенности изображения фигуры человека в интерьере
(2 часа).
Тип урока: урок усвоения новых полученных знаний на практике. Урок с
мультимедийной поддержкой.
Вид урока: урок развития.
Цель урока: Выявить особенности в изображении фигуры человека в
условиях реальной окружающей среды (интерьера);
-выполнить длительные набросоки фигуры человека в интерьере.
Задачи урока:
Обучающие –
повторить, закрепить и обобщить знания обучающихся по….
познакомить обучающихся с …
научить….
Развивающие –
развивать у обучающихся навыки работы…
развивать объёмно-пространственное и композиционное мышление
…
Воспитывающие –
способствовать формированию у обучающихся творческой инициативы
…
Материалы и оборудование для проведения урока:
для преподавателя: мультимедийное оборудование – компьютер,
проектор, экран;
для обучающихся: планшет, карандаш мягкий, уголь, ластик, бумага
формата А4 (6 шт.)
Ход урока:
Организационный момент: (2-5 минуты)
Проверка обучающихся по журналу.
- У нас с вами начинается новая тема «Рисунок одетой фигуры в интерьере» ,
она длительная - 30 часов. Цель этой работы - изобразить фигуру человека в
условиях окружающей среды (интерьера) средствами академического
рисунка.
Тема нашего урока «Особенности изображения фигуры человека в
интерьере». (слайд № 1)
Цель: выявление особенностей изображения фигуры человека в интерьере,
через анализ рисунков мастеров изобразительного искусства и выполнение
набросков. (слайд №2)
Беседа (15-18мин.):
-
Человек всегда находиться в среде, в окружении предметов и в разном
пространстве. При изображении фигуры человека в интерьере, главная роль
отводиться
человеку, интерьер в этом случае является фоном, дающим
представление о роде деятельности персонажа. (слайд №3)
- При изображении одетой фигуры человека, перед нами встаёт задача
сохранить ощущение тела человека, чтоб оно постоянно чувствовалось под
одеждой при этом ткань, где-то точно повторяло форму тела.(слайд №4)
- В чем отличие изображения фигуры в условном пространстве и
изображении человека в интерьере? (ответы студентов)
-Давайте поговорим о том, какое бывает пространство в изображении фигуры
и человека в интерьере? (глубокое, не глубокое )
- Если в изображении фигуры в интерьере можно использовать несколько
планов и задавать разную глубину пространства с помощью перспективных
сокращений, то фигура человека, которая находиться в условном
пространстве, передается тоном и штрихом. (слайд №5)
- Сколько места отводится на изображение пространства в рисунке фигуры в
уловном пространстве и человека в интерьере? Нарисуйте на доске, какая
будет использоваться схема компоновки в этих изображениях.
-Если в изображении появляются стены, пол и потолок, какие знания мы
применяем? (знания угловой и фронтальной перспективы) (слайд №6-7) В
каком изображении применяются? (слайд №8) Посмотрите, пожалуйста, на
ряд набросков и скажите, какая здесь используется перспектива, сколько
точек схода, почему? (слайд №9-10)
- В рисунке фигуры в интерьере особое значение приобретают методы
линейно-конструктивного построения изображения и знание
закономерностей наблюдательной перспективы.
- Какую роль играет освещение в интерьере?
Какое бывает освещение?
(боковое, сверху, низу) (слайд №11)
-
Вообще, освещение натюрморта, любой композиции из предметов, человека
(портрет, фигура) нужно для того, чтобы выявить самые характерные черты и
форму того, что освещается. Правильно обозначить свет и тени, чтобы
наиболее отчетливее было видно конструктивное начало, тогда и работать с
рисунком проще.
- Давайте подведем итог, для начала вспомним тему урока, какие
особенности изображения фигуры человека в интерьере вы для себя
отметили. (ответы студентов)(слайд №12)
- Рассмотрим следующую задачу нашего занятия – выполнение длительных
набросков фигура человека в интерьере.
- Приступая к наброскам, надо ставить перед собой задачи и выполнить их за
короткий отрезок времени. Перед длительной академической работой обычно
делают схематические наброски – эскизы с целью выбора наиболее удачной
композиции.(слайд №13)
- Какие виды набросков вы знаете?
(ответы студентов) (тональный,
линейный, пятно линия и т.д.) (слайд №14)
- Набросок должен быть целостной композицией в формате листа. Можно
какой-то предмет нарисовать не полностью, если этого требует композиция.
Набросок строится на взаимовлиянии характера изображаемых предметов и
характера пятен в композиции. (слайд №15)
- Не забывайте, что кроме фигуры в набросках должны присутствовать
элементы интерьера. Мебель, оконные рамы, дверные проемы создают
дополнительные возможности в композиции. Эти элементы могут задать
план, дать ритмическую поддержку, задать движение. (слайд № 16)
- Сделаем по 2 наброска в разных техниках: карандашом и углем. В первых
набросках стараемся работать только пятнами, чтобы почувствовать в
большей степени композиционное вмещение.(слайд № 17) Во втором
наброске добавим линию. (слайд №18)
-Давайте повторим особенности работы другими графическими материалами:
-Уголь, сангина и другие мягкие графические материалы позволяют
рисовать широко, обобщённо, что способствует формированию целостного
видения. При работе углём, сангиной, соусом растирание помогает
добиваться более разнообразных нюансов и передачи материальности.
Рисунки, выполненные углём, сангиной, сухим соусом, необходимо
фиксировать. Самый простой способ – лак для волос. Приведённые примеры
не исчерпывают всего богатства возможностей материалов. Необходимо
самим экспериментировать и пробовать их по-разному.
-Графитный карандаш - наиболее распространённый материал в учебном
рисунке, обладающий рядом несомненных достоинств: чёткостью линии,
бархатистостью штриха, возможностью исправления ошибок с помощью
резинки.
Для графитного карандаша более характерна штриховая техника рисунка. На
карандашную технику влияет характер затачивания карандаша. Остро
отточенный грифель даёт возможность художнику чётко прорисовывать
мелкие детали и создавать строгий и тонкий рисунок.
-Время, затрачиваемое на исполнение одного наброска может колебаться от
10-ти до 15-ти минут. Это зависит от техники, в которой выполняется
набросок.
Практическая часть (30 мин.): студенты достают графические материалы и
приступают к работе. Натурщица уже стоит в заданном интерьере.
- Давайте вспомним с чего начинаем делать набросок ? (ответы студентов:
компоновки) Так как задание звучит «фигура в интерьере» какая схема
компоновки будет выстраиваться? (ответы студентов: должен войти пол,
стены, часть мебели).
- Что самое главное мы передаем через набросок? (пластику тела натуры и
окружение во круг).
В процессе выполнения набросков преподаватель внимательно наблюдает за
работой
студентов.
При
необходимости
оказывает
индивидуальные
консультации. Может применить метод показа – педагогический рисунок, как
в
работе
студента,
так
и
на
отдельном
листе.
Если
многие
студенты
допускают одинаковые ошибки, то привлечь внимание всех (фронтальная
работа) студентов к выявленной проблеме (ещё раз объяснить или показать на
примере).
Завершение урока - анализ выполненных работ (5-8 мин.):
Выполненные
наброски
студенты
демонстрируют
в
форме
выставки.
Проходит просмотр и обсуждение работ студентов. Преподаватель вопросами
побуждает обучающихся к самоанализу, как своих работ, так и набросков
одногруппников:
-как звучала сегодня тема урока? (ответы студентов)
-какие задачи вы решали на уроке?
- достигли ли мы поставленной цели?
- что нового вы для себя открыли (взяли)?
- какие трудности у вас возникли?
Можно так:
Оцените свою работу по 5-бальной шкале, исходя из следующих критериев
(они могут быть на слайде):
- компоновка в формате
- передача пропорций фигуры и движения
- связь фигуры с интерьером
- владение графическим материалом
- выразительность, образность рисунка