Напоминание

"ИКТ и новые технологии, применяемые в системе инклюзивного образования"


Авторы: Щербенок Ольга Алексеевна, Матюта Екатерина Михайловна
Должность: преподаватели информационных дисциплин
Учебное заведение: Брянский филиал ФГБОУ ВО "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: статья
Тема: "ИКТ и новые технологии, применяемые в системе инклюзивного образования"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ЩЕРБЕНОК ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА

(преподаватель высшей категории Брянского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова

email: scherbenok-61@mail.

ru)

МАТЮТА ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВНА

(преподаватель Брянского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова

email: kateno4

ek1986@mail.

ru)

АННОТАЦИЯ

В

статье

рассматриваются

особенности

применения

информационно-

коммуникационных технологий при внедрении инклюзивного образования в

Брянском

филиале

РЭУ

им.

Г.В.

Плеханова.

Описаны

наиболее

распространенные

формы

работы

с

компьютером

и

образовательные

программы в обучении студентов с ООП.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Инклюзия,

информационно-коммуникационные

т ех н ол о г и и ,

образовательные программы.

ABSTRAKTE

Hierdie artikel bespreek die kenmerke van die toepassing van inligting en

kommunikasie tegnologie in die implementering van inklusiewe onderwys in die

Bryansk distrik tak hulle. G.v. Plehanova.

Beskryf die mees algemeneorms van

rekenaar en opvoedkundige programme trein studente met die PLO.

SLEUTELWOORDE

Insluiting, inligting en kommunikasie tegnologie, opvoedkundige programme.

ИКТ и новые технологии, применяемые в системе инклюзивного

образования

«Зачем приспосабливать ребенка к

системе образования, не лучше ли

приспособить

эту

систему

к

ребенку»

Ж.Ж. Руссо

Законодательство Российской Федерации в области образования согласно

международным

нормам

предусматривает

гарантии

равных

прав

на

образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В

настоящее

время

в

России

одновременно

применяются

три

подхода

в

образовании

обучающихся

с

особыми

образовательными

потребностями:

дифференцированное обучение с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-

двигательного

аппарата,

интеллекта,

с

задержкой

психического

развития

в

специальных

(коррекционных)

учреждениях;

интегрированное

обучение

в

специальных

классах

(группах)

в

общеобразовательных

учреждениях;

инклюзивное

обучение,

когда

обучающиеся

с

особыми

образовательными

потребностями обучаются в аудитории вместе с обычными студентами. На

сегодняшний

день

система

образования

для

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений.

Основная задача сформулирована Д. А. Медведевым, премьер-министром: «Мы

просто

обязаны,

создать

нормальную

систему

образования

для

инвалидов,

чтобы

ребят а

могли

обучаться

среди

сверстников

в

о б ы чн ы х

общеобразовательных учреждениях и не чувствовали себя изолированными от

общества». Сегодня инклюзивное образование на территории РФ регулируется

Конституцией

РФ,

федеральным

законом

«Об

образовании»,

федеральным

законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах

ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и

основных свобод. Последние ФГОС СПО особое внимание уделяет вопросу

инклюзивного образования.

Инклюзивное образование — процесс обучения и воспитания с особыми

потребностями в общеобразовательных учреждениях.

Основа

инклюзивного

образования

идеология,

которая

исключает

любую дискриминацию.

Цель инклюзивного образования — поддержать образование для всех

слоев населения, уделяя особое внимание снятию препятствий для участия в

обучении малоимущих, студентов-инвалидов и обучающихся, не посещающих

образовательные учреждения.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех

обучающихся в общеобразовательную систему и обеспечить их равноправие.

Инклюзивное

образование

стремится

развивать

методологию,

направленную

на

студентов

и

признающую,

что

все

обучающиеся

индивидуумы с различными задатками и потребностями в обучении.

Инклюзивное

образование

разрабатывает

подход

к

преподаванию

и

обучению,

который

будет

более

гибким

для

удовлетворения

различных

потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут эффективными

в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда

выиграют все обучающиеся (не только студенты с особыми потребностями).

Основные принципы инклюзивного образования:

добровольность участия инвалидов, лиц с ОВЗ с согласия родителей

(законных представителей);

обеспечение

условий

обучающимся

инвалидам,

с

ОВЗ

для

получения ими профессионального образования, социальной адаптации

на основе специальных педагогических подходов;

создание

адаптированной

среды,

позволяющей

обеспечить

полноценное

включение

обучающихся

инвалидов,

с

ОВЗ

в

образовательный процесс, их личностную самореализацию;

создание

материально-технической

базы

для

беспрепятственного

доступа

обучающихся

инвалидов,

с

ОВЗ

к

получению

ими

профессионального образования;

подготовленность педагогических кадров к работе с обучающимися

инвалидами, с ОВЗ в рамках инклюзивного образования;

информационно открытое пространство.

Основные

ценности

инклюзивного

образования

можно

найти

во

всех

культурах, философских системах и религиях, они отражены в большинстве

основных

статей

международных

документов

о

правах

человека.

К

таким

ценностям относят: взаимное уважение; толерантность; осознание себя частью

общества;

предоставление

возможностей

для

развития

навыков

и

талантов

конкретного

человека;

взаимопомощь;

возможность

учиться

друг

у

друга;

возможность

помочь

самим

себе

и

людям

в

своем

сообществе.

Наша

образовательная

система,

как,

впрочем,

и

общество

в

целом,

зачастую

оказывается неготовой к работе с людьми с ограниченными возможностями.

Естественно, здесь требуются особые условия организации учебного процесса,

а также соответствующие специалисты. Но в условиях постоянного обновления

современного образования это достаточно сложно и затратно.

В

Брянском

филиа ле

РЭУ

им.

Г.В.

Плеханова

п о л у ч а ю т

профессиональное

образование

некоторое

число

студентов,

имеющих

различные виды инвалидности (инвалиды по слуху, по зрению, студенты с

сердечно-сосудистыми

заболеваниями,

онкобольные)

занимаются

вместе

со

здоровыми

однокурсниками.

Естественно,

в

связи

с

этим

возникает

ряд

трудностей.

Но ориентируясь на принципы инклюзивного образования, в

филиале

удалось

организовать

учебный

процесс

и

создать

условия,

способствующие

социализации

этих

ребят.

Различные

проблемы,

разный

уровень подготовки, поэтому необходим индивидуально-личностный подход и

использование

инклюзивных

технологий

для

наиболее

успешного

формирования основных и профессиональных компетенций.

Особую

роль

при

внедрении

инклюзивного

обучения

играют

информационно-коммуникационные технологии. В данном случае, речь идет о

технологии в смысле методов и форм работы, а также о соответствующей

технике и оборудовании. Роль ИКТ в образовании студентов с ООП в нашем

филиале рассматривается с помощью следующих измерений:

• компенсация;

• обучение (дидактическое);

• общение.

Компенсационная

роль

относится

к

использованию

ИКТ

в

качестве

технической поддержки, что позволяет студентам с ООП принимать активное

участие

в

процессе

взаимодействия

и

общения.

Человек

с

ограниченными

физическими

возможностями

использует

компьютер

для

письма,

студент

с

нарушениями слуха сможет прочесть сообщение, посланное товарищем, и т.д.

С этой точки зрения ИКТ дают возможность обучающимся знакомиться с

окружающей средой, получать доступ к информации, общаться с ближним и

дальним окружением.

Использование

ИКТ

в

качестве

средства

обучения

(дидактического)

определило новое измерение образования и начало изменения педагогических

подходов.

ИКТ

в

самом

образовательном

процессе

приводят

к

развитию

различных стратегий преподавания-обучения-оценивания для студентов с ООП.

ИКТ

представляют

собой

прекрасную

инклюзивную

образовательную

технологию, потому что создает много возможностей для индивидуализации

образовательного процесса. ИКТ позволяют изменить общий куррикулум таким

образом, чтобы удовлетворить различные и уникальные потребности, а также

развить

индивидуальные

навыки,

учитывая

изменяющийся

ритм

развития

обучающегося. ИКТ становятся ценным ресурсом для обучения и инклюзии.

ИКТ могут стать посредником в эффективной коммуникации между студентами

с ООП и другими людьми: преподавателями, однокурсниками, друзьями и т.д. В

этом

контексте

компьютер

становится

ресурсом,

который

делает

общение

возможным в тех случаях, когда оно практически невозможно для людей с

нарушениями

речи,

проблемами

в

общении

и

другими

недостатками.

Для

некоторых

студентов

с

ООП

технологическое

решение

может

быть

единственным способом удовлетворения своих образовательных потребностей

и возможностью общаться с внешней средой.

Наиболее

распространенными

формами

работы

с

компьютером

в

обучении

студентов

с

ООП

в

Брянском

филиале

РЭУ

им.

Г.В.

Плеханова

являются:

• использование Интернет-ресурсов;

• операции в различном программном обеспечении: Microsoft Word, Paint,

Power Point, Microsoft Excel;

• развлекательные (ролевые) игры для развития конкретных навыков.

ИКТ и новые технологии применяемые в системе профессионального

образования

и,

в

частности,

образования

детей

с

ООП

помогают

преподавателям

Брянского

филиала

РЭУ

им.

Г.В.

Плеханова

сделать

деятельность студентов интересной и привлекательной, а сам процесс более

эффективным.

Материалы

в

электронном

формате

-

программное

обеспечение/software

-

имеют

большой

потенциал,

и

это

подтверждается

текущей

образовательной

практикой.

Обучающие

программы

представляют

любой программный продукт в раз ном формате, который представляет тему,

раздел, эксперимент, занятие, курс и т.д., будучи альтернативой по сравнению с

традиционными методами обучения.

В нашем филиале внедряются следующие образовательные программы:

1. Интерактивное обучающее программное обеспечение - программы с

высокой степенью индивидуализации образовательного пути, в зависимости от

готовности студентов, основанное на обратной связи и управлении стратегиями,

которые позволяют поддерживать постоянную обратную связь.

2. Моделирующее программное обеспечение - представляет реальное

явление

или

систему,

контролируемую

с

помощью

схемы

аналогичного

поведения.

3. Исследовательское программное обеспечение - изучение студентами

среды, в которой они могут собрать необходимую информацию для решения

учебных задач.

4. Тематическое программное обеспечение - вопросы/темы из разных

учебных

областей/разделов,

позволяющее

расширить

знания

в

различных

областях.

5.

Тестирующее/оценочное

программное

обеспечение

-

программы

оценки

знаний,

представленная

в

широком

ассортименте

продукция

в

зависимости от времени тестирования, целей, типологии и т.д.

6.

Образовательное

программное

обеспечение

-

программы

в

виде

образовательных игр для участия студентов в учебных ситуациях.

Возможность

учиться

и

общаться

со

здоровыми

сверстниками

для

обучающихся, имеющих недостатки развития, позволяет в дальнейшем учиться

жить

и

действовать

так,

как

это

принято

в

окружающем

мире,

легче

адаптироваться в жизни. Для здоровых студентов общение с такими детьми

позволяет быть терпимее и доброжелательнее в отношении к ним.

Таким

образом,

цель

современной

образовательной

организации

помочь каждому обучающемуся, способствовать его социализации.

Список литературы

1.

Конституция Российской Федерации

2.

Закон РФ №273-ФЗ от 29.12.2012. «Закон об образовании в Российской

Федерации»

3.

Ф

ЕДЕРАЛЬНЫЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

СТАНДАРТЫ

СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОГО

ПОКОЛЕНИЯ

4.

Голиков,

Н.

А.

Интегрированное

образование

детей-инвалидов

со

здоровыми сверстниками: проблемы организации, опыт решения [Текст] /

Н. А. Голиков // Проблемы, перспективы, тенденции развития психолого-

педагогических инноваций в начале XXI века : межрегион. сб. науч. тр. /

ред. О. К. Агавелян. - Новосибирск : НИПКиПРО, 2014. - С. 242-249.

5.

Дементьева, И. Ф. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы

[Текст] / И. Ф. Дементьева, С. А. Сопыряева // Народное образование. -

2012. - № 4. - С. 182-185.

6.

Дмитриев, А. А. О некоторых проблемах интегрированного обучения

детей с особыми образовательными потребностями / А. А. Дмитриев //

Дефектология. - 2015. - № 4. - С.4-8.

7.

Зиневич, О. В. Инклюзивное образование как форма реализации политики

инвалидности в современных условиях: к постановке проблемы [Текст] /

О. В. Зиневич, В. В. Дегтярева // Философия образования. - 2015. - № 1. -

С. 115-123.



В раздел образования