Автор: Дудников Сергей Николаевич
Должность: Преподаватель – организатор ОБЖ
Учебное заведение: МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области"
Населённый пункт: г. Вольск, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: ПРЕДМЕТА ОБЖ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ
Раздел: среднее образование
Преподаватель – организатор ОБЖ
МОУ «Лицей г. Вольска Саратовской области»
Дудников Сергей Николаевич
ПРЕДМЕТ ОБЖ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ
В настоящее время достаточно большое внимание уделяется проблеме
безопасного
поведения
в
производственной
деятельности,
в
бытовых
и
жизненных
ситуациях.
Чаще
вс его
бе зопасно сть
связывают
с
психофизиологическими
характеристиками
и
устойчивыми
личностными
качествами,
однако
при
этом
недостаточно
учитываются
вопросы
формирования безопасного стиля жизни.
Конечно, человек постоянно формирует навыки безопасного поведения,
но
можно
выделит
периоды,
когда
процесс
становления
и
формирования
личности безопасного типа поведения проходит особенно интенсивно. Таким
периодом
является
подростковый
возраст.
Именно
в
этом
возрасте
формируются
такие
качества,
как
самостоятельность,
активно сть,
ответственность за свои действия.
Формирование
современного
уровня
культуры
бе зопасно сти
жизнедеятельности
у
подрастающего
поколения
является
общешкольной
задачей, которая решается при изучении всех школьных предметов, но главная
р о л ь
п р и н а д л е ж и т
ш ко л ь н ом у
к у р с у
« О с н о в ы
б е з о п а с н о с т и
жизнедеятельности» (ОБЖ).
Как
учебная
дисциплина
курс
ОБЖ
впервые
введен
в
программы
государственных
общеобразовательных
учреждений
в
1991
году
с
целью
формирования в сознании детей и подростков обостренного чувства личной и
коллективной
безопасности,
привития
навыков
распознавания
и
оценки
опасностей,
а
также
научить
правильно
вести
себя
в
экстремальных
и
чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе.
Несомненная роль предмета ОБЖ заключается в обучении школьников
основным
действиям
в
опасных
и
чрезвычайных
ситуациях
природного,
социального и техногенного характера, приемам оказания первой доврачебной
помощи пострадавшим при химическом отравлении, при пожаре и дорожно-
транспортном происшествии.
Не менее важным, на мой взгляд, являются вопросы обеспечения личной
безопасности, которые должен четко знать каждый человек. Владение основами
и навыками личной безопасности позволит школьнику чувствовать себя более
уверенно в любой ситуации, быть более независимым при решении различных
жизненных ситуаций. Человеческая жизнь и здоровье являются самой дорогой
ценностью,
и
проблема
их
сохранения
всегда
была
и
остается
актуальной
задачей, в решении которой значительное место имеет подготовка людей по
вопросам обеспечения безопасности в повседневной жизни. А подготовка эта
возможна лишь при изучении курса ОБЖ.
Главное, что хотелось бы выделить при изучении предмета ОБЖ – это
формирование у обучающихся ценностно-ориентационных умений:
- предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления;
-
принимать
обоснованные
решения
и
вырабатывать
план
действий
в
конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей;
- знать основные направления и методы по защите от опасностей природного,
техногенного и социального характера;
-
оценивать
вероятность
возникновения
потенциальной
опасности
для
учащегося
и
принимать
меры
по
ее
предупреждению
в
условиях
образовательной
организации;
-
самостоятельно
организовывать
учебную
деятельности,
оценивать
свое
поведение,
черты
своего
характера,
своего
физического
и
эмоционального
состояния;
- соблюдать нормы поведения в окружающей среде, правила здорового образа
жизни;
- отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие
взгляды.
Кроме
всего
прочего
предмет
ОБЖ
является
неотъемлемой
частью
подготовки обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного
и
профессионального
пути.
Благодаря
целенаправленному
обучению,
школьники
учатся
самостоятельно
ставить
цели
и
определять
пути
их
достижения,
использовать
приобретенный
в
школе
опыт
деятельности
в
реальной жизни, в том числе за рамками учебного процесса.
Как показывает опыт, уроки ОБЖ, соревнования «Школа безопасности»,
военно-спортивная игра «Зарница», Всероссийская олимпиада школьников по
ОБЖ делают свое дело – обогащают детей знаниями о том, как следует себя
вести, чтобы не попасть в беду или выйти из сложной ситуации, формируют
практические
навыки
помощи
пострадавшим
в
чрезвычайных
ситуациях,
совершенствуют навыки ориентирования и поведения в условиях автономного
существования и многое другое.
Высокие результаты обучающихся в военно-спортивных мероприятиях в
рамках учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» на
муниципальном
и
региональном
уровнях
подтверждают
действенность
предмета
ОБЖ
как
средство
повышения
уровня
культуры
безопасности
и
защищенности школьников в повседневной жизни и в условиях чрезвычайных
ситуаций. Поэтому приоритетное место в современном образовании школьного
курса «Основы безопасности жизнедеятельности» очевидно.
Литература
1.
Гриценко
В.С.
Безопасность
жизнедеятельности:
Учебное
пособие.
/
Московский
государственный
университет
экономики,
статистики
и
информатики. – М.: 2004. – 244с.
2.
Информационно-методическое
издание
для
преподавателей
«Основы
безопасности жизнедеятельности», 2016 № 1.
3.
Особенности
преподавания
учебного
предмета
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» в 2014/2015 учебном году: методические рекомендации
/ А.А. Сафин. – Казань: ИРО РТ, 2014. – 24 с.
4.
Примерные
программы
по
учебным
предметам.
Основы
безопасности
жизнедеятельности. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 40 с. –
(Стандарты второго поколения).