Напоминание

ПРЕДМЕТА ОБЖ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ


Автор: Дудников Сергей Николаевич
Должность: Преподаватель – организатор ОБЖ
Учебное заведение: МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области"
Населённый пункт: г. Вольск, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: ПРЕДМЕТА ОБЖ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ
Раздел: среднее образование





Назад




Преподаватель – организатор ОБЖ

МОУ «Лицей г. Вольска Саратовской области»

Дудников Сергей Николаевич

ПРЕДМЕТ ОБЖ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ

В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ

В настоящее время достаточно большое внимание уделяется проблеме

безопасного

поведения

в

производственной

деятельности,

в

бытовых

и

жизненных

ситуациях.

Чаще

вс его

бе зопасно сть

связывают

с

психофизиологическими

характеристиками

и

устойчивыми

личностными

качествами,

однако

при

этом

недостаточно

учитываются

вопросы

формирования безопасного стиля жизни.

Конечно, человек постоянно формирует навыки безопасного поведения,

но

можно

выделит

периоды,

когда

процесс

становления

и

формирования

личности безопасного типа поведения проходит особенно интенсивно. Таким

периодом

является

подростковый

возраст.

Именно

в

этом

возрасте

формируются

такие

качества,

как

самостоятельность,

активно сть,

ответственность за свои действия.

Формирование

современного

уровня

культуры

бе зопасно сти

жизнедеятельности

у

подрастающего

поколения

является

общешкольной

задачей, которая решается при изучении всех школьных предметов, но главная

р о л ь

п р и н а д л е ж и т

ш ко л ь н ом у

к у р с у

« О с н о в ы

б е з о п а с н о с т и

жизнедеятельности» (ОБЖ).

Как

учебная

дисциплина

курс

ОБЖ

впервые

введен

в

программы

государственных

общеобразовательных

учреждений

в

1991

году

с

целью

формирования в сознании детей и подростков обостренного чувства личной и

коллективной

безопасности,

привития

навыков

распознавания

и

оценки

опасностей,

а

также

научить

правильно

вести

себя

в

экстремальных

и

чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе.

Несомненная роль предмета ОБЖ заключается в обучении школьников

основным

действиям

в

опасных

и

чрезвычайных

ситуациях

природного,

социального и техногенного характера, приемам оказания первой доврачебной

помощи пострадавшим при химическом отравлении, при пожаре и дорожно-

транспортном происшествии.

Не менее важным, на мой взгляд, являются вопросы обеспечения личной

безопасности, которые должен четко знать каждый человек. Владение основами

и навыками личной безопасности позволит школьнику чувствовать себя более

уверенно в любой ситуации, быть более независимым при решении различных

жизненных ситуаций. Человеческая жизнь и здоровье являются самой дорогой

ценностью,

и

проблема

их

сохранения

всегда

была

и

остается

актуальной

задачей, в решении которой значительное место имеет подготовка людей по

вопросам обеспечения безопасности в повседневной жизни. А подготовка эта

возможна лишь при изучении курса ОБЖ.

Главное, что хотелось бы выделить при изучении предмета ОБЖ – это

формирование у обучающихся ценностно-ориентационных умений:

- предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их

проявления;

-

принимать

обоснованные

решения

и

вырабатывать

план

действий

в

конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и

индивидуальных возможностей;

- знать основные направления и методы по защите от опасностей природного,

техногенного и социального характера;

-

оценивать

вероятность

возникновения

потенциальной

опасности

для

учащегося

и

принимать

меры

по

ее

предупреждению

в

условиях

образовательной

организации;

-

самостоятельно

организовывать

учебную

деятельности,

оценивать

свое

поведение,

черты

своего

характера,

своего

физического

и

эмоционального

состояния;

- соблюдать нормы поведения в окружающей среде, правила здорового образа

жизни;

- отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие

взгляды.

Кроме

всего

прочего

предмет

ОБЖ

является

неотъемлемой

частью

подготовки обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного

и

профессионального

пути.

Благодаря

целенаправленному

обучению,

школьники

учатся

самостоятельно

ставить

цели

и

определять

пути

их

достижения,

использовать

приобретенный

в

школе

опыт

деятельности

в

реальной жизни, в том числе за рамками учебного процесса.

Как показывает опыт, уроки ОБЖ, соревнования «Школа безопасности»,

военно-спортивная игра «Зарница», Всероссийская олимпиада школьников по

ОБЖ делают свое дело – обогащают детей знаниями о том, как следует себя

вести, чтобы не попасть в беду или выйти из сложной ситуации, формируют

практические

навыки

помощи

пострадавшим

в

чрезвычайных

ситуациях,

совершенствуют навыки ориентирования и поведения в условиях автономного

существования и многое другое.

Высокие результаты обучающихся в военно-спортивных мероприятиях в

рамках учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» на

муниципальном

и

региональном

уровнях

подтверждают

действенность

предмета

ОБЖ

как

средство

повышения

уровня

культуры

безопасности

и

защищенности школьников в повседневной жизни и в условиях чрезвычайных

ситуаций. Поэтому приоритетное место в современном образовании школьного

курса «Основы безопасности жизнедеятельности» очевидно.

Литература

1.

Гриценко

В.С.

Безопасность

жизнедеятельности:

Учебное

пособие.

/

Московский

государственный

университет

экономики,

статистики

и

информатики. – М.: 2004. – 244с.

2.

Информационно-методическое

издание

для

преподавателей

«Основы

безопасности жизнедеятельности», 2016 № 1.

3.

Особенности

преподавания

учебного

предмета

«Основы

безопасности

жизнедеятельности» в 2014/2015 учебном году: методические рекомендации

/ А.А. Сафин. – Казань: ИРО РТ, 2014. – 24 с.

4.

Примерные

программы

по

учебным

предметам.

Основы

безопасности

жизнедеятельности. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 40 с. –

(Стандарты второго поколения).



В раздел образования