Автор: Мальцева Татьяна Николаевна
Должность: Учитель–логопед
Учебное заведение: ГКОУ "Красноуфимская школа,реализующая адаптированные образовательные программы"
Населённый пункт: г.Красноуфимск
Наименование материала: Программа логопедической коррекции для обучающихся с нарушением речи
Тема: Программное содержание логопедических занятий
Раздел: среднее образование
программа
по логопедической коррекции для обучающихся с
речевыми нарушениями
г. Красноуфимск
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ (в соответствии с действующим законодательством).
Закона
Свердловской
области
«Об
образовании
в
Свердловской
области»
от
15.07.2013г. № 78 – 03 (в соответствии с действующим законодательством).
Программа
составлена
на
основе
авторской
программы
А.К.
Аксеновой,
С.В.
Комаровой, Э.В. Якубовской вошедшей в сборник программ 1-4 классы, под редакцией И.М.
Бгажноковой, издательства «Просвещение», 2011 год.
Место предмета среди других предметов учебного плана.
Содержание
и
место
предмета
носит
элементарно-практический
характер
и
направлено на овладение первоначальными навыками развития всех компонентов речевой
деятельности, привитие интереса к обучению, выявлению особенностей общего и речевого
развития. Предлагаемая программа направлена на коррекцию нарушенных и недостаточно
развитых
функций,
необходимых
для
успешного
овладения
устной
и
письменной
речи
обучающихся, восполнение пробелов подготовки, к школьному обучению обучающихся с
интеллектуальными нарушениями.
Цель программы:
Формирование
функционального
базиса
навыков
говорения,
способствующего
успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками говорения;
- формировать навык орфографически-правильных слоговых структур;
-развивать умение составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки.
Коррекционно - развивающие:
- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- коррекция слухового и зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
- коррекция общей и мелкой моторики.
Коррекционно - воспитывающие:
- стимулировать учебную мотивацию;
- прививать интерес к обучению;
- формировать положительные нравственные качества и свойства личности.
Характеристика предмета
Развитие
речи
у
данной
категории
обучающихся
осуществляется
на
основе
ознакомления с окружающим. Освоение речи позволяет им активно осваивать окружающий
мир, знакомясь с новыми вещами, будут учиться обобщать, анализировать. При разработке
занятий
предпочтение
отдается
интегрированным
занятиям,
включающим
речь,
музыку,
движение.
В игровой форме обучающиеся осваивают и закрепляют словарь, понятие величины,
формы, цвета, предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, выполняют
артикуляционные упражнения, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.
Обучение ведётся звуковым аналитико – синтетическим методом носит элементарно-
практический характер и проводится в процессе ознакомления с предметами и явлениями
окружающей
действительности.
Программа
логопедических
занятий
имеет
под
собой
методологические и теоретические основания.
В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие
построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма – вера возможности, субъективного, позитивного подхода к обучающимся;
-системности
–
как
целостного,
качественного
своеобразного,
динамично
развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими
сторонами психического развития;
-
реалистичности –
учёта
реальных
возможностей,
единства
диагностики
и
коррекционно-развивающей работы;
-
деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий
вид деятельности, свойственный возрасту;
-
индивидуально-дифференцированного подхода -
изменение содержания, форм и
способов
коррекционно-развивающей
работы
в
зависимости
от
индивидуальных
особенностей обучающегося, целей работы;
-
системного
подхода –
взаимосвязь
коррекционно-развивающих
действий
на
звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении
коррекции и развития, разработанные Л.С.Выготским, П.Я. Гальпериным, Д.Б.Элькониным.
Общие требования к организации занятий:
-направленность
коррекционных
занятий
на
восполнение
пробелов
предшествующего
развития, формирование готовности к овладению учебного материала;
- деятельностный характер занятия;
- широкое применение разнообразных наглядных опор и игровых приемов;
-обязательным элементом каждого занятия является проведение не менее двух динамических
коррекционных пауз (артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики;
профилактическая гимнастика для повышения остроты зрения; самомассаж пальцев и кистей
рук; пальчиковая гимнастика.
Структура занятия:
- мотивационная установка,
- коррекция звукопроизношения,
- развитие фонематического анализа и синтеза,
- лексико-грамматические упражнения,
- развитие связной речи,
- неречевых процессов,
- развитие мелкой моторики,
- рефлексивный анализ.
Место коррекционного курса в учебном плане
На изучение курса «Логопедические занятия» отводится по 2 часа в неделю. Курс
рассчитан на 33 учебные недели – 66 часов. Продолжительность учебных занятий составляет
35 минут.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Раздел
Количество
часов
по разделу
Количество
контрольных
работ
Количество
практических,
творческих
работ
1
Диагностическая работа.
6 ч
-
-
2
Активизация слуховой и
речевой деятельности.
60ч
-
1
Итого:
66ч
1
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-
осознание
себя
как
гражданина
России;
формирование
чувства
гордости
за
свою
Родину, российский народ и историю России;
-
формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда
на
мир
в
его
органичном единстве природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
-
развитие
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях,
о
насущно
необходимом жизнеобеспечении;
-
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся
и
развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-
владение
навыками
коммуникации
и
принятыми
ритуалами
социального
взаимодействия;
-
способность
к
осмыслению
и
дифференциации
картины
мира,
ее
временно
пространственной организации;
-
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный
Минимальный уровень
Достаточный уровень
-различать звуки на слух и в собственном
произношении;
-отвечать
на
вопросы
по
содержанию
прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
-
писать
на
слух
отдельные
буквы,
слоги,
-
читать
по
слогам
отдельные
слова,
соотносить с предметными картинками;
-
слушать
небольшую
сказку,
рассказ
и
с
помощью учителя отвечать на вопросы по
содержанию,
опираясь
на
наглядные
слова,
написание
которых
не
расходится
с
произношением
(после
звуко-слогового
проговаривания).
средства;
-
списывать
с
печатного
текста
отдельные
слоги и слова;
- писать на слух отдельные буквы.
Базовые учебные действия обучающихся:
Формируемые базовые учебные действия у младших школьников, обеспечивают, с одной
стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с
другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий,
которые содействуют дальнейшему становлению обучающегося, как субъекта осознанной,
активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
- осознавать себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-
способность
осмысленно
воспринимать
социальное
окружение,
принимать
соответствующие возрасту ценности и социальные роли;
- положительно относиться к окружающей действительности, воспринимать мир целостно;
-
самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности;
-
понимать
и
принимать
личную
ответственность
за
свои
поступки
на
основе
представлений
об
этических
нормах
и
правилах
поведения
в
современном
обществе;
-
готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе.
Коммуникативные базовые учебные действия:
-
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик
- класс, учитель – класс);
-
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
-
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту;
-
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
-
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать
с
людьми;
-
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников
спорной ситуации.
Регулятивные базовые учебные действия:
-
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
в ы х о д и т ь
и з - з а
п а р т ы ,
о р и е н т и р о в а т ь с я
в
п р о с т р а н с т в е
к л а с с а ;
-
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
-
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
-
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
-
работать с учебными принадлежностями.
Познавательные базовые учебные действия:
-
выделять
существенные,
общие
и
отличительные
свойства
предметов;
-
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
-
делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать
на
наглядном
материале;
-
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
-
работать
с
несложной
по
содержанию
и
структуре
информацией
(понимать
изображение,
текст,
устное
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение,
таблицу, предъявленные на бумажных и электронных носителях).
Технологии и принципы их использования.
1. Личностно-ориентированные:
- принцип деятельностного - творческого подхода;
- принцип индивидуальности развития;
- принцип свободы выбора содержания и способов обучения, принятия самостоятельных
решений.
2. Игровые технологии:
- принцип выполнения игровой задачи;
- принцип подчинения правилам игры;
- принцип добровольного взаимодействия
Мониторинг развития речи
№
п/п
Ф.И.
обучающегося
Критерии
Итог
Формирование
словаря
Связная
речь
Грамматический
строй речи
Звуковая
культура
речи
1.
2.
3.
Грамматический строй речи
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
Материал: предметные картинки: лимон, яблоко, елка и другие.
2. Игра «Как сказать по-другому?»
Содержание диагностического задания
Рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на вопросы:
Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый.)
Яблоко - какое? (Красное, круглое, вкусное.)
Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая.)
Задание: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие
слова
называют
близкими
по
смыслу
или
словами
-
«приятелями».
Придумай
слова
-
«приятели» к следующим словам:
1. Метель (вьюга, буран, пурга).
2. Смешной (забавный, потешный, комичный).
3. Грустный (невеселый, печальный).
4. Торопиться (спешить)
Звуковая культура речи
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1.Дидактическая игра «Определи место звука в слове».
Материал: предметные картинки с изображением мальчика, арбуза, рябины, танка,
абрикоса и др. (или любые другие, но, чтобы один и тот же звук был в начале, в середине и в
конце слова).
2. Дидактическая игра «Подбери слово с заданным звуком»
Содержание диагностического задания
1. Обучающийся рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы в
одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой - со звуком [а] в середине
слова.
- Почему остались лишние картинки? ( должен сказать, что осталась картинка с
изображением рябины, т. к. звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине.)
Задание:
Придумай слово на любой заданный звук, например,: звук [м].
Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова
Условные обозначения:
3 балла - без ошибок справляется с заданием.
2 балла - без ошибок делает задание, но при помощи взрослого.
1 балл - допускает большое количество ошибок
0 баллов –не выполняет задание
Высокий уровень – 10 - 12 баллов;
Средний уровень – 7 - 9 баллов;
Низкий уровень – 4 -6 балла
Учебно-методический комплект:
1.Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников М.:
Айрис-пресс, 2017.
2.Лалаева Р.И., Венедикторова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у
младших школьников. Учебно – методическое пособие. Союз, 2015.
3.Методы
обследования
речи
детей:
пособие
по
диагностике
речевых
нарушений.
/
Г.В.Чиркина. М., 2015.
4.О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда. М., 2016.
Содержание занятий
Тема,
кол-во часов
Цели занятия
Программное содержание
1.Солнечный
дождик
2 ч.
1. Обогащать знания о
природных явлениях осенью
2. Активизировать словарь
3. Развивать чувство ритма
4. Формировать умение слушать
музыкальные произведения до
конца
5. Развивать мелкую моторику
Пальчиковое упр. «Прогулка»
Двигательное упр. «Ноги и дождик»
Пьеса «Дождик»
Игра «Прогулка и дождик»
Игра на колокольчиках «Дождик
сильный и слабый»
2. Тучка
2ч.
1. Обогащать словарь о
природных явлениях осенью
2. Формировать навыки
совмещать речь и движение
3. Развивать мыслительные
операции
4. Активизировать мелкую
моторику
Пальчиковая игра «Дружба»
Стихи «Непослушный дождик»
Ритмо-игра «Капли»
Шумовой оркестр
3.Тучки по
небу гуляют
2ч.
1. Обогащать знания об осенних
явлениях
2. Активизировать словарь
детей (гром, радуга, молния,
тучи)
3. Развивать мимику
4. Формировать чувство ритма
Пальчиковая игра «Дружба»
Двигательные упражнения «Ножки»
«Тучка улыбается и сердится»
Ритмослоги «Капли большие и
маленькие»
Игра «Шаги большие и маленькие»
4. Грибной
дождь
2ч.
1. Обогащать знания об осени
2. Формировать умение
совмещать текст и движение
3. Развивать чувство ритма
4. Формировать умение
соотносить и действия
Двигательные упражнения
«Прогулка в лесу»
Массаж тела
«Грибной дождик»
Упражнение «Лягушата»
Ритмическая игра «Туча»
Игра «Собираем грибы»
5. Под грибком
2ч.
1. Познакомить с
особенностями природных
явлений осенью
2.
2. Развивать мелкую моторику
3.
3. Развивать мыслительные
процессы
4.
4. Воспитывать интерес к
художественной литературе
Слушание «Песни про дождик»
Прыжки под музыку «По лужам»
Ритмическая игр «Дождь частый и
редкий»
Массаж кистей «Грибной дождик»
Упражнение «Грибы большие и
маленькие»
Игра «Грибки и грибы»
Сказка В. Сутеева «Под грибком»
Удары пальчиками тихо – громче по
мере роста грибка
6. Осенние
листья
2ч.
1. Расширить знания об осенних
явлениях в природе
2. Формировать умение
соотносить текст стихов и
движения
3. Активизировать словарь
4. Воспитывать отзывчивость на
художественные произведения
Двигательные упражнения «Кто
повстречался».
Чтение стихов «Тучка»
Рисование тучки руками
Песня о дождике
Массаж ног «Сапожки»
Стих «Падают листья»
Ритмическая игра «Падают листья»
Двигательные упражнения «Опиши
листья»
Упражнение «Грибы большие и
маленькие»
Слушание музыки и сбор листьев
под музыку
«Осенняя песенка» Александровой
Пальчиковая игра «Осенний букет»
Танец с листьями
7. Осень в лесу
2ч.
1 Формировать навык отчетливо
произносить
2. Развивать умение соотносить
музыку и движение
3. Активизировать мышление
детей ритмосхемами
4. Развитие чувства ритма
Разучивание стихотворения «Осень»
Двигательные упражнения
Звуковая дорожка «Листья
облетают»
Динамическая пауза «Ветер дует
нам в лицо»
Чтение ритмо-схемы «Листья
облетают быстро – медленно»
Шумовой оркестр «Листья дрожат»,
«Листья опадают»
Упражнение «Собери листья»
Пальчиковая игра «Осенний букет»
Танец с листочками
8. Осенний
огород
2ч.
1. Расширить представление
детей об овощах
2. Формировать умение
изображать овощи
3. Развивать чувство ритма
4. Развивать мелкую моторику
рук
5. Активизировать мимику
детей
Слушание русской народной потеши
«Ладушки»
Ритмическая игра «Дождик веселей»
Комплекс общеразвивающих
упражнений «Овощи»
Упражнение «Помидоры большие и
маленькие», «Морковки большие и
маленькие»
Пальчиковая игра «Зайцы»
Динамическая пауза «Был у зайки
огород»
Подвижная игра «Огород»
Упражнение «Едем-едем мы домой»