Напоминание

Мир цифр вокруг нас


Автор: Иманова Виктория Владиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №45 "Искорка"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: проект
Тема: Мир цифр вокруг нас
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска Детский сад № 45 «Искорка»
Проект «Мир цифр вокруг нас»
Руководитель проекта: Иманова Виктория Владиславовна

Аннотация
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения, по моему мнению, состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей и решении каких-либо задач. Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка. С введением ФГОС ДО, мы должны использовать проектную деятельность, как один из способов формирования познавательного интереса у дошкольников. Поэтому необходимость использования метода проектов делает эту проблему в настоящее время актуальной.
Актуальность
- показать значимость математики в жизни человека. С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию о цифрах и фигурах. У дошкольников недостаточно сформировано умение соотносить реальное количество предметов с цифрой. Я считаю, что проект позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в НОД. Данный проект направлен на привитие интереса к математике, так как она является «Царицей наук». 2

Паспорт проекта
Название проекта «Мир цифр вокруг нас» Вид проекта Исследовательско-творческий Основные разработчики проекта Иманова Виктория Владиславовна-воспитатель Цель проекта Повышения у детей интереса к математике посредством исследовательской деятельности по изучению цифр, во взаимосвязи с окружающим миром, с предметами ближайшего окружения. Задачи проекта Развить познавательный интерес у детей по изучению математики. Формирование поисковой деятельности по изучению математики. Ненавязчивое вовлечение родителей воспитанников в работу по проекту. Выявление одаренных детей. С р о к и и э т а п ы реализации проекта Среднесрочный (сентябрь 2016-ноябрь 2016г.) Iэтап: подготовительный (сентябрь) IIэтап: основной (октябрь) IIIэтап: заключительный (ноябрь) Исполнители Воспитанники групп общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет, родители воспитанников, воспитатели групп О ж и д а е м ы е и конечные результаты проекта - знания и представления детей о цифрах и геометрических фигурах обобщатся и упорядочатся; - дети станут более активными, самостоятельными, творческими; - р од и т е л и п р о я в я т и н т е р е с к воспитательно- образовательному процессу. 3

План работы

Содержание работы

воспитателя

(педагога)

Содержание

работы с детьми

Взаимодействие

с родителями

1

этап
Изучение соответствующей методической литературы, ознакомление в сети и н т е р н е т с документацией и новых поправках по ФГОС. О ф о р м л е н и е и подготовка дидактического материала. Организация дружественной, т в о р ч е с к о й и увлекательной атмосферы. Создание среды. Обобщение знаний и п р е с т а в л е н и й п о математике (Количество и счет). Выявление реального уровня развития по данной области Знакомство р о д и т е л е й с требованиями ФГОС н а г р у п п о в о м родительском собрании. Мотивирование р о д и т е л е й к совместной работе и д е я т е л ь н о с т и с детьми. Знакомство родителей с нормами развития ребёнка по м а т е м а т и к е в возрасте 4-5 лет.
2

этап
Вовлечение детей в и г р у . Р а з в и т и е т в о р ч е с к и х и познавательных способностей у детей. Создание интерактивной игры по развитию математических способностей у детей. Обучение счету в о время игр. И г р ы п о формированию математических п р ед с т а вл е н и й п о блоку «Количество и счет» Изучение небольших четверостиший про цифры. Создание альбома с о в м е с т н о с родителями на тему «Мир цифр вокруг нас». Конкурс рисунков и поделок «Ве селая математика »
3

этап
Закрепление изученного материала. Создание фотоальбомов и презентаций. Публикация материалов в блоге. Проведение итогового з а н я т и я п о математике. Раздача памяток и р е ко м е н д а ц и й п о ФЭМП у детей 3-4 лет. 4

Конечный результат
В результате работы над проектом «Мир цифр вокруг нас» с воспитанниками групп среднего дошкольного возраста, ребята упорядочили и обобщили свои знания и представления о цифрах, стали более самостоятельными, активными и творческими. Познакомились с цифрами (от 1 до 5) во взаимосвязи с окружающим нас миром, со стихами, сказками, в которых присутствуют числа. Продолжена работа, начатая в младшей группе. Дети закрепляют понятия «один», «много», упражняются в сравнении групп предметов. Родители, как главные партнеры ДОУ, проявили интерес и творческую активность к воспитательно-образовательному процессу. Для них были разработаны памятки и рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет. Планируется выставка рисунков «Веселая математика». Работая в группе, дети сотрудничали не только с родителями и педагогом, но и со сверстниками, тем самым они обучали друг- друга, находя свои методы и приемы объяснения материала. Была создана картотека дидактических игр и ситуаций по математике. Составляется интерактивная игра «Соотнеси» в среде Power Point» Совместно с родителями и детьми оформляется фотоальбом «Мир цифр вокруг нас». 5

Используемая литература:
1. ФГОС ДО. 2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб., 2014. 3. Колесникова Е.В. «Математика для детей 3-4 лет. Методическое пособие к рабочей тетради», 2015г. 6

Приложение 1
Дидактические игры в обучении детей элементарным математическим п р е д с т а в л е н и я м в с р е д н е й г р у п п е .
«Что

изменилось»
может быть проведена с несколькими задачами. Дети образуют круг. Внутри круга стоят несколько детей. По знаку воспитателя один уходит, затем, войдя, он должен определить, какие изменения произошли внутри круга. В этом варианте отгадывающий ребенок должен подсчитать, сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось, и, сопоставив эти два ч и с л а , о п р е д е л и т ь , с к о л ь к о д е т е й у ш л о и з к р у г а . Затем при повторении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. А для этого требуется удержать в памяти имена всех стоящих в кругу д е т е й и , п о с м о т р е в н а о с т а в ш и х с я , у с т а н о в и т ь , ко г о н е т. Дальнейшее усложнение может быть таким: число детей в кругу остается то же (в пределах пяти), но изменяется их состав. Отгадывающий должен сказать, кто из детей ушел и кто встал на его место. Этот вариант требует от детей больше в н и м а н и я и н а б л ю д а т е л ь н о с т и . Усложнение этой игры может пойти и по линии изменения порядка расстановки играющих. В этом случае нужно будет вспомнить, как дети стояли, и отгадать, какие изменения произошли. Это задание требует развития зрительной памяти. Можно менять позу детей. Игра будет проходить более эмоционально.
«Магазин».
Ребенок в «кассе» получает «чек» — карточку с нарисованными кружочками, пересчитывает кружочки и идет к «продавцу», которому говорит: «У меня четыре кружочка, я могу купить четыре игрушки»,— и, выбрав игрушки, р а с п л а ч и в а е т с я з а н и х к а р т о ч к о й . В игре
«Будем считать»
дети, наряду с закреплением счета, учатся соотносить число кружков с предметами. Играющие получают по три карты с различными ч и с л о в ы м и и з о б р а ж е н и я м и и к л а д у т и х р я д о м н а с т о л . На каждой карте одинаковое число кружков, но они по-разному расположены. Если играющие подберут именно такое расположение кружков, как у ведущего, то получают маленькую «закрывашку» и кладут ее на свою большую карту. Игра продолжается до тех пор, пока у ведущего не останется ни одной карточки.
«Кто

скорее

соберет»
способствует закреплению знаний предметов в в о з р а с т а ю щ е м и л и у б ы в а ю щ е м п о р я д к е .
«Какая игрушка спрятана?».
Игрушки разного размера и формы стоят на столе на одной линии. Дети смотрят на игрушки, пересчитывают их, запоминают. Один из играющих выходит из комнаты, а в его отсутствие дети прячут какую-нибудь игрушку. Вернувшийся в комнату ребенок должен вспомнить, какой по счету (а з а т е м и п о р а з м е р у ) и г р у ш к и н а с т о л е н е с т а л о . Настолько - печатные игры помогают детям усвоить понятие «сколько». В игре
«Кому сколько?»
ведущий раздает карточки с нарисованными мальчиками и девочками и их одеждой, а на стол кладет карточку с двумя девочками и спрашивает: «Сколько им надо шапочек?» Дети отвечают: «Две». Тогда ребенок, у которого на руках картинка с двумя шапочками, кладет ее рядом с карточкой, где н а р и с о в а н ы д в е д е в о ч к и , и т . д . 7
В
присчитывании

и

отсчитывании
дети упражняются в играх с мелкими игрушками. Игра состоит в том, что ребенок, получив карточку с нарисованными кружочками и сосчитав их, отсчитывает себе столько игрушек, сколько кружочков на карте. Затем карты смешиваются и снова раздаются. Дети пересчитывают на своих картах кружочки и, если их больше, чем отобрано игрушек по первой карте, решают, сколько еще надо прибавить игрушек или отнять, если кружочков меньше. Игрушек на столе должно быть много. А кружочков на маленьких карточках пять (1, 2, 3, 4, 5). Это число кружочков в карточках может несколько р а з п о в т о р я т ь с я . Например, игра
«Кто скажет правильно».
Дидактическая задача: закрепить ориентировку в пространственных отношениях между предметами и определить е е с л о в а м и н а п р а в о , н а л е в о , п о с е р е д и н е , н а п р о т и в . В этой игре дети усваивают пространственные ориентировки в движении. Например, разделившись на три группы (одна группа — Лисички, другая — Зайцы, а третья — Белочки), садятся на стульчики. В кругу стульчиков ребенок, изображающий Мишку. Воспитатель, создав эмоциональную обстановку игры, говорит: «Однажды Мишка позвал к себе в гости зверят. Вот пришли к Мишке Лисички (идут), а вот Зайки и Белочки побежали к нему в гости». Дети встают со стульчиков и бегут к Мишке. А Мишутка как зарычит: «Что за беспорядок!» Испугались зверята и побежали обратно. А Мишка ласково говорит: «Зайки, становитесь от меня с правой стороны, Лисички — с левой, а Белочки -впереди». Когда все встанут, каждая группа громко повторят где они стоят по отношению к Мишке. Затем дети меняются местами и громко повторяют, где они стоят. Эту игру можно провести и за столами, зверями будут игрушки, а дети их передвигают и н а з ы в а ю т н а п р а в л е н и е . В дидактической игре
«Что

изменилось»
дети тоже, незаметно, играя, закрепляют знания о пространственных ориентировках. Воспитатель вместе с детьми оборудует комнату куклы предметами обстановки, которые дети хорошо знают (комната может быть организована на столе — стол, стул, кровать, шкаф, цветок и т. д.). Все дети сидят перед этой комнатой. Когда они внимательно посмотрят, где стоят все предметы, один из детей выходит за дверь. В это время дети вместе решают и делают перестановку. Вошедший должен узнать и сказать, что изменилось в комнате (например, стул стоял около кровати, а сейчас его поставили справа от стола). По мере усвоения пространственных ориентировок, овладения правилами игры задачу можно усложнить, т. е. сделать две пере становки и добиваться от детей более четкого о п р еде л е н и я пространственного расположения предмета (как он стоял и как его переставили). Пространственные ориентировки дети могут закреплять и в
игре «Куда пойдешь

и что найдешь»
.
Дидактическое пособие «Мы познаем мир»
Цель:Закреплять количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»; закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади. 8
Ход игры: Дети с воспитателем рассматривают фотографию и отвечают на вопросы: «Сколько ребят изображено на фотографии?», «На котором месте ты видишь Максима?», «Посчитай по порядку всех ребят».
Дидактическое пособие «Теремок».
Цель: Закреплять количественный и порядковый счет в пределах 5. Ход игры: Ребенок по картинкам пособия рассказывает сказку «Теремок». Затем отвечает на вопросы: «Сколько зверей жило в теремке?»; «Кто первым пришел к теремку?»; «А кто третьим?» и т.д. 9

Приложение 2
Папки-передвижки для родителей Дидактические игры по математике для средней группы
"Раз, два, три - ищи!"
Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях. Материал: Одноцветные пирамидки (желтые и зеленые), с количеством колец не менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета. Содержание: Дети усаживаются на стульчики полукругом. Во спитатель раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. "Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и о т п р а в и т ь с я н а п о и с к и д р у г и х к о л е ч е к т а к о й ж е в е л и ч и н ы . Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три-ищи!" Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.
"Лото"
Цель: освоение умений выделять различные формы. Материал: карточки с изображением геометрических фигур. Содержание: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры. 10

"Помоги цыплятам"
Цель: учить детей умению устанавливать соответствие между множествами. Содержание: Зайчики ели вкусные морковки и увидели на озере утят. Воспитатель выясняет с детьми: «Кто плавает по озеру? ( Утка с утятами). Сколько уточек? Кто стоит на берегу? (Курочка с цыплятами). Курочка с цыплятами хочет перейти на другой берег, но не умеют плавать. Как им помочь? (Просят утят перевести цыплят)». Выясняют, смогут ли утята выполнить просьбу цыплят. Считают количество тех и других. В. читает стихотворение Д. Хармса: " Р е ч к у п е р е п л ы л и р о в н о в п о л м и н у т к и : Ц ы п л е н о к н а у т е н к е , ц ы п л е н о к н а у т е н к е , Цыпленок на утенке, а курица на утке!"
" У кого хвост длиннее?"
Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий. Содержание: Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т.д.
"Кто скорее свернет ленту"
Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий". Содержание. Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает, как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту". Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному ж них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты "короткая", «длинная» и обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно". 11

Дидактическая игра «Что тебе дать?».

Цель:
Закреплять знание геометрических фигур.
Материал:
2 карты с нарисованными на них контурами геометрических фигур (по четыре фигуры на карте); вырезанные из плотного картона геометрические фигуры:
Описание:
Ребёнок получает одну карту с нарисованными фигурами. Взрослый интересуется у ребёнка названиями всех фигур. Ребёнок называет геометрические фигуры, нарисованные на своей карте. Игра начинается. Водящий спрашивает: «Что тебе дать?» Ребёнок называет одну из фигур, изображённую на своей карте и получает от водящего эту фигуру, закрывает её контур. Игра продолжается до закрывания всех фигур на карте. Далее выдаётся вторая карта, с нарисованным набором других фигур и игра повторяется.
Варианты 1).
Если в семье не один ребёнок, или пришли гости, можно сделать 2-3 комплекта материала (увеличить количество игровых карт с нарисованными на них фигурами и вырезанными геометрическими фигурами).
2).
Несколько комплектов карт и геометрических фигур различных цветов. Хорошо использовать оттенки розового, фиолетового, голубого, оранжевого.
Дидактическая игра «Сосчитай и назови».

Цель:
Учить пересчитывать количество игрушек и называть итог.
Описание:
Взрослый берёт шесть любых мелких игрушек (это могут быть киндер- сюрпризы) и расставляет их в линию. Задача ребёнка – пересчитать игрушки, показывая на каждую, и называя число и на вопрос взрослого «Сколько всего игрушек?» назвать последнее названное им число. Количество игрушек меняется. Взрослый следит за правильностью пересчёта.
Варианты 1).
Когда ребёнок легко будет пересчитывать игрушки, поставленные в ряд, взрослый расставляет игрушки произвольно (кучкой, по кругу, в две линии ..).
2).
Когда ребёнок будет справляться с вариантом №1, число игрушек постепенно доходит до 10.
Дидактическая игра «Найди цифру».

Цель:
Закреплять знание цифр от 1 до 5.
Материал:
карточки с цифрами от 1 до 5.
Описание:
Предложить ребёнку карточки с цифрами (12345), а затем давать задания по типу: - найди цифру 5; - найди цифру 3 и т. д. Ребёнок показывает нужную цифру.
Вариант:
Ребёнку даются различные задания: разложи цифры по порядку (т. е. от 1 до 5); разложи цифры в обратном порядке (т. е. от 5 до 1); отсчитай столько игрушек, сколько обозначает цифра: сколько отсчитал игрушек? (5) почему отсчитал 5 игрушек? (потому что цифра 5). 12

Приложение 3

Учим математику дома (рекомендации для родителей)
Учиться можно только весело» Французский романист Анатоль Франс. Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Знания его будут п р о ч н е е , е с л и в ы б у д е т е и х з а к р е п л я т ь и д о м а . С т о и т д о ш к о л ы н а у ч и т ь р е б е н к а р а з л и ч а т ь : -пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т . д . ) ; узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); - в е л и ч и н у п р е д м е т о в ; - п о н я т и я " б о л ь ш е " , " м е н ь ш е " , " ч а с т ь " , " ц е л о е " . Формы обучения элементарным математическим представлениям - игра. "Наоборот" (толстый - тонкий, высокий - низкий, широкий-узкий). «Пришли гости» (определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов приемом наложения). Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же предмет дважды. "Назови соседей" (взрослый называет число, а ребенок - его соседей). Например, взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три». "Подели предмет" (торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части. Составление задач целесообразно ограничить сложением, вычитанием в одно действие. Пусть ребенок сам примет у в составлении задачи. Важно научить его ставить вопрос к задаче, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условий данной задачи. "Найди пару" (перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку. 13
" К а к о е ч и с л о п р о п у щ е н о ? " Н а з ы в а е т с я п р о п у щ е н н о е ч и с л о . Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше? «Сколько вокруг машин?» Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д. «Мячи и пуговицы». Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия. «Далеко ли это?» Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту. «Сложи квадрат». Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту. «Угадай, сколько в какой руке». В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке. «Счет на кухне». Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Р а з н о о б р а з и т ь з а д а н и я м о ж н о д о б е с к о н е ч н о с т и . Все это хорошо подготовит ребенка к учебе в 1-м классе школы и сделает ее интересной и познавательной шагов. 14

Приложение 4

Итоговое мероприятие, викторина «Умники и Умницы».

Цель:
Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве 2х групп предметов на основе счета. Продолжать учить сравнивать предметы по 2м признакам величины ( длине, ширине , обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями, н-р: длинная и широкая- большая дорожка, короткая и узкая- маленькая дорожка. Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг). Демонстрационный материал: машинки( 5 шт.), куклы (5 шт.), 4 корзины, 2 набора фигур- с шарами, 2 набора – с кубами , количество шаров и кубов равно количеству детей. Раздаточный материал: круги по 5 шт., квадраты по 5 шт., « ледяные дорожки» из картона разной длины и ширины ( по 2 шт.) ,» снежные комочки» разного размера ( по 2 шт.) Ход занятия. Дети делятся на 2 команды: команду мальчиков и команду девочек.
1часть.
Воспитатель предлагает Умникам отсчитать 5 машин и поставить их на стол, а Умницам- 4 куклы и расположить их рядом (друг за другом). Затем выясняет, что надо сделать, чтобы узнать, сколько на столе машин и кукол. Дети по очереди пересчитывают игрушки и уточняют их количество. Воспитатель предлагает расположить игрушки так, чтобы было видно поровну кукол и машин или нет. Дети обсуждают знакомые способы сравнения (наложение и приложение). Ребенок из одной команды располагает игрушки выбранным способом: сажает кукол в машины или рядом с машинами. Воспитатель уточняет:» 5 машин и 4 куклы – сравните, что больше.(5 машин больше, чем 4 куклы). 4 куклы и 5 машин-сравните, что меньше.(4 куклы меньше, чем 5 машин). Как сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну». Дети обсуждают 2 способа уравнивания предметов: путем добавления или убавления одного предмета. Вызванный ребенок из другой команды уравнивает предметы одним из способов. «По сколько стало кукол и машин?»- выясняет воспитатель. Затем восстанавливает неравенство и просит ребенка равенство другим способом. Воспитатель уточняет образование чисел 4 и 5.
2

часть.
Аналогичная работа проводится с раздаточным материалом (круги и квадраты). Воспитатель обсуждает с детьми способы уравнивания кругов и квадратов. Обе команды уравнивают предметы одним из способов.
3 часть
. Игровое упражнение « Разложи фигуры». На полу стоят 4 корзины, рядом лежат наборы шаров и кубов. Каждая из команд отбирает шары и кубы из своих наборов и раскладывает в корзины: в одну - шары, в другую - кубы. Воспитатель уточняет названия фигур.
4 часть.
У каждого ребенка по 2 «ледяные дорожки» и по 2 «снежных комочка». Воспитатель предлагает сравнить «ледяные дорожки» знакомыми способами по длине и ширине: «Что можно сказать о длине дорожек? Покажите длинную дорожку. 15
Покажите короткую дорожку. Что можно сказать о ширине дорожек? Покажите широкую дорожку. Покажите узкую дорожку. Как можно назвать, одним словом длинную и широкую дорожку? (Большая дорожка). А короткую и узкую?» (Маленькая дорожка). Воспитатель предлагает Умникам найти большую дорожку и прокатить по ней большой» снежный комок», а Умницам показать маленькую д о р о ж к у и п р о к а т и т ь п о н е й м а л е н ь к и й « с н е ж н ы й к о м о ч е к » . В конце встречи воспитатель хвалит обе команды за старание, умение дружно работать в команде. Обе команды получают призы. 16

Приложение 5

Диагностическая карта по методике В.П.Новиковой
Эта карта предназначена для выявления знаний детей пятого года жизни по разделу «Формирование элементарных математических представлений».
Методика №1.Выявление навыков счета
. Инструкция к проведению. Педагог спрашивает ребенка ,умеет ли он считать. Если умеет, предлагает ему это сделать.
Методика №2. Выявление знаний цифр.
Материал: Набор цифр до 5 в произвольном порядке. Инструкция к проведению. Сначала педагог предлагает детям назвать те цифры, какие они знают, затем разложить их по порядку.
Методика

№3.Выявление

умения

соотносить

количество

предметов

с

цифрой
. Материал: набор цифр. 2 группы игрушек. Инструкция к проведению. Педагог предлагает сначала отсчитать 5 елочек, а потом 4 грибочка и обозначить и эти количества цифрами.
Методика №4.

Выявление умений отсчитывать количество на один больше

или на один меньше.
Материал: 6 грибков, 6 матрешек. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отсчитать матрешек на 1 больше, чем 3 грибка; на 1 меньше, чем 4 грибка.
Методика

№5.Выявление

умений

сравнивать

две

группы

предметов,

по-

разному расположенные.
Материал: 3 большие чашки на большом расстоянии друг от друга, под ними в ряд 3 маленькие чашки, близко стоящие друг к другу. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, каких чашек больше (меньше) или, может, поровну
Методика №6. Выявление знаний порядковых чисел.
Материал: на столе зайчик, елка, матрешка, мячик, гриб. Инструкция к проведению. Педагог предлагает детям сказать, сколько игрушек в ряду, какая по счету матрешка.
Методика №7.Выявление умений раскладывать предметы по увеличению

или уменьшению длины.
Материал: 5 полосок разной длины и цвета. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку разложить полоски по порядку от самой длинной до самой короткой, а затем сказать, какие они по длине.
Методика №8. Выявление знаний о геометрических фигурах.
17
Материал: по 3 круга, прямоугольника, треугольника, квадрата разной величины и цвета. Инструкция к проведению. Педагог предлагает отложить круги, треугольники, квадраты, прямоугольники и назвать все группы фигур.
Методика №9. Выявление умения ориентироваться в пространстве.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, что слева от него, что справа, что впереди.
Методика №10. Выявление умений ориентироваться во времени, называть

части суток.
М а т е р и а л : к а р т и н к и , н а ко т о р ы х и з о б р а ж е н ы ч а с т и с у т о к . Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку разложить картинки по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило ( утро, вечер, день, ночь). Какое сейчас время суток?
Оценка результатов.
1 балл - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы; 0,5 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога; 0 баллов – ребенок не справляется с заданием. 18


В раздел образования