Авторы: Кирпичникова Марина Витальевна, Белякова Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель, учитель–логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ структурное подразделение детский сад "Петушок"
Населённый пункт: п. Сургут Самарская область Сергиевский район
Наименование материала: Проект
Тема: "Страна грамотной красивой речи"
Раздел: дошкольное образование
Проект « В стране грамотной красивой речи»
Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова… но и
бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей,
чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает
легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить
в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный
педагог – родное слово.
К. Д. Ушинский.
Актуальность темы:
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в
дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном
воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет
необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано
с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в
целом.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и
педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического
развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим
средством человеческого общения, познания действительности, язык служит
основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от
поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и
обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы
успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного
языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической,
грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном
детстве является необходимым условием решения задач умственного,
эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный
период развития.
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи,
обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя
речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного
детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение
содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из
перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать
параллельно и своевременно.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической
речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в
использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но
неприемлемых в построении монолога, который строился по законам
литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит
ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое
высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений,
разделенных по функционально-смысловому типу на описание,
повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие
умений содержательно и логично строить высказывание является одной из
главных задач речевого воспитания дошкольника.
Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью,
которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно,
грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В
то же время речь детей должна быть живой, непосредственной,
выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи —
это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка,
его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой,
логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание,
можно судить об уровне его речевого
развития.
Вид проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Цель: способствовать развитию связной речи детей посредством обогащения,
активизации и уточнения словаря детей.
Задачи:
обогащать словарь детей тематическими группами слов на основе
расширения представлений об окружающей действительности;
закреплять представления об обобщающих понятиях;
способствовать активизации словаря дошкольников.
учить быстро, включаться в диалог;
развивать оперативную память;
Развивать содержательность и логичность речи;
Формировать точность, ясность речи;
Совершенствовать интонационную выразительность речи детей.
Ожидаемый результат:
Участие
в
проекте
будет
способствовать
совершенствованию
связной
речи , активизации и обогащению словаря детей.
Подготовительном этап:
Был разработан план проекта, определилась его цель и основные задачи.
Были определены участники проекта.
Подобрали и изучили методическую, научную и художественную литературу по
теме проекта.
Провели родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в
проектную деятельность;
Подобрали и систематизировали игры и игровые упражнения;
Организовали развивающую среду в группе: подобрали игровой,
иллюстративный материал, художественную литературу, оформили речевой
уголок.
Составляющей речевой развивающей среды в ДОУ является речь педагога,
которая должна отличаться следующими качествами:
- правильность (соответствие речи языковым нормам),
- точность (соответствие смыслового содержания речи и информации,
которая лежит в ее основе),
- логичность (смысловые связи компонентов речи и отношений между
частями и компонентами мысли),
- чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку),
- выразительность (особенность речи, захватывающая внимание и создающая
атмосферу эмоционального сопереживания),
- богатство (умение использовать все языковые единицы с целью
оптимального вражения информации),
- уместность (употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и
условиям общения).
Основной этап:
Реализация
самого
проекта,
в
рамках
которого
велась
работа
по
3-м
направлениям: педагоги и дети, дети и родители, педагоги и родители.
интегрированные занятия в рамках НОД
дидактические игры и упражнения.
Настольно-развивающие игры
прогулки
режимные моменты
консультации для родителей, оформление папок-передвижек.
подвижные игры
чтение художественной литературы (сказки, рассказы, загадки и т.п.)
игры малой подвижности с использованием речи.
Составление рассказов при помощи мнемотаблиц
Составление рассказов с опорой на иллюстрацию.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Изготовление масок и театрализация сказок
Пальчиковые игры
Мероприятия по реализации проекта:
Досуг «Умники и умницы»
Заключительный этап.
Критерии отслеживания результативности:
пользуются
умеренным
темпом
речи,
интонационными
средствами выразительности.
Развита до уровня старшей группы
связная, грамматически
правильная диалогическая и монологическая речь;
Результатом проекта является:
-картотека наблюдений на прогулке с заданиями по обогащению и
активизации словаря детей;
- картотека дидактических игр, упражнений, пальчиковых игр.
- конспекты занятий;
- словарная работа по лексическим темам.
- Подбор однородных прилагательных к существительному.
-существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- прилагательных относительно названия фруктов, овощей,
деревьев (яблочный, морковный, дубовый);
- глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подливать, кроить,
перекраивать, выкраивать и т. д.);
- сложных слов (хлебороб, садовод, листопад);
- употребление слов с эмоционально-оттеночным значением;
- образование существительных от глаголов;
2. объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер,
золотые листья.
3. Подбор слов-антонимов (большой и маленький)
4. Усвоение простых случаев переносного значения слов.
5. Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку
их поступков, оттенки значений.
.
2. Образование сравнительной степени прилагательных.
3. Усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга злится,
ветер бушует, воет, лес уснул).
4. Многозначность слов: снег идет, человек идет, поезд идет, часы идут.
5. Образование сложных слов (снегопад, родственных (снег, снеговик,
снежинка, снежок).
6. Подбор однородных определений; усвоение слов с противоположным
значением
7. Образование прилагательного типа: одно-двух-этажный, многоэтажный.
3. Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже,
грязнее, светлее, чище).
3. Заключительный этап.
- анализ результатов проекта.
Результатом проекта является:
-картотека наблюдений на прогулке с заданиями по обогащению и
активизации словаря детей;
- картотека игр и загадок многозначных слов;
- конспекты занятий;
- словарная работа по лексическим темам.
Заключение.
Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия
ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности.
Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и
явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает
действительность - разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую,
различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок
получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые
выводы.
Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с
опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в
игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы
словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался,
необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их
наименованиями.
Публикации по теме: