Напоминание

"Страна грамотной красивой речи"


Авторы: Кирпичникова Марина Витальевна, Белякова Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель, учитель–логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ структурное подразделение детский сад "Петушок"
Населённый пункт: п. Сургут Самарская область Сергиевский район
Наименование материала: Проект
Тема: "Страна грамотной красивой речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект « В стране грамотной красивой речи»

Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова… но и

бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей,

чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает

легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить

в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный

педагог – родное слово.

К. Д. Ушинский.

Актуальность темы:

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в

дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном

воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет

необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано

с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в

целом.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и

педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического

развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим

средством человеческого общения, познания действительности, язык служит

основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от

поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и

обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы

успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного

языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической,

грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном

детстве является необходимым условием решения задач умственного,

эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный

период развития.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи,

обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя

речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного

детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение

содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из

перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать

параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической

речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в

использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но

неприемлемых в построении монолога, который строился по законам

литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит

ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое

высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений,

разделенных по функционально-смысловому типу на описание,

повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие

умений содержательно и логично строить высказывание является одной из

главных задач речевого воспитания дошкольника.

Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью,

которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно,

грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В

то же время речь детей должна быть живой, непосредственной,

выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи —

это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка,

его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой,

логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание,

можно судить об уровне его речевого

развития.

Вид проекта : долгосрочный.

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Цель: способствовать развитию связной речи детей посредством обогащения,

активизации и уточнения словаря детей.

Задачи:

обогащать словарь детей тематическими группами слов на основе

расширения представлений об окружающей действительности;

закреплять представления об обобщающих понятиях;

способствовать активизации словаря дошкольников.

учить быстро, включаться в диалог;

развивать оперативную память;

Развивать содержательность и логичность речи;

Формировать точность, ясность речи;

Совершенствовать интонационную выразительность речи детей.

Ожидаемый результат:

Участие

в

проекте

будет

способствовать

совершенствованию

связной

речи , активизации и обогащению словаря детей.

Подготовительном этап:

Был разработан план проекта, определилась его цель и основные задачи.

Были определены участники проекта.

Подобрали и изучили методическую, научную и художественную литературу по

теме проекта.

Провели родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в

проектную деятельность;

Подобрали и систематизировали игры и игровые упражнения;

Организовали развивающую среду в группе: подобрали игровой,

иллюстративный материал, художественную литературу, оформили речевой

уголок.

Составляющей речевой развивающей среды в ДОУ является речь педагога,

которая должна отличаться следующими качествами:

- правильность (соответствие речи языковым нормам),

- точность (соответствие смыслового содержания речи и информации,

которая лежит в ее основе),

- логичность (смысловые связи компонентов речи и отношений между

частями и компонентами мысли),

- чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку),

- выразительность (особенность речи, захватывающая внимание и создающая

атмосферу эмоционального сопереживания),

- богатство (умение использовать все языковые единицы с целью

оптимального вражения информации),

- уместность (употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и

условиям общения).

Основной этап:

Реализация

самого

проекта,

в

рамках

которого

велась

работа

по

3-м

направлениям: педагоги и дети, дети и родители, педагоги и родители.

интегрированные занятия в рамках НОД

дидактические игры и упражнения.

Настольно-развивающие игры

прогулки

режимные моменты

консультации для родителей, оформление папок-передвижек.

подвижные игры

чтение художественной литературы (сказки, рассказы, загадки и т.п.)

игры малой подвижности с использованием речи.

Составление рассказов при помощи мнемотаблиц

Составление рассказов с опорой на иллюстрацию.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Изготовление масок и театрализация сказок

Пальчиковые игры

Мероприятия по реализации проекта:

Досуг «Умники и умницы»

Заключительный этап.

Критерии отслеживания результативности:

пользуются

умеренным

темпом

речи,

интонационными

средствами выразительности.

Развита до уровня старшей группы

связная, грамматически

правильная диалогическая и монологическая речь;

Результатом проекта является:

-картотека наблюдений на прогулке с заданиями по обогащению и

активизации словаря детей;

- картотека дидактических игр, упражнений, пальчиковых игр.

- конспекты занятий;

- словарная работа по лексическим темам.

- Подбор однородных прилагательных к существительному.

-существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- прилагательных относительно названия фруктов, овощей,

деревьев (яблочный, морковный, дубовый);

- глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подливать, кроить,

перекраивать, выкраивать и т. д.);

- сложных слов (хлебороб, садовод, листопад);

- употребление слов с эмоционально-оттеночным значением;

- образование существительных от глаголов;

2. объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер,

золотые листья.

3. Подбор слов-антонимов (большой и маленький)

4. Усвоение простых случаев переносного значения слов.

5. Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку

их поступков, оттенки значений.

.

2. Образование сравнительной степени прилагательных.

3. Усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга злится,

ветер бушует, воет, лес уснул).

4. Многозначность слов: снег идет, человек идет, поезд идет, часы идут.

5. Образование сложных слов (снегопад, родственных (снег, снеговик,

снежинка, снежок).

6. Подбор однородных определений; усвоение слов с противоположным

значением

7. Образование прилагательного типа: одно-двух-этажный, многоэтажный.

3. Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже,

грязнее, светлее, чище).

3. Заключительный этап.

- анализ результатов проекта.

Результатом проекта является:

-картотека наблюдений на прогулке с заданиями по обогащению и

активизации словаря детей;

- картотека игр и загадок многозначных слов;

- конспекты занятий;

- словарная работа по лексическим темам.

Заключение.

Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия

ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности.

Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и

явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает

действительность - разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую,

различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок

получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые

выводы.

Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с

опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в

игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы

словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался,

необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их

наименованиями.

Публикации по теме:



В раздел образования