Автор: Зарапина Анна Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №61 "Тропинка"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Исследовательский проект: "Путешествие в прошлое"
Раздел: дошкольное образование
Исследовательский проект: «Путешествие в прошлое»
Зарапина Анна Константиновна-
Воспитатель
МБДОУ Д/с № 61 «Тропинка» г. Якутск
Цель: Активизировать мышление детей в процессе разрешения специально создаваемых
проблемных ситуаций во временных отношениях.
Задачи:
1.
Учить
разрабатывать
гипотезы,
развивать
их
стремление
к
самостоятельному
получению знаний опытным путем,
2.
Уметь синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении практических и
познавательных задач
3.
Развивать
аналитическое
мышление
(поисковая
деятельность
в
ходе
решения
проблемы.
4.
Расширять знания о свойствах жилья.
5.
Активизировать речь
6.
Развивать коммуникативные навыки при общей работе.
Материал: Бумажная карта – панно «Дорога времени» с изображением
условных остановок: «Древность», «Старина», «Современность», где изображены люди
данного времени, жилье
Природный, бросовый материал для построек и опытов
1. этап
Формулировка проблемы:
Как менялось жилье человека в разные периоды времени?
2. этап.
Введение в проблему.
Занятие
Воспитатель
приносит
в
группу
бумажную
карту
–
панно
«Дорога
времени»
с
изображением условных остановок: «Древность»,
«Старина», «Современность»,
где
изображены люди данного времени и предлагает детям отправится в путешествие по
«Дороге времени», представить жизнь человека в древности не имеющего дома.
Что с ним могло произойти? (ответы детей)
Как человек мог выжить в таких трудных условиях? (ответы детей)
Что мог придумать человек для безопасности своей жизни?
Дети высказывают свое мнение.
Воспитатель дает характеристику каждой остановке на карте.
3 этап.
Решение проблемы.
Тема: Жилище человека в древности
Занятие 1
«Пещера»
Воспитатель предлагает представить детям, что они
попали
в прошлое время,
когда у человека не было никаких инструментов. Как вы думаете, с помощью чего он мог
построить себе жилье, чтобы укрыться от диких зверей, от непогоды?
(в ответах детей звучит версия об укрытии, найденном в скале и др. местах).
Предлагает детям создать макет «древнего дома» из картонной коробки, кусочков бумаги,
камней, мха и назвать такое жилище – пещерой.
В конце занятия дети выставляют полученную постройку (макет пещеры) жилище на
карту-панно «Дорога времени» на остановке древность.
Занятие 2.
«Шалаш»
Воспитатель предлагает вспомнить детям, что древние люди жили в пещерах
Удобно ли им было жить в таком жилище?
(ответы детей)
Как же люди могли улучшить свои условия для проживания?
(в версиях детей звучит ответ - сделать
небольшое укрытие из веток). Воспитатель
объясняет, что такое укрытие называется шалаш.
Делается вывод, что шалаш, удобнее, чем пещера.
Дети
путем
экспериментирования
изготавливают
из
веток
и
соломы
новое
жилище
человека – шалаш.
Полученный макет шалаша выставляется на панно на остановку «Древность».
Тема: Жилище человека в старину
Занятие 1.
«Землянка»
Воспитатель обращает внимание детей, что время движется вперед, и человек стремиться
улучшить свои жилищные условия. Рассматривая макет шалаша, спрашивает у детей: Как
вы считаете, какие неудобства мог испытывать человек, живя в шалаше?
Дети делают вывод, что эта постройка была не очень прочной, выявляют ее недостатки.
Воспитатель предлагает детям подумать и высказать свои версии об усилении прочности
шалаша.
Воспитатель
направляет
действия
детей
путем
экспериментирования
выполнить
постройку с помощью глины, песка
и различных подручных материалов
упрочнить
постройку.
Полученное жилье макет землянки выставляется на панно остановка «Старина».
Занятие 2.
«Дом из дерева»
Воспитатель, беседуя с детьми, наводит их мысли на то, что со временем у человека
появились подручные инструменты, и он научился работать с их помощью. Человек стал
задумываться, как улучить свое жилье-землянку.
Дети определяют все положительные и отрицательные стороны «землянки», как жилища.
Воспитатель предлагает детям подумать, как еще можно улучшить жилище человека.
Какие материалы мог использовать человек? (во время обсуждения дети приходят
к
выводу , что лучше для постройки использовать дерево.
Почему из дерева?
(дети проводят эксперимент по выявлению свойств деревянного бруска)
Дети делают выводы о прочности, легкости и других качествах этого материала.
Чем удобен деревянный дом? (ответы детей)
После
этого
воспитатель
предлагает
построить
макет
дома
из
небольших
брусочков
дерева.
Полученный
макет
деревянного
дома
выставляется
на
карту-
панно
на
остановку
«Старина»
Тема «Современность»
«Каменный дом»
Воспитатель предлагает продолжить путешествие по дороге времени,
подумать
и
сказать,
как
изменилась
жизнь
человека
по
сравнению
с
предыдущим
периодом времени.
(версия детей: появились машины, техника помогающие в работе человека).
Воспитатель спрашивает смог ли человек улучшить условия жизни и свое жилище с тех
пор как жил в старину?
Детям предлагается подумать и выявить отрицательные качества деревянных построек.
(ответы детей – деревянный дом может сгореть, сгнить).
Как человек сумел преобразовать свое жилище? Из какого материала он стал строить себе
дом?
(версии детей – кирпич, каменные блоки, панели)
Из
бросового
материала
детям
предлагают
построить
макет
каменного
дома.
Построенный макет помещают на остановку «Современность»
4 этап.
Презентация карты – панно «Дорога времени»
Литература:
1.
Васильева С.А. Мир человека: Город, дом, улица. Москва Изд «Школьная пресса»
2004г.
2.
Вохринцева С. Наш дом Екатеринбург изд «Изд. «Страна Фантазий»
3.
Дыбина О.В. Что было до… изд. « ТЦ Сфера»М. 1999г.
4.
Дыбина О.В. Н.П. Рахманова В.В. Щетинина Неизведанное рядом
Изд. «Сфера» М. 2001г.
5.
Савенков
А.
Исследовательские
методы
обучения
в
дошкольном
образовании
Дошкольное образование. № 12 2005, №1 ,№ 4 2006.