Напоминание

Исследовательский проект: "Путешествие в прошлое"


Автор: Зарапина Анна Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №61 "Тропинка"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Исследовательский проект: "Путешествие в прошлое"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Исследовательский проект: «Путешествие в прошлое»

Зарапина Анна Константиновна-

Воспитатель

МБДОУ Д/с № 61 «Тропинка» г. Якутск

Цель: Активизировать мышление детей в процессе разрешения специально создаваемых

проблемных ситуаций во временных отношениях.

Задачи:

1.

Учить

разрабатывать

гипотезы,

развивать

их

стремление

к

самостоятельному

получению знаний опытным путем,

2.

Уметь синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении практических и

познавательных задач

3.

Развивать

аналитическое

мышление

(поисковая

деятельность

в

ходе

решения

проблемы.

4.

Расширять знания о свойствах жилья.

5.

Активизировать речь

6.

Развивать коммуникативные навыки при общей работе.

Материал: Бумажная карта – панно «Дорога времени» с изображением

условных остановок: «Древность», «Старина», «Современность», где изображены люди

данного времени, жилье

Природный, бросовый материал для построек и опытов

1. этап

Формулировка проблемы:

Как менялось жилье человека в разные периоды времени?

2. этап.

Введение в проблему.

Занятие

Воспитатель

приносит

в

группу

бумажную

карту

панно

«Дорога

времени»

с

изображением условных остановок: «Древность»,

«Старина», «Современность»,

где

изображены люди данного времени и предлагает детям отправится в путешествие по

«Дороге времени», представить жизнь человека в древности не имеющего дома.

Что с ним могло произойти? (ответы детей)

Как человек мог выжить в таких трудных условиях? (ответы детей)

Что мог придумать человек для безопасности своей жизни?

Дети высказывают свое мнение.

Воспитатель дает характеристику каждой остановке на карте.

3 этап.

Решение проблемы.

Тема: Жилище человека в древности

Занятие 1

«Пещера»

Воспитатель предлагает представить детям, что они

попали

в прошлое время,

когда у человека не было никаких инструментов. Как вы думаете, с помощью чего он мог

построить себе жилье, чтобы укрыться от диких зверей, от непогоды?

(в ответах детей звучит версия об укрытии, найденном в скале и др. местах).

Предлагает детям создать макет «древнего дома» из картонной коробки, кусочков бумаги,

камней, мха и назвать такое жилище – пещерой.

В конце занятия дети выставляют полученную постройку (макет пещеры) жилище на

карту-панно «Дорога времени» на остановке древность.

Занятие 2.

«Шалаш»

Воспитатель предлагает вспомнить детям, что древние люди жили в пещерах

Удобно ли им было жить в таком жилище?

(ответы детей)

Как же люди могли улучшить свои условия для проживания?

(в версиях детей звучит ответ - сделать

небольшое укрытие из веток). Воспитатель

объясняет, что такое укрытие называется шалаш.

Делается вывод, что шалаш, удобнее, чем пещера.

Дети

путем

экспериментирования

изготавливают

из

веток

и

соломы

новое

жилище

человека – шалаш.

Полученный макет шалаша выставляется на панно на остановку «Древность».

Тема: Жилище человека в старину

Занятие 1.

«Землянка»

Воспитатель обращает внимание детей, что время движется вперед, и человек стремиться

улучшить свои жилищные условия. Рассматривая макет шалаша, спрашивает у детей: Как

вы считаете, какие неудобства мог испытывать человек, живя в шалаше?

Дети делают вывод, что эта постройка была не очень прочной, выявляют ее недостатки.

Воспитатель предлагает детям подумать и высказать свои версии об усилении прочности

шалаша.

Воспитатель

направляет

действия

детей

путем

экспериментирования

выполнить

постройку с помощью глины, песка

и различных подручных материалов

упрочнить

постройку.

Полученное жилье макет землянки выставляется на панно остановка «Старина».

Занятие 2.

«Дом из дерева»

Воспитатель, беседуя с детьми, наводит их мысли на то, что со временем у человека

появились подручные инструменты, и он научился работать с их помощью. Человек стал

задумываться, как улучить свое жилье-землянку.

Дети определяют все положительные и отрицательные стороны «землянки», как жилища.

Воспитатель предлагает детям подумать, как еще можно улучшить жилище человека.

Какие материалы мог использовать человек? (во время обсуждения дети приходят

к

выводу , что лучше для постройки использовать дерево.

Почему из дерева?

(дети проводят эксперимент по выявлению свойств деревянного бруска)

Дети делают выводы о прочности, легкости и других качествах этого материала.

Чем удобен деревянный дом? (ответы детей)

После

этого

воспитатель

предлагает

построить

макет

дома

из

небольших

брусочков

дерева.

Полученный

макет

деревянного

дома

выставляется

на

карту-

панно

на

остановку

«Старина»

Тема «Современность»

«Каменный дом»

Воспитатель предлагает продолжить путешествие по дороге времени,

подумать

и

сказать,

как

изменилась

жизнь

человека

по

сравнению

с

предыдущим

периодом времени.

(версия детей: появились машины, техника помогающие в работе человека).

Воспитатель спрашивает смог ли человек улучшить условия жизни и свое жилище с тех

пор как жил в старину?

Детям предлагается подумать и выявить отрицательные качества деревянных построек.

(ответы детей – деревянный дом может сгореть, сгнить).

Как человек сумел преобразовать свое жилище? Из какого материала он стал строить себе

дом?

(версии детей – кирпич, каменные блоки, панели)

Из

бросового

материала

детям

предлагают

построить

макет

каменного

дома.

Построенный макет помещают на остановку «Современность»

4 этап.

Презентация карты – панно «Дорога времени»

Литература:

1.

Васильева С.А. Мир человека: Город, дом, улица. Москва Изд «Школьная пресса»

2004г.

2.

Вохринцева С. Наш дом Екатеринбург изд «Изд. «Страна Фантазий»

3.

Дыбина О.В. Что было до… изд. « ТЦ Сфера»М. 1999г.

4.

Дыбина О.В. Н.П. Рахманова В.В. Щетинина Неизведанное рядом

Изд. «Сфера» М. 2001г.

5.

Савенков

А.

Исследовательские

методы

обучения

в

дошкольном

образовании

Дошкольное образование. № 12 2005, №1 ,№ 4 2006.



В раздел образования