Автор: Шульга Антонина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 4
Населённый пункт: ст. Ленинградская, Краснодарский край
Наименование материала: конспект родительского собрания в нетрадиционной форме (круглый стол)
Тема: «Чтобы не было пожара – чтобы не было беды!»
Раздел: дошкольное образование
Конспект родительского собрания в
нетрадиционной форме – круглый стол на
тему
«Чтобы не было пожара –
чтобы не было беды!»
(подготовительная к школе группа)
Повестка дня родительского собрания в подготовительной к школе
группе «Чтобы не было пожара – чтобы не было беды!»:
1.
Доклад воспитателя Шульга А.Ю. «Пожар и ребенок».
2.
Показ родителям мультимедийной презентации «Правила пожарной
безопасности».
3.
Анкетирование родителей «Меры защиты во время пожара».
4.
Просмотр открытого спортивно-познавательного развлечения «Мы –
помощники пожарных» в подготовительной к школе группе.
5.
Раздача памяток родителям.
Ход собрания:
1.- Здравствуйте, уважаемые родители, сегодня мы поговорим на тему
пожарной безопасности детей в домашних условиях, которая очень актуальна в
нашем современном мире. Перед началом нашего собрания я хочу задать один
очень важный вопрос: «Кто хоть раз в своей жизни являлся очевидцем или
непосредственным участником пожара, кто помнит весь пережитый ужас и
страх за жизнь людей, которые пострадали во время пережитого пожара?»
- Ответы родителей.
Безусловно, обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья - одна
из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времён и
до
наших
дней.
В
условиях
современного
общества
вопросы
безопасности
жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы
выживания человека.
Особую
тревогу
мы
испытываем
за
самых
беззащитных
граждан
-
за
маленьких детей. Ребёнок очень часто является источником опасности. Своими
действиями
или
бездействием
он
может
создать
для
себя
или
окружающих
реальную угрозу жизни или здоровью. Одной из самых распространенных причин
чрезвычайных событий является пожар.
Высокий уровень детской смертности и травматизма во время пожаров в
России
во
многом
обусловлен
недостаточной
организацией
профилактики,
процесса
обучения
дошкольников
и
школьников
в
области
пожарной
безопасности. Поэтому решение этой проблемы является актуальной и значимой.
Обучение
детей
действиям
в
экстремальных
ситуациях
-
сложный
и
многоплановый
процесс,
который
не
должен
ограничиваться
рамками
образовательного процесса в дошкольном учреждении.
«Семья и детский сад - два воспитательных института, каждый из которых
обладает своим особым содержанием и даёт ребёнку определённый социальный
опыт». Только во взаимодействии друг с другом мы можем создать оптимальные
условия для вхождения маленького человека в большой мир. Задача взрослых,
педагогов и родителей состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка,
знакомить
с
правилами
пожарной
безопасности,
готовить
его
к
встрече
с
различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с
самого
раннего
детства
ещё
в
родительском
доме.
Велика
любознательность
ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую
очередь
ребёнка
интересуют
яркие
и
надолго
запоминающиеся
явления
и
предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок встречается на
каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь; папа щёлкнул зажигалкой – опять
огонь; первая осознанная встреча Нового года – и всё небо полыхает огнями
петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг ребёнка зажигают
свет – огонь.
На
первом
же
этапе
детского
любопытства немедленно
возникает
необходимость пресечь любые шалости и игры с огнём. И здесь, к сожалению,
одних словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно. После того, как
ребёнок проявил первый интерес к огню, становится уже жизненно-необходимым
провести
профилактическое
ознакомление
его
с
грозящей
опасностью.
Так,
например,
поднеся
в
своей
руке
руку
ребёнка
к
горячему
пламени,
можно
своевременно
сформировать
первые
впечатления
ребёнка
об
опасности
огня,
заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в обращении с
любым проявлением огня. Детские впечатления останутся с человеком на всю
жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.
В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют
поступки и действия взрослых, отображают их поведение и труд. На данном этапе
развития
ребёнка,
кроме
мер
воспитательного
характера,
требуется
ещё
и
установление
надёжного
режима
недоступности
со
стороны
ребёнка
ко
всем
п о ж а р о о п а с н ы м
в е щ е с т в а м ,
э л е к т р о п р и б о р а м
и
п р е д м е т а м .
Пока ребёнок не подрастёт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги,
электроплитки, обогреватели и т.п. – следует убирать в такие места, откуда он не
сможет их достать. Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло
подозрение,
что
названные
предметы
умышленно
скрываются
от
него,
иначе
л ю б о п ы т с т в о
м о ж е т
в з я т ь
в е р х
н а д
з а п р е т о м .
Особо следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей
считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из
отдельных спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам,
просят их, специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни.
Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем
разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к
самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни.
Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.
К семи годам ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться самыми
различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок, на предложение
взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает: «Я сам».
Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая
естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно
пользоваться
спичками,
бенгальскими
огнями,
свечами,
бытовыми
электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и
угрозами родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они
возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым,
п о д с т р е к а ю т
к
с а м о с т о я т е л ь н ы м
д е й с т в и я м .
После
безоговорочных
запретов
дети
начинают
играть
с
пожароопасными
предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для
д е т с к и х
п о д ж о г о в .
Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же
время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на
виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо периодически
проверять
и
контролировать
содержание
детских
карманов
и
мест
потайных
«секретов».
Реакция детей во время пожара:
Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место,
думая,
что
там
его
никто
не
найдет,
так
проявляется
инстинкт
самосохранения.
Ребенок может кричать от страха, но если шок от события слишком
большой
–
голос
может
отказать,
и
ребенок
будет
просто
молча
прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет
его поиск и повышает риск гибели.
Дети часто боятся пожарных в больших ярких костюмах, принимая их
чудовищ из мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже.
Обязательно
нужно
рассказывать
ребенку
истории
о
том,
как
его
ровесник
смог
остановить
пожар
и
спасти
друзей,
как
храбрые
пожарники помогают при тушении огня и тому подобное.
Важно, чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя поддаваться
чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни в коем
случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом поведении позовут
страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные истории, в
которых речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров.
Родителям нужно научить своего малыша тому, как правильно вести себя при
пожаре, рассказать и показать место, где в помещении находиться пожарный
шкаф,
противопожарное
оборудование
или
средства,
помогающие
тушению
пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).
Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:
звать на помощь взрослых или позвонить им по телефону (для этого в
его
мобильном
телефоне
или
возле
стационарного
аппарата
всегда
должен быть номер соседа, родственника, службы спасения и, конечно,
ваш);
в случае небольшого возгорания на улице, если нет проводов, заливать
его водой, использую пожарный гидрант или огнетушители;
не тушить огонь в квартире самостоятельно;
выходить из горящей квартиры через дверь или окно, при условии, что
этаж невысокий и окно свободно открывается;
ни в коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по лестнице;
если квартира заперта, прятаться от огня в ванной комнате, следить,
чтобы дым не проникал в вентиляцию;
Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче, поэтому можно
учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара,
рисуя эти ситуации и планы эвакуации.
2.
Родителям
мультимедийной
презентации
«Правила
пожарной
безопасности». (приложение №1)
3.
Анкетирование родителей «Меры защиты во время пожара». (приложение
№2)
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей
анкеты, которые помогут определить ваши знания по данной теме и
спланировать работу по профилактике пожарной безопасности в ДОУ с
родителями.
1. Куда вы будете звонить, если вы стали очевидцем или непосредственным
участником пожара?
А) Скорая помощь;
Б) Служба спасения;
В) Полиция.
2. Какой номер телефона у Службы спасения?
А) 01;
Б) 07;
В) 04.
3.Если огонь небольшой можно попробовать сразу же затушить его, что вы
предпримете?
А) Набросите на него плотную ткань, одеяло;
Б) Вылете кастрюлю воды;
В) Воспользуетесь огнетушителем;
Г) Спрячетесь в шкаф.
4. Если не можете убежать из горящей квартиры, сразу же позвоните в
пожарную часть и сообщите пожарным:
А) Точный адрес и номер своей квартиры;
Б) Свои персональные данные;
В) Время когда начался пожар.
5. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Если чувствуете, что задыхаетесь,
то вы:
А) Опуститесь на корточки и пойдете к выходу ползком: внизу дыма меньше.
Б) Оденете противогаз или маску.
Г) Спрячетесь в шкаф или под стол.
6. Убегая от пожара в квартире вы:
А) Спуститесь на лифте;
Б) Спуститесь по лестнице.
В) Останетесь до конца спасать квартиру и материальные ценности.
8. Ваши действия во время тушения пожара:
А) Во всём буду слушаться пожарных. Они лучше знают, что делать;
Б) Буду сам руководить пожаротушением, я лучше знаю как;
В) Буду консультироваться с соседями, они опытные в этом деле.
9. Если возник сильный пожар, какие вещи будете спасать первым делом:
А) Документы на дом, паспорт;
Б) Домашних питомцев;
В) Все, что есть дома.
4.
Просмотр открытого спортивно-познавательного развлечения «Мы –
помощники пожарных» в подготовительной к школе группе. (приложение
№3)
5.
Раздача памяток родителям «Пожарная безопасность дома»
(приложение №4)