Автор: Михайловская Елена Викторовна Должность: учитель физики и информатики Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Краснознаменская общеобразовательная школа" Населённый пункт: село Лискинское Наименование материала: Методическая разработка Тема: Полное внутреннее отражение, 11 класс Раздел: среднее образование
“Все исследуй, давай разуму первое место”
Пифагор
Цель .
Продолжать
заинтересовывать
учащихся
исследовательской
деятельностью,
развивать
логическое
мышление,
умение
обобщать,
сопоставлять
и
применять
полученные
знания
на
практике,
в
быту,
для
объяснения
наблюдаемых
явлений,
для
понимания
работы
световодов.
Продолжать развивать умение работать с компьютерными моделями, решать
на их основе задачи. Совершенствовать навыки в создании компьютерных
презентаций, в сборе и обработке материала для сообщений.
Оборудование.
Для фронтального эксперимента:
Пластмассовые стаканчики с водой, пробирки, закопченные пластинки
из фольги.
Для демонстрационного эксперимента:
Скамья с кюветой и лазером для опытов по геометрической и волновой
оптике; раствор соли - 200 мл. Дистиллированная вода 200 мл + 400 мл.
Раствор молока 100 мл. Лучинка, спички - для задымления. Зеркала. Шарик,
закопченный
сажей.
Емкость
с
водой,
штатив.
Сосуд
с
водой
с
двумя
отверстиями: сверху (закрыто пробкой) и около дна (закрыто пробкой, в
которую
вставлена
стеклянная
трубочка).
Сообщающийся
сосуд
с
водой;
Поддон
(ванна
для
проекций);
Флюоресцирующий
раствор;
Штативы
и
подъемные
столики;
Воронка,
широкий
сосуд
с
водой.
Видеокамера,
телевизор (для наблюдения эксперимента на экране телевизора).
Компьютер, проектор, интерактивная доска.
Компьютерная поддержка:
1. «Образование миражей» - анимация. Библиотека наглядных
пособий; ФИЗИКА, 7-11 классы.
2.
Использование
световодов»
-
видеоролик.
Библиотека
наглядных пособий; ФИЗИКА, 7-11 классы.
3.
«Полное
внутреннее
отражение»
-
анимация.
ФИЗИКА.
Электродинамика, оптика и квантовая физика 10-11 классы.
4. «Отражение и преломление света» - анимация. ФИЗИКА.
Электродинамика, оптика и квантовая физика 10-11 классы.
5. Презентация к уроку, несущая иллюстративную функцию,
выполнена учеником.
Ход урока
Постановка задачи урока. Повторение, актуализация знаний.
(Фронтальный опрос -> проблемный вопрос -> эксперимент ->
беседа).
На
экране
- Слайд
№1
«Атмосферная
рефракция»,
являющийся
иллюстрацией к уроку.
Ре бя т а ,
о с н о в н а я
д е я т е л ь н о с т ь
н а
н а ш е м
у р о ке
буд е т
исследовательская.
Наблюдая
фронтальный
и
демонстрационный
эксперимент,
изменяя
его
постановку,
мы будем
исследовать,
как
происходит
распространение
светового
пучка
в
различных
средах:
оптически более и менее плотных, что происходит при переходе пучка света
из одной среды в другую и на границе раздела 2 сред.
На прошлом уроке, изучая закон преломления света, мы узнали и об
атмосферной рефракции .
-Что это за явление? (Явление искривления световых лучей при
прохождении через атмосферу). Слайд №2
-Почему возникает это явление? (У поверхности оптически более
плотный воздух, с высотой плотность уменьшается, но не скачками, а
непрерывно и если заменить для удобства световой пучок световым
лучом (линией, направление которой совпадает с направлением потока
энергии,
переносимой
волной),
то
получится
плавная
кривая,
обращенная выпуклостью в сторону уменьшения n).
-Что наблюдается в результате атмосферной рефракции? Слайд
№3 . (Солнце, Луну, звезды видим выше того места, где они находятся
на
самом
деле;
Увеличивается
продолжительность
дня
в
средних
широтах
на
10-12
минут;
в
полярных
зонах
до
2-3
суток,
следовательно, полярный день больше полярной ночи почти на 6 суток.
Сжатие дисков Луны и Солнца у поверхности Земли (на горизонте).
Мерцание звезд (воздушные потоки приводят к изменению плотности
атмосферы на пути световых потоков). Мерцание у горизонта и при
высоком содержании в атмосфере водяных паров больше).
- Может
ли
явление
рефракции
наблюдаться
в
жидких
прозрачных
средах?
(Учащиеся
предполагают,
что
должно
наблюдаться).
-Какое условие для этого должно выполняться? (Непрерывное
изменение плотности жидкости).
Подготовка к работе
Используем
прибор
по
геометрической
и
волновой
оптике,
где
источником света служит лазер. Прибор состоит из штатива (4) для установки
необходимых приборов, кюветы (2), лазера (3), зеркал (1), которые можно
устанавливать под наклоном.
В кювету через стеклянную трубочку диаметром 1 см наливаем 100 мл
дистиллированной
воды,
а
затем
100
мл
раствора
поваренной
соли.
Подготавливаем установку за два часа до демонстрации, чтобы вследствие
диффузии
граница
раствора
и
воды
исчезла,
и
образовался
раствор
с
постепенно уменьшающейся с высотой плотностью.
Опыт 1
Световой пучок лазера через линзу направлен на верхнюю поверхность
жидкости. Проходя через полученный раствор, световой пучок искривляется.
-Объясните наблюдаемое явление, т.е. почему световой пучок
искривляется.
Опыт 2
При помощи лучины (поджигаем её, а затем гасим, чтобы образовался
дым) задымляем верхнюю часть кюветы.
-Если при помощи собирающей линзы световой пучок направить
в задымленную область кюветы, то, как он будет распространяться в
этой области?
Опыт 3
-Почему
туман
и
облака
непрозрачны,
ведь
они
состоят
из
маленьких прозрачных капелек воды?
Наливаем в кювету раствор молока (на 200 мл дистиллированной воды
2-3 капли молока) и направляем луч лазера в этот раствор.
-Что происходит со световым пучком? Объяснить.
(Рассеяние света в неоднородной среде; при каждом переходе света
из одной среды в другую, происходит частичное отражение света. Доля
отраженного света от границы раздела двух сред тем выше, чем больше
разница показателей преломления этих сред).
Объяснение
нового
материала
на
основе
проблемного
фронтального эксперимента и проблемной задачи
(Проблемный
фронтальный
эксперимент
->
проблемная
задача
->
эвристическая
беседа
->
вывод,
сформулированный
учащимися)
Исследуем, что будет происходить при переходе светового пучка из
оптически более плотной среды в оптически менее плотную.
Фронтальный эксперимент №1
На ваших столах стаканчики с водой и пробирки. Опустите в пробирку
карандаш и поставьте в сосуд с водой. (Одновременно я делаю опыт на
демонстрационном столе, оператор проецирует его при помощи видеокамеры
на экран телевизора).
Что вы наблюдаете? (Та часть пробирки, которая опущена в воду,
посеребрена, карандаша в ней не видно). Слайд №4
-Изменяя
положение
наблюдения,
всегда
вы
видите
пробирку
посеребренной? (Нет)
Из стакана налейте воды высотой 2 сантиметра в пробирку и вновь
опустите её в стаканчик.
-Что вы наблюдаете? (Там, где вода в пробирке - карандаш виден,
посеребрения нет; где воздух в пробирке - посеребрение пробирки).
- Ваши предположения, почему так происходит ?
Задача: Луч света падает из воды на границу раздела “вода-воздух” под
углом 60 градусов. Найдите угол преломления луча в воздухе. Слайд №5
Дано: α= 60°; n = 1,33.
Найти: β- ?
Решение
sin β = n sin α
β= arcsin (n sinα) = arcsin (1,33*,0866)=
arcsin 1,15.
Но такого быть не может.
Чтобы ответить на эти вопросы, познакомимся с явлением полного
внутреннего отражения. Напишите в тетради тему урока “Полное внутреннее
отражение”. Слайд №6 «Полное внутреннее отражение»
Обратимся к эксперименту (Опыт 4).
Опыт 4
В
кювету
наливаем
дистиллированную
воду,
закрашенную
двумя
чайными ложками раствора молока, сверху - задымление. Будем направлять
лазер снизу на воду под разными углами. Обращаем внимание учащихся, что
при
малом
угле
падения часть
света
проходит
в
воздух
(большая),
а
незначительная часть отражается от раздела двух сред. При большем угле
падения световая энергия падающего луча перераспределяется :
все более
интенсивным становится отраженный луч.
При
определенном
угле
падения,
отраженный
луч
скользит
по
поверхности
воды: β= 90° . Этот угол обозначается α
0
- предельный угол
полного отражения - угол падения света на границу раздела двух сред, при
котором свет в оптически менее плотную среду преломляется под углом в 90
градусов. (Пока
проводился
опыт,
учащийся
меняет
презентацию
на
Медиаресурс [2])
Найдем, чему равен предельный угол полного отражения. Используя
Медиаресурсы
[2],
пошагово
разбираем анимацию
«Полное
внутреннее
отражение»
Обращаю внимание:
W
пад
= W
отр
+ W
пр.
В тетради рисунок сделать дома, используя учебник [1].
Вывод, чему равен α
0
, пишем в тетради на уроке.
-Сформулировать закон преломления света. Выполнить запись
символами
на
доске.
. (При переходе из оптически
менее плотной в оптически более плотную среду).
-Физический
смысл
показателя
преломления?
(Показатель
преломления показывает, во сколько раз скорость света во второй
среде меньше скорости света в первой).
Для нашего случая: при переходе светового луча из оптически более
плотной среды в менее плотную
, но β= 90° следовательно sin β= 1 и
.
Для
прозрачных
веществ
рассчитаны
по
этой
формуле α
0
.
Чем
оптически плотнее среда, тем α
0
меньше. Например, для алмаза n = 2,42; α
0
=
24° 40’; для воды α
0
= 48° 35’.
Ответим на вопрос фронтального эксперимента и задачи . (При
определенном угле наклона пробирка кажется посеребренной, т.к. световые
лучи падают на границу раздела сред вода - воздух под углом α больше α
0
,возникает
явление
полного
внутреннего
отражения.
Когда
в
пробирку
наливаем воду, оптическая плотность сред одинакова - свет отражается
от поверхности карандаша).
Используя
интерактивную
модель
«Отражение
и
преломление
света» [2],
и непрозрачный экран от интерактивной доски, закрывающий
значения результатов эксперимента, рассчитать:
1. Угол β, если заданы показатель преломления n=1.20 и
α= 32º
2.
Каким
должен
быть
α
0
для
данного
вещества.
Открыть шторку, сравнить результаты
3.
Изменить
показатель
преломления
стекла
и
вновь
произвести расчёты. Сделать вывод о связи между показателем
преломления и α
0
Пока
проводятся
расчёты
задания
№3,
вновь
возвращаемся
к
презентации. Анализируем таблицы. Слайд №7
Учитель. Полное внутреннее отражение встречается в природе: Слайд
№8
Так неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила.
Другим за облака ушла.
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
(Ф.И. Тютчев)
-Что это за прекрасное явление?
И преломление света, и полное внутреннее отражение имеют место при
возникновении радуги. Об этом мы поговорим на последующих уроках.
Сообщения учеников.
На
явлении
полного
внутреннего
отражения
основано
появление
раздела волоконной оптики, в котором изучается формирование изображений
при распространении света по световодам. Высоко прозрачные световоды
изготовляют
из
весьма
чистых
материалов.
Основной
метод
этого
производства
-
вытягивание
световода
из
расплава
кварцевого
стекла;
наружная оболочка из того же кварца легируется примесями, снижающими
показатель
преломления
(бор,
германий,
фосфор).
Волоконная
оптика
применяется в медицине, для передачи большого объема информации, для
освещения недоступных мест, в рекламе, бытовой осветительной технике.
Слайд №9
А
сейчас
послушаем сообщения одноклассников об использовании
световодов.
- Сообщение о
медицинских
приборах,
лазерной
терапии
и
хирургии, использующих волоконную оптику Слайд №9.
По
гиперссылке
– видеофильм о световодах из «Библиотеки
наглядных пособий»
Сообщение о миражах . Слайд №10
По
гиперссылке
–
из
«Библиотеки
наглядных
пособий»
анимация о миражах , звук убирается, учащийся комментирует сам.
Закрепление (экспериментальные задачи)
Опыт 5
Достаю
сосуд
с
водой,
в
котором
находится
шарик
(от
прибора
теплового
расширения
тел),
покрытый
сажей.
Устанавливаю
на
демонстрационном столе.
-Какого
цвета
этот
шар?
(Оператор
с
помощью
видеокамеры
проецирует на экран телевизора). Вынимаю шар из воды - оказывается,
он черный и покрыт сажей.
-Почему шар, покрытый сажей, в воде казался посеребренным?
Чтобы ответить на этот вопрос проведем
Фронтальный эксперимент №2
Металлическую фольгу, покрытую сажей, опустите в воду.
-Что вы наблюдаете?
Теперь рассмотрите эту фольгу в воздухе.
-Почему сажа сухая?
Исследуйте, как ведет себя вода, когда вы ее брызгаете на фольгу с
сажей. (Учитель проводит такой же опыт, видеооператор проецирует на
экран).
Вывод: сажа не смачивается водой; когда мы закопченную фольгу
опускаем в воду, около сажи остается слой воздуха, наблюдается полное
внутреннее отражение на границе “вода - воздух”, фольга в воде кажется
посеребренной.
Опыт 6
В бутыль, имеющую отверстие около дна, наливаем воду, закрываем
пробкой. Отверстие снизу закрывается пробкой со вставленной стеклянной
трубочкой, чтобы сделать узкую струю воды. С противоположной стороны
бутыли устанавливаем лазер так, чтобы его луч попал в стеклянную трубочку.
Слегка
открываем
верхнюю
пробку,
вытекает
струйка
воды,
луч
лазера
изгибается вслед за изгибом воды.
v Почему?
Дома :
параграф
43,
провести
исследовательскую
работу.
Из
пластмассовой крышки (из-под кофе) вырезать кружок диаметром 3 см,
в центр воткнуть английскую булавку (оператор проецирует на экран
телевизора) и исследовать, как будет видна булавка при постепенном
погружении в широкий сосуд с водой, если смотреть на нее из одного и
того же положения сбоку через поверхность воды. Какие части булавки
видны, когда пластмассовая крышка плавает. Обратить внимание на то,
как видна булавка в воздухе, если кружок расположить сбоку от сосуда
на
уровне
поверхности
воды
в
сосуде.
Зарисовать
в
тетради,
дать
объяснение.
На следующем уроке будем решать экспериментальные, качественные
и количественные задачи на полное внутреннее отражение.
Литература
1. Г.Я. Мякишев. Б.Б. Буховцев. Физика 11. Москва. Просвещение.
2. Е.В. Фабрикантова “Что же такое физика?” Газета “Физика” №7,
2000.
3. Энциклопедия для детей Аванта+. Физика. Т.16. Часть 2. Москва,
2001 г. С. 88-89.
4. Л.Е. Гусева. “Физика. Человек. Здоровье”. Газета “Физика” №7, 2000.
5. Л.Е. Гусева. “Лазерная медицина”. Газета “Физика” №11, 2000.
6. В.А. Мезенцев “Этот загадочный мир”. Московский рабочий. 1975 г.
41-42
Медиаресурсы:
1. Библиотека наглядных пособий; ФИЗИКА, 7-11 классы. На
платформе
«1С:
Образование.
3.0»:
2СD:
Под
р е д а к ц и е й
Н.К.Ханнанова. – Дрофа-Формоза-Пермский РЦИ.
2. ФИЗИКА. Электродинамика, оптика и квантовая физика 10-
11
классы.
Программное
обеспечение
для
интерактивных
досок.
Компания «Физикон», 2009