Автор: Сергеева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Пушновская СОШ"
Населённый пункт: Ленинградская обл., Выборгский р–он, п. Пушное
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные техники рисования в живописи, их специфика и художественные возможности"
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные техники рисования в живописи, их специфика и
художественные возможности
Живопись открывает перед детьми весь окружающий мир во всем его
разнообразии
и
великолепии.
Заставляет
сердца
плакать
или,
наоборот,
смеяться, пробуждает в душе все самое светлое и благородное. По мере
знакомства с изобразительным искусством, малыши узнают об основных
инструментах и материалах, которые использует художники в своей работе.
Педагог рассказывает дошколятам
о том, какие бывают
краски,
как
правильно
с
ними
обращаться,
дети
узнают,
какие
кисти,
из
каких
материалов, какой формы бывают, с разнообразием материалов, служащими
основой для художественного творчества С огромным интересом малыши
узнают, что можно использовать в изобразительной деятельности необычные
художественные материалы, такие как соль, пена, крупа, мыльные пузыри,
цветной
песок и наносить их можно по-разному. Знакомит также и
с
материалами,
служащими
основой
для
художественного
творчества.
Идейный замысел в творческой деятельности
конкретизируется в теме, в
сюжете
и
воплощается
с
помощью
композиции,
рисунка,
цвета
разнообразных материалов и способах изображения. Цветовое разнообразие
природы заставляет
маленьких художников, подражая ей, искать
новые
способы изображения окружающего мира, создавать свои цветосочетания и
находить
новые
приемы
рисования,
которые
позволяют
приблизиться
к
цветовому
богатству
предметного
мира.
Это
не
только
расширяет
изобразительные и выразительные возможности живописи, но и способствует
воспитанию чувства цвета, необходимого для того, чтобы видеть красоту
окружающего мира.
Главное
выразительное
средство
живописи
–
это
цвет,
его
способность
вызывать
различные
чувства,
ассоциации,
усиливает
эмоциональность
изображения. Педагог знакомит детей с возможностью смешивать цвета и
получать желаемый оттенок, создавая
цветовой порядок – колорит. По
характеру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным, веселым и
грустным, спокойным и напряженным, светлым и темным. Изобразительная
деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно
воспринимаемых зрительных образов.
Цель творческой изобразительной
деятельности обязательно влияет на характер выполнения и постепенно
оказывает влияние на формирование у ребенка радостного мироощущения.
Познавательная и эстетическая функции в художественном образе –
изображение
и
выражение
–
придает
деятельности
художественно-
творческий
характер,
определяет
специфику
ориентировочных
и
исполнительных действий
детей. Создание образа формируется из двух
частей: создание зрительного представления и его воспроизведения. Первую
часть
творческой
деятельности
называют
ориентировочной,
а
вторую
–
исполнительной. Разные по характеру этапы деятельности, требуют от детей
проявления различных качеств
личности, т.е. способностей. Творческая
изобразительная
деятельность
детей
является
важным
средством
всестороннего
развития,
формирование
разнообразных
способностей,
положительного отношения к миру, необходимых умений, которые в основе
своей
наиболее
мощно
развиваются
в
продуктивной
деятельности.
Изобразительная
деятельность
является
одним
из
важнейших
средств
познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно
связано
с
самостоятельной
практикой
и
творческой
деятельностью
малыша. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение
двух взаимосвязанных задач:
1)
необходимо
пробудить
у
детей
эмоциональную
отзывчивость
к
окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
2) сформировать у них изобразительные навыки и умения.
В
процессе
рисования
у
ребенка
совершенствуются
наблюдательность,
эстетические
эмоции,
художественный
вкус,
творческие
способности,
эстетическое восприятие, умение доступными средствами самостоятельно
создавать
красивое.
Изобразительная
деятельность
создает
особые
предпосылки для формирования социально активной, творческой личности
малышей. Формирование радостного мироощущения у малыша, является
результатом
участия
его
в
творческом
процессе,
обеспечивающим
ему
постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний. Далеко
не каждый ребёнок станет художником, однако у каждого есть определённый
потенциал
художественного
развития,
и
этот
потенциал
необходимо
раскрывать.
Одарённые
дети
найдут
свой
путь,
а
остальные
приобретут
ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов. Дошкольный
возраст
это
период,
когда
изобразительная
деятельность
становится
любимым
занятием
многих
детей,
особенно
когда
у
них
появляется
возможность поэкспериментировать с разными материалами.
Необходимо
использовать
это
увлечение,
для
того,
чтобы
заинтересовать
малышей
миром
искусства,
развивать
их
воображение,
фантазию,
творческие
способности, а самое главное, сформировать радостное мироощущение.
Как отмечал в своих трудах Г. С. Альтшуллер. «Каждый ребёнок изначально
талантлив
и
даже
гениален,
но
его
надо
научить
ориентироваться
в
современном
мире,
чтобы
при
минимуме
затрат,
достичь
максимального
эффекта».
Применение
нетрадиционных
техник
в
рисовании
способствует
обогащению
знаний
и
представлений
о
предметах
и
их
использовании,
материалах,
их
свойствах,
способах
их
применения.
Все
необычное
привлекает внимание детей, заставляет удивляться, восхищаться. Необычное
рисование
дает
толчок
к
развитию
познавательных
способностей,
творческого
воображения,
проявления
индивидуальности.
Использование
нетрадиционных техник рисования у детей вызывает радостное настроение,
снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
Нетрадиционная техника рисования - это новое направление в искусстве,
которое помогает развиваться ребенку всесторонне. Нетрадиционная техника
рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной
одаренности. Эту технику в изобразительном искусстве разрабатывали такие
исследователи
как:
Р.Г.
Казакова,
Т.И.
Сайганова,
Е.М.
Седова,
В.Ю.
Слепцова, Т.В. Смагина, Фатеева А.А, Давыдова Г.Н. Они смогли доказать,
что
эта
техника
необходима
для
развития
дошкольника.
В
младшем
дошкольном
возрасте
изобразительная
деятельность
с
использованием
нетрадиционных
техник
в
большей
степени
относятся
к
спонтанному
рисованию, когда изображение получается не в результате использования
специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции.
При этом неизвестно, какое изображение получится, но рисунок заведомо
успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к
изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения, и
вызывает большой всплеск положительных эмоций. Любая нетрадиционная
техника,
для
ребенка
-
это
просто,
маленькая
игра.
Их
использование
позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее,
дает
полную
свободу
для
самовыражения.
Для
каждого
возраста,
мы
придерживаемся
разных вариантов
приемов нетрадиционного
рисования,
начиная от простого, постепенно переходя к более сложному. Так для детей
младшего
дошкольного
возраста подходит пальцевая
живопись.
Если
говорить
научным
языком,
это
один
из
видов
нетрадиционных
техник
рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев
или
всей
ладони.
Образ,
созданный
детьми
в
результате
творческой
деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным
взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими
образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от
степени общего развития способностей и приобретенных навыков. В своих
трудах
Н.П. Саккулина
подчеркивает, что способность к изображению в
дошкольном возрасте не может развиваться в полной мере, и детский рисунок
следует только приближать к возможно большей правдивости и полноте
отражения реальной действительности. А также отмечает, что способность к
изображению
обуславливает
создание
любого
рисунка
с
различными
целевыми установками.
Так
как
нетрадиционные
техники
рисования
вызывают
большой
интерес
у
детей,
то
на
протяжении
непосредственно
образовательной
деятельности спада активности
не наблюдается. Они успевают изучить
различные
способы
изображения.
Например:
пальчиковую
живопись,
технику процарапывания, рисование с помощью губки, ниток, штампов,
раздувания
краски,
рисование
цветными,
мыльными
пузырями,
пеной,
смятым листком бумаги или тряпочкой, рисование с помощью трафаретов, и
т. д. Использование нетрадиционных материалов, оборудования, проведение
занятий в интересной, занимательной форме, с использованием проблемных
ситуаций,
позволяют
детям
получить
удовольствие
от
изобразительной
деятельности,
так
как
рисование
очень
близко
к
игре.
Воспитателю
необходимо учитывать индивидуальные особенности и способности каждого
ребенка,
для развития творческих способностей,
и предоставить ему
возможность самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого
созидания, отобразить свои чувства и эмоции в колорите рисунка.
Особый
интерес
у
детей
вызывают
творческие
работы
по
комбинированию
нетрадиционных материалов: бумаги, пластика, ткани и других. Применяя
нетрадиционные
способы
в
рисовании,
дети
творчески
развиваются,
получают
дополнительный
ресурс
для
творческого
самовыражения.
Знакомство
малышей
с
нетрадиционными
способами
изображения
в
рисовании,
содействует раскрытию других разнообразных возможностей
изобразительной деятельности. Это способствует нестандартной видимости
окружающего мира, оставляющий свой отпечаток в эмоциональной сфере
ребенка, пробуждает на фантазию и воображение. В процессе знакомства с
нетрадиционными
техниками
в
рисовании
ребенок
развивается,
он
экспериментирует,
фантазирует,
придумывает,
наблюдает,
сравнивает,
находит решение.
В научных работах В. В. Давыдова, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова
установлено, что дошкольники способны в изобразительной деятельности,
выделять
существенные
свойства
природных
явлений,
окружающих
предметов, происходящих событий, устанавливать связь между отдельными
явлениями и отражать их в образной форме. Особенно заметен этот процесс
в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные
способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение
самостоятельно
находить
способы
решения
творческих
задач,
умение
планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал. Все
дети в изобразительной деятельности хотят фантазировать, но зачастую им
недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить
свои фантазии. Изобразительное же искусство располагает многообразием
материалов и техник.
Передовой опыт, накопленный на современном этапе отечественными и
зарубежными педагогами-практиками, раскрывает возможность применения
нетрадиционных
техник
изодеятельности
в
работе
с
дошкольниками
для
развития воображения, творческой активности и формирования радостного
мироощущения.
Манипулируя
с
разнообразным
материалом,
дети
о смысленно
находят
новые
приёмы
от ражения
о к руж а ю щ е й
действительности в собственном художественном творчестве. Таким образом,
используя нетрадиционную технику и нетрадиционные материалы в создании
творческой
работы,
ребёнок
выражает
свой
оригинальный
взгляд
на
окружающую
действительность,
вкладывает
внутренний
смысл
и
своё
видение
художественного
образа.
Систематическое
овладение
всеми
необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям
радость творчества и всестороннее развитие . Рисование c использованием
нетрадиционных техник, доставляет детям большое удовольствие, ведь они
видят продукт своей деятельности, радуются, поэтому так важно поддержать
интерес
к
рисованию.
Выставки
детского
творчества
–
это
признание
творческой деятельности ребёнка, его успешности, повышают самооценку
ребенка и его авторитет среди сверстников.