Автор: Ходунова Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 1 Брянского района"
Населённый пункт: Брянская обл., Брянский р–н, д. Добрунь
Наименование материала: учебно–методический материал
Тема: "ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Раздел: начальное образование
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУНА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
.
Работа
по
обучению
школьников
грамотному
письму,
проводится
систематически, иначе результата не будет. Для выработки орфографической
зоркости по степени сложности и самостоятельности и в зависимости от того,
на
что
обращается
внимание,
применяемые
упражнения
располагаю
в
определенной последовательности.
1. Письмо с проговариванием. (Мы называем этот вид «Веди за собой»,
С.Н.
Лысенкова
–
учитель-новатор,
называла
его
«Комментируемое
управление».
Мне
посчастливилось
присутствовать
на
уроках
Софьи
Николаевны в городе Москве, в 1989 году, с которых я многое взяла для своей
работы.). Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву
слога, затем проговаривают гласную и записывают ее. «ЗА – пишу з с гласной
а». Слоги при стечении согласных дети проговаривают так: «Нра-
пишу н,
пишу рас гласной а». Такое письмо исключает пропуски букв. Когда все дети
привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривать шепотом, постепенно
переходя на мысленное проговаривание, которое возможно только при высокой
концентрации
внимания
на
выполняемой
работе.
Результатом
письма
с
проговариванием
является
грамотное
письмо,
исключающее
такие
распространенные ошибки: пропуск и замена букв. Как правило, такие работы
написаны
красиво,
аккуратно,
без
исправлений.
У
детей
при
этом
вырабатывается единый темп письма, появляются положительные эмоции к
такому трудному занятию – письму, воспитывается
трудолюбие, культура
труда, волевые качества.
Сначала образец проговаривания я даю сама, потом дети диктуют хором
по
образцу.
После
хорового
проговаривания
всегда
есть
желающие
попробовать свои силы и проговаривают индивидуально. Чередование разных
видов проговаривания вносит разнообразие
в урок,
предупреждает скуку,
утомляемость.
2. Списывание. Оно основывается на проговаривании по слогам. Этот вид
предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от
учителя,
а
находят
его
в
учебнике,
при
этом
дети
пользуются
закладкой,
которую
кладут
вдоль
строчки
списываемого
текста.
Некоторые
дети
отвлекаются, не успевают. Сосредоточить их внимание помогают игры. «Как
птичка зернышко клюет?» ( В учебник - в тетрадь. Кто будет лучшей птичкой?)
В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память,
внимание,
умение
сравнивать.
Воспитывается
само стоятельно сть,
самоконтроль.
3.
Комментированное
письмо.
Этот
вид
диктанта
строится
на
основе
проговаривания по слогам. Ученики не просто проговаривают, а обосновывают
правописание правилами, подбором проверочных слов. Последнее вызывает у
многих детей большие затруднения, поэтому я
стараюсь не оставлять без
внимания ни одно слово с имеющимися орфограммами. Здесь важно, чтобы все
работали
с
комментатором
(иначе
могут
появляться
ошибки).
Сначала
комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются остальные.
4.Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Такой вид развивает
зрительную память, речь, мышление, представление, фонематический слух,
внимание, способствует развитию интереса к изучению предмета.
5.Письио под диктовку. Сначала диктую слова так, как они пишутся. Для
развития
внимания
и
фонематического
слуха
провожу
игры
«Эхо»,
«Попугайчики».
6. Письмо по памяти.
После подготовки, анализа содержания, объяснения
имеющихся «опасных» мест в словах предлагаемого текста дети заучивают и
записывают. Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание.
7. Диктант с постукиванием на месте орфограмм.
8.Диктант
с
пропуском
орфограмм.
Выборочный
диктант
предваряется
словами: «Кто из вас научился внимательно меня слушать?».
Для всех, названных выше видов работ, беру отрывки из произведений
любимых писателей, из периодической печати, пословицы, поговорки, сказки,
стихи.
9. Творческие работы. Это самый трудный вид письма, требующий внимания,
умение сосредоточить его и на составление предложений и на запись своих
предложений и на логику изложения. При этом обязательна подготовительная
работа и проверка работ самими детьми, либо в парах в форме взаимопроверки.
Творческие задания часто предлагаются мной в качестве домашнего задания:
подбор или составление
загадок на определенную тему, шарад, анаграмм,
логогрифов, ребусов, кроссвордов, метаграмм. А при изучении темы «Имя
прилагательное как часть речи» дети получают следующее задание: запишите,
какими
бывают улыбка
… , взгляд
… , походка
….
Детям
говорится,
что
возможно
до
100
характеристик.
Или:
«Исследуйте
и
сами
придумайте
интересное
задание
к
словам мороз,
красное,
грустная,
песня,
проворные,
лютый, ручьи, солнце». Такие задания пробуждают интерес к познанию, науке,
книге, учению.
10. Грамматические зарядки, которые желательно проводить как можно чаще. В
чем их суть?
Произношу слово. Дети вдумываются в смысл, определяют, с
какой буквы необходимо писать это слово. Какие правила «спрятались» в нем?
Какие буквы спорят, какие побеждают?
11. Предупреждению ошибок уделяю самое серьезное внимание, равно как и
выполнению
работы
над
ошибками.
В
этом
виде
сложилась
определенная
система,
которой
я
пользуюсь
со
всеми
своими
классами.
Добиваюсь
сознательной работы каждым ребенком.
12. Тесты
решают задачу формирования навыков самооценки. Вопросы и
задания
в
них
развивают
мыслительные
операции,
учат
детей
обобщать
изученные
грамматические явления, устанавливать причинно-следственные
связи, побуждают к применению способов действий, организуют наблюдения за
языковыми явлениями. Тестирование занимает немного времени, но дает ясную
картину
усвоения
материала
учащимися
и
над
чем
надо
работать
индивидуально.
Неоспорим тот факт, что развитие интереса к учению на уроках русского
языка, использование ИКТ - залог грамотного письма. Школьники единодушны
во мнении, что если на уроке интересно, то и легче учиться, хочется учиться,
интересно то, что вызывает желание понять явление. В настоящее время для
этого
мы,
учителя,
имеем
широкие
возможности
и
огромный
арсенал
методических средств и приемов.
Список литературы .
1. Акулова Н.В. Выработка орфографической зоркости на уроках
русского языка ./ Начальная школа Казахстана 2009 г. №10/
2. АубакирГ.С.Об использовании загадки на уроках в начальных
классах
/ Начальная школа Казахстана 2008 г. №4/
3.
Бондаренко А
.
А
. Орфография д л я малышей . /Начальная
школа 2002г. № 5/
4.
Варганова А..Д. Орфографическое программирование как способ
подготовки к
формированию орфографической зоркости
учащихся . /Начальная школа 2005 г. № 6 /
5.
Вертинская Н.А. Работа над трудными словами в начальной школе
/ Начальная школа Казахстана 2009 г. №11 /
6.
Дубовец
З.
В.
Словарная работа и орфографическое чтение –
залог повышения грамотности. /Начальная школа 2000 г. № 3 /
7.
Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В., Яровая Л. Л. Учим
русский с увлечением – 2 . М., 2005 г.
8.
Загадки – шарады . И не только … / Волгоград , 2007 г. /
9.
Косенко Н.А. Приемы исправления орфографических ошибок
/Начальная школа Казахстана 2008 г. №9-10 /
10. Методические основы
языкового образования и литературного
развития
младших
школьников
под
общей
редакцией
Т.Г.
Рамзаевой СПб «Специальная литература», 1998 г.
11.Набойщикова
Н.
В.
Тренинговые карточки п о русскому языку
для начальной школы 1 – 4 классы . /Волгоград : Учитель, 2007
г. /
12.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям . Киев . 1969 г.
13.Тюрина И. А. Игра на уроках русского языка . / Начальная школа
2008 г. № 2 /