Напоминание

Профессионально–прикладная физическая подготовка для студентов колледжа.


Авторы: Гущин Сергей Анатольевич, Наумова Наталья Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "ИКАТ и ДС"
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Профессионально–прикладная физическая подготовка для студентов колледжа.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИРКУТСКИЙ КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

И ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»

Профессионально-прикладная

физическая подготовка для студентов колледжа.

Составитель: Преподаватель физической

культуры Гущин С.А.

Иркутск, 2017

Содержание.

Введение

О

ш

иб

ка

:

ис

то

чн

ик

пе

ре

кр

ёс

тн

ой

сс

ы

лк

и

не

на

йд

ен

Организация и методика проведения профессионально – прикладной

физической подготовки

4

Комплексное формирование и воспитание прикладных умений, навы-

ков, физических и специальных качеств

8

Заключение

10

Список литературы

11

2

Введение

В настоящее время ППФП студентов к высокопроизводительному труду в

различных

сферах

деятельности

осуществляется

в

колледже

последующим

основным направлениям:

овладение прикладными умениями и навыками, являющимися эле-

ментами отдельных видов спорта;

акцентированное воспитание отдельных физических и специальных

качеств, особо необходимых для высокопроизводительного труда в определен-

ной профессии;

приобретение прикладных знаний (знаний и умений применения

средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха с учетом меня-

ющихся условий труда, быта и возрастных особенностей и др.).

Первое из направлений связано с проблемой обучения движениям, второе

– с воспитанием физических (двигательных) и специальных качеств, третье – с

приобретением

прикладных

знаний

по

использованию

средств

физической

культуры в режиме труда и отдыха, а также с проблемой подготовки обществен-

ных физкультурных кадров для производства. Указанные направления имеют

достаточно глубокое научно-методическое обоснование в теории и методике

физического воспитания и изложены в специальной, литературе.

Этим определяется и структура изложения материала в данной работе:

она основана на положениях теории и методики физического воспитания, при-

менительно к задачам ППФП вообще и студентов средних учебных заведений в

частности.

При разработке ППФП студентов конкретной профессии общие положе-

ния ППФП, выявленные для группы схожих профессий путем проведения соци-

ологических исследований, должны дополняться более углубленными психофи-

зиологическими исследованиями на рабочих местах с применением методик,

используемых в физиологии, психологии, гигиене труда и спортивной трени-

ровке. Такие исследования должны носить перманентный характер, обеспечива-

ющий накопление научного материала с учетом тех постоянных изменений, ко-

торые происходят во всех отраслях деятельности под влиянием научно-техниче-

ской революции.

Следует отметить, что при определении содержания ППФП студентов все

шире используются математические методы анализа полученных материалов.

Есть все основания полагать, что более широкое применение диспер-

сионного, корреляционного и регрессионного методов для объективной оценки

существенности значения различных компонентов в ППФП намного повысит

научность подбора средств и методов для ее реализации в системе физического

воспитания студентов.

В идеале необходимо построение многофакторных статистических моде-

лей ППФП специалиста будущего с определением наиболее существенных фак-

торов, влияющих на его профессиональную работоспособность, а также, форм

связи и степени взаимозависимости различных параметров, включенных в мо-

дель. Необходимость в перспективе решения этой сложной проблемы для каж-

дой профессии подчеркивается временным разрывом между периодом изучения

3

существующих условий труда специалистов и реализации ППФП студентов в

колледже, с одной стороны, и условиями и характером труда будущих специали-

стов в течение последующих 30 – 35 лет – с другой. Естественно, что эта

проблема тесно связана с проблемой определения профессиограммы специали-

ста будущего, над которой работают философы, социологи и психологи труда,

специалисты по организации производства и др. Результаты этих исследований

должны быть также использованы при построении модели ППФП специали-

стов.

Организация и методика проведения профессионально – прикладной

физической подготовки

Организация ППФП студентов в процессе их физического воспитания и

особенно на учебных занятия связана с рядом объективных трудностей, главны-

ми из которых являются: отсутствие или недостаток надлежащей базы для про-

ведения занятий по данному делу физического воспитания; неподготовленность

преподавателей кафедры физического воспитания студентов влияние климати-

ческих и погодных условий на возможность проведения специально организо-

ванных занятий по ППФП; недостаточная физическая подготовленность посту-

пающих в ссуз, затрудняющая реализацию некоторой части ППФП в учебное

время. Вопросы должны освещаться по материалам специальных исследований

работников кафедр физического воспитания или других кафедр и учреждений и

содержать достоверные сведения, прикладные для будущих специалистов кон-

кретной профессии, специальности специализации.

При изложении данной темы должна быть учтена и другая особенность

подготовки специалистов высшей квалификации. Учебный материал должен

быть рассчитан не только на личную подготовку студента, но и на его подготов-

ку как будущего руководителя производственного коллектива. От знания и по-

нимания им комплекса этих вопросов нередко в будущем зависит степень и

масштабы

использования

средств

физической

культуры

и

спорта

в

произ-

водственном или другом коллективе.

Однако не всегда весь необходимый теоретический материал по ППФП

может быть изложен в течение двух часов занятий. В этом случае следует ис-

пользовать и форму краткой тематической беседы во время проведения практи-

ческих занятий по разделу физического воспитания. В частности, вопросы тех-

ники безопасности во многих случаях более целесообразно объяснять именно

во время практических, а не теоретических занятий.

Следует указать, что в различных колледжах наряду с обязательными тео-

ретическими занятиями, предусмотренными единой учебной программой по

физическому воспитанию, проводятся занятия и на другие темы, освещающие

отдельные разделы ППФП. В содержании таких занятий, как правило, раскры-

ваются наиболее актуальные стороны ППФП студентов данного учебного заве-

дения. Подобные темы раскрываются с разной степенью детализации отдель-

ных вопросов, зависящих от профиля подготовки специалистов. Следует отме-

тить, что при достаточном качестве этих лекций, вполне компенсируется соот-

ветствующее сокращение часов практических занятий в связи с повышением

уровня подготовки и сознательности студентов в ходе освоения ими практиче-

4

ского материала.

Практические учебные занятия по ППФП могут проводиться в учебных

группах всех отделений (специального, подготовительного и спортивного со-

вершенствования).

В процессе этих занятий могут в той или иной степени решаться все

основные задачи ППФП. Однако главная целевая направленность этих занятий

– преимущественное и специальное воспитание прикладных физических и спе-

циальных качеств, умений и навыков, особенно необходимых в профессиональ-

ной деятельности.

Программа и содержание этих учебных занятий для учебных групп подго-

товительного

отделения

разрабатывается

кафедрой

физического

воспитания

также на основе изучения условий и характера труда выпускников.

В то же время следует учитывать, что само содержание практических за-

нятий, методических разработок и указаний по одному и тому же виду ППФП,

может иметь свою специфику.

При проведении практических учебных занятий в специальном учебном

отделении содержание специально направленных занятий по ППФП должно

быть согласовано с возможностями каждого студента в зависимости от харак-

тера отклонений в состоянии его здоровья. При проведении подобных занятий в

учебных группах отделения спортивного совершенствования должны быть мак-

симально использованы возможности каждого вида спорта для воспитания при-

кладных физических и специальных качеств для успешного формирования при-

кладных умений, и навыков.

Имеющиеся теоретические работы, опыт ряда кафедр физического воспи-

тания указывают на возможность опосредствованной реализации задач ППФП

студентов не только на специально организованных учебных занятиях, но и для

тех практических занятиях, целевая направленность которых – общая физиче-

ская подготовка. По этому поводу проф. В. В. Белинович справедливо отмечал,

что ни в коем случае нельзя проводить резкую грань между общеразвивающими

и прикладными упражнениями. Как общая, так и прикладная физическая подго-

товка, поскольку они не противопоставляются, должны идти параллельно на

протяжении всего срока обучения, но удельный вес той или другой подготовки

может меняться как на протяжении определенного периода, так и в каждом

отдельном занятии. Таким образом, прикладные физические упражнения могут

одновременно служить средством всесторонней физической подготовки, и нао-

борот.

Успешность подобной формы реализации ППФП во многом зависит от

правильного подбора средств на практических занятиях во всех учебных отде-

лениях, включая отделение спортивного совершенствования.

Кроме учебных занятий (обязательных и факультативных) все более ши-

рокое распространение приобретают учебные занятия по ППФП под руко-

водством преподавателей в период учебных практик. Аналогичная работа про-

водится и в период педагогической практики. Также практикуется самостоя-

тельное выполнение студентами заданий преподавателя физического воспита-

ния, требующих определенных прикладных знаний, способствующих воспита-

5

нию и формированию прикладных физических и специальных качеств, умений

и навыков. Выполнение подобных заданий контролируется преподавателем, а в

отдельных случаях они включаются в зачетные требования. К ним относятся

самостоятельное

составление

и

проведение

с

группой

своих

товарищей

комплексов гигиенической и производственной гимнастики, приобретение при-

кладных знаний и умений организаторской, инструкторской и судейской работы

по физической культуре и спорту и др. Ход и результаты проведенной обще-

ственной физкультурной работы фиксируются в учебном журнале. Эти отметки

в журнале являются основными, подтверждающими общественную работу сту-

дента, и по ним выставляется зачет (табл. 1).

Таблица 1

Контрольные задания по общественно-физкультурной работе для сту

ден-

тов

Виды и формы работ (по выбору)

Требования

Судейство соревнований по избранно-

му и по массовым видам спорта

Судить

не

менее

3

соревнований

за

учебный год

или

Организовать и провести массовые со-

ревнования по любому виду спорта

Представить

отчет

по

установленной

форме о проведенном соревновании

или

Руководить

работой

физкультурного

совета в течение учебного года

Представить

в

начале

учебного

года

план работы совета, а в конце года –

отчет

или

Активно выполнять обязанности физ-

орга группы в течение года

Работа оценивается по членству спор-

тивного клуба, участию студентов в со-

ревнованиях

или

Ежедневное проведение утренней гим-

настики с группой студентов, прожива-

ющих в обще житии

По выполненной работе

или

Участие в ремонте и содержании спор-

тивных

площадок,

спортинвентаря

и

оборудования

Проработать не менее 20 ч или заведо-

вать объектом в течение учебного года

или

Изготовить и оформить в колледже, в

общежитии в течение учебного года не

менее двух фотовитрин, отражающих

спортивную жизнь студентов

По исполненной работе и положитель-

ной оценке

или

6

Поместить в стенной печати не

менее

5

статей

о

спортивной

жизни

колледжа, общежития, команды

По опубликованным статьям

или

Организовать

или

провести

спортив-

ный праздник в колледже, в общежи-

тии, на местах практики

По выполненной работе и отзыву

ППФП при самодеятельных занятиях студентов во внеучебное время так-

же имеет несколько форм:

– занятия прикладными видами спорта под руководством преподавателей – тре-

неров в спортивных секциях, в оздоровительно – спортивном лагере, на учеб-

ных практиках;

– самостоятельные занятия физической культурой и отдельными видами спорта,

способствующими

воспитанию

прикладных

физических

и

специальных

ка-

честв, формированию прикладных умений и навыков в свободное время в тече-

ние учебного года, на учебных и производственных практиках, в каникулярное

время.

Кроме того, знания и навыки общественно-физкультурной работы буду-

щие специалисты получают на занятиях по методике физического воспитания.

Не менее распространенной является форма подготовки студентов к обществен-

ной физкультурно-спортивной работе на специальных семинарах спортивных

клубов и добровольных спортивных обществ. При этом одной из задач таких за-

нятий является привитие будущим воспитателям знаний и навыков, необходи-

мых для управления группами детей.

Все вышеизложенное, во-первых, свидетельствует о разнообразии форм

подготовки студентов к общественно-физкультурной работе будущей в трудо-

вой деятельности, а во-вторых, указывает на необходимость унификации в даль-

нейшем существующих в различных ссузах разнообразных программ, форм,

методов и средств такой подготовки.

Одной из форм ППФП являются массовые оздоровительные, физкультур-

ные и спортивные мероприятия. Важную роль при этом играют программы и

календарь внутриколледжных соревнований между учебными группами, отде-

лениями. Насыщение программы этих мероприятий прикладными видами спор-

та или их элементами, регулярность проведения подобных соревнований может

во многом способствовать качеству ППФП. Следует указать, что имеется опыт

проведения таких мероприятий (соревнований) кафедрой физического воспита-

ния, спортивными клубами.

Следует особо указать, что отдельные разделы (элементы) ППФП студен-

тов могут быть реализованы в учебные часы, отводимые на специальные пред-

меты.

Таким образом, многообразие условий работы колледжа предполагает вы-

бор и использование различных форм и методов ППФП студентов.

7

Комплексное формирование и воспитание прикладных умений, навы-

ков, физических и специальных качеств

Основное преимущество физических упражнений как фактора адаптации

заключается не только том, что с их помощью можно моделировать различные

ситуации трудовой деятельности, а, главным образом, в том, что они являются

наиболее адекватным средством воспитания необходимых качеств. Однако, как

показали специальные исследования, занятия различными видами спорта ока-

зывают неодинаковое воздействие на совершенствование отдельных психофи-

зиологических функций, необходимых для конкретной профессиональной дея-

тельности. Поэтому в процессе ППФП студентов должны быть использованы

вполне определенные виды спорта, избирательно (или преимущественно изби-

рательно) формирующие и развивающие необходимые прикладные умения, на-

выки, физические и специальные качества.

Работы ряда исследователей показали возможности использования соот-

ветствующих классификаций для рекомендации отдельных видов спорта с це-

лью комплексного решения задач ППФП студентов. Наиболее, обобщенная ха-

рактеристика и группировка видов спорта и спортивных упражнений предложе-

на А. Б. Гандельсманом и К. М. Смирновым.

1- я группа – преимущественное совершенствование координации движе-

ний. К этой группе относятся акробатика, спортивная и художественная гимна-

стика, прыжки в воду и подобные виды спорта. Упражнения 1-й группы разви-

вают и совершенствуют у человека «мышечное чувство», проприоцептивный

(двигательный) анализатор, способность к полной ориентировке в пространстве

при самых необычных перемещениях тела, способствуют развитию отдельных

групп мышц. К спортсменам этой группы предъявляются разносторонние тре-

бования в проявлении силы, быстроты, гибкости.

2-я группа – преимущественное достижение высокой скорости в цикличе-

ских движениях. В эту группу упражнений входят легкоатлетический бег, бег на

коньках, велосипедный спорт и т.д. Главная направленность этих видов спорта –

достижение высокой скорости передвижения. Скорость передвижения по ди-

станции в каждом из видов 2-й группы зависит не только от совершенствования

самих

циклических

движений

(техники),

но

и

от

способности

спортсмена

преодолевать утомление.

3-я группа – совершенствование силы и быстроты движения. Физические

упражнения этой группы отличаются направленностью на достижение макси-

мальной величины силы. При их выполнении наибольшие нагрузки (и соответ-

ственное развитие) испытывает двигательный аппарат спортсменов. Это осуще-

ствляется в двух крайних вариантах. Первый – за счет совершенствования

способности к максимальному увеличению перемещаемой при движениях мас-

сы. Второй – путем максимального увеличения ускорения при известной ве-

личине перемещаемых масс (метание, прыжки в легкой атлетике).

4-я группа – совершенствование движений в обстановке непосредствен-

ной борьбы с соперником. Спортивные игры и подвижные игры, входящие в

данную группу ациклических упражнений, направлены на совершенствование

функций анализаторов, быстрого «освоения» широкого диапазона меняющейся

8

информации в процессе непосредственной борьбы со спортивным противни-

ком. Постепенно совершенствуется комплекс физических качеств и способ-

ность к внезапным действиям тренирующегося в этих видах. Физиологические

нагрузки в процессе упражнений весьма переменны, но в целом они довольно

значительны. Эмоции, связанные с упражнениями, требуют специального вни-

мания, поскольку они значительно усиливают влияние физических нагрузок на

организм.

5 - я группа

– совершенствование

управления

различными

средствами

передвижения. Эта группа упражнений (велоспорт, конный спорт и др.) изучена

в физиологическом отношении крайне недостаточно, хотя имеет, бесспорно,

прикладное

значение.

Сами

двигательные

действия

спортсменов

являются

ациклическими, преимущественно малой мощности, требующими для своего

выполнения значительного напряжения центральной нервной системы из-за

необходимости опережающих действий по отношению текущих движений и си-

туаций. Эти упражнения воспитывают выдержку, хладнокровие, смелость, ини-

циативу и для своего выполнения требуют достаточного проявления координа-

ции, быстроты, силы и выносливости.

6-я группа – совершенствование предельно напряженной центральной

нервной деятельности при весьма малых физических нагрузках. Строго говоря,

упражнения этой группы не являются физическими упражнениями (стрельба,

шахматы и др.), поскольку двигательный компонент в них выражен в малой сте-

пени (при весьма малых энергетических затратах и небольшом диапазоне ацик-

лических движений). Однако упражнения этой группы вызывают напряжен-

ность функций центральной нервной системы. В процессе этих упражнений

развивается способность сосредоточения внимания на решении задач в ко-

роткие отрезки времени при чередовании различных действий, с управлением

действиями вообще.

7-я группа – воспитание способности к переключениям в многоборье

(современное пятиборье, биатлон и др.). Физиологическое и педагогическое

значение компонентов разнообразных многоборий не может быть сведено к

простому суммированию эффекта от каждой из составляющих частей многобо-

рья. Каждое сочетание различных видов упражнений оказывает особое дей-

ствие на организм, подлежащее, как частному, так и комплексному изучению и

сопоставлению.

Опираясь на данную классификацию и основные методические положе-

ния, определяющие совершенствование двигательных умений и навыков, вос-

питание физических и специальных качеств, кафедры физического воспитания

могут обоснованно проводить направленный подбор видов спорта в целях ре-

шения проблемы ППФП студентов различных специальностей.

Здесь будет уместно еще раз подчеркнуть прикладное значение спортив-

ной подготовки вообще – элемент сознательности в занятиях, сопряженный с

повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяет использо-

вать спорт для совершенствования наиболее важных в современном произ-

водстве психофизиологических функций, психологической закалки людей, вос-

питания необходимых моральных качеств. Все это особенно ярко выражено в

9

командных видах спорта и в командных спортивных соревнованиях, проведение

которых в студенческих коллективах предпочтительней перед личными первен-

ствами. Широкое применение различных видов спорта в процессе ППФП сту-

дентов оправдано также высокой заинтересованностью, положительной эмоци-

ональной и оздоровительной окраской спортивных занятий молодежи. Однако

если такая спортивная тренировка проводится с целью подготовки студентов к

их профессиональной деятельности, то должна быть обеспечена ее доступность

для каждого студента вне зависимости от степени его способностей к данному

виду спорта.

В то же время следует учитывать, что «спортивный метод» не может яв-

ляться единственным методом при решении всего комплекса вопросов ППФП

студентов из-за его недостаточной избирательности. Кроме того, нельзя не при-

знать справедливыми замечания ряда авторов о том, что неправильная поста-

новка учебной и тренировочной работы может из самого прикладного вида

спорта выхолостить его прикладную сущность.

Заключение.

Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности при

воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь

с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта. При

этом применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения –

это те же обычные физические упражнения, но подобранные и организованные

в полном соответствии с ее задачами.

В настоящее время еще не существует специальной классификации физи-

ческих упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различ-

ных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос

должен решаться самостоятельно.

Однако при подборе средств физического воспитания в целях ППФП име-

ет смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит

более направлено и избирательно использовать эти средства в процессе физиче-

ского воспитания студентов.

Такими группами средств ППФП студентов можно считать: прикладные

физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта;

прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические

факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию учебно-

го процесса по разделу ППФП.

Прикладные физические упражнения, и отдельные элементы из различ-

ных видов спорта могут в сочетании с другими упражнениями обеспечить вос-

питание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а также

освоение прикладных умений и навыков.

10

Список литературы.

1. Вилеский, М.Я. Основы профессиональной направленности студентов пе-

дагогических институтов [Текст]: учеб. пособие / М.Я. Вилеский – М., 2001.

– 143с.

2. Ильин, В.И. ППФП студентов в ВУЗах [Текст]: научно-методологические

и организационные основы /В.И. Ильин – М.,2000. – 258с.

3.

Жолдак,

В.И.

Методы

совершенствования

физического

воспитания

в

ВУЗе. [Текст]. / В.И. Жолдак – М., 2001. – 156с.

11



В раздел образования