Авторы: Гущин Сергей Анатольевич, Наумова Наталья Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "ИКАТ и ДС"
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Профессионально–прикладная физическая подготовка для студентов колледжа.
Раздел: среднее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИРКУТСКИЙ КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
И ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»
Профессионально-прикладная
физическая подготовка для студентов колледжа.
Составитель: Преподаватель физической
культуры Гущин С.А.
Иркутск, 2017
Содержание.
Введение
О
ш
иб
ка
:
ис
то
чн
ик
пе
ре
кр
ёс
тн
ой
сс
ы
лк
и
не
на
йд
ен
Организация и методика проведения профессионально – прикладной
физической подготовки
4
Комплексное формирование и воспитание прикладных умений, навы-
ков, физических и специальных качеств
8
Заключение
10
Список литературы
11
2
Введение
В настоящее время ППФП студентов к высокопроизводительному труду в
различных
сферах
деятельности
осуществляется
в
колледже
последующим
основным направлениям:
овладение прикладными умениями и навыками, являющимися эле-
ментами отдельных видов спорта;
акцентированное воспитание отдельных физических и специальных
качеств, особо необходимых для высокопроизводительного труда в определен-
ной профессии;
приобретение прикладных знаний (знаний и умений применения
средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха с учетом меня-
ющихся условий труда, быта и возрастных особенностей и др.).
Первое из направлений связано с проблемой обучения движениям, второе
– с воспитанием физических (двигательных) и специальных качеств, третье – с
приобретением
прикладных
знаний
по
использованию
средств
физической
культуры в режиме труда и отдыха, а также с проблемой подготовки обществен-
ных физкультурных кадров для производства. Указанные направления имеют
достаточно глубокое научно-методическое обоснование в теории и методике
физического воспитания и изложены в специальной, литературе.
Этим определяется и структура изложения материала в данной работе:
она основана на положениях теории и методики физического воспитания, при-
менительно к задачам ППФП вообще и студентов средних учебных заведений в
частности.
При разработке ППФП студентов конкретной профессии общие положе-
ния ППФП, выявленные для группы схожих профессий путем проведения соци-
ологических исследований, должны дополняться более углубленными психофи-
зиологическими исследованиями на рабочих местах с применением методик,
используемых в физиологии, психологии, гигиене труда и спортивной трени-
ровке. Такие исследования должны носить перманентный характер, обеспечива-
ющий накопление научного материала с учетом тех постоянных изменений, ко-
торые происходят во всех отраслях деятельности под влиянием научно-техниче-
ской революции.
Следует отметить, что при определении содержания ППФП студентов все
шире используются математические методы анализа полученных материалов.
Есть все основания полагать, что более широкое применение диспер-
сионного, корреляционного и регрессионного методов для объективной оценки
существенности значения различных компонентов в ППФП намного повысит
научность подбора средств и методов для ее реализации в системе физического
воспитания студентов.
В идеале необходимо построение многофакторных статистических моде-
лей ППФП специалиста будущего с определением наиболее существенных фак-
торов, влияющих на его профессиональную работоспособность, а также, форм
связи и степени взаимозависимости различных параметров, включенных в мо-
дель. Необходимость в перспективе решения этой сложной проблемы для каж-
дой профессии подчеркивается временным разрывом между периодом изучения
3
существующих условий труда специалистов и реализации ППФП студентов в
колледже, с одной стороны, и условиями и характером труда будущих специали-
стов в течение последующих 30 – 35 лет – с другой. Естественно, что эта
проблема тесно связана с проблемой определения профессиограммы специали-
ста будущего, над которой работают философы, социологи и психологи труда,
специалисты по организации производства и др. Результаты этих исследований
должны быть также использованы при построении модели ППФП специали-
стов.
Организация и методика проведения профессионально – прикладной
физической подготовки
Организация ППФП студентов в процессе их физического воспитания и
особенно на учебных занятия связана с рядом объективных трудностей, главны-
ми из которых являются: отсутствие или недостаток надлежащей базы для про-
ведения занятий по данному делу физического воспитания; неподготовленность
преподавателей кафедры физического воспитания студентов влияние климати-
ческих и погодных условий на возможность проведения специально организо-
ванных занятий по ППФП; недостаточная физическая подготовленность посту-
пающих в ссуз, затрудняющая реализацию некоторой части ППФП в учебное
время. Вопросы должны освещаться по материалам специальных исследований
работников кафедр физического воспитания или других кафедр и учреждений и
содержать достоверные сведения, прикладные для будущих специалистов кон-
кретной профессии, специальности специализации.
При изложении данной темы должна быть учтена и другая особенность
подготовки специалистов высшей квалификации. Учебный материал должен
быть рассчитан не только на личную подготовку студента, но и на его подготов-
ку как будущего руководителя производственного коллектива. От знания и по-
нимания им комплекса этих вопросов нередко в будущем зависит степень и
масштабы
использования
средств
физической
культуры
и
спорта
в
произ-
водственном или другом коллективе.
Однако не всегда весь необходимый теоретический материал по ППФП
может быть изложен в течение двух часов занятий. В этом случае следует ис-
пользовать и форму краткой тематической беседы во время проведения практи-
ческих занятий по разделу физического воспитания. В частности, вопросы тех-
ники безопасности во многих случаях более целесообразно объяснять именно
во время практических, а не теоретических занятий.
Следует указать, что в различных колледжах наряду с обязательными тео-
ретическими занятиями, предусмотренными единой учебной программой по
физическому воспитанию, проводятся занятия и на другие темы, освещающие
отдельные разделы ППФП. В содержании таких занятий, как правило, раскры-
ваются наиболее актуальные стороны ППФП студентов данного учебного заве-
дения. Подобные темы раскрываются с разной степенью детализации отдель-
ных вопросов, зависящих от профиля подготовки специалистов. Следует отме-
тить, что при достаточном качестве этих лекций, вполне компенсируется соот-
ветствующее сокращение часов практических занятий в связи с повышением
уровня подготовки и сознательности студентов в ходе освоения ими практиче-
4
ского материала.
Практические учебные занятия по ППФП могут проводиться в учебных
группах всех отделений (специального, подготовительного и спортивного со-
вершенствования).
В процессе этих занятий могут в той или иной степени решаться все
основные задачи ППФП. Однако главная целевая направленность этих занятий
– преимущественное и специальное воспитание прикладных физических и спе-
циальных качеств, умений и навыков, особенно необходимых в профессиональ-
ной деятельности.
Программа и содержание этих учебных занятий для учебных групп подго-
товительного
отделения
разрабатывается
кафедрой
физического
воспитания
также на основе изучения условий и характера труда выпускников.
В то же время следует учитывать, что само содержание практических за-
нятий, методических разработок и указаний по одному и тому же виду ППФП,
может иметь свою специфику.
При проведении практических учебных занятий в специальном учебном
отделении содержание специально направленных занятий по ППФП должно
быть согласовано с возможностями каждого студента в зависимости от харак-
тера отклонений в состоянии его здоровья. При проведении подобных занятий в
учебных группах отделения спортивного совершенствования должны быть мак-
симально использованы возможности каждого вида спорта для воспитания при-
кладных физических и специальных качеств для успешного формирования при-
кладных умений, и навыков.
Имеющиеся теоретические работы, опыт ряда кафедр физического воспи-
тания указывают на возможность опосредствованной реализации задач ППФП
студентов не только на специально организованных учебных занятиях, но и для
тех практических занятиях, целевая направленность которых – общая физиче-
ская подготовка. По этому поводу проф. В. В. Белинович справедливо отмечал,
что ни в коем случае нельзя проводить резкую грань между общеразвивающими
и прикладными упражнениями. Как общая, так и прикладная физическая подго-
товка, поскольку они не противопоставляются, должны идти параллельно на
протяжении всего срока обучения, но удельный вес той или другой подготовки
может меняться как на протяжении определенного периода, так и в каждом
отдельном занятии. Таким образом, прикладные физические упражнения могут
одновременно служить средством всесторонней физической подготовки, и нао-
борот.
Успешность подобной формы реализации ППФП во многом зависит от
правильного подбора средств на практических занятиях во всех учебных отде-
лениях, включая отделение спортивного совершенствования.
Кроме учебных занятий (обязательных и факультативных) все более ши-
рокое распространение приобретают учебные занятия по ППФП под руко-
водством преподавателей в период учебных практик. Аналогичная работа про-
водится и в период педагогической практики. Также практикуется самостоя-
тельное выполнение студентами заданий преподавателя физического воспита-
ния, требующих определенных прикладных знаний, способствующих воспита-
5
нию и формированию прикладных физических и специальных качеств, умений
и навыков. Выполнение подобных заданий контролируется преподавателем, а в
отдельных случаях они включаются в зачетные требования. К ним относятся
самостоятельное
составление
и
проведение
с
группой
своих
товарищей
комплексов гигиенической и производственной гимнастики, приобретение при-
кладных знаний и умений организаторской, инструкторской и судейской работы
по физической культуре и спорту и др. Ход и результаты проведенной обще-
ственной физкультурной работы фиксируются в учебном журнале. Эти отметки
в журнале являются основными, подтверждающими общественную работу сту-
дента, и по ним выставляется зачет (табл. 1).
Таблица 1
Контрольные задания по общественно-физкультурной работе для сту
ден-
тов
Виды и формы работ (по выбору)
Требования
Судейство соревнований по избранно-
му и по массовым видам спорта
Судить
не
менее
3
соревнований
за
учебный год
или
Организовать и провести массовые со-
ревнования по любому виду спорта
Представить
отчет
по
установленной
форме о проведенном соревновании
или
Руководить
работой
физкультурного
совета в течение учебного года
Представить
в
начале
учебного
года
план работы совета, а в конце года –
отчет
или
Активно выполнять обязанности физ-
орга группы в течение года
Работа оценивается по членству спор-
тивного клуба, участию студентов в со-
ревнованиях
или
Ежедневное проведение утренней гим-
настики с группой студентов, прожива-
ющих в обще житии
По выполненной работе
или
Участие в ремонте и содержании спор-
тивных
площадок,
спортинвентаря
и
оборудования
Проработать не менее 20 ч или заведо-
вать объектом в течение учебного года
или
Изготовить и оформить в колледже, в
общежитии в течение учебного года не
менее двух фотовитрин, отражающих
спортивную жизнь студентов
По исполненной работе и положитель-
ной оценке
или
6
Поместить в стенной печати не
менее
5
статей
о
спортивной
жизни
колледжа, общежития, команды
По опубликованным статьям
или
Организовать
или
провести
спортив-
ный праздник в колледже, в общежи-
тии, на местах практики
По выполненной работе и отзыву
ППФП при самодеятельных занятиях студентов во внеучебное время так-
же имеет несколько форм:
– занятия прикладными видами спорта под руководством преподавателей – тре-
неров в спортивных секциях, в оздоровительно – спортивном лагере, на учеб-
ных практиках;
– самостоятельные занятия физической культурой и отдельными видами спорта,
способствующими
воспитанию
прикладных
физических
и
специальных
ка-
честв, формированию прикладных умений и навыков в свободное время в тече-
ние учебного года, на учебных и производственных практиках, в каникулярное
время.
Кроме того, знания и навыки общественно-физкультурной работы буду-
щие специалисты получают на занятиях по методике физического воспитания.
Не менее распространенной является форма подготовки студентов к обществен-
ной физкультурно-спортивной работе на специальных семинарах спортивных
клубов и добровольных спортивных обществ. При этом одной из задач таких за-
нятий является привитие будущим воспитателям знаний и навыков, необходи-
мых для управления группами детей.
Все вышеизложенное, во-первых, свидетельствует о разнообразии форм
подготовки студентов к общественно-физкультурной работе будущей в трудо-
вой деятельности, а во-вторых, указывает на необходимость унификации в даль-
нейшем существующих в различных ссузах разнообразных программ, форм,
методов и средств такой подготовки.
Одной из форм ППФП являются массовые оздоровительные, физкультур-
ные и спортивные мероприятия. Важную роль при этом играют программы и
календарь внутриколледжных соревнований между учебными группами, отде-
лениями. Насыщение программы этих мероприятий прикладными видами спор-
та или их элементами, регулярность проведения подобных соревнований может
во многом способствовать качеству ППФП. Следует указать, что имеется опыт
проведения таких мероприятий (соревнований) кафедрой физического воспита-
ния, спортивными клубами.
Следует особо указать, что отдельные разделы (элементы) ППФП студен-
тов могут быть реализованы в учебные часы, отводимые на специальные пред-
меты.
Таким образом, многообразие условий работы колледжа предполагает вы-
бор и использование различных форм и методов ППФП студентов.
7
Комплексное формирование и воспитание прикладных умений, навы-
ков, физических и специальных качеств
Основное преимущество физических упражнений как фактора адаптации
заключается не только том, что с их помощью можно моделировать различные
ситуации трудовой деятельности, а, главным образом, в том, что они являются
наиболее адекватным средством воспитания необходимых качеств. Однако, как
показали специальные исследования, занятия различными видами спорта ока-
зывают неодинаковое воздействие на совершенствование отдельных психофи-
зиологических функций, необходимых для конкретной профессиональной дея-
тельности. Поэтому в процессе ППФП студентов должны быть использованы
вполне определенные виды спорта, избирательно (или преимущественно изби-
рательно) формирующие и развивающие необходимые прикладные умения, на-
выки, физические и специальные качества.
Работы ряда исследователей показали возможности использования соот-
ветствующих классификаций для рекомендации отдельных видов спорта с це-
лью комплексного решения задач ППФП студентов. Наиболее, обобщенная ха-
рактеристика и группировка видов спорта и спортивных упражнений предложе-
на А. Б. Гандельсманом и К. М. Смирновым.
1- я группа – преимущественное совершенствование координации движе-
ний. К этой группе относятся акробатика, спортивная и художественная гимна-
стика, прыжки в воду и подобные виды спорта. Упражнения 1-й группы разви-
вают и совершенствуют у человека «мышечное чувство», проприоцептивный
(двигательный) анализатор, способность к полной ориентировке в пространстве
при самых необычных перемещениях тела, способствуют развитию отдельных
групп мышц. К спортсменам этой группы предъявляются разносторонние тре-
бования в проявлении силы, быстроты, гибкости.
2-я группа – преимущественное достижение высокой скорости в цикличе-
ских движениях. В эту группу упражнений входят легкоатлетический бег, бег на
коньках, велосипедный спорт и т.д. Главная направленность этих видов спорта –
достижение высокой скорости передвижения. Скорость передвижения по ди-
станции в каждом из видов 2-й группы зависит не только от совершенствования
самих
циклических
движений
(техники),
но
и
от
способности
спортсмена
преодолевать утомление.
3-я группа – совершенствование силы и быстроты движения. Физические
упражнения этой группы отличаются направленностью на достижение макси-
мальной величины силы. При их выполнении наибольшие нагрузки (и соответ-
ственное развитие) испытывает двигательный аппарат спортсменов. Это осуще-
ствляется в двух крайних вариантах. Первый – за счет совершенствования
способности к максимальному увеличению перемещаемой при движениях мас-
сы. Второй – путем максимального увеличения ускорения при известной ве-
личине перемещаемых масс (метание, прыжки в легкой атлетике).
4-я группа – совершенствование движений в обстановке непосредствен-
ной борьбы с соперником. Спортивные игры и подвижные игры, входящие в
данную группу ациклических упражнений, направлены на совершенствование
функций анализаторов, быстрого «освоения» широкого диапазона меняющейся
8
информации в процессе непосредственной борьбы со спортивным противни-
ком. Постепенно совершенствуется комплекс физических качеств и способ-
ность к внезапным действиям тренирующегося в этих видах. Физиологические
нагрузки в процессе упражнений весьма переменны, но в целом они довольно
значительны. Эмоции, связанные с упражнениями, требуют специального вни-
мания, поскольку они значительно усиливают влияние физических нагрузок на
организм.
5 - я группа
– совершенствование
управления
различными
средствами
передвижения. Эта группа упражнений (велоспорт, конный спорт и др.) изучена
в физиологическом отношении крайне недостаточно, хотя имеет, бесспорно,
прикладное
значение.
Сами
двигательные
действия
спортсменов
являются
ациклическими, преимущественно малой мощности, требующими для своего
выполнения значительного напряжения центральной нервной системы из-за
необходимости опережающих действий по отношению текущих движений и си-
туаций. Эти упражнения воспитывают выдержку, хладнокровие, смелость, ини-
циативу и для своего выполнения требуют достаточного проявления координа-
ции, быстроты, силы и выносливости.
6-я группа – совершенствование предельно напряженной центральной
нервной деятельности при весьма малых физических нагрузках. Строго говоря,
упражнения этой группы не являются физическими упражнениями (стрельба,
шахматы и др.), поскольку двигательный компонент в них выражен в малой сте-
пени (при весьма малых энергетических затратах и небольшом диапазоне ацик-
лических движений). Однако упражнения этой группы вызывают напряжен-
ность функций центральной нервной системы. В процессе этих упражнений
развивается способность сосредоточения внимания на решении задач в ко-
роткие отрезки времени при чередовании различных действий, с управлением
действиями вообще.
7-я группа – воспитание способности к переключениям в многоборье
(современное пятиборье, биатлон и др.). Физиологическое и педагогическое
значение компонентов разнообразных многоборий не может быть сведено к
простому суммированию эффекта от каждой из составляющих частей многобо-
рья. Каждое сочетание различных видов упражнений оказывает особое дей-
ствие на организм, подлежащее, как частному, так и комплексному изучению и
сопоставлению.
Опираясь на данную классификацию и основные методические положе-
ния, определяющие совершенствование двигательных умений и навыков, вос-
питание физических и специальных качеств, кафедры физического воспитания
могут обоснованно проводить направленный подбор видов спорта в целях ре-
шения проблемы ППФП студентов различных специальностей.
Здесь будет уместно еще раз подчеркнуть прикладное значение спортив-
ной подготовки вообще – элемент сознательности в занятиях, сопряженный с
повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяет использо-
вать спорт для совершенствования наиболее важных в современном произ-
водстве психофизиологических функций, психологической закалки людей, вос-
питания необходимых моральных качеств. Все это особенно ярко выражено в
9
командных видах спорта и в командных спортивных соревнованиях, проведение
которых в студенческих коллективах предпочтительней перед личными первен-
ствами. Широкое применение различных видов спорта в процессе ППФП сту-
дентов оправдано также высокой заинтересованностью, положительной эмоци-
ональной и оздоровительной окраской спортивных занятий молодежи. Однако
если такая спортивная тренировка проводится с целью подготовки студентов к
их профессиональной деятельности, то должна быть обеспечена ее доступность
для каждого студента вне зависимости от степени его способностей к данному
виду спорта.
В то же время следует учитывать, что «спортивный метод» не может яв-
ляться единственным методом при решении всего комплекса вопросов ППФП
студентов из-за его недостаточной избирательности. Кроме того, нельзя не при-
знать справедливыми замечания ряда авторов о том, что неправильная поста-
новка учебной и тренировочной работы может из самого прикладного вида
спорта выхолостить его прикладную сущность.
Заключение.
Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности при
воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь
с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта. При
этом применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения –
это те же обычные физические упражнения, но подобранные и организованные
в полном соответствии с ее задачами.
В настоящее время еще не существует специальной классификации физи-
ческих упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различ-
ных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос
должен решаться самостоятельно.
Однако при подборе средств физического воспитания в целях ППФП име-
ет смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит
более направлено и избирательно использовать эти средства в процессе физиче-
ского воспитания студентов.
Такими группами средств ППФП студентов можно считать: прикладные
физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта;
прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические
факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию учебно-
го процесса по разделу ППФП.
Прикладные физические упражнения, и отдельные элементы из различ-
ных видов спорта могут в сочетании с другими упражнениями обеспечить вос-
питание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а также
освоение прикладных умений и навыков.
10
Список литературы.
1. Вилеский, М.Я. Основы профессиональной направленности студентов пе-
дагогических институтов [Текст]: учеб. пособие / М.Я. Вилеский – М., 2001.
– 143с.
2. Ильин, В.И. ППФП студентов в ВУЗах [Текст]: научно-методологические
и организационные основы /В.И. Ильин – М.,2000. – 258с.
3.
Жолдак,
В.И.
Методы
совершенствования
физического
воспитания
в
ВУЗе. [Текст]. / В.И. Жолдак – М., 2001. – 156с.
11