Автор: Бабанова Елена Львовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Малышок"
Населённый пункт: город Нерехта,Костромская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Зимние забавы для здоровья" познавательно–творческий проект в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность в старшей группе
«Зимние забавы для здоровья».
Актуальность.
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как
физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни
и овладению современными здоровье сберегающими технологиями является
одной из значимых и приоритетных. Одной из главных задач современного
дошкольного
воспитания
является
снижение
риска
заболеваемости
детей
наиболее распространенными простудными заболеваниями, главный акцент -
закаливание детского организма. Пребывание детей на свежем воздухе, имеет
большое
значение
для
физического
развития.
Дефицит
двигательной
активности
оказывает
отрицательное
влияние
на
развитие
организма,
способствует
возникновению
значительных
нарушений
со
стороны
различных органов и систем, особенно в детском возрасте (отклонения в
состоянии центральной нервной системы, нарушения осанки, зрения и т.п.),
повышается
заболеваемость.
Только
активный
отдых
предполагает
смену
умственной и физической деятельности. Положительная роль от активизации
двигательной активности у детей отражается на устойчивом эмоциональном
фоне после прогулок, снижение заболеваемости, сплоченности и расширения
знаний у детей об играх, проводимых на улице. Мы - взрослые, обязаны
создать
условия
для
детской
поисковой
деятельности,
которые
будут
способствовать обогащению их внутреннего мира и расширению знаний о
традиционных русских народных игр-забав, а также формированию волевых
качеств, активности, любознательности, отзывчивости, способности решать
интеллектуальные и личностные задачи, развитию творческого потенциала и
продуктивных навыков.
Исходя
из
потребностей,
интересов
и
предпочтений
детей,
работа
над
проектом
позволит
каждому
ребенку
продвинуться
вперед
и
обеспечить
выход каждого на свой более высокий уровень. Поддерживая стремления
детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и
навыки,
даст
возможность
использовать
их,
пережить
радость
открытий,
побед
и
успеха.
Проект
«Зимние
забавы»
предоставляет
большие
возможности
для
творчества,
развивает
активность,
самостоятельность,
приобщает к совместной деятельности детей и родителей.
1
Тип проекта: познавательно-творческий.
По числу участников: групповой.
По срокам реализации: среднесрочный (с 01.02.2018-28.02.2018г.).
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатель старшей
группы, узкий специалист (логопед), родители.
Форма
работы:
игровая,
познавательная,
продуктивная,
работа
с
родителями.
Краткая
аннотация
к
проекту:
Работа
по
проекту
направлена
на
познавательную
и
исследовательскую
деятельность
детей
старшего
дошкольного
возраста
о
происхождении,
видах,
назначении
игр-забав
в
русской народной культуре. Работа в проекте обеспечила: освоение детьми
богатого
информационного
материала
по
теме;
способствовала
обучению
детей правилам игр, возможности использовать в самостоятельной игровой
деятельности
и
разнообразному
оснащению
развивающей
среды
группы
материалами по истории возникновения игр-забав.
Основополагающий вопрос: что такое игры - забавы?
Проблема: какую роль и значение имеют игры-забавы в жизни детей?
Объект исследования: русские народные игры - забавы.
Цель
проекта: Создание
оптимальных
условий
для
организации
двигательной
активности
и
оздоровительной
работы
с
детьми
в
зимний
период. Обобщить и систематизировать знания детей об русских народных
играх-забавах.
Задачи проекта: Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни и
потребность в разнообразной самостоятельной двигательной деятельности на
воздухе.
Развивать у детей физические качества: ловкость, быстроту, выносливость во
время подвижных игр, соревнований, развлечений.
Воспитывать у детей нравственно – волевые качества, коммуникативные
способности и трудолюбие в ходе коллективной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
Познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая культура,
социально - коммуникативная.
2
Методы организации познавательно- творческой деятельности:
Словесные – беседа, составление рассказа, чтение сказок, заучивание стихов,
пословиц, колядок.
Наглядные – рассматривание иллюстраций о зимних развлечениях.
Практические – изготовление коллективной аппликации, опыты с водой.
Ожидаемые результаты:
Для
воспитанников:
Дети
овладеют
достаточным
уровнем
двигательной
активности
согласно
возрасту.
Воспитанники
ознакомятся
с
новыми
разнообразными
народными
играми
и
упражнениями
на
воздухе
с
использованием построек из снега и льда. Ребята старшего возраста освоят
технику
ходьбы
на
лыжах,
игры
с
клюшкой
и
шайбой.
Приобретённые
навыки помогут стать более самостоятельным и независимым. Полученный
двигательный
опыт
позволит
избежать
несчастных
случаев.
Повысится
двигательная
самостоятельность,
общая
выносливость,
снизится
заболеваемость детей. Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Для родителей:
- развитие совместного творчества родителей и детей;
-готовность к сотрудничеству с воспитателями.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Создание необходимых условий для реализации проекта. Определение темы
проекта,
постановка
цели
и
задач.
Изучение
имеющихся
условий
для
проведения прогулок, обследование территории участка. Подбор и изучение
методической литературы, материалов и пособий для проведения прогулки с
детьми
в
зимний
период,
детской
художественной
литературы
по
теме,
тематических
занятий,
бесед
с
детьми.
Информационно-рекламная
деятельность для родителей, консультации, анкетирование.
2 этап – основной
Содержание деятельности по реализации проекта
Способ «Модель трёх вопросов»
3
1 вопрос: - Дети, что мы знаем о зиме?
-Какие приметы зимы знаем?
- В какие игры дети играют зимой?
2 вопрос: -Что вы хотите узнать про зиму и зимние забавы?
3 вопрос: Что сделать, чтобы получить ответы на наши вопросы?
Строим ледяные постройки
Почему снег не тает, когда светит солнце?
Сколько снега выпадает зимой?
Какие постройки сделать из снега на участке?
Спросить у взрослых
Самим подумать или спросить у родителей
Прочитать в энциклопедии
Посмотреть в Интернете
Рассмотреть познавательную литературу
Попросить помощи у взрослых
3 этап – заключительный
Результаты реализации проекта:
- обогащение воспитанников новыми знаниями, яркими впечатлениями;
- уменьшение простудных заболеваний, закаливание детского организма;
-
повышение
компетентности
родителей
в
области
организации
зимней
прогулки детей;
- оформление проекта «Зимние забавы для здоровья»;
- Развлечение «Рождественские посиделки с родителями».
Работа с родителями.
Оформление фотовыставки: «Зимние забавы»
4
Консультации:
«Зимние
игры
и
забавы»,
«Безопасность
детей
в
зимний
период»
Развлечение «Рождественские посиделки» с приглашением родителей.
Спортивное развлечение «Как мы рады матушке - Зиме» с приглашением
родителей.
Центр «Развития речи»:
Рассматривание картины: «Зимние забавы». Стихи, загадки о зиме. Чтение
сказки «Морозко». Рассказ воспитателя о зимних забавах на Руси.
«Пословицы, загадки о зимних развлечениях». Составление рассказа по
сюжетным картинкам на тему: «Зимние развлечения». Рожественские
колядки. Интегрированное занятие «Зимние забавы».
Центр дидактических игр:
Настольная игра: Когда это бывает», лото «Зимние виды спорта», «Назови и
скажи,
почему
она
лишняя»?
(по
типу
третий
лишний).
Д\и
«Собери
разрезную
картинку»,
«Кто
быстрее
соберет
снеговика».
Речевые
игры:
«Зимние слова», «Когда это бывает?», «Верю - не верю. «Какой?» (учить
подбирать определения к словосочетанию «зимние забавы»)
Центр природы:
Рассматривание снежинок (на прогулке), зарисовка в группе. Опыты с водой
«разноцветные льдинки».
Центр театрализации:
Развлечение с родителями с элементами театрализации « Рождественские
Колядки ».
Центр искусства:
Лепка
«Ёлочка-красавица»,
аппликация
«Весёлый
снеговик»,
рисование
«Мы со спортом дружим». Коллективная аппликация «Зимние забавы».
Центр строительства
Постройки
из
снега:
черепаха,
ёлочка-красавица,
девочка-снегурочка
и
другие.
Центр безопасности
.
5
Беседа с детьми «Безопасность детей во время катания с горки на санках
(лыжах), «ватрушках».
Центр двигательной активности.
п/и « Метелица», п/и « Попади в мишень», «Заморожу», « Мороз»; п/и
«Спортивная фигура на месте замри» «Кто быстрее» «Игры с санками»,
«Быстрые упряжки» « Мороз-Красный нос»; Русские народные игры: игры –
«Золотые ворота», «Пирог», « Два Мороза» .
ТЕМА НЕДЕЛИ: «Зимние забавы»
Работа с детьми
Работа с родителями
ПОНЕДЕЛЬНИК
Тема дня: «Зимушка-зима»
1.Беседа «Почему мне нравится зима?»
2.Разучивание подвижной игры
«Снежок», «Снежная карусель»,
«Мороз».
3.Аппликация «Снеговик».
4.Опыт «Свойства снега».
5.Дидактические игры «Собери
картинку», «Сделай снежинку», «Найди
ошибки» (чего не бывает зимой).
6.Чтение познавательной сказки
К. Ушинского «Проказы матушки зимы»
ВТОРНИК
Тема дня: «Зимние забавы».
1.Беседа «Зачем зимой снег?».
2.Экскурсия в зимний парк.
3.Конструирование из снега «Ёлочка»
«Черепаха», «Матрёшка» и др.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Тема дня: «Зимушка-зима»
Информация для родителей :
«Утро начинается с зарядки».
Анкетирование для родителей:
«О пользе прогулок для детского
здоровья».
ВТОРНИК
Тема дня: «Зимние забавы».
Беседа: «Каким бывает отдых».
Консультация : «Зимние забавы».
6
4. Экспериментирование «Таянье и
замерзание воды».
5. П/и «Ловишки со снежком»,
Спортивные игры:
«Веселые соревнования»,«Дорожка
препятствий»,«Чья команда забросит в
корзину больше снежков»,«По кругу».
6. Чтение рассказа В.Чаплиной « Кто как
зимует», заучивание стихотворений
«Зима», Л.Квитко «Санки».
7. Д/и «Кому что нужно?», «Кто, что
делает зимой».
Совершить семейную лыжную
прогулку в выходной день
(или поездка на каток).
7
8
СРЕДА
Тема дня: «Идём на зимнюю прогулку»
1.Разговор: «Зимние прогулки с
родителями»
Беседа «Прогулка для здоровья».
2.Разучивание
Игра – пантомима
« Что я делаю зимой?» Музыкальная
игра « Что нам нравится зимой?»
3.Д/и -лото «Зимние виды спорта».
4.Заучивание колядок,
чтение сказки «Морозко».
5.Опыт с водой «Разноцветные льдинки»
ЧЕТВЕРГ
Тема дня: «Зимние виды спорта»
1.Рассматривание иллюстраций о зимних
видах спорта;
Беседа с детьми на тему «Если хочешь
быть здоров!».
2.Коллективная аппликация «Зимние
забавы».
3.Чтение рассказа Н.Н.Носова « На
горке», А.Прокофьев «Как на горке на
горе» Л.Квитко «Санки» А.Введенский
«На лыжах»,рассказа В.Осеевой «На
катке».
4.Д/и
«Когда
это
бывает?»,
«Кому
что
нужно?».
5. В гости к загадке» - о разных зимних
видах спорта.
ПЯТНИЦА
Тема дня: «Весёлая зима».
1. Разговор « Что ты увидел по дороге в
детский сад из живой, неживой
природы?»
2. Чтение сказки Г.П. Турчин
« Снежинка»,
3. Д/и «Зимние виды спорта» (лото),
СРЕДА
Тема дня: «Идём на зимнюю прогулку»
Консультация для родителей
«Играем с детьми в подвижные игры»
Подготовка к Рождественским
колядка, повторение стихотворений.
ЧЕТВЕРГ
Тема дня: «Зимние виды спорта»
Совершить семейную лыжную
прогулку в выходной день
(или поездка на каток).
Спортивное развлечение с
приглашением родителей.
«Как мы рады матушке зиме».
ПЯТНИЦА
Тема дня: «Весёлая зима».
Консультация для родителей:
«Безопасность детей в зимний период»
Развлечение «Рождественские посиделки
с родителями».
Заключение:
Таким
образом,
внедрение
проекта
в
воспитательно-образовательный
процесс поможет обеспечить развитие у детей любознательности, творческих
способностей.
Дети
овладели
достаточным
уровнем
двигательной
активности.
Ребята
познакомились
с
разнообразными
играми
и
упражнениями
на
воздухе. Приобретённые навыки помогут стать более самостоятельными и
независимыми.
Полученный двигательный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Повысится двигательная самостоятельность, общая выносливость, надеемся,
что снизится заболеваемость детей.
Расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре,
формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и
личностного отношения к действительности. В процессе работы над
проектом повысилась самооценка детей.
Приложение:
9
Строим горку на участке.
Катаемся на лыжах .
Играем в хоккей.
10
Занимаемся физической культурой на свежем воздухе.
Проводим опыты с водой.
11
И вот что получилось после опытов –разноцветные фонарики.
Наши снежные постройки на участке.
12
Дочего же хороша- девочка-снегурочка.
13
Лепка «Ёлочка-красавица».
Аппликация « Весёлый снеговик»
14
Коллективная аппликация «Зимние забавы».
Фотовыставка «Зимние забавы».
15
Собираем пазлы.
Дидактическая игра-лото: «Спортивные виды сорта».
16
Рзвлечение: «Рождественскиу посиделки с родителями».
17
Играем в русскую народную игру «Золотые ворота».
Любимые детские зимние забавы на улице: -кто быстрее доедет до снеговика,
18
.-попади в цель,
Катание на лошадях.
19
20