Автор: Минорова Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 251
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Игры и упражнения для развития умственных способностей детей второй младшей группы."
Раздел: дошкольное образование
Игры и упражнения для развития умственных способностей детей второй
младшей группы
Умственное
развитие
ребенка
—
сложный
и
многосторонний
процесс,
включающий
формирование
познавательных
инте ре с ов,
накопление
разнообразных
знаний
и
умений,
овладение
речью.
Но
основным
его
содержанием
является
развитие
тех
психологических
качеств,
которые
определяют
легкость
и
быстроту
усвоения
новых
знаний
и
умений,
возможность
их
использования
при
решении
разнообразных
за дач.
В
основе
развития
умственных
способностей
детей
является
овладение
действиями
замещения
и
наглядного
моделирования.
Замещение
—
это
использование
при
решении
разнообразных
умственных
задач
условных
заместителей
реальных
предметов
и
яв-
лений,
употребление
знаков
и
символов.
Первоначально
замещение
возникает
в
детской
игре,
когда
круг
начинает
обозначать
тарелку,
а
палочка
–
ручку,
карандаш.
Позднее
не
только
предметы
начинают
обозначать
другие
предметы,
но
и
сам
ребенок,
беря
на
себя
роль,
обозначает
тем
самым
другого
человека
—
доктора,
парикмахера,
продавца,
маму.
О в л а д е н и е
в н е ш н и м и
ф о р м а м и
з а м е щ е н и я
и
н а г л я д н о г о
моделирования;
выступающими
в
виде
использования
условных
обозначений,
чертежей,
схематических
рисунков
и
т.
п.,
ведет
к
появлению
возможно сти
употреблять
заме стители
и
н а гл я д н ы е
модели
«в
уме»,
предст авлять
с ебе
с
их
помощью
то,
о
ч е м
рассказывают
взрослые,
заранее
«видеть»
возможные
результаты
собственных
действий.
Предлагаемые
игры
и
упражнения
направлены
на
развитие
умст -
венных
способностей
детей
трех
лет.
Д е т и
в т о р о й
м л а д ш е й
г р у п п ы
у ж е
м о г у т
а н ализировать
предметы,
выделяя
такие
признаки,
как
цвет,
форму,
величину,
особенности
материала,
из
которого
они
состоят
(твердый
—
мягкий,
пушистый
—
гладкий),
и
т.
п.
Дети
трех
лет
способны
анализировать
элементарное
строение
предметов,
выделяя
существенное
для
решения
задачи
соотношен и е
их
частей.
В
этом
же
возрасте
они
начинают
овладевать
некоторыми
пространственными
отношениями.
У
д е т е й
т р е х
л е т
п о я в л я ю т с я
э л е м е н т ы
т в о рче ского
воображения.
Во
второй
младшей
группе
предлагаются
задания,
в
которых
на
основе
восприятия
отдельных
признаков
предметов,
обозначенных
заместителями,
дети
создают
в
своем
представлении
разнообразные
образы
новых
предметов
и
ситуаций.
Придумай
сам
Игра
может
проводиться
по
подгруппам
в
4—7
человек.
Дидактические
задачи:
1 .
Учить
видеть
в
различных
предметах
возможные
заместители
других
предметов,
годных
для
той
или
иной
игры.
2 .
Учить
детей
тому,
что
один
и
тот
же
предмет
может
замещать
разные
предметы.
3 .
Учить
детей
тому,
что
разные
предметы
могут
выступать
в
функции
заместителя
одного
и
того
же
предмета.
Материал:
Набор
различных
предметов:
брусок,
палочка,
конус,
пластмассовый
шарик,
полый
цилиндр,
деревянное
колечко
(можно
от
пирамидки).
К
этому
набору
должны
быть
подобраны
картинки,
напоминающие
каждый
из
имеющихся
предметов
(по
четыре
для
каждого
предмета):
1 .
для
брусочка
—
картинки
с
изображениями
санок,
одежной
щетки,
мыла,
автобуса;
2 .
для
палочки
—
картинки
с
изображением
карандаша,
удочки,
ножа,
ложки;
3 .
для
конуса
—
картинки
с
изображением
ракеты,
моркови,
елочки,
пирамидки;
4 .
для
шарика
—
картинки
с
изображением
яйца,
я б л о к а ,
воздушного
шара,
мячика;
5 .
для
цилиндра
—
картинки
с
изображением
бутылки,
вазы,
стакана,
наперстка;
6 .
для
колечка
—
картинки
с
изображением
кольца,
бублика,
колеса,
пялец.
Ход
игры:
Дети
усаживаются
возле
стола.
1
вариант:
Каждому
ребенку
кой-либо
предмет.
Во спитатель
с п р а ш и в а е т :
« К т о
м о ж е т
с в о и м
п р е д м е т о м
р и с о в а т ь
к а к
карандашом?»
Ребенок,
имеющий
палочку,
отв еч а е т :
« Я »
—
и
показывает,
как
он
может
это
сделать.
Ведущий
дает
ему
картинку,
на
которой
изображен
карандаш.
Затем
воспитатель
продолжает:
«Кто
может
со
своим
предметом
поиграть
как
с
мячиком?»
Ребенок,
имеющий
шарик,
должен
сказать:
«Я»
—
и
показать,
как
он
это
может
сделать.
Ведущий
вручает
ему
картинку
с
изображением
мячика.
Аналогично
воспитатель
обыгрывает
остальные
предметы.
2
вариант:
Воспитатель
выкладывает
на
стол
сразу
несколько
предметов
(например,
брусок,
камешек,
палочку,
лоскут,
коробку)
и
спрашивает,
что
из
этих
предметов
могло
бы
быть
в
игре
мылом,
булкой,
картошкой,
одеялом
для
куклы,
трубкой
для
врача,
ванночкой
и
п р .
Педагог
должен
поощрять
детей,
е сли
они
с а мо с тоя т е л ь н о
используют
в
сюжетных
играх
различные
предметы-замести тели.
Маленькие и большие ножки
Игра
проводится
со
всей
группой.
Дидактические
задачи:
1 .
Учить
воспринимать
в
качестве
сигнала
к
действию
разные
типы
заместителей
(в
словесной
форме
и
в
форме
показа
самого
действия,
графической,
звуковой
и
световой).
2 .
Учить
детей
выполнять
по
сигналу
воспитателя
одни
и
те
же
действия
в
разном
темпе.
Материал:
1 .
Три
полоски
картона
(15X70
см)
с
изображением
мелких,
средних
и
крупных
следов
ноги
(длина
их
соответственно
5,
10
и
20
с м ) .
2 .
Бубен.
3 .
Электрический
фонарик.
Ход
игры:
Дети
сидят
на
стульчиках
полукругом.
Воспитатель
садится
напротив
и
просит
показать,
какие
у
них
ножки.
Малыши
выставляют
ноги
немного
вперед,
поднимают
их.
Педагог
весело
и
быстро
говорит:
«Маленькие
ножки
бежали
по
дорожке.
Посмотрите,
как
они
бежали».
При
этом
несколько
раз
в
быстром
темпе
притопывает
ногами,
приговаривая:
«Топ-топ-топ».
Дети
делают
то
же
самое.
З а м е д л я я
д в и ж е н и я ,
в о с п и т а т е л ь
м е д л е н н о
п р о и з н о с и т :
«Большие
ноги
шли
по
дороге:
топ-
топ».
И
затем
«Огромные
ноги
брели
по
дороге:
топ-топ».
Педагог
все
повторяет
дважды,
дети
выполняют
движения
в
разном
темпе.
Воспитатель
показывает
картинку
с
нарисованными
мелкими,
средними
и
крупными
следами,
объясняет,
что
это
такое.
Предлагает
следующую
игру:
в
зависимости
от
того,
на
какую
картинку
он
укажет,
дети
будут
топать
ногами
быстро
или
медленно.
Затем
педагог
берет
бубен
и
проводит
с
ним
игру:
если
бубен
звенит
часто,
то
это
значит
бегут
«маленькие»
ножки,
если
реже
—
«большие»,
если
совсем
медленно
—
«большущие».
Аналогично
повторяется
игра
с
электрическим
фонариком.
Через
ручеек
Игра
проводится
со
всей
группой?
Дидактические
задачи:
1 .
Учить
по-разному,
обозначать
предметы
в
игровой
ситуации.
2 .
У ч и т ь
и з о б р а ж ат ь
о п р е д е л е н н ы е
д е й с т в и я
в
и г р о в о й
ситуации.
Материал:
Мел,
скамейка,
веревка.
Ход
игры:
Дети
сидят
на
стульчиках.
Воспитатель
говорит:
«Сегодня
мы
поиграем
в
игру
«Через
ручеек».
Берет
две
длинные
веревки
и
кладет
их
параллельно
через
всю
группу
на
расстоянии
40
см
друг
от
друга:
«Это
будет
у
нас
ручеек.
Вы
сейчас
перепрыгните
через
р учеек.
Не
замочите
ноги.
Кто
оступится,
попадет
в
воду,
тот
сядет
на
травку
(на
ковер)
и
будет
сушить
ноги
на
солнышке».
Дети
группами
подходят
к
ручейку
и
перепрыгивают
через
него.
После
того
как
все
дети
перепрыгнули,
воспитатель
говорит:
«Очень
редко
ручеек
бывает
таким
ровным.
На
самом
деле
он
в
одном
месте
пошире
(раздвигает
веревки),
а
в
другом
—
поуже
(соединяет
их).
Вот
какие
стали
берега
у
нашего
ручейка.
Там,
где
узко,
перескочить
легко,
а
где
широко
—
трудно.
Вот
в
этом
месте
ручеек
стал
мелкий,
и
на
дне
видны
камушки
(воспитатель
рисует
мелом
кружки
на
полу
и
показывает,
как
по
ним
перебраться)».
Дети
идут
по
камушкам.
Тот,
кто
замочил
ноги,
садится
сушить
их
на
солнышке.
«А
теперь
надо
перебраться
через
ручей
в
широком
месте.
Он
здесь
глубокий,
придется
построить
мост».
Педагог
ст ави т
скамейку
поперек
ручья.
Все
дети
переходят
ручей
по
скамейке.
В
конце
игры
воспитатель
говорит:
«Мы
очень
хорошо
сегодня
поиграли.
Что
у
нас
было
ручейком?
Что
было
камушками?
Что
было
мостиком?
Как
вы
сушили
ножки
на
солнышке?»
(Допускает ся,
чтобы
дети
отвечали
и
показывали
все
сразу.)
«А
сейчас
подойдите
к
ручейку
и
потрогайте
водичку:
холодная
ли
она?»
Сложи
картинку
В
игровом
упражнении
могут
принимать
участие
подгруппы
по
2—5
человек.
Дидактическая
задача:
1 .
Учить
анализировать
элементарную
контурную
схему.
Материал:
К а рт ы - о б р а з ц ы
( 3 0 X 4 0
с м )
с о
с х е м а т и ч е с к и м
изображением
предметов:
1 .
Вагончик
(прямоугольник
и
два
кружка-колеса).
2 .
Г р и б о к
( д в е
ф и г у р ы :
ч е т в е р т ь
к р у г а
—
ш л я п к а
и
закругленный
снизу
прямоугольник
—
ножка).
3 .
Кораблик
(трапеция
—
основание,
большой
треугольник
—
парус,
маленький
треугольник
—
флажок).
4 .
Снеговик
(три
круга
разной
величины
и
маленькая
трапеция
—
ведерко
на
голове).
5 .
Цыпленок
(большой
круг
—
туловище,
круг
поменьше
—
голова,
маленький
круг
—
глаз,
треугольник
—
клюв,
два
маленьких
овала
—
лапки).
Кроме
карт,
необходимы
комплекты
деталей,
одинаковые
для
каждого
ребенка,
из
которых
можно
сложить,
описанные
фигурки.
Ход
игры:
Дети
рассаживаются
за
столиками.
Во спитатель
говорит,
что
сейчас
они
будут
собирать
разные
картинки.
Показывает
д етям
первую
картинку
(вагончик),
устанавливает
ее
так,
чтобы
всем
было
видно.
Затем
раздает
детям
комплекты
фигурок,
из
которых
можно
сложить
эту
картинку:
прямоугольник и
два
кружка.
Малыши
ко н с т р у и р у ю т,
а
в о с п и т а т е л ь
н а б л юд а е т
з а
п р а в и л ь н о с т ь ю
выполнения,
т.
е.
точностью
соответствия
картинки
схематическом у
образцу.
После
того
как
все
дети
выложат
первую
картинку,
следует
отметить
тех,
кто
сделал
это
быстрее
и
допустил
меньше
ошибок.
За-
тем
педагог
предлагает
сложить
следующую
картинку
и
д а е т
каждому
ребенку
новый
комплект
фигурок.
На
каждом
занятии
дети
складывают
одну-две
картинки
из
набора.
Поезд
Игра
проводится
со
всей
группой.
Дидактические
задачи:
1 .
Учить
соотносить
план
комнаты
с
реальной
комнатой.
2 .
Учить
двигаться
в
указанном
направлении.
Материал:
Большой
лист
бумаги,
карандаш;
четыре
стрелки
(длина
50—70
см).
Ход
игры:
Дети
рассаживаются
вокруг
большого
стола,
на
котором
лежит
лист
бумаги.
Воспитатель
рисует
план
групповой
комнаты,
обозначая
четыре
основных
ориентира
—
дверь,
два
окна,
кукольный
уголок,
и
объясняет,
что
он
изображает.
Затем
говорит:
«Сегодня
мы
поиграем
в
поезд.
Вы
будете
вагончики,
я
—
паровоз.
Поезд
поедет
туда,
куда
показывает
стрелка».
Педагог
прочерчивает
на
плане
путь
поезда:
от
двери
по
диагонали
комнаты
в
угол;
вдоль
о д н о й
и з
с т е н
д о
д р у г о г о
у гл а ;
п о
д и а г он а л и
ко м н а т ы
в
противоположный
угол;
снова
вдоль
стены
комнаты.
И
в
плане
и
в
реальной
комнате
при
каждом
повороте
поезда
ставится
стрелка,
указывающая
на
изменение
направления
пути.
Она
должна
быть
хорошо
видна
всем
детям.
Малыши
выстраиваются
по
одному
в
колонну;
кладя
руку
на
плечо
впереди
стоящего.
Воспитатель,
указывая
на
стрелку,
говорит:
«Поехали».
Все
начинают
двигаться,
приговаривая:
«Чу-чу-чу».
Педагог
ведет
поезд
в
одном
направлении.
Дойдя
до
стрелки,
обозначающей
поворот,
говорит:
«Стрелка
показывает,
что
надо
завернуть
сюда».
Поезд
движется
до
следующего
указателя:
«А
здесь
стрелка
показывает,
что
повернуть
надо
в
эту
сторону».
Поезд
идет
в
новом
направлении.
Когда
все
указатели
пройдены,
воспитатель
говорит:
«Остановка».
Все
останавливаются,
опускают
руки.
Затем
воспитатель
говорит:
«Сейчас
паровозом
будет
Катя
(Саша).
Она
поведет
весь
поезд
и
будет
внимательно
смотреть,
куда
указывает
стрелка
Камушки на берегу
В
игре
может
участвовать
вся
группа,
получше
проводить
ее
по
подгруппам
в
5—7
человек.
Д и д а к т и ч е с к а я
з а д а ч а
:
1.
У ч и т ь
с о зд ав ат ь
н о в ы е
-
о б р а з ы
н а
о с н о в е
в о с п р и я т и я
схематических
изображении.
М а т е р и а л :
Большая
картинка,
изображающая
морской
берег.
Нарисовано
несколько
камушков
(10—15)
разной
формы.
Каждый
должен
иметь
сходство
с
каким-нибудь
предметом,
животным
или
человеком.
Ход
и г р ы :
Воспитатель
показывает
детям
картинку
и
говорит:
«По
этому
берегу
прошел
волшебник
и
на
несколько
минут
все,
что
было
на
его
пути,
превратил
в
камушки.
Вы
должны
угадать,
что
было
на
берегу,
сказать
про
каждый
камушек,
на
кого
или
на
что
он
похож».
Камушки
могут
быть
самые
разные:
похожие
на
мячик,
волчок,
рыбку,
птичку,
человечка,
ведерко и т. п.
Желательно,
чтобы
несколько
камушков
имели
практиче ски
одинаковый
контур,
но
воспитатель
должен
помочь
детям
найти
разные
варианты
ответов.
Упражнение
можно
предлагать
неоднократно,
но
при
этом
следует
менять
картинку
с
изображением
формы
камушков.