Напоминание

"Игры и упражнения для развития умственных способностей детей второй младшей группы."


Автор: Минорова Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 251
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Игры и упражнения для развития умственных способностей детей второй младшей группы."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры и упражнения для развития умственных способностей детей второй

младшей группы

Умственное

развитие

ребенка

сложный

и

многосторонний

процесс,

включающий

формирование

познавательных

инте ре с ов,

накопление

разнообразных

знаний

и

умений,

овладение

речью.

Но

основным

его

содержанием

является

развитие

тех

психологических

качеств,

которые

определяют

легкость

и

быстроту

усвоения

новых

знаний

и

умений,

возможность

их

использования

при

решении

разнообразных

за дач.

В

основе

развития

умственных

способностей

детей

является

овладение

действиями

замещения

и

наглядного

моделирования.

Замещение

это

использование

при

решении

разнообразных

умственных

задач

условных

заместителей

реальных

предметов

и

яв-

лений,

употребление

знаков

и

символов.

Первоначально

замещение

возникает

в

детской

игре,

когда

круг

начинает

обозначать

тарелку,

а

палочка

ручку,

карандаш.

Позднее

не

только

предметы

начинают

обозначать

другие

предметы,

но

и

сам

ребенок,

беря

на

себя

роль,

обозначает

тем

самым

другого

человека

доктора,

парикмахера,

продавца,

маму.

О в л а д е н и е

в н е ш н и м и

ф о р м а м и

з а м е щ е н и я

и

н а г л я д н о г о

моделирования;

выступающими

в

виде

использования

условных

обозначений,

чертежей,

схематических

рисунков

и

т.

п.,

ведет

к

появлению

возможно сти

употреблять

заме стители

и

н а гл я д н ы е

модели

«в

уме»,

предст авлять

с ебе

с

их

помощью

то,

о

ч е м

рассказывают

взрослые,

заранее

«видеть»

возможные

результаты

собственных

действий.

Предлагаемые

игры

и

упражнения

направлены

на

развитие

умст -

венных

способностей

детей

трех

лет.

Д е т и

в т о р о й

м л а д ш е й

г р у п п ы

у ж е

м о г у т

а н ализировать

предметы,

выделяя

такие

признаки,

как

цвет,

форму,

величину,

особенности

материала,

из

которого

они

состоят

(твердый

мягкий,

пушистый

гладкий),

и

т.

п.

Дети

трех

лет

способны

анализировать

элементарное

строение

предметов,

выделяя

существенное

для

решения

задачи

соотношен и е

их

частей.

В

этом

же

возрасте

они

начинают

овладевать

некоторыми

пространственными

отношениями.

У

д е т е й

т р е х

л е т

п о я в л я ю т с я

э л е м е н т ы

т в о рче ского

воображения.

Во

второй

младшей

группе

предлагаются

задания,

в

которых

на

основе

восприятия

отдельных

признаков

предметов,

обозначенных

заместителями,

дети

создают

в

своем

представлении

разнообразные

образы

новых

предметов

и

ситуаций.

Придумай

сам

Игра

может

проводиться

по

подгруппам

в

4—7

человек.

Дидактические

задачи:

1 .

Учить

видеть

в

различных

предметах

возможные

заместители

других

предметов,

годных

для

той

или

иной

игры.

2 .

Учить

детей

тому,

что

один

и

тот

же

предмет

может

замещать

разные

предметы.

3 .

Учить

детей

тому,

что

разные

предметы

могут

выступать

в

функции

заместителя

одного

и

того

же

предмета.

Материал:

Набор

различных

предметов:

брусок,

палочка,

конус,

пластмассовый

шарик,

полый

цилиндр,

деревянное

колечко

(можно

от

пирамидки).

К

этому

набору

должны

быть

подобраны

картинки,

напоминающие

каждый

из

имеющихся

предметов

(по

четыре

для

каждого

предмета):

1 .

для

брусочка

картинки

с

изображениями

санок,

одежной

щетки,

мыла,

автобуса;

2 .

для

палочки

картинки

с

изображением

карандаша,

удочки,

ножа,

ложки;

3 .

для

конуса

картинки

с

изображением

ракеты,

моркови,

елочки,

пирамидки;

4 .

для

шарика

картинки

с

изображением

яйца,

я б л о к а ,

воздушного

шара,

мячика;

5 .

для

цилиндра

картинки

с

изображением

бутылки,

вазы,

стакана,

наперстка;

6 .

для

колечка

картинки

с

изображением

кольца,

бублика,

колеса,

пялец.

Ход

игры:

Дети

усаживаются

возле

стола.

1

вариант:

Каждому

ребенку

кой-либо

предмет.

Во спитатель

с п р а ш и в а е т :

« К т о

м о ж е т

с в о и м

п р е д м е т о м

р и с о в а т ь

к а к

карандашом?»

Ребенок,

имеющий

палочку,

отв еч а е т :

« Я »

и

показывает,

как

он

может

это

сделать.

Ведущий

дает

ему

картинку,

на

которой

изображен

карандаш.

Затем

воспитатель

продолжает:

«Кто

может

со

своим

предметом

поиграть

как

с

мячиком?»

Ребенок,

имеющий

шарик,

должен

сказать:

«Я»

и

показать,

как

он

это

может

сделать.

Ведущий

вручает

ему

картинку

с

изображением

мячика.

Аналогично

воспитатель

обыгрывает

остальные

предметы.

2

вариант:

Воспитатель

выкладывает

на

стол

сразу

несколько

предметов

(например,

брусок,

камешек,

палочку,

лоскут,

коробку)

и

спрашивает,

что

из

этих

предметов

могло

бы

быть

в

игре

мылом,

булкой,

картошкой,

одеялом

для

куклы,

трубкой

для

врача,

ванночкой

и

п р .

Педагог

должен

поощрять

детей,

е сли

они

с а мо с тоя т е л ь н о

используют

в

сюжетных

играх

различные

предметы-замести тели.

Маленькие и большие ножки

Игра

проводится

со

всей

группой.

Дидактические

задачи:

1 .

Учить

воспринимать

в

качестве

сигнала

к

действию

разные

типы

заместителей

словесной

форме

и

в

форме

показа

самого

действия,

графической,

звуковой

и

световой).

2 .

Учить

детей

выполнять

по

сигналу

воспитателя

одни

и

те

же

действия

в

разном

темпе.

Материал:

1 .

Три

полоски

картона

(15X70

см)

с

изображением

мелких,

средних

и

крупных

следов

ноги

(длина

их

соответственно

5,

10

и

20

с м ) .

2 .

Бубен.

3 .

Электрический

фонарик.

Ход

игры:

Дети

сидят

на

стульчиках

полукругом.

Воспитатель

садится

напротив

и

просит

показать,

какие

у

них

ножки.

Малыши

выставляют

ноги

немного

вперед,

поднимают

их.

Педагог

весело

и

быстро

говорит:

«Маленькие

ножки

бежали

по

дорожке.

Посмотрите,

как

они

бежали».

При

этом

несколько

раз

в

быстром

темпе

притопывает

ногами,

приговаривая:

«Топ-топ-топ».

Дети

делают

то

же

самое.

З а м е д л я я

д в и ж е н и я ,

в о с п и т а т е л ь

м е д л е н н о

п р о и з н о с и т :

«Большие

ноги

шли

по

дороге:

топ-

топ».

И

затем

«Огромные

ноги

брели

по

дороге:

топ-топ».

Педагог

все

повторяет

дважды,

дети

выполняют

движения

в

разном

темпе.

Воспитатель

показывает

картинку

с

нарисованными

мелкими,

средними

и

крупными

следами,

объясняет,

что

это

такое.

Предлагает

следующую

игру:

в

зависимости

от

того,

на

какую

картинку

он

укажет,

дети

будут

топать

ногами

быстро

или

медленно.

Затем

педагог

берет

бубен

и

проводит

с

ним

игру:

если

бубен

звенит

часто,

то

это

значит

бегут

«маленькие»

ножки,

если

реже

«большие»,

если

совсем

медленно

«большущие».

Аналогично

повторяется

игра

с

электрическим

фонариком.

Через

ручеек

Игра

проводится

со

всей

группой?

Дидактические

задачи:

1 .

Учить

по-разному,

обозначать

предметы

в

игровой

ситуации.

2 .

У ч и т ь

и з о б р а ж ат ь

о п р е д е л е н н ы е

д е й с т в и я

в

и г р о в о й

ситуации.

Материал:

Мел,

скамейка,

веревка.

Ход

игры:

Дети

сидят

на

стульчиках.

Воспитатель

говорит:

«Сегодня

мы

поиграем

в

игру

«Через

ручеек».

Берет

две

длинные

веревки

и

кладет

их

параллельно

через

всю

группу

на

расстоянии

40

см

друг

от

друга:

«Это

будет

у

нас

ручеек.

Вы

сейчас

перепрыгните

через

р учеек.

Не

замочите

ноги.

Кто

оступится,

попадет

в

воду,

тот

сядет

на

травку

(на

ковер)

и

будет

сушить

ноги

на

солнышке».

Дети

группами

подходят

к

ручейку

и

перепрыгивают

через

него.

После

того

как

все

дети

перепрыгнули,

воспитатель

говорит:

«Очень

редко

ручеек

бывает

таким

ровным.

На

самом

деле

он

в

одном

месте

пошире

(раздвигает

веревки),

а

в

другом

поуже

(соединяет

их).

Вот

какие

стали

берега

у

нашего

ручейка.

Там,

где

узко,

перескочить

легко,

а

где

широко

трудно.

Вот

в

этом

месте

ручеек

стал

мелкий,

и

на

дне

видны

камушки

(воспитатель

рисует

мелом

кружки

на

полу

и

показывает,

как

по

ним

перебраться)».

Дети

идут

по

камушкам.

Тот,

кто

замочил

ноги,

садится

сушить

их

на

солнышке.

«А

теперь

надо

перебраться

через

ручей

в

широком

месте.

Он

здесь

глубокий,

придется

построить

мост».

Педагог

ст ави т

скамейку

поперек

ручья.

Все

дети

переходят

ручей

по

скамейке.

В

конце

игры

воспитатель

говорит:

«Мы

очень

хорошо

сегодня

поиграли.

Что

у

нас

было

ручейком?

Что

было

камушками?

Что

было

мостиком?

Как

вы

сушили

ножки

на

солнышке?»

(Допускает ся,

чтобы

дети

отвечали

и

показывали

все

сразу.)

«А

сейчас

подойдите

к

ручейку

и

потрогайте

водичку:

холодная

ли

она?»

Сложи

картинку

В

игровом

упражнении

могут

принимать

участие

подгруппы

по

2—5

человек.

Дидактическая

задача:

1 .

Учить

анализировать

элементарную

контурную

схему.

Материал:

К а рт ы - о б р а з ц ы

( 3 0 X 4 0

с м )

с о

с х е м а т и ч е с к и м

изображением

предметов:

1 .

Вагончик

(прямоугольник

и

два

кружка-колеса).

2 .

Г р и б о к

( д в е

ф и г у р ы :

ч е т в е р т ь

к р у г а

ш л я п к а

и

закругленный

снизу

прямоугольник

ножка).

3 .

Кораблик

(трапеция

основание,

большой

треугольник

парус,

маленький

треугольник

флажок).

4 .

Снеговик

(три

круга

разной

величины

и

маленькая

трапеция

ведерко

на

голове).

5 .

Цыпленок

(большой

круг

туловище,

круг

поменьше

голова,

маленький

круг

глаз,

треугольник

клюв,

два

маленьких

овала

лапки).

Кроме

карт,

необходимы

комплекты

деталей,

одинаковые

для

каждого

ребенка,

из

которых

можно

сложить,

описанные

фигурки.

Ход

игры:

Дети

рассаживаются

за

столиками.

Во спитатель

говорит,

что

сейчас

они

будут

собирать

разные

картинки.

Показывает

д етям

первую

картинку

(вагончик),

устанавливает

ее

так,

чтобы

всем

было

видно.

Затем

раздает

детям

комплекты

фигурок,

из

которых

можно

сложить

эту

картинку:

прямоугольник и

два

кружка.

Малыши

ко н с т р у и р у ю т,

а

в о с п и т а т е л ь

н а б л юд а е т

з а

п р а в и л ь н о с т ь ю

выполнения,

т.

е.

точностью

соответствия

картинки

схематическом у

образцу.

После

того

как

все

дети

выложат

первую

картинку,

следует

отметить

тех,

кто

сделал

это

быстрее

и

допустил

меньше

ошибок.

За-

тем

педагог

предлагает

сложить

следующую

картинку

и

д а е т

каждому

ребенку

новый

комплект

фигурок.

На

каждом

занятии

дети

складывают

одну-две

картинки

из

набора.

Поезд

Игра

проводится

со

всей

группой.

Дидактические

задачи:

1 .

Учить

соотносить

план

комнаты

с

реальной

комнатой.

2 .

Учить

двигаться

в

указанном

направлении.

Материал:

Большой

лист

бумаги,

карандаш;

четыре

стрелки

(длина

50—70

см).

Ход

игры:

Дети

рассаживаются

вокруг

большого

стола,

на

котором

лежит

лист

бумаги.

Воспитатель

рисует

план

групповой

комнаты,

обозначая

четыре

основных

ориентира

дверь,

два

окна,

кукольный

уголок,

и

объясняет,

что

он

изображает.

Затем

говорит:

«Сегодня

мы

поиграем

в

поезд.

Вы

будете

вагончики,

я

паровоз.

Поезд

поедет

туда,

куда

показывает

стрелка».

Педагог

прочерчивает

на

плане

путь

поезда:

от

двери

по

диагонали

комнаты

в

угол;

вдоль

о д н о й

и з

с т е н

д о

д р у г о г о

у гл а ;

п о

д и а г он а л и

ко м н а т ы

в

противоположный

угол;

снова

вдоль

стены

комнаты.

И

в

плане

и

в

реальной

комнате

при

каждом

повороте

поезда

ставится

стрелка,

указывающая

на

изменение

направления

пути.

Она

должна

быть

хорошо

видна

всем

детям.

Малыши

выстраиваются

по

одному

в

колонну;

кладя

руку

на

плечо

впереди

стоящего.

Воспитатель,

указывая

на

стрелку,

говорит:

«Поехали».

Все

начинают

двигаться,

приговаривая:

«Чу-чу-чу».

Педагог

ведет

поезд

в

одном

направлении.

Дойдя

до

стрелки,

обозначающей

поворот,

говорит:

«Стрелка

показывает,

что

надо

завернуть

сюда».

Поезд

движется

до

следующего

указателя:

«А

здесь

стрелка

показывает,

что

повернуть

надо

в

эту

сторону».

Поезд

идет

в

новом

направлении.

Когда

все

указатели

пройдены,

воспитатель

говорит:

«Остановка».

Все

останавливаются,

опускают

руки.

Затем

воспитатель

говорит:

«Сейчас

паровозом

будет

Катя

(Саша).

Она

поведет

весь

поезд

и

будет

внимательно

смотреть,

куда

указывает

стрелка

Камушки на берегу

В

игре

может

участвовать

вся

группа,

получше

проводить

ее

по

подгруппам

в

5—7

человек.

Д и д а к т и ч е с к а я

з а д а ч а

:

1.

У ч и т ь

с о зд ав ат ь

н о в ы е

-

о б р а з ы

н а

о с н о в е

в о с п р и я т и я

схематических

изображении.

М а т е р и а л :

Большая

картинка,

изображающая

морской

берег.

Нарисовано

несколько

камушков

(10—15)

разной

формы.

Каждый

должен

иметь

сходство

с

каким-нибудь

предметом,

животным

или

человеком.

Ход

и г р ы :

Воспитатель

показывает

детям

картинку

и

говорит:

«По

этому

берегу

прошел

волшебник

и

на

несколько

минут

все,

что

было

на

его

пути,

превратил

в

камушки.

Вы

должны

угадать,

что

было

на

берегу,

сказать

про

каждый

камушек,

на

кого

или

на

что

он

похож».

Камушки

могут

быть

самые

разные:

похожие

на

мячик,

волчок,

рыбку,

птичку,

человечка,

ведерко и т. п.

Желательно,

чтобы

несколько

камушков

имели

практиче ски

одинаковый

контур,

но

воспитатель

должен

помочь

детям

найти

разные

варианты

ответов.

Упражнение

можно

предлагать

неоднократно,

но

при

этом

следует

менять

картинку

с

изображением

формы

камушков.



В раздел образования