Напоминание

Индивидуальная работа со студентами


Автор: Старшинова Лариса Валерьевна
Должность: преподаватель биологии и химии
Учебное заведение: Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства (филиал) ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И.Вернадского"
Населённый пункт: пгт Советский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Индивидуальная работа со студентами
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского» в пгт Советский
Методическая разработка
по воспитательной работе Тема.
Индивидуальная работа со студентами
Разработала: куратор 23 группы Старшинова Л.В. 1 2016
В методической разработке поднимается актуальная тема индивидуального подхода к студентам в воспитательной работе. Этот процесс является педагогическим искусством и даже мастерством, ведь решение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей студентов помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации. Рассмотрена и утверждена на заседании цикловой комиссии кураторов учебных групп. Протокол №….. от …….…………… Председатель: …………………….... Куцюк Е.А. 2

Содержание
Введение …………………………………………………………. . 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы………………………………………………………. 2. Основные принципы, методы и формы индивидуальной воспитательной работы…………………………………………. 3. Тактика и стратегия индивидуальной воспитательной работы со студентами………………………………………………. Список использованной литературы…………………………………… 3 4 5 8 11 15

Введение

«Создает человека природа, но

развивает и образует его общество».

В. Г. Белинский
Мы живем в очень сложное время. Нестабильность экономической ситуации, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания и в целом нездоровый образ жизни в социуме приводят к таким явлениям как: массовое обнищание семей; асоциальное поведение детей и взрослых; безработица; низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания; отсутствие ценностей или создание своих, приводящих к детской преступности, агрессии, наркомании. Все это находит свое отражение в способах поведения детей. Очень трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы для подростка или молодого человека стала привлекательной модель поведения, в которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет и вряд ли может быть набор единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие закономерности развития, созревания личности как существа биологического, психического и социального, которые надо учитывать и которым надо подчинять свои педагогические действия. Главное же на этом пути – педагогическая интуиция, нравственное чувство и желание помочь студенту в его самый драматичный период жизни, убедить его поверить в свои силы. Поэтому главная задача работы с подростками состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути. 4

1 Понятие индивидуальной воспитательной работы
Человек – центральная фигура в любом образовательном учреждении. От его духовных, морально-нравственных, деловых качеств зависит его дальнейшая жизнь. В связи с этим возрастает значение и необходимость активной, действенной, целенаправленной и систематической воспитательной работы. Вопросы коррекции поведения имеют особое значение в подростково- юношеском возрасте и отличаются своей спецификой. Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. В этом важном деле каждый педагог должен определить степень своего участия в воспитательном процессе, в работе с подростками. Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей подростков помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации. Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков с девиантным поведением необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности. 5
Под индивидуально-воспитательной работой понимается система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития. Система индивидуальной воспитательной работы включает в себя:  Субъекта деятельности (педагога) и объекта индивидуальной воспитательной работы (конкретного воспитанника);  Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы;  Планирование;  Изучение и учет индивидуальных особенностей подростков;  Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого- педагогического воздействия для формирования у воспитанника положительных качеств и их развития;  Обучение практике индивидуальной воспитательной работы;  Контроль, коррекция воспитательных воздействий. Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются на:  основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон;  осуществлении выбора оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков; 6
 систематическом анализе достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна. Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы: 1. Обеспечить психолого-социальную реабилитацию студентов через коррекцию, обучение и воспитание. 2. Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников техникума. 3. Выявить психологические и социальные причины нарушения межличностных отношений студентов. 4. Организовать и провести мероприятия по коррекции искаженных нравственных представлений воспитанников, отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей личности: o Изучение личностных особенностей студентов o Диагностика и коррекция отклонений в личностном развитии (тревожность, агрессивность, и другие девиации). o Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки. o Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста. o Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности. o Развитие форм, средств и способов общения. 7
o Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте. o Помощь в преодолении и профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания, алкоголизация), последствий девиантного поведения.
2 Основные принципы, методы и формы

индивидуальной воспитательной работы
Основными принципами индивидуальной воспитательной работы можно считать следующие: 1. Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге. 2. Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными. 3. Органически сочетаться с уважением к воспитанникам 4. Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность. 5. Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него. 8
6. Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач. 7. Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника. 8. Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости; 9. Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка. 10. Преемственность и согласованность воспитательных воздействий. Методы и формы индивидуальной воспитательной работы. Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств. Индивидуальная воспитательная работа ведется по следующим направлениям: 1. Изучение документов личного дела. 2. Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе. В ходе беседы желательно не делать каких-либо записей (допускается записать адрес, данные о родственниках, родителях). 3. Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения смоделированной ситуации, совместной деятельности. 4. Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком. 9
5. Использование наказаний: порицание, выговор, лишение увеселительных мероприятий, обсуждение на психолого-педагогическом консилиуме. 6. Учет нарушений поведения. 7. Немедленное реагирование на нарушения поведения. 8. Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, экскурсионная поездка. 9. Вовлечение в занятия по интересам (кружковая работа). 10. Моделирование проблемных ситуаций. 11. Использование критики. 12. Общие групповые дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга. 13. Обучение конкретным социальным навыкам (практические занятия). 14. Воспитание успехом. Классификация характера бесед в зависимости от обстоятельств:  Ознакомительная,  Решающая воспитательные задачи,  Экстренная. Ознакомительную беседу проводят педагоги различных служб – куратор группы, воспитатель, администрация. Цели беседы: получить впечатление о семье, уровне семейных отношений, уровне познавательных способностей, уровне воспитанности, состоянии психоэмоциональной сферы, личностных качеств воспитанника. 10
Индивидуальная работа ведется планово. Это позволяет систематизировать работу с воспитанниками, не упустить из поля индивидуального воздействия ни одного подростка. Попутно идет и групповая работа по привитию нравственных качеств, обучение этическим нормам, воспитание законопослушания и правовой культуры, сотрудничества, осуществляется патриотическое воспитание во время групповых воспитательных мероприятий, которые проводятся в соответствии с планом воспитательных мероприятий. На следующем этапе индивидуальной воспитательной работы решаются задачи коррекционной работы. Начинается коррекционная воспитательная работа с психологического обследования (диагностики), которое включает изучение первичной характеристики воспитанника, диагностика состояния эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, уровня агрессивности, тревожности. Получив первые данные о подростке, необходимо наметить определенные направления коррекционной работы. Результаты работы желательно фиксировать, так как в этом случае можно проследить динамику изменений в поведении подростка, наметить дальнейшие пути воспитательного воздействия.
3 ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СО СТУДЕНТАМИ
11
Общая тактика воспитания студентов отличается личностно- ориентированной и профессионально-ориентационная направленностью. Основные стратегии воспитания студентов: 1. Формирование мировоззренческого потенциала на основе современных концепций и свободы выбора мировоззренческих позиций. 2. Формирование нравственного и духовного потенциала:  Нравственной направленности личности.  Основных ценностей отношений личности. 3. Формирование познавательного потенциала:  Уровня профессионального мышления,  Профессиональных умений и навыков;  Познавательной активности;  Потребностей в познавательной деятельности;  Устойчивого интереса к познанию;  Потребностей в углубленном изучении избранной области познания;  Саморазвивающейся личности;  Готовности к непрерывному последипломному самообразованию. 4. Формирование и развитие креативного (научно-творческого) потенциала:  Качеств творческой личности,  Творческих умений и навыков,  Творческих способностей,  Творческого мышления,  Творческого воображения. 5. Формирование коммуникативного потенциала:  Межличностных отношений, качеств коммуникабельности,  Основ коммуникативной культуры личности (умений высказывать и отстаивать свою точку зрения, навыков неконфликтного общения, 12
способности строить и вести общение в различных ситуациях и с разными людьми по возрасту, полу, ценностным ориентациям),  Умений и нгавыков культуры общения, способности корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию, поддержания эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации,  Коммуникативных умений и навыков: говорить и слушать, сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим,  Профессиональных речевых коммуникаций (устной, письменной, мыслительной речи), речевого регистра специалиста. 6. Формирование общекультурного и эстетического потенциала:  Имиджа специалиста (делового человека),  Образа визуальной привлекательности личности (голос, коммуникативные умения и навыки, самопрезентация, умения и навыки соблюдения правил поведения в обществе, умения смотреть в глаза, поза, жесты, мимика, ухоженность, индивидуальный стиль одежды, манеры, запах и др.). 7. Формирование физического и саногенного (психоэнергетического) потенциала:  Умений и навыков физического воспитания и самовоспитания,  Потребностей в занятиях физкультурой и спортом,  Умений и навыков двигательной активности и профилактики гиподинамии,  Умений и навыков борьбы против никотина, алкоголя, наркотиков, 13
 Умений и навыков полового воспитания и самовоспитания, безопасного секса, профилактики ВИЧ - инфекции и СПИДа,  Умений и навыков саногенного контроля и самоконтроля. 8. Формирование профессионального поведения:  Воспитание примером личности,  Использование воспитательных эффектов коллективов,  Через формы самостоятельной деятельности студентов (СДС),  Проведение диспутов, дискуссий по этическим нормам поведения,  Активизация исследовательской деятельности и научного поиска по проблемам этики,  Использование ролевых игр,  Ориентация выпускников на исполнение их профессионального долга,  Этическое и профессиональное воспитание студентов через общественные организации и общественные студенческие движения,  Организация различных форм наглядной агитации и пропаганды, отражающих нравственный облик среднего работника выбранной специальности,  Торжественный акт выпуска молодых специалистов,  Проведение анализа ошибок, допущенных выпускниками. 9. Формирование личности и профессионально-значимых качеств будущего специалиста, характеризующих:  Сферу взаимоотношений и отношений,  Общую активность личности,  Отношение работника к труду, 14
 Организаторские способности,  Мотивацию профессии,  Отношение к другим и к самому себе,  Эмоционально - волевую сферу,  Сферу профессиональных знаний и умственных способностей,  Специалиста как гражданина демократического общества,  Специалиста как культурного человека. 10.Формирование общественно - политического потенциала гражданина демократического государства. Подводя итоги, нельзя не отметить тот факт, что в техникуме работает методическое объединение кураторов, на заседаниях которого обсуждаются актуальные вопросы воспитания студентов, происходит обмен опытом, заслушиваются доклады на педагогические темы и уделяется большое внимание индивидуальной работе со студентами с привлечением студенческого совета. Воспитательная работа со студентами, проживающими в общежитии, проводится в соответствии с планом по всем направлениям и включает в себя организацию дежурств, контроль санитарного состояния комнат, работу с родителями, кружковую работу, индивидуальную работу со студентами при участии общежития, психологическую помощь и т.п. Таким образом, воспитывающая деятельность педагогов техникума определяется общей тактикой и основными стратегиями через мировоззренческий, познавательный, нравственный, духовный, креативный, коммуникативный, общекультурный, эстетический, физический, общественно - политический потенциал воспитанников, достигается 15
формирование и развитие личностно- и профессионально-значимых качеств будущих и работающих специалистов.
Список использованной литературы:
1. Е.И.Рогов. Настольная книга психолога. – М.: издательство “Владос- Пресс”, 2006г. 2. И.А.Фурманов. Психология детей с нарушениями поведения. М.: Гуманитарный издательский центр “Владос”, 2004 3. Т.А.Шилова. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении, – М.: Айриф-Пресс, 2005 4. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001 5. Н.Д.Левитов. Детская и педагогическая психология. М.: “Просвещение”. 1974 6. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1987. 16


В раздел образования