Автор: Старшинова Лариса Валерьевна Должность: преподаватель биологии и химии Учебное заведение: Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства (филиал) ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И.Вернадского" Населённый пункт: пгт Советский Наименование материала: Методическая разработка Тема: Индивидуальная работа со студентами Раздел: среднее профессиональное
Техникум гидромелиорации и механизации
сельского хозяйства (филиал)
ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского»
в пгт Советский
Методическая разработка
по воспитательной работе
Тема. Индивидуальная работа со студентами
Разработала:
куратор 23 группы
Старшинова Л.В.
1
2016
В методической разработке поднимается актуальная тема
индивидуального подхода к студентам в воспитательной работе. Этот процесс
является педагогическим искусством и даже мастерством, ведь решение этой
задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести
индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь
конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей студентов
помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно
организованная индивидуальная работа способствует формированию
нравственной культуры, способности к самоорганизации.
Рассмотрена и утверждена на
заседании цикловой комиссии
кураторов учебных групп.
Протокол №….. от …….……………
Председатель: ……………………....
Куцюк Е.А.
2
Содержание
Введение …………………………………………………………. .
1.
Понятие индивидуальной воспитательной
работы……………………………………………………….
2.
Основные принципы, методы и формы индивидуальной
воспитательной работы………………………………………….
3.
Тактика и стратегия индивидуальной воспитательной
работы со студентами……………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………
3
4
5
8
11
15
Введение
«Создает человека природа, но
развивает и образует его общество».
В. Г. Белинский
Мы живем в очень сложное время. Нестабильность экономической
ситуации, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного
воспитания и в целом нездоровый образ жизни в социуме приводят к таким
явлениям как: массовое обнищание семей; асоциальное поведение детей и
взрослых; безработица; низкий уровень этического, эстетического и
нравственного воспитания; отсутствие ценностей или создание своих,
приводящих к детской преступности, агрессии, наркомании. Все это находит
свое отражение в способах поведения детей. Очень трудно в сегодняшних
условиях сделать так, чтобы для подростка или молодого человека стала
привлекательной модель поведения, в которой лежат доброта, великодушие,
благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет и вряд
ли может быть набор единственно верных, научно обоснованных правил и
законов, есть только общие закономерности развития, созревания личности
как существа биологического, психического и социального, которые надо
учитывать и которым надо подчинять свои педагогические действия. Главное
же на этом пути – педагогическая интуиция, нравственное чувство и желание
помочь студенту в его самый драматичный период жизни, убедить его
поверить в свои силы. Поэтому главная задача работы с подростками состоит
в умении понять новые требования общества к вступающим в
самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место
в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от
неверного пути.
4
1 Понятие индивидуальной воспитательной работы
Человек – центральная фигура в любом образовательном учреждении.
От его духовных, морально-нравственных, деловых качеств зависит его
дальнейшая жизнь. В связи с этим возрастает значение и необходимость
активной, действенной, целенаправленной и систематической
воспитательной работы.
Вопросы коррекции поведения имеют особое значение в подростково-
юношеском возрасте и отличаются своей спецификой.
Одной из составляющих в воспитательном процессе является
индивидуально-воспитательная работа. В этом важном деле каждый педагог
должен определить степень своего участия в воспитательном процессе, в
работе с подростками.
Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое
общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство.
Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать
и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь
конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей подростков
помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно
организованная индивидуальная работа способствует формированию
нравственной культуры, способности к самоорганизации.
Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения
определенного уровня воспитанности подростков с девиантным поведением
необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их
поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того,
сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ
к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера,
психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и
реализовать свои возможности.
5
Под индивидуально-воспитательной работой понимается система
психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку,
направленная на максимально целесообразный учет его возрастных,
социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях
всестороннего развития.
Система индивидуальной воспитательной работы включает в себя:
Субъекта деятельности (педагога) и объекта индивидуальной
воспитательной работы (конкретного воспитанника);
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы;
Планирование;
Изучение и учет индивидуальных особенностей подростков;
Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-
педагогического воздействия для формирования у воспитанника
положительных качеств и их развития;
Обучение практике индивидуальной воспитательной работы;
Контроль, коррекция воспитательных воздействий.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются на:
основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей
воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых
сторон;
осуществлении выбора оптимальных форм, методов, приемов
психолого-педагогического воздействия в целях формирования у
подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего
развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них
недостатков;
6
систематическом анализе достигнутых результатов в целях коррекции
индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа
недостаточно эффективна.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:
1.
Обеспечить психолого-социальную реабилитацию студентов через
коррекцию, обучение и воспитание.
2.
Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации
воспитанников техникума.
3.
Выявить психологические и социальные причины нарушения
межличностных отношений студентов.
4.
Организовать и провести мероприятия по коррекции искаженных
нравственных представлений воспитанников, отклонений в развитии
эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей
личности:
o
Изучение личностных особенностей студентов
o
Диагностика и коррекция отклонений в личностном развитии
(тревожность, агрессивность, и другие девиации).
o
Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих
силах, стабилизация самооценки.
o
Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями
подросткового возраста.
o
Помощь в овладении методами самовоспитания, развития
самостоятельности.
o
Развитие форм, средств и способов общения.
7
o
Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в
раннем юношеском возрасте.
o
Помощь в преодолении и профилактике вредных привычек
(курение, токсикомания, наркомания, алкоголизация), последствий
девиантного поведения.
2 Основные принципы, методы и формы
индивидуальной воспитательной работы
Основными принципами индивидуальной воспитательной работы можно
считать следующие:
1.
Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой
требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге.
2.
Все требования должны быть конкретными, понятными и
определенными.
3.
Органически сочетаться с уважением к воспитанникам
4.
Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора
на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной,
доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.
5.
Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”,
глубокой верой в него.
8
6.
Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей
и средств в решении воспитательных задач.
7.
Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.
8.
Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при
необходимости;
9.
Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.
10.
Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.
Методы и формы индивидуальной воспитательной работы.
Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы
достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов
воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования
необходимых качеств.
Индивидуальная воспитательная работа ведется по следующим
направлениям:
1.
Изучение документов личного дела.
2.
Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать
дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес,
поощрять стремление подростка рассказать о себе. В ходе беседы
желательно не делать каких-либо записей (допускается записать адрес,
данные о родственниках, родителях).
3.
Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы,
наблюдения смоделированной ситуации, совместной деятельности.
4.
Психологическое изучение и рекомендации по совместной
воспитательной работе с подростком.
9
5.
Использование наказаний: порицание, выговор, лишение
увеселительных мероприятий, обсуждение на психолого-педагогическом
консилиуме.
6.
Учет нарушений поведения.
7.
Немедленное реагирование на нарушения поведения.
8.
Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота,
экскурсионная поездка.
9.
Вовлечение в занятия по интересам (кружковая работа).
10.
Моделирование проблемных ситуаций.
11.
Использование критики.
12.
Общие групповые дела: трудовые дела, культурно-массовые
мероприятия, проведение досуга.
13.
Обучение конкретным социальным навыкам (практические занятия).
14.
Воспитание успехом.
Классификация характера бесед в зависимости от обстоятельств:
Ознакомительная,
Решающая воспитательные задачи,
Экстренная.
Ознакомительную беседу проводят педагоги различных служб – куратор
группы, воспитатель, администрация.
Цели беседы: получить впечатление о семье, уровне семейных
отношений, уровне познавательных способностей, уровне воспитанности,
состоянии психоэмоциональной сферы, личностных качеств воспитанника.
10
Индивидуальная работа ведется планово. Это позволяет
систематизировать работу с воспитанниками, не упустить из поля
индивидуального воздействия ни одного подростка. Попутно идет и
групповая работа по привитию нравственных качеств, обучение этическим
нормам, воспитание законопослушания и правовой культуры,
сотрудничества, осуществляется патриотическое воспитание во время
групповых воспитательных мероприятий, которые проводятся в соответствии
с планом воспитательных мероприятий.
На следующем этапе индивидуальной воспитательной работы решаются
задачи коррекционной работы. Начинается коррекционная воспитательная
работа с психологического обследования (диагностики), которое включает
изучение первичной характеристики воспитанника, диагностика состояния
эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, уровня
агрессивности, тревожности. Получив первые данные о подростке,
необходимо наметить определенные направления коррекционной работы.
Результаты работы желательно фиксировать, так как в этом случае можно
проследить динамику изменений в поведении подростка, наметить
дальнейшие пути воспитательного воздействия.
3 ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СО СТУДЕНТАМИ
11
Общая тактика воспитания студентов отличается личностно-
ориентированной и профессионально-ориентационная направленностью.
Основные стратегии воспитания студентов:
1. Формирование мировоззренческого потенциала на основе современных
концепций и свободы выбора мировоззренческих позиций.
2. Формирование нравственного и духовного потенциала:
Нравственной направленности личности.
Основных ценностей отношений личности.
3. Формирование познавательного потенциала:
Уровня профессионального мышления,
Профессиональных умений и навыков;
Познавательной активности;
Потребностей в познавательной деятельности;
Устойчивого интереса к познанию;
Потребностей в углубленном изучении избранной области познания;
Саморазвивающейся личности;
Готовности к непрерывному последипломному самообразованию.
4. Формирование и развитие креативного (научно-творческого) потенциала:
Качеств творческой личности,
Творческих умений и навыков,
Творческих способностей,
Творческого мышления,
Творческого воображения.
5. Формирование коммуникативного потенциала:
Межличностных отношений, качеств коммуникабельности,
Основ коммуникативной культуры личности (умений высказывать и
отстаивать свою точку зрения, навыков неконфликтного общения,
12
способности строить и вести общение в различных ситуациях и с
разными людьми по возрасту, полу, ценностным ориентациям),
Умений и нгавыков культуры общения, способности корректировать в
общении и отношениях свою и чужую агрессию, поддержания
эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной
ситуации,
Коммуникативных умений и навыков: говорить и слушать,
сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим,
Профессиональных речевых коммуникаций (устной, письменной,
мыслительной речи), речевого регистра специалиста.
6. Формирование общекультурного и эстетического потенциала:
Имиджа специалиста (делового человека),
Образа визуальной привлекательности личности (голос,
коммуникативные умения и навыки, самопрезентация, умения и
навыки соблюдения правил поведения в обществе, умения смотреть в
глаза, поза, жесты, мимика, ухоженность, индивидуальный стиль
одежды, манеры, запах и др.).
7. Формирование физического и саногенного (психоэнергетического)
потенциала:
Умений и навыков физического воспитания и самовоспитания,
Потребностей в занятиях физкультурой и спортом,
Умений и навыков двигательной активности и профилактики
гиподинамии,
Умений и навыков борьбы против никотина, алкоголя, наркотиков,
13
Умений и навыков полового воспитания и самовоспитания,
безопасного секса, профилактики ВИЧ - инфекции и СПИДа,
Умений и навыков саногенного контроля и самоконтроля.
8. Формирование профессионального поведения:
Воспитание примером личности,
Использование воспитательных эффектов коллективов,
Через формы самостоятельной деятельности студентов (СДС),
Проведение диспутов, дискуссий по этическим нормам поведения,
Активизация исследовательской деятельности и научного поиска по
проблемам этики,
Использование ролевых игр,
Ориентация выпускников на исполнение их профессионального долга,
Этическое и профессиональное воспитание студентов через
общественные организации и общественные студенческие движения,
Организация различных форм наглядной агитации и пропаганды,
отражающих нравственный облик среднего работника выбранной
специальности,
Торжественный акт выпуска молодых специалистов,
Проведение анализа ошибок, допущенных выпускниками.
9. Формирование личности и профессионально-значимых качеств будущего
специалиста, характеризующих:
Сферу взаимоотношений и отношений,
Общую активность личности,
Отношение работника к труду,
14
Организаторские способности,
Мотивацию профессии,
Отношение к другим и к самому себе,
Эмоционально - волевую сферу,
Сферу профессиональных знаний и умственных способностей,
Специалиста как гражданина демократического общества,
Специалиста как культурного человека.
10.Формирование общественно - политического потенциала гражданина
демократического государства.
Подводя итоги, нельзя не отметить тот факт, что в техникуме работает
методическое объединение кураторов, на заседаниях которого обсуждаются
актуальные вопросы воспитания студентов, происходит обмен опытом,
заслушиваются доклады на педагогические темы и уделяется большое
внимание индивидуальной работе со студентами с привлечением
студенческого совета.
Воспитательная работа со студентами, проживающими в общежитии,
проводится в соответствии с планом по всем направлениям и включает в себя
организацию дежурств, контроль санитарного состояния комнат, работу с
родителями, кружковую работу, индивидуальную работу со студентами при
участии общежития, психологическую помощь и т.п.
Таким образом, воспитывающая деятельность педагогов техникума
определяется общей тактикой и основными стратегиями через
мировоззренческий, познавательный, нравственный, духовный, креативный,
коммуникативный, общекультурный, эстетический, физический,
общественно - политический потенциал воспитанников, достигается
15
формирование и развитие личностно- и профессионально-значимых качеств
будущих и работающих специалистов.
Список использованной литературы:
1.
Е.И.Рогов. Настольная книга психолога. – М.: издательство “Владос-
Пресс”, 2006г.
2.
И.А.Фурманов. Психология детей с нарушениями поведения. М.:
Гуманитарный издательский центр “Владос”, 2004
3.
Т.А.Шилова. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в
поведении, – М.: Айриф-Пресс, 2005
4.
Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и
классного руководителя М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001
5.
Н.Д.Левитов. Детская и педагогическая психология. М.:
“Просвещение”. 1974
6.
Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1987.
16