Напоминание

Система уроков по изучению творчества Н.А. Островского для студентов СПО


Автор: Липатова Надежда Борисовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ИПК–филиал ГОУ ВО МО ГГТУ
Населённый пункт: г. Истра, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Система уроков по изучению творчества Н.А. Островского для студентов СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Система уроков по изучению творчества

Н.А.Островского для студентов СПО

Выполнил: Липатова Надежда Борисовна,

преподаватель русского языка и

литературы

ИПК-филиал ГОУ ВО МО ГГТУ,

Московская область

Истра, 2018

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ

ДРАМА «ГРОЗА».

Урок 1 Жизнь и литературно- театральная деятельность А.Н. Остров-

ского.

Цель урока: показать учащимся место и значение А.Н. Островского в русской

драматургии.

Ход урока:

1.

Опрос

учащихся:

«Сотрудничество

Добролюбова

в

журнале

«Современник».

2. Новый материал.

1. Слова к портрету Островского из письма И.А.Гончарова:

«… Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать:

«У нас есть свой, русский национальный театр…»

(Зачитать полностью отрывок Медведев В.П. стр. 19)

2. Бедность репертуара русского театра 1 половины 19 века. ( Зерчанинов

А.А. стр. 69)

3. Островский видел в драматургии мощное средство нравственного

воспитания народа.( Медведев стр. 20)

Это уже говорит о народности Островского, о его демократических позициях.

4. Краткие биографические данные об Островском.

-- место рождения – Москва (Замоскворечье)

31 марта 1823 года, семья чиновника.

-- что представляло тогда собой Замоскворечье?

(средоточие купечества)

-- страстное увлечение театром

--юридический факультет МГУ 1840 год

-- полное переключение на литературу

--служба в суде, многое давшая Островскому для творчества

(Зерчанинов А.А. стр 69, 70, 72, 75)

5.Тематика пьес Островского. Широта и многогранность охвата русской

жизни. Всего Островским написано 48 пьес за 40 лет своей литературной

жизни.

6. Особенно - пьесы о купечестве. Н.А. Добролюбов о мире купечества:

«Тут никто не может ни на кого положиться:

тесть надует зятя приданым; жених обочтет и обидит сваху; невеста-дочь

обидит отца и мать, жена

обманет мужа. Ничего святого, ничего чистого,

ничего правого нет в этом мире: господствующее над ним самодурство,

дикое,

безумное,

неправое,

прогнало

из

него

всякое

сознание

чести

и

права».

(Статья Н.А.Добролюбова «Темное царство»)

7.Н.А.Островский в журнале «Современник». (Медведев В.П. стр. 24-25)

8. Январь 1886 года – назначение заведующим репертуарной части

московских театров. В июне 1886 года смерть. (Зерчанинов А.А. стр. 76)

Урок 2 Драма «Гроза» как отражение перелома в русской обществен-

ной жизни 60-х годах 19 века. (1859 год).

Цель урока: раскрыть учащимся историческую обстановку 60-х годов и проб-

лематику драмы «Гроза».

Ход урока:

1.Опрос учащихся по биографии А.Н.Островского.

1.

В.Г.Белинский

о

русской

драматургии.

Почему

Гончаров

называл

Островского основоположником русского национального театра?

2. Почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья?» Рассказать о

творчестве драматурга в 70-80 годы.

2. Новый материал.

1.

И.С.Тургенев

о

«Грозе»:

«Удивительнейшее,

великолепнейшее

произведение могучего русского таланта».

2. Драма «Гроза» - вершина творчества Островского Н.А.

3. Историческая эпоха, предшествовавшая появлению «Грозы» -

(Ожидание реформы 1861 года, крестьянские волнения, призывы

Чернышевского и Некрасова «К топору зовите Русь!»)

4. Добролюбов об Островском. (Статьи «Темное царство» и «Луч света в

темном царстве».)

Островский благодарен Добролюбову.

Добролюбов пишет о купеческом мире:

«Ничего святого, ничего чистого, ничего правого нет в этом

мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое,

прогнало из него всякое сознание чести и права.

И

не

может

быть

их

там,

где

повержено

в

прах

и

нагло

растоптано

самодурами человеческое достоинство , свобода личности, вера в любовь и

счастье и святыня честного труда».

(Записать в тетрадь)

5. 1856 год – путешествие А.Н.Островского по Верхней Волге. Торжок,

Кинешма, Кострома… Типичные картины жизни русского купечества.

6. 1859 год – «Гроза». В этом же году была поставлена на сцене.

Три темы драмы.

а). Положение женщины в стране;

б). Тирания самодурства;

в). Протест против сил «темного царства».

7. Добролюбов о драме «Гроза». Смысл слова «самодурство» в понимании

Добролюбова. (Семенова, стр.4-5) ЗАПИСАТЬ!

8.

Быт

и

нравы

Верхнего

Поволжья.

Яркие

пейзажи

и

мрачный

домостроевский купеческий быт.

9. Основная сюжетная линия пьесы: конфликт живого чувства Катерины и

мертвого уклада жизни купцов.

10. Знакомство с действующими лицами пьесы.

Уроки 3-4-5 Работа над содержанием драмы «Гроза». Беседа с учащимися

и чтение отрывков.

Цель уроков: Усвоение содержания произведения.

Ход уроков:

1 ЧАС

1. Чтение по ролям 1-2 явлений 1 действия. (Учитель включается в трудных

местах текста).

Вопросы к учащимся:

- Ваше первое впечатление от драмы «Гроза?»

- Своеобразие ее первых страниц: в чем смысл столь необычного песенного

творческого зачина? Почему действие «Грозы» драматург перенес на берега

Волги? (поэтическая тема Родины – запев «Грозы».)

ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДИ УЧАЩИМСЯ:

В

содержании

«Грозы»

выражен

социально-нравственный

конфликт

Человека и деспотизма, свободы и неволи, красоты, творческой удали – и

мракобесия,

«темного

царства».

Здесь

показана

проверка

человека

на

духовную стойкость, умение дать отпор деспотизму. Основа художественного

содержания драмы – это проблема нравственного выбора: как жить?

2. Чтение 3 явления 1 действия.

Вопросы к учащимся:

-

Какие

перемены

произошли

в

содержании

«Грозы»

и

даже

в

месте

действия (и почему)?

- Каким вы увидели город Калинов, и каков смысл этого образа (города)?

ПОЯСНИТЬ И ЗАПИСАТЬ: город и его «микромир» - семья. Отношения в

семьях,

характерные

для

Калинова.

Это

трагическая

тема

«Грозы». Город

Калинов как воплощение жестокости и противоестественности человеческих

отношений.

3. Чтение 4 явления. (Монолог Бориса).

Вопросы к учащимся:

- В чем неожиданность этой сцены?

(Драма «Гроза» - произведение о судьбах молодого поколения, о поединке

«отцов» и «детей»).

4. Беседа по 1 действию в целом.

Вопросы к учащимся:

- Что известно с первых страниц драмы о Диком?

- Кто такая Катерина?

- Детство и воспитание Катерины. Какие черты характера ее уже видны в 1

действии?

- Кто такой Кулигин?

- О чем он мечтает?

- Что рассказывает он о жизни города Калинова?

- История Бориса. Что настораживает в его характере?

2ЧАС

Работа над текстом сопровождается

комментариями учителя.

Вопросы для беседы с учащимися:

2 действие

- Россказни Феклуши об окружающем мире.

- Отъезд Тихона и мольба Катерины взять ее с собой.

- Кабаниха: «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж не

знаю!»

-

В

руках

Катерины

ключ

от

садовой

калитки.

Ее

колебания.

Ее

окончательное решение.

3 действие

- Рассуждения Кабанихи и Феклуши «О последних временах».

- Как показана страсть Дикого к деньгам.

- Снова рассказ Кулигина о жизни города.

- Встреча Катерины и Бориса.

3 ЧАС

4 действие

- Что же это такое – «Литва»?

-

Как

подчеркивается

в

разговоре

с

Кулигиным

невежество

и

грубость

Дикого?

- Страх Катерины. Ее религиозность.

- Признание Катерины.

5действие

- Рассказ Тихона об обстановке в доме Кабановых.

- Монолог Катерины и последнее ее свидание с Борисом.

- Самоубийство Катерины. Как доказать, что это ее победа?

- Что значат последние слова Тихона?

Урок 6 Изображение «темного царства» в драме «Гроза». Образы

самодуров.

Цель урока: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

Раскрыть образы Дикого и Кабанихи.

Ход урока:

Новый материал. (Методом беседы с учащимися и обобщений).

1. Характеристика Дикого.

а) Что такое «самодур»?

б) Тирания домашних и посторонних, кто от него зависит.

в) страсть к деньгам. Сила и власть капитала.

г) Страшное невежество Дикого. ( 2 явление 4 действия)

д)Деспотизм,

необузданный

произвол,

невежество,

грубость,

алчность,

скаредность – основные черты Дикого как представителя «темного царства».

- Почему они тяготеют друг к другу: Дикой и Кабаниха?

2.Характеристика Кабанихи.

а) Старинная блюстительница домостроевских правил. Властолюбие.

б) Ханжество, лицемерие – «домашних заела совсем!»

в) Соблюдение обычаев и порядков патриархальной страны.

г) Понимание отмирания старины.

д) Жестокость и бессердечность Кабанихи.

е)

Каковы

последствия

жизненных

устоев

Кабанихи,

ее

«житейской

мудрости»? (Совсем разрушилась ее семья)

( брошюра Семеновой «Гроза» стр.24-25 – хорошее дополнение к образу

Кабанихи).

- Кто страшнее – Дикой или Кабаниха?

3. Добролюбов о «темном царстве»:

« Уродливые общественные отношения характеризуют не только мир купцов,

но и всю жизнь тогдашней России. В этом «темном царстве» царят произвол,

беззаконие, самодурство, грубое невежество».

- Чем обеспокоены представители «темного царства»?

«Русская

жизнь

и

русская

сила

вызваны

художником

в

«Грозе»

на

решительное дело. В этом ключ к пониманию смысла драмы «Гроза».



В раздел образования