Автор: Липатова Надежда Борисовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ИПК–филиал ГОУ ВО МО ГГТУ
Населённый пункт: г. Истра, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Система уроков по изучению творчества Н.А. Островского для студентов СПО
Раздел: среднее профессиональное
Система уроков по изучению творчества
Н.А.Островского для студентов СПО
Выполнил: Липатова Надежда Борисовна,
преподаватель русского языка и
литературы
ИПК-филиал ГОУ ВО МО ГГТУ,
Московская область
Истра, 2018
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
ДРАМА «ГРОЗА».
Урок 1 Жизнь и литературно- театральная деятельность А.Н. Остров-
ского.
Цель урока: показать учащимся место и значение А.Н. Островского в русской
драматургии.
Ход урока:
1.
Опрос
учащихся:
«Сотрудничество
Добролюбова
в
журнале
«Современник».
2. Новый материал.
1. Слова к портрету Островского из письма И.А.Гончарова:
«… Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать:
«У нас есть свой, русский национальный театр…»
(Зачитать полностью отрывок Медведев В.П. стр. 19)
2. Бедность репертуара русского театра 1 половины 19 века. ( Зерчанинов
А.А. стр. 69)
3. Островский видел в драматургии мощное средство нравственного
воспитания народа.( Медведев стр. 20)
Это уже говорит о народности Островского, о его демократических позициях.
4. Краткие биографические данные об Островском.
-- место рождения – Москва (Замоскворечье)
31 марта 1823 года, семья чиновника.
-- что представляло тогда собой Замоскворечье?
(средоточие купечества)
-- страстное увлечение театром
--юридический факультет МГУ 1840 год
-- полное переключение на литературу
--служба в суде, многое давшая Островскому для творчества
(Зерчанинов А.А. стр 69, 70, 72, 75)
5.Тематика пьес Островского. Широта и многогранность охвата русской
жизни. Всего Островским написано 48 пьес за 40 лет своей литературной
жизни.
6. Особенно - пьесы о купечестве. Н.А. Добролюбов о мире купечества:
«Тут никто не может ни на кого положиться:
тесть надует зятя приданым; жених обочтет и обидит сваху; невеста-дочь
обидит отца и мать, жена
обманет мужа. Ничего святого, ничего чистого,
ничего правого нет в этом мире: господствующее над ним самодурство,
дикое,
безумное,
неправое,
прогнало
из
него
всякое
сознание
чести
и
права».
(Статья Н.А.Добролюбова «Темное царство»)
7.Н.А.Островский в журнале «Современник». (Медведев В.П. стр. 24-25)
8. Январь 1886 года – назначение заведующим репертуарной части
московских театров. В июне 1886 года смерть. (Зерчанинов А.А. стр. 76)
Урок 2 Драма «Гроза» как отражение перелома в русской обществен-
ной жизни 60-х годах 19 века. (1859 год).
Цель урока: раскрыть учащимся историческую обстановку 60-х годов и проб-
лематику драмы «Гроза».
Ход урока:
1.Опрос учащихся по биографии А.Н.Островского.
1.
В.Г.Белинский
о
русской
драматургии.
Почему
Гончаров
называл
Островского основоположником русского национального театра?
2. Почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья?» Рассказать о
творчестве драматурга в 70-80 годы.
2. Новый материал.
1.
И.С.Тургенев
о
«Грозе»:
«Удивительнейшее,
великолепнейшее
произведение могучего русского таланта».
2. Драма «Гроза» - вершина творчества Островского Н.А.
3. Историческая эпоха, предшествовавшая появлению «Грозы» -
(Ожидание реформы 1861 года, крестьянские волнения, призывы
Чернышевского и Некрасова «К топору зовите Русь!»)
4. Добролюбов об Островском. (Статьи «Темное царство» и «Луч света в
темном царстве».)
Островский благодарен Добролюбову.
Добролюбов пишет о купеческом мире:
«Ничего святого, ничего чистого, ничего правого нет в этом
мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое,
прогнало из него всякое сознание чести и права.
И
не
может
быть
их
там,
где
повержено
в
прах
и
нагло
растоптано
самодурами человеческое достоинство , свобода личности, вера в любовь и
счастье и святыня честного труда».
(Записать в тетрадь)
5. 1856 год – путешествие А.Н.Островского по Верхней Волге. Торжок,
Кинешма, Кострома… Типичные картины жизни русского купечества.
6. 1859 год – «Гроза». В этом же году была поставлена на сцене.
Три темы драмы.
а). Положение женщины в стране;
б). Тирания самодурства;
в). Протест против сил «темного царства».
7. Добролюбов о драме «Гроза». Смысл слова «самодурство» в понимании
Добролюбова. (Семенова, стр.4-5) ЗАПИСАТЬ!
8.
Быт
и
нравы
Верхнего
Поволжья.
Яркие
пейзажи
и
мрачный
домостроевский купеческий быт.
9. Основная сюжетная линия пьесы: конфликт живого чувства Катерины и
мертвого уклада жизни купцов.
10. Знакомство с действующими лицами пьесы.
Уроки 3-4-5 Работа над содержанием драмы «Гроза». Беседа с учащимися
и чтение отрывков.
Цель уроков: Усвоение содержания произведения.
Ход уроков:
1 ЧАС
1. Чтение по ролям 1-2 явлений 1 действия. (Учитель включается в трудных
местах текста).
Вопросы к учащимся:
- Ваше первое впечатление от драмы «Гроза?»
- Своеобразие ее первых страниц: в чем смысл столь необычного песенного
творческого зачина? Почему действие «Грозы» драматург перенес на берега
Волги? (поэтическая тема Родины – запев «Грозы».)
ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДИ УЧАЩИМСЯ:
В
содержании
«Грозы»
выражен
социально-нравственный
конфликт
Человека и деспотизма, свободы и неволи, красоты, творческой удали – и
мракобесия,
«темного
царства».
Здесь
показана
проверка
человека
на
духовную стойкость, умение дать отпор деспотизму. Основа художественного
содержания драмы – это проблема нравственного выбора: как жить?
2. Чтение 3 явления 1 действия.
Вопросы к учащимся:
-
Какие
перемены
произошли
в
содержании
«Грозы»
и
даже
в
месте
действия (и почему)?
- Каким вы увидели город Калинов, и каков смысл этого образа (города)?
ПОЯСНИТЬ И ЗАПИСАТЬ: город и его «микромир» - семья. Отношения в
семьях,
характерные
для
Калинова.
Это
трагическая
тема
«Грозы». Город
Калинов как воплощение жестокости и противоестественности человеческих
отношений.
3. Чтение 4 явления. (Монолог Бориса).
Вопросы к учащимся:
- В чем неожиданность этой сцены?
(Драма «Гроза» - произведение о судьбах молодого поколения, о поединке
«отцов» и «детей»).
4. Беседа по 1 действию в целом.
Вопросы к учащимся:
- Что известно с первых страниц драмы о Диком?
- Кто такая Катерина?
- Детство и воспитание Катерины. Какие черты характера ее уже видны в 1
действии?
- Кто такой Кулигин?
- О чем он мечтает?
- Что рассказывает он о жизни города Калинова?
- История Бориса. Что настораживает в его характере?
2ЧАС
Работа над текстом сопровождается
комментариями учителя.
Вопросы для беседы с учащимися:
2 действие
- Россказни Феклуши об окружающем мире.
- Отъезд Тихона и мольба Катерины взять ее с собой.
- Кабаниха: «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж не
знаю!»
-
В
руках
Катерины
–
ключ
от
садовой
калитки.
Ее
колебания.
Ее
окончательное решение.
3 действие
- Рассуждения Кабанихи и Феклуши «О последних временах».
- Как показана страсть Дикого к деньгам.
- Снова рассказ Кулигина о жизни города.
- Встреча Катерины и Бориса.
3 ЧАС
4 действие
- Что же это такое – «Литва»?
-
Как
подчеркивается
в
разговоре
с
Кулигиным
невежество
и
грубость
Дикого?
- Страх Катерины. Ее религиозность.
- Признание Катерины.
5действие
- Рассказ Тихона об обстановке в доме Кабановых.
- Монолог Катерины и последнее ее свидание с Борисом.
- Самоубийство Катерины. Как доказать, что это ее победа?
- Что значат последние слова Тихона?
Урок 6 Изображение «темного царства» в драме «Гроза». Образы
самодуров.
Цель урока: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»
Раскрыть образы Дикого и Кабанихи.
Ход урока:
Новый материал. (Методом беседы с учащимися и обобщений).
1. Характеристика Дикого.
а) Что такое «самодур»?
б) Тирания домашних и посторонних, кто от него зависит.
в) страсть к деньгам. Сила и власть капитала.
г) Страшное невежество Дикого. ( 2 явление 4 действия)
д)Деспотизм,
необузданный
произвол,
невежество,
грубость,
алчность,
скаредность – основные черты Дикого как представителя «темного царства».
- Почему они тяготеют друг к другу: Дикой и Кабаниха?
2.Характеристика Кабанихи.
а) Старинная блюстительница домостроевских правил. Властолюбие.
б) Ханжество, лицемерие – «домашних заела совсем!»
в) Соблюдение обычаев и порядков патриархальной страны.
г) Понимание отмирания старины.
д) Жестокость и бессердечность Кабанихи.
е)
Каковы
последствия
жизненных
устоев
Кабанихи,
ее
«житейской
мудрости»? (Совсем разрушилась ее семья)
( брошюра Семеновой «Гроза» стр.24-25 – хорошее дополнение к образу
Кабанихи).
- Кто страшнее – Дикой или Кабаниха?
3. Добролюбов о «темном царстве»:
« Уродливые общественные отношения характеризуют не только мир купцов,
но и всю жизнь тогдашней России. В этом «темном царстве» царят произвол,
беззаконие, самодурство, грубое невежество».
- Чем обеспокоены представители «темного царства»?
«Русская
жизнь
и
русская
сила
вызваны
художником
в
«Грозе»
на
решительное дело. В этом ключ к пониманию смысла драмы «Гроза».