Напоминание

"Итоговая контрольная работа по литературе для студентов 1 курса СПО"


Автор: Шеховцова Маргарита Викторовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Автомобильно–дорожный колледж"
Населённый пункт: город Бронницы Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Итоговая контрольная работа по литературе для студентов 1 курса СПО"
Раздел: полное образование





Назад




Итоговая контрольная работа по литературе за 1 курс

Задание №1. Определите по портрету писателя или поэта. Укажите имя и отчество полностью.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

11)

12)

Задание №2. Укажите годы жизни писателя или поэта. Образец: 1) – в); 2) – г) и т.д.

1)

Ахматова а) 1814-1841

2)

Бунин б) 1893 - 1930

3)

Гончаров в) 1889 - 1966

4)

Есенин г) 1870 - 1953

5)

Лермонтов д) 1892 - 1941

6)

Маяковский е) 1895 - 1925

7)

Пушкин ж) 1828 - 1910

8)

Толстой з) 1860 - 1904

9)

Чехов и) 1799 - 1837

10) Цветаева к) 1812 – 1891

Задание №3. Укажите места, которые связаны с именами русских классиков.

Образец: 1) – в); 2) – г) и т.д.

1)

Блок а) Константиново

2)

Лермонтов б) Мелихово

3)

Тургенев в) Киев

4)

Пушкин г) Ясная Поляна

5)

Чехов д) Тарханы

6)

Есенин е) Щелыково

7)

Островский ж) Михайловское

8)

Толстой з) Спасское-Лутовиново

9)

Цветаева и) Елабуга

10)Булгаков к) Шахматово

Задание №4. Образуйте пару. Образец: 1) – в); 2) – г) и т.д.

1)

Блок а) Наталья Николаевна Гончарова

2)

Ахматова б) Ольга Леонардовна Книппер

3)

Есенин в) Сергей Эфрон

4)

Маяковский г) Любовь Менделеева

5)

Лермонтов д) Полина Виардо

6)

Пушкин е) Айседора Дункан

7)

Тургенев ж) Николай Гумилёв

8)

Тютчев з) Елена Денисьева

9)

Цветаева и) Лиля Брик

10)Чехов к) Екатерина Сушкова

Задание №5. Прочитайте фрагменты биографии. Назовите фамилию писателя или поэта.

1)

Детство

и

часть

юности

автора

прошли

в

центре Замоскворечья.

Благодаря

большой

библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал cклонность к

писательству, но отец хотел сделать из него юриста. И всё-таки он навсегда связал свою жизнь с

литературой и театром. Первую литературную известность автору принесла комедия «Свои люди —

сочтёмся!»

2)

В 1916 году он поступает на военную службу и в этом же году издает сборник стихов

«Радуница»,

который

делает

его

известным.

Поэта

стали

приглашать

выступать

перед

императрицей в Царское село. На одном из таких выступлений она дарит ему золотые часы с

цепочкой, на которых был изображен государственный герб.

3) На Сахалин он прибыл 23 июля. За несколько месяцев пребывания на нём он общался с людьми,

узнавал истории их жизни, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. Автор

провёл, по собственным словам, полную перепись населения Сахалина, заполнив несколько тысяч

карточек на жителей острова.

4) Его первым крупным литературным делом, положившим начало его славе, были "Вечера на хуторе

близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком", вышедшие в Петербурге в 1831 и

1832 годах, двумя частями (в первой были помещены «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне

Ивана Купала», «Майская ночь, или утопленница», «Пропавшая грамота»; во второй — «Ночь перед

Рождеством», «Страшная месть, старинная быль», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»,

«Заколдованное место».

5) Его мать - урождённая Кулунчакова, происходила из рода татарских князей. После смерти мужа

она переехала в Москву, где прошли ранние годы и отрочество будущего писателя. В шесть лет

мальчик был отдан в Московскую Разумовскую школу, откуда вышел в 1880 году. В том же году

поступил во Вторую Московскую военную гимназию. В 1887 году был зачислен в Александровское

военное

училище.

Впоследствии

опишет

свою

армейскую

юность

в

повестях

«На

переломе

(Кадеты)» и в романе «Юнкера».

6) Он отлично знал грузинский язык и с 1902 года учился в гимназии г. Кутаиси. Уже в молодости его

захватили

революционные

идеи,

и,

обучаясь

в

гимназии,

он

участвовал

в

революционной

демонстрации.

7) С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом шла его пьеса «Дни Турбиных». Её постановка

была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса понравилась И. Сталину.

8) В 1933 году писатель стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с

которым он развивает традиции русской классической прозы». Скончался в 1953 году, похоронен

на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

9) Репрессиям были подвергнуты трое близких автору людей: первый муж, Николай Гумилёв, был

уже после их развода расстрелян в 1921 году; третий муж, Николай Пунин, был трижды арестован и

погиб в лагере в 1953 году; единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении более 10 лет. Горе

жён и матерей «врагов народа» было отражено в одном из наиболее значительных произведений

поэта — поэме «Реквием».

10)Первый сборник молодого поэта «Я» был опубликован в 1913 году и состоял всего из четырёх

стихотворений. На этот год приходится также написание бунтарского стихотворения «Нате!», в

котором

автор

бросает

вызов

всему

буржуазному

обществу.

В

следующем

году

поэт

создал

трогательное стихотворение «Послушайте», поразившее читателей своей красочностью и чуткостью.

11) Как и всякий писатель-юморист, он пользовался десятками всевозможных псевдонимов. Самые

известные: Брат моего брата, Человек без селезёнки.

12) До начала 50-х годов на могиле автора не было ни креста, ни камня — лишь прямоугольник

травы с незабудками да молодые деревца, посаженные по четырём углам надгробного холма. В

поисках плиты или камня Елена Сергеевна (жена писателя) захаживала в сарай к гранильщикам и

подружилась с ними. Однажды видит: в глубокой яме среди обломков мрамора, старых памятников

мерцает огромный чёрный ноздреватый камень. «А это что?» — «Да Голгофа». — «Как Голгофа?»

Объяснили, что на могиле Гоголя в Даниловском монастыре стояла Голгофа с крестом. Потом, когда к

гоголевскому юбилею 1952 года сделали новый памятник, «Голгофу» за ненадобностью бросили в

яму. «Я покупаю», — не раздумывая сказала Е. С.

13)

В

октябре 1852

года автор,

служивший

переводчиком

в

департаменте

внешней

торговли

министерства финансов, был назначен секретарём адмирала Путятина.

Перед

его

отправкой

по

Петербургу прошёл слух: «Принц де Лень отправляется в плавание». Так называли писателя. С

первых же дней путешествия он начал вести подробный путевой журнал (материалы которого легли

в основу будущей книги «Фрегат „Паллада“»). Экспедиция продолжалась почти два с половиной

года.

14) Стремясь всеми возможными способами вернуть себе дворянский титул, автор пошел служить

унтер-офицером. Затем в 1853 году в его жизни происходит переход в гвардейский полк. Творчество

поэта даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году выходит его второй сборник, в 1856 – третий.

В 1857 году автор женится на Марии Боткиной. Уйдя в отставку в 1858 году, так и не добившись

возвращения титула, приобретает землю, посвящает себя ведению хозяйства.

15) Его мать Надежда Осиповна была правнучкой Абрама Ганнибала, знаменитого «арапа Петра

Великого». Именно от матери и ее африканских корней унаследовал автор свой горячий нрав,

необузданную любовь к жизни, а поэтический талант позволил ему виртуозно переносить пышущие

страстью мысли на бумагу, заражая своими чувствами современников и потомков.

16) 82-летний писатель в сопровождении личного врача Д. П. Маковицкого покинул родовое имение.

В пути он заболел и сошел с поезда на железнодорожной станции Астапово. Последние 7 дней жизни

провел в домике станционного смотрителя. За новостями о состоянии здоровья писателя следила вся

страна.

17) В 1903 году в альманахе «Северные цветы» был напечатан цикл произведений автора под

названием «Стихи о Прекрасной Даме». Революционные события стали олицетворением стихийной,

неупорядоченной природы бытия и достаточно существенно повлияли на его творческие взгляды.

Прекрасную Даму в его мыслях и стихах заменили образы вьюги, метели и бродяжничества.

18) В деревенском уединении классик сочинил рассказ «Муму», а также ставшие событием в

культурной жизни России романы «Дворянское гнездо», «Накануне», «Дым». За границу писатель

отбыл летом 1856 года. Зимой в Париже завершил мрачную повесть «Поездка в Полесье». В

Германии в 1857-м написал «Асю» – повесть, переведенную при жизни автора на европейские языки.

19) Похороны писателя не могли быть совершены по церковному обряду, несмотря на все хлопоты

друзей. Официальное известие о его смерти гласило: «15-го июля, около 5 часов вечера, разразилась

ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался

лечившийся в Пятигорске …». По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе,

смерть поэта встретили отзывом: «Туда ему и дорога»… В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со

слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался об этом, сказав:

«Собаке — собачья смерть».

20) В 1930-1950-е годы писатель пишет еще один роман, посвященный коллективизации крестьян, –

«Поднятая

целина».

Пользовались

популярностью

и

военные

произведения,

например,

«Судьба

человека» и «Они сражались за Родину». В 1965 году ему присуждена Нобелевская премия.

Задание № 6. Сгруппируйте литературных героев по произведениям: «Гроза», «Бесприданница»,

«Обломов», «Отцы и дети», «Преступление и наказание», «Война и мир», «Вишнёвый сад»,

«Гранатовый браслет», «Собачье сердце», «На дне».

Полиграф

Полиграфович

Шариков,

Андрей

Болконский,

Аркадий

Кирсанов,

Петя

Трофимов,

Тарантьев, Васька Пепел, Карандышев, Вожеватов, Гаев, профессор Преображенский, Актёр,

Катерина, Кнуров, Судьбинский, Пьер Безухов, Вера Николаевна Шеина, Кутузов, Фирс, Анна

Сергеевна

Одинцова,

Наполеон,

странник

Лука,

Сонечка

Мармеладова,

генерал

Аносов,

Дикой,

Базаров, Разумихин, Лариса Огудалова, Родион Раскольников, Пенкин, Клим Чугункин, Кулигин,

Робинзон, Любовь Андреевна Раневская, Илья Ильич Обломов, Лужин, Кабанова, Паратов, Наташа

Ростова, Желтков, Павел Петрович Кирсанов, Лопахин, Алёна Ивановна, Тихон, Штольц, Швондер,

Волков, Клещ, Разумихин.

Задание № 7. Соотнесите жанр литературы и произведение. Укажите автора произведения. Образец:

роман-эпопея Шолохова «Тихий Дон»

Рассказ «Отцы и дети»

Повесть «Господин из Сан-Франциско»

Роман «Война и мир»

Роман-эпопея «Собачье сердце»

Поэма «Двенадцать»

Стихотворение «Родина»

Задание №8. По описанию узнайте литературного героя, укажите произведение и автора. Образец:

Евгений Онегин, «Евгений Онегин», Пушкин

1)

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с

темно-серыми

глазами,

но

с

отсутствием

всякой

определенной

идеи,

всякой

сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах,

садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда

во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего

тела, даже в складки шлафрока.

2) Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с

кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую

тот не сразу ему подал. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным

носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось

спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

3)

Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус,

ростом выше среднего, тонок и строен. …Изредка только бормотал он что-то про себя, от

своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и

сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он

почти совсем ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек,

посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу

.

4)

Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствие, на путешествие

долгое и комфортабельное, и мало ли еще на что. Для такой уверенности у него был тот резон,

что, во-первых, он был богат, а во-вторых, только что приступал к жизни, несмотря на свои

пятьдесят восемь лет. До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда очень недурно, но

все же возлагая все надежды на будущее. Он работал не покладая рук, – китайцы, которых он

выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! – и, наконец,

увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за

образец, и решил передохнуть.

5)

У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу за ногу, человек маленького

роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами

на выкорчеванном поле, а на лице луговой небритый пух. Лоб поражал своею малой вышиной.

Пиджак, прорванный под левой мышкой, был усеян соломой, полосатые брючки на правой

коленке продраны, а на левой выпачканы лиловой краской. На шее у человека был повязан

ядовито-небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. Цвет этого галстука был

настолько бросок, что время от времени, закрывая утомленные глаза, Филипп Филиппович в

полной тьме то на потолке, то на стене видел пылающий факел с голубым венцом.

6)

Он был художник с талантом, пророчившим многое: вспышками и мгновеньями его кисть

отзывалась

наблюдательностью,

соображением,

шибким

порывом

приблизиться

более

к

природе. «Смотри, брат», говорил ему не раз его профессор: «у тебя есть талант; грешно

будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя одно что-нибудь заманит, одно что-

нибудь полюбится – ты им занят, а прочее у тебя дрянь, прочее тебе ни по чем, ты уж и глядеть

на него не хочешь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец.

7)

Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души

не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю.

Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли

летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью.

У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, – у

нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь

работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что

видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть

лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо

было!

8) Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиною к свету и в замешательстве потирал

руки. Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами. Теперь он стал

весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским

подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти.

Хозяин комнаты, совершенно растерявшись, опустился вдруг на диван и пролепетал омертвевшими

губами: "Прошу, господа, садиться". Но, должно быть, вспомнил, что уже безуспешно предлагал

то же самое раньше, вскочил, подбежал к окну, теребя волосы, и вернулся обратно на прежнее

место. И опять его дрожащие руки забегали, теребя пуговицы, щипля светлые рыжеватые

усы, трогая без нужды лицо. - Я к вашим услугам, ваше сиятельство, - произнес он глухо, глядя на

Василия Львовича умоляющими глазами.

Задание

9.

Ответьте

на

вопросы

по

прочитанным

произведениям. Укажите

название

произведения и его автора.

1.

Какое произведение заканчивается следующими строками:

…Так идут державным шагом —

Позади — голодный пес,

Впереди — с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.

2.

Какое произведение заканчивается следующими строками?

В отделении глухо позвякивали склянки. Тяпнутый убирал в шкафах смотровой.

Седой же волшебник сидел и напевал:

– «К берегам священным Нила…»

Пёс видел страшные дела. Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд,

доставал мозги, – упорный человек, настойчивый, всё чего-то добивался, резал, рассматривал,

щурился и пел:

– «К берегам священным Нила…»

3.

Какое произведение заканчивается следующими строками?

И никто не знал ни того, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной

мукой под бесстыдно-грустную музыку, ни того, что стоит гроб глубоко, глубоко под ними, на дне

темного трюма, в соседстве с мрачными и знойными недрами корабля, тяжко одолевающего мрак…

4.

Из какого произведения следующие строки?

Было у него странное обыкновение – ходить по нашим квартирам. Придет к учителю, сядет и

молчит, и как будто что-то высматривает. Посидит этак, молча, час-другой и уйдет. Это

называлось у него «поддерживать добрые отношения с товарищами», и, очевидно, ходить к

нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал это своею

товарищескою обязанностью.

5.

Из какого произведения следующие строки?

Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. Подумайте,

Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и

неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас

человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами – ведь

это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже

не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете

дальше передней…

6.

Из какого произведения следующие строки?

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем — не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.



В раздел образования