Напоминание

Разработка урока на тему: ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. ЭТИКА ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ.


Автор: Закирова Ирина Александровна
Должность: преподаватель, заместитель директора по учебно–воспитательной работе
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Долгопрудненский техникум"
Населённый пункт: г.о. Долгопрудный, Московская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Разработка урока на тему: ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. ЭТИКА ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Разработка урока на тему:

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. ЭТИКА ПОВЕДЕНИЯ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ.

Закирова Ирина Александровна, преподаватель экономических дисциплин,

ГБПОУ МО «Долгопрудненский техникум»

Ход занятия:

1.

Теоретическое введение

Профессиональная этика – система моральных принципов, норм и

правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной

деятельности и конкретной ситуации.

Общие принципы:

- профессиональная солидарность,

- особое понимание долга и чести,

-

особая

форма

ответственности,

обусловленная

предметом

и

родом

деятельности.

Модели этики делового общения

1.

Прагматизм

ориентация

на

прибыль;

отрицание

необходимости

этики

и

морали

в

деловых

отношениях.

Сейчас

данная

модель

считается устаревшая.

2.

Метракорпоративная

модель

новая

модель

деловой

этики,

в

которой

предприятие

(фирма)

рассматривается

как

материнский

(«метра»)

общественный

институт.

Роль

этики

не

только

в

максимализации

прибыли,

но

в

заботе

о

том,

чтобы

деятельность

организации реализовывала не только свои интересы, но и интересы

окружающих

людей.

То

е сть,

по стулирует ся

м о р а л ь н а я

ответственность и моральный долг предприятия перед обществом.

Таким образом, метракорпоративная этика отвечает за то, чтобы:

-

служить

клиентам

и

потребителям,

удовлетворяя

их

запросы

и

заботясь

о

максимально

возможном

снижении

цен

и

повышении

качества продукции;

- служить собственным сотрудникам, соблюдая их интересы и повышая

их доходы;

- служить инвесторам, обеспечивая им доход и вознаграждение за риск;

-

служить

обществу,

обеспечивая

защиту

окружающей

среды,

используя

получаемые

средства

на

благо

общества,

способствуя

техническому прогрессу.

Этика делового общения «по горизонтали»

Ц е л ь

у с т а н о в л е н и е

п о л о ж и т е л ь н о го

м о р а л ь н о -

психологического климата в коллективе:

- слаженность и сплоченность,

- доброжелательность,

- чуткость и тактичность,

- терпимость.

Для этого в деловых отношениях необходимо проявлять качества:

- самоуправление и контроль за собственным поведением;

- координация собственного поведения с окружающими;

- терпимость к недостаткам и слабостям;

- стремление понять другого;

- сопереживание.

Этика делового общения «по вертикали»

Регламентирует

отношения

управления

и

подчинения,

особенность

которых

ассиметричность,

неравенство,

зависимость

одного лица от другого.

Принципы и нормы поведения руководителя:

- вежливость,

- доброжелательность и приветливость,

- предупредительность и тактичность,

- корректность,

-

скромность

(не

требовать

для

себя

особых

привилегий,

не

использовать

служебное

положение

в

личных

целях,

не

допускать

нажима, авторитарного навязывания своих точек зрения, не устраивать

сотрудникам

публичные

«разносы»,

считаться

с

мнением

подчиненных);

- толерантность к взглядам, убеждениям, вкусам подчиненных,

- критичность и самокритичность руководителя,

- справедливость,

- требовательность,

- обязательность и точность.

Принципы российского предпринимательства

1.

Уважай власть. Во всем должен быть порядок.

2.

Будь честен и правдив.

3.

Уважай право собственности.

4.

Люби и уважай человека.

5.

Будь верен своему слову.

6.

Живи по средствам.

7.

Будь целеустремлен.

2. Деловая игра

Деловая игра «Особенности этнокультурной деловой этики

руководителей компаний европейских стран»

Цель игры: изучить специфику этико-деловых качеств руководителей

разных европейских стран, составить описание типичного руководителя и

основных

инструментов

реализации

им

целей

предпринимательской

деятельности.

Задачи игры:

1.

Ознакомить

участников

игры

с

информацией

по

степени

выраженности у руководителей фирм разных стран ряда значимых

этико-деловых качеств.

2.

Организовать мини-групповое обсуждение специфики поведения и

деловых

инструментов

осуществления

предпринимательской

деятельности руководителей разных стран.

3.

Организовать

мини-групповое

заключение

о

наиболее

значимых

этико-деловых

качествах

современного

руководителя

в

предпринимательской деятельности.

Материально-техническое оснащение игры:

аудитория

с

количеством

посадочных

мест,

соответствующим

числу учащихся,

проектор и экран,

компьютерная презентация со слайдом «Вводная информация»,

бланки для работы команд «Информация к заданию», «Бланк для

ответа команды»,

письменные принадлежности.

Ход игры

Вводная информация

Преподаватель-ведущий

игры

сообщает

учащимся

следующую

вводную

информацию.

«Сегодня

мы

на

примере

анализа

особенностей

деловых

и

личностных

черт

руководителей

разных

стран

рассмотрим

специфику

деловой

этики

в

«вертикальных

отношениях».

Изученный

материал позволит нам увидеть, что реализация деловой этики, с одной

стороны,

возможна

путем

использования

различных

коммуникативных

подходов,

с

другой

стороны,

зависима

от

этнических

(национальных)

особенностей менталитета. В итоге мы сможем прийти к заключению о том,

какие

этико-деловые

качества

современного

руководителя

мы

считаем

наиболее значимыми в современной предпринимательской деятельности».

Затем преподаватель знакомит учащихся со следующей информацией.

Рассмотрим усредненные результаты ответов 8 000 бизнесменов ряда

европейских

стран

на

вопрос:

«Какие

из

10

качеств

и

в

какой

степени

присущи руководителям фирм различных стран?». Максимум, который мог

набрать типичный руководитель, составляет +90, минимум – 40 баллов.

Качество

Германия

Англия

Франция

Италия

Испания

Компетентность

+80

+20

+40

-10

-35

Эффективность

+90

-5

+30

-10

-35

Чувство юмора

-40

+30

-5

+40

+25

Надежность

+75

+30

+20

-30

-28

Упорство в работе

+70

+4

+35

+12

-6

Предприимчивост

ь

+45

+4

+35

+12

-6

Образованность

+60

+20

+45

+25

-15

Человечность

-27

-18

-5

+25

+17

Способность

работать в команде

+25

+10

-5

+35

+17

Пунктуальность

+80

+30

+10

-20

-25

Информация из таблицы выводится на слайде. Эта же информация

продублирована на бланке «Информация к выполнению задания».

1 этап. Разделение на мини-группы.

Преподаватель просит учащихся разделиться на группы по 4-6 человек.

Каждая группа получает письменные принадлежности (лист для записи, лист

с

напечатанной

таблицей,

приведенной

выше,

ручку,

лист

с

описанием

задания для команды).

Преподаватель дает инструкцию:

- «Проанализируйте данные, представленные в таблице, и опишите, каким вы

видите

типичного

руководителя

каждой

из

представленных

стран

и

те

основные

инструменты,

которыми

он

добивается

успеха

в

управлении

компанией. Выберите тот стиль, который вам кажется наиболее этически

проработанным».

Эта же инструкция продублирована на бланке «Задание для команды».

Пример выполнения задания разбирается устно, на материале данных,

представленных для Германии.

- «Давайте совместно разберем один из примеров. Рассмотрим Германию.

(Зачитываются

данные

по

столбцу

«Германия»).

Каким

мы

видим

стиль

делового

поведения

этого

руководителя?

Руководитель

образованный,

постоянно повышающий свои знания. Сухой, мало неформально общается с

подчиненными.

Ориентирован

не

на

личные

симпатии/антипатии,

а

на

качество выполнения работниками своей работы. Требует своевременного

выполнения. Наказывает за опоздания. Отвечает за свои слова. С ним можно

четко ожидать, кого поощрит, кого накажет, кого повысит, кого снимет с

должности. Разжалобить его нельзя. Добивается высоких результатов за счет

высокой дисциплины и требовательности. По этому же примеру составьте

описание руководителей других европейских стран».

2 этап. Самостоятельная работа команд.

Командам

дается

15-20

минут

на

самостоятельное

обсуждение

материала и выработку решения.

3 этап. Доклады команд.

В

соответствии

с

распорядком,

установленным

преподавателем,

команды делают доклады по следующим вопросам:

как вы представляете себе специфику делового поведения типичного

руководителя каждой страны;

какой стиль этико-делового поведения руководителя вы считаете

наиболее

эффективными

в

современной

предпринимательской

деятельности?

4 этап. Обсуждение, подведение итогов игры

Преподаватель

дает

оценку

результатов

работы

каждой

команды,

обобщает,

указывает

на

достижения

и

позитивные

результаты

каждого

участника,

а

также

осуществляет

обобщающий

опрос

по

следующим

вопросам:

1)

Можно

ли

осуществлять

предпринимательскую

деятельность,

не

анализируя свою этическую позицию?

2)

Какие

этические

принципы

предпринимательской

деятельности

вы

считаете наиболее значимыми для России?

3)

Может ли непорядочный человек стать эффективным руководителем

современного предприятия?

3. Заключение занятия

Преподаватель подводит итог занятия, подчеркивая значение деловой

этики в предпринимательской деятельности. Выставление оценок.



В раздел образования