Автор: Орлова Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 35
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Серия коррекционно–развивающих занятий
Тема: "Формирование социально–психологического климата в коллективе младших школьников"
Раздел: начальное образование
Серия коррекционно-развивающих
занятий для младших школьников
1-го класса
Составитель: учитель начальных классов
МБОУ г. Иркутска СОШ № 35
Орлова Елена Сергеевна
1
Коррекционно-развивающее занятие № 1 для младших школьников 1-го
класса
Тема: «Узнаем друг друга ближе»
Цель: создать условия для установления связей детей младшего школьного
возраста друг с другом.
Задачи:
1.
Познакомить учащихся с играми на знакомство.
2.
Способствовать развитию межличностных, коммуникативных связей
учащихся друг с другом; развитие творческих способностей.
3.
Воспитывать взаимодействие друг с другом работая в парах.
Материалы и оборудование: листы А4 на каждого учащегося, карандаши,
аудиозапись.
Ход занятия
Этап занятия
Содержание этапа
Планируемый
результат
Ритуал привет-
ствия
Ц е л ь : создание
эмоционального
настроя
и моти-
вационной
го-
товности к уча-
стию в работе.
(1 минута)
Ребята, сейчас я вам предлагаю попри-
ветствовать друг друга.
Скажите своему соседу справа, а потом
слева: «Я рад(а) тебя видеть, ….(имя)!»
или
хороший
комплимент
и
обнимите
друг друга.
А раз мы рады друг друга видеть, значит,
у нас хорошее настроение и нам будет
интересно заниматься.
Настроить уча-
щихся на рабо-
ту.
Разминка
Цель:
в о з д е й-
ствовать на эмо-
циональное
со-
стояние учащих-
ся,
уровень
их
На этом занятии мы познакомимся побли-
же с вами, и вы друг с другом.
Скажите, а как можно познакомиться?
Вспомните, как вы знакомились с каким-
либо из своих друзей?
Как
знакомятся
маленькие
дети,
взрос-
Начальное
сплочение
классного
кол-
лектива.
2
активности.
5-7 минут
лый человек, сверстник, старый человек?
Сейчас я вам предлагаю немножко по-
играть. Игра называется «Смысл моего
имени». Кто-нибудь играл уже в такую
игру?
Название
упражнения: «Смысл
моего имени».
Цель: дать возможность учащим-
ся подчеркнуть свою индивиду-
альность.
Форма организации: фронталь-
ная
Инструкция для обучающихся:
Учитель предлагает ближе познакомиться
и
совершить
это
следующим
образом:
всем учащимся класса необходимо сде-
лать визитные карточки со своим именем.
Затем, когда визитки готовы, всем по оче-
реди предлагается назвать свое имя, а по-
том рассказать историю его происхожде-
ния. Почему дали такое имя, и кто дал.
Рассказывать можно в парах, а потом со-
беседник должен рассказать в классе то
что узнал.
Основная часть
Цель:
с по с об-
ствовать
разви-
тию коммуника-
тивных навыков
Упражнение№ 1
Название упражнения: «Прави-
ла моего класса».
Цель
упражнения: формирова-
ние положительного отношения к
Преодоление
барьера в меж-
личностных от-
ношениях, раз-
витие
комму-
3
и
умению
дей-
ствовать
с о в-
местно с други-
ми
детьми.
Со-
здание
друже-
ственной
атмо-
сферы.
(25-30
минут)
своему классу и усвоение важно-
сти в нем правил.
Форма организации: групповая
Инструкция для обучающихся:
Разделить
класс
на
4
группы.
Каждой
группе дается задание, разработать пра-
вила работы в группе, изобразить на ват-
мане.
Примерные правила групповой работы:
1.
Проявлять активность.
2.
Слушать друг друга, не перебивая.
3.
Говорить только от своего лица.
4.
Если информация адресована кому-
то конкретно, то обращаться напря-
мую к этому человеку, а не гово-
рить о нем в третьем лице.
5.
Не распространять и не обсуждать
за
пределами
тренинга
то,
что
происходит на занятиях.
6.
Избегать критики при выполнении
упражнений,
если
возникает
по-
требность что-то покритиковать —
дождаться обсуждения.
7.
В случае нежелания выполнять ка-
кое-либо
упражнение
участник
имеет право отказаться, не объяс-
няя причину этого, но он должен
публично заявить о своем отказе.
никативных на-
выков в созда-
нии общих пра-
вил класса.
4
Упражнение № 2
Название упражнения: «Без лож-
ной скромности»
Цель
упражнения:
развивать
в
себе умение вести позитивный вну-
тренний разговор о самом себе.
Форма
организации:
индивиду-
альная
Инструкция для обучающихся:
Обычно всем людям нравится, когда их
хвалят. Чья похвала нравится вам больше
всего? Говорите ли вы сами что-то хоро-
шее о себе? Что, например?
Когда мы говорим о себе хорошо, это по-
могает нам добиваться в жизни успеха,
переживать
сложные
ситуации
и
дово-
дить до конца трудные дела. Это помога-
ет нам действительно становиться лучше.
Я хотела бы, чтобы вы сейчас подумали о
трех
вещах,
которым
вы
хотели
бы
научиться или которые хотели бы сделать
лучше, чем сейчас. Выбрав эти три вещи,
представьте себе, что вы уже умеете де-
лать их. Сформулируйте это в утверди-
тельной форме. Например:
«Я отлично пробегаю 100-метровку»;
«Я пишу интересные сочинения»;
«Я очень хорошо плаваю»…
5
Теперь возьмите лист бумаги и запишите
эти фразы большими буквами. Возьмите
карандаши и украсьте буквы, которыми
написаны эти предложения. По заверше-
нии упражнения, каждый ребенок пока-
зывает свой маленький плакат классу и
громко зачитывает то, что на нем написа-
но.
Понравилась ли тебе эта игра? Легко ли
тебе
было
говорить
о
своих
успехах?
Узнал ли ты новое о ребятах?
Упражнение № 3
Название
упражнения:
«Неожи-
данная картинка».
Цель упражнения: развитие взаи-
моотношения со сверстниками.
Форма
организации:
Индивиду-
альная
Инструкция для обучающихся:
Начинаем рисовать общую картинку, по-
стараемся передать то настроение, кото-
рое сейчас у вас. Рисуете 2-3 минуты. По
моей
команде
перестаете
рисовать
и
передаете лист вашему соседу слева. Он
продолжает рисовать начатую картинку.
Как только музыка останавливается, дети
передают рисунок.
- Нравится ли вам картина? Понравилось
ли
тебе
дорисовывать
чужие
рисунки?
6
Отличается ли картина от тех, которые ты
обычно рисуешь?
Рефлексия
Цель:
о с о з н а-
ние, осмысление
того, что проис-
ходило на заня-
тии.
(2-3 минуты)
Что вам запомнилось на занятии? Что
вы узнали нового друг о друге?
Что для вас сегодня было интересным?
«Смайлики».
Учащимся
раздаются
вырезанные смайлики.
Ребята, если вам все понравилось, было
интересно, нарисуйте смайлику улыбоч-
ку. Если было неинтересно, грустно, по-
ставьте черточку.
Учащиеся
осмысляют
за-
нятие, оценива-
ют
свою
дея-
тельность.
7
Коррекционно-развивающее занятие № 2 для учащихся 1-го класса
Тема: «Наши чувства»
Цель: создать условия для коррекции отрицательных эмоций учащихся 1-го
класса.
Задачи:
4.
Актуализировать у учащихся 1-го класса представление о чувствах,
эмоциях и о состоянии человека.
5.
Способствовать развитию рефлексии и коммуникативных навыков об-
щения младших школьников 1-го класса;
6.
Воспитывать
положительное
отношение
младших
школьников
1-го
класса.
Материалы и оборудование: шкатулка, зеркало, цветок (из бумаги), камеш-
ки (из бумаги).
Ход занятия
Этап занятия
Содержание этапа
Планируемый
результат
Ритуал
п р и-
ветствия
Цель: создание
эмоционально-
г о
н а с т р о я
и мотивацион-
ной готовности
к участию в ра-
боте.
(1 минута)
Ребята, давайте с вами поздороваемся на на-
шем
занятии.
Ваша
задача,
поздороваются
друг с другом по имени с прибавлением к
нему положительных качеств или внешности
данного человека. (Учитель показывает при-
мер)
Как вам наше первое занятие? У кого какие
впечатления?
Положительно
настроить
уча-
щихся на работу.
Ответы
на
во-
просы.
8
Разминка
Цель:
воздей-
с т в о в а т ь
н а
эмоциональное
состояние
уча-
щихся, уровень
их активности.
(5-7 минут)
Название
упражнения: игра
«Вол-
шебная шкатулка».
Цель:
формирование
адекватной
самооценки,
ощущение
значимости
каждого ребенка.
Форма
организации:
индивидуаль-
ная
Инструкция для обучающихся:
-У меня в руках необычная шкатулка, в ней
находится человечек, которого вы хорошо зна-
ете: он единственный и неповторимый, он са-
мый лучший, самый умный, самый красивый,
он
большой
волшебник.
Каждый
из
вас,
открывая
шкатулку,
должен
посмотреть
на
него, улыбнуться и сказать «Как ты мне нра-
вишься!»… Дети по очереди открывают шка-
тулку, смотрят в нее и говорят фразу : «Как ты
мне нравишься!»
Кого вы видели в шкатулке?
Дети отвечают: «Себя!»
Значит, вы и есть волшебные человечки, кото-
рые творят чудеса.
Поддержание
адекватной
самооценки уча-
щихся.
Основная
часть
Цель:
способ-
ствовать разви-
тию взаимодей-
ствия
друг
с
другом;
Упражнение№ 1
Название
упражнения:
« Р а д у г а
чувств».
Цель
упражнения: способствовать
развитию своих чувств.
Форма
организации:
индивидуаль-
ная
Применение уча-
щимися
комму-
никативных
на-
выков и умений,
взаимодейство-
вать и общаться
друг
с
другом.
9
способствовать
развитию
уме-
ния
выражать
свои чувства и
понимать
чув-
ства другого че-
ловека,
вс ту-
пать в процесс
общения и ори-
ентироваться
в
ситуациях
об-
щения.
(25-30
минут)
Инструкция для обучающихся:.
-Представьте, что мы пришли в лес. Кругом
тишина,
день
солнечный,
теплый,
птицы
поют. Изобразите ваше настроение. Это эмо-
ция довольства, спокойствия. Вдруг в чаще
послышался хруст веток, шуршание. Неужели
это медведь? Мы испугались! (Изображают на
лицах страх.)
-Какая эмоция подходит? (Эмоция страха, ис-
пуга) и т.д.,
-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с
эмоциональными
состояниями
человека.
Что же такое эмоция? Это выражение нашего
отношения к происходящему вокруг нас или
внутри нас. Давайте посмотрим какие эмоции
и чувства вы можете назвать. Перед вами кар-
тинки, а вы должны отгадать эмоции и запи-
сать себе. Каких чувств больше? Какое вам
нравится больше всего? Какое знакомо вам?
Какие эмоции вы бы не хотели испытывать?
Какие
-хотели
бы
испытывать
постоянно?
Словарь: грусть, обида, недовольство, восхи-
щение, радость, счастье, гнев, страх, удивле-
ние. Как вы думаете чем отличается радость
от грусти? (Радость -это очень активная эмо-
ция, она тонизирует сердце, хочется смеяться,
двигаться,
Грусть
помогает
нам
перенести
горе, освобождает нас от горечи потери чего-
то или кого-то.
Отвечают на во-
просы
учителя,
выполняют зада-
ния.
10
Мы переживаем много чувств и эмоций. По-
смотрите на наш список. Возьмите лист и вы-
пишите
те
которые
вы
переживаете
чаще
всего. Теперь возьмите фломастеры и дайте
каждому чувству цвет. Теперь возьмите дру-
гой лист и составьте 2 радуги чувств. Одна -
это те чувства которые вы переживаете в по-
следнее время, на протяжении недели, вчера,
позавчера. Вторая из тех чувств и эмоций ко-
торые обычно, чаще всего в жизни.
Обсуждение. Удалось ли вам в радуге пере-
дать свое эмоциональное состояние? Отлича-
ется ваше сегодняшнее состояние от обычно-
го? Если да, то чем?
Упражнение№ 2
Название
упражнения:
«Руки
знако-
мятся, руки ссорятся, руки мирятся».
Цель
упражнения:
развивать
умения
выражать свои чувства и понимать чув-
ства другого человека.
Форма организации: парная
Инструкция для обучающихся:
- Закройте ребята глаза, протяните руки на-
встречу друг другу, познакомьтесь руками, по-
старайтесь
получше
узнать
своего
соседа,
о п у с т и т е
р у к и ;
- Снова вытяните руки вперёд, найдите руки
11
соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
- Ваши руки снова ищут друг друга, они хотят
помириться, ваши руки мирятся, они просят
прощения, вы расстаётесь друзьями.
-Молодцы. Вам понравилось упражнение?
Упражнение№ 3
Название упражнения: «Подарок на
всех»
Цель упражнения: развивать умение
дружить,
делать
правильный
выбор,
сотрудничать
со
сверстниками,
чув-
ства коллектива.
Форма организации: фронтальная
Инструкция для обучающихся:
-Ребята, сейчас каждый из вас загадает одно
желание, оторвав от общего цветка один лепе-
сток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через
север,
через
юг,
возвращайся,
сделав
круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему,
вели.
Вели, чтобы…
-И на этих словах вы говорите свое желание.
-Ребята, слушайте друг друга. Какие вам по-
нравились желания одноклассников? Почему?
12
Рефлексия
Цель:
осозна-
ние,
осмысле-
ние
того,
что
происходило на
занятии.
3-5 минут
Что
вам
запомнилось
на
занятии?
«Мне
трудно…», »Мне очень понравилось…».
Что для вас сегодня было интересным?
-Ребята, возьмите, пожалуйста, из коробки
по одному камешку и подарите его тому, кому
захотите, но обязательно со словами: «Я дарю
тебе этот камешек, потому что ты самый...».
Мне хотелось бы, чтобы наше с вами заня-
тие осталось добрым воспоминанием. До сви-
дания!
Учащиеся
осмысляют заня-
тие,
оценивают
свою
д е я т е л ь-
ность,
отвечают
на вопросы
13
Коррекционно-развивающее занятие № 3 для младших школьников 1-го
класса
Тема: «Я и другие. Я глазами других»
Цель: Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о
самих себе, повышение социально-психологической компетентности.
Задачи:
1.
Расширить представления детей о своих личностных качествах и каче-
ствах своих одноклассников.
2.
Способствовать развитию социального доверия.
3.
Сплочение коллектива с помощью общих игр и упражнений.
Материалы и оборудование: мяч, листы А4, карандаши, фломастеры.
Ход занятия
Этап занятия
Содержание этапа
Планируемый
результат
Ритуал привет-
ствия
Ц е л ь : создание
эмоционального
настроя
и моти-
вационной
го-
товности к уча-
стию в работе.
(1 минута)
Ребята, сейчас я вам предлагаю попри-
ветствовать друг друга.
Скажите своему соседу справа, а потом
слева: «Я рад(а) тебя видеть, ….(имя)!»
или хороший комплимент и обнимите
друг друга.
Установить
кон-
такт с детьми.
Разминка
Цель:
в о з д е й-
ствовать на эмо-
циональное
со-
стояние учащих-
ся,
уровень
их
активности.
Теперь посмотрите вокруг на своих од-
ноклассников. Подумайте, какие они, ка-
кие у них есть черты характера. Похожи
ли они на каждого из Вас?»
Перед тем как начать занятие я предла-
гаю поиграть в игру «Чем мы похожи?»
П о д н я т ь
н а-
строение,
и
на-
с т р о и т с я
н а
дальнейшие
упражнения , вы
равнивание эмо-
ционального
14
(5-7 минут)
Название
упражнения: «Чем
мы похожи».
Цель: актуализация представле-
ний о своих чертах характера,
сплочение коллектива.
Ф о р м а
о р г а н и з а ц и и:
фронтальная
Инструкция
для
обучающих-
ся:
Учитель находится внутри круга и при-
глашает в круг кого-то из детей, основы-
ваясь на сходстве по внешнему призна-
ку.
Например: "Полина,
выходи
ко
мне
в
круг, так как у нас с тобой одинаковая
длина волос (или мы одного роста, или
у нас одинаковый цвет глаз т. д.)".
Полина таким же образом приглашает в
круг
кого-то
еще
из
одноклассников.
Игра продолжается, пока все участники
не окажутся вместе в кругу.
«Мы все с вами чем-то похожи, но все
же мы разные. В каждом из нас есть
что-то особенное. Все ли свои качества
вы видите в себе? Случалось ли вам,
слышать о себе то, о чем вы даже не до-
гадывались? Сейчас мы посмотрим, как
мы видим друг друга со стороны».
фона
15
Основная часть
Цель:
с по с об-
ствовать
разви-
тию коммуника-
тивных навыков
и
умению
дей-
ствовать
с о в-
местно с други-
ми
детьми.
Со-
здание
друже-
ственной
атмо-
сферы.
(25-30
минут)
Упражнение№ 1
Название упражнения: «Ассо-
циации».
Цель
упражнения:
получение
обратной
связи
от
участников
группы и формирование навы-
ков
точного
межличностного
восприятия.
Ф о р м а
о р г а н и з а ц и и :
фронтальная
Инструкция
для
обучающих-
ся:
Учитель говорит какому-либо ребенку,
чтобы он выбрал одноклассника, кото-
рый
ассоциируется
у
него
с
каким-
нибудь сказочным персонажем или ге-
роем из мультика, и бросил ему мяч.
Когда ребенок кидает мяч, он должен
назвать персонажа, который напоминает
ему
данный
участник.
Следующий
участник бросает мяч другому ребенку.
Упражнение № 2
Название упражнения: «Компли-
менты»
Цель
упражнения:
развитие
способности
видеть
положитель-
ные черты других людей.
Форма
организации:
индивиду-
альная
Преодоление ба-
рьера в межлич-
ностных
отно-
шениях,
разви-
тие
коммуника-
тивных навыков.
16
Инструкция для обучающихся:
-Ребята посмотрите друг на друга. Поду-
майте, какие хорошие качества есть у
ваших одноклассников, кто умеет делать
что-то очень хорошо, кто совершил хо-
роший поступок, а вы это заметили. (па-
уза) Давайте расскажем друг другу, что
же
мы
увидели.
Когда
вы
отмечаете,
что-то хорошее в человеке и говорите
ему об этом, вы говорите комплимент. У
меня
есть
специальный
мяч
–
мяч
комплиментов.
Мы
будем
кидать
его
друг
другу
и
говорить,
комплименты.
Необходимо назвать своего товарища по
имени и сказать, что хорошего вы в нем
увидели. Я начну, Кирилл ты очень ве-
селый.
Упражнение № 3
Название
упражнения:
«Ладо-
шки».
Цель
упражнения: увеличение
сплоченности коллектива
и
полу-
чение обратной связи от учащих-
ся.
Форма организации: групповая
Инструкция для обучающихся:
Участники должны на листе бумаги об-
рисовать свою ладонь и подписать её.
Затем
рисунки
передаются
по
кругу.
17
При получении рисунка на одном из на-
рисованных
пальчиков
дети
должны
подписать
какое-либо
качество,
черту
характера ее владельца. Рисунки выве-
шиваются на доску.
-Ребята, посмотрите на доску. Мы все
свами
такие
разные!
Подойдите,
по-
смотрите каждый на свою ладошку. Как
вы считаете, все ли качества, которые
видят в вас одноклассники, есть у вас?
Какие черты, которые увидели в вас, вам
нравятся
больше
всего?
А
меньше
всего?
Рефлексия
Цель:
о с о з н а-
ние, осмысление
того, что проис-
ходило на заня-
тии.
(2-3 минуты)
Что вам запомнилось на занятии? Что
вы узнали нового друг о друге?
Что для вас сегодня было интересным?
Какое
упражнение
вам
понравилось
больше всего? Почему?
Учащиеся
осмысляют
за-
нятие,
оценива-
ют
свою
д е я-
тельность.
18
Коррекционно-развивающее занятие № 4 для младших школьников 1-го
класса
Тема: «Учимся проявлять себя и понимать друг друга».
Цель: создать условия для формирования адаптивных способов поведения,
положительного эмоционального фона.
Задачи:
1.
Научить учащихся правильно проявлять себя и пониманию к окружаю-
щим людям.
2.
Способствовать развитию учащихся в умении правильно выражать свое
эмоциональное состояние, используя различные выразительные сред-
ства.
3.
Способствовать воспитанию положительных эмоций и чувств, добро-
желательность, сочувствие; совершенствовать коммуникативные навы-
ки.
Материалы и оборудование: карточки для выполнения действий упражне-
ния №2.
Ход занятия
Этап занятия
Содержание этапа
Планируемый
результат
Ритуал
привет-
ствия
Ц е л ь : создание
эмоционального
настроя и мотива-
ционной
готовно-
сти
к
участию
в
работе.
(1 минута)
-Давайте
для
начала
поприветствуем
друг друга как на первом занятии. Ска-
жите своему соседу справа, а потом
слева: «Я рад(а) тебя видеть, ….(имя)!»
или хороший комплимент и обнимите
друг друга.
А раз мы рады друг друга видеть,
значит,
у
нас
хорошее
настроение
и
нам будет интересно заниматься.
-Ребята, у кого какие впечатления от
Положительно
настроить
уча-
щихся на работу.
Ответы на вопро-
сы.
19
нашего второго занятия?
Разминка
Цель: воздейство-
вать
на
эмоцио-
нальное
состоя-
ние
у ч а щ и хс я ,
уровень их актив-
ности.
(3-5 минут)
Я предлагаю поиграть в веселую игр,
которая называется «Поднимите палец
вверх». Сейчас мы вместе найдем свой
мизинец правой руки и поднимем его
вверх, правильно (показ учителя).
Название упражнения: «Под-
нимите палец вверх»
Цель: способствуют развитию
внимания к друг другу, способ-
ствовать
эмоциональному
со-
стоянию учащихся.
Ф о р м а
о р г а н и з а ц и и:
фронтальная
Инструкция для обучающих-
ся:
Теперь я буду называть какой-нибудь
признак,
а
все
станут
искать
людей,
подходящих под этот признак и пока-
зывать на них пальцем. Всем понятно?
Покажите пальцем на того, кто как вам
кажется:
пришел первым в школу.
теплее всех оде.
самый веселый.
самый яркий.
самый стильный.
больше всех улыбается.
С положительны-
м и
э м о ц и я м и
каждый
ученик
понимает
важ-
ность
себя
на
данном занятии и
настраивается на
дальнейшую
ра-
боту.
20
лучше всех готовит яичницу.
самый спортивный.
самый добрый.
самый рыжий.
самый серьезный.
самый общительный.
самый красивый.
больше всех любит собак.
больше вех любит покушать.
у кого карие глаза.
самый дружелюбный.
Мы с вами посмотрели друг на друга,
состоялось начало нашего дружеского
общения. Теперь нас ждет следующее
упражнение.
Основная часть
Цель:
обучение
осознанию
при-
чин,
о с о бе н н о-
стей, последствий
агрессивного
по-
ведения,
умению
отреагировать
на
него через слово;
формирование
коммуникативных
умений
и
навы-
ков,
стимуляция
воображения
и
Называется - «Я плюс ты». Как вы мо-
жете объяснить название этого упраж-
нения?
Упражнение№ 1
Название
упражнения:
« Я
плюс ты».
Цель
упражнения: развитие
навыков
эффективного
обще-
ния и взаимодействия в парах.
Ф о р м а
о р г а н и з а ц и и :
фронтальная
Инструкция для обучающих-
ся:
Ребята, давайте сейчас разделимся на
Учащиеся
фор-
мируют
навыки
общения, взаимо-
действия,
спло-
чения с помощью
данных упражне-
ний.
21
чувства
юмора
у
детей.
( 2 0
м и н у т )
пары.
В
течение
3–5
минут
каждый
рассказывает
о
самых
значимых
для
него моментах жизни. Далее все уче-
ники объединяются в общий круг. Двое
добровольцев выходят в центр круга и
рассказывают
друг
о
друге,
меняясь
местами.
Упражнение№ 2
Цель
упражнения: развитие
умения работать в команде.
Название
упражнения:
«Гу-
сеница»
Ф о р м а
о р г а н и з а ц и и :
фронтальная
Инструкция для обучающих-
ся:
Команда становиться друг за другом в
колонну, держа соседа впереди за та-
лию. После этих приготовлений, учи-
тель объясняет, что команда - это гусе-
ница, и теперь не может разрываться.
Гусеница должна, например, показать,
как она спит; как ест; как умывается;
как делает зарядку; все, что придет в
голову.
Упражнение№ 3
Название упражнения: «Апло-
дисменты по кругу»
Цель упражнения: переживание
22
чувства радости, волнения, ожи-
дания, создание атмосферы при-
нятия.
Форма организации: фронталь-
ная
Инструкция для обучающихся:
Мы хорошо поработали сегодня, и мне
хочется предложить вам игру, в ходе
которой аплодисменты сначала звучат
тихонько, а затем становятся все силь-
н е е
и
с и л ь н е е .
Учитель начинает тихонько хлопать в
ладоши, глядя и постепенно подходя к
одному
из
участников.
Затем
этот
участник выбирает из группы следую-
щего,
кому
они
аплодируют
вдвоем.
Третий выбирает четвертого и т.д. по-
следнему
участнику
аплодирует
уже
вся группа.
Рефлексия
Цель:
осознание,
осмысление
того,
что
происходило
на занятии.
(2-4 минуты)
Наше
занятие
подошло
к
концу,
да-
вайте поделимся мыслями и чувствами
о
прошедшем
занятии.
Продолжи
предложение «Мне больше всего уда-
лось…»
Учащиеся
осмысляют заня-
тие,
оценивают
свою
д е я т е л ь-
ность,
отвечают
на вопросы
Коррекционно-развивающее занятие № 5 для младших школьников 1-го
класса
Тема: «Как мир меняется, и как я сам меняюсь»
23
Цель: создать условия для формирования сплочения коллектива учащихся 1-
го класса.
Задачи:
1.
Научить учащихся положительно принимать друг друга.
2.
Способствовать развитию сплочения 1-го класса;
3.
Воспитывать чувство необходимости, надобности в классном коллекти-
ве.
Материалы и оборудование: карточки с изображениями животных, малень-
кие головоломки «пазлы», карточки с цифрами, карточки для построения
дома.
Ход занятия
Этап занятия
Содержание этапа
Планируемый
результат
Ц е л ь : созда-
ние
эмоцио-
нального
на-
строя
и моти-
вационной го-
т о в н о с т и
к
участию в ра-
боте.
(1 минута)
Ребята, давайте с вами поздороваемся на
нашем занятии. Ваша задача, поздорова-
ются друг с другом по имени с прибав-
лением к нему положительных качеств
или внешности данного человека. (Учи-
тель показывает пример)
Положительно
настроить
уч а-
щихся на работу.
Ответы на вопро-
сы.
24
Разминка
Цель: воздей-
ствовать
н а
эмоциональ-
ное состояние
учащихся,
уровень их ак-
тивности.
5-7 минут
Цель: сплочение классного кол-
лектива,
эмоциональный
на-
строй
Название
упражнения: «До-
тронься до цвета»
Ф о р м а
о р г а н и з а ц и и:
фронтальная
Инструкция
для
обучающих-
ся:
По команде ведущего учителя необходи-
мо дотронуться до определенного цвета,
причем нельзя касаться этого цвета на
себе и на ведущем. Игра "на вылет", то
есть последний коснувшийся выбывает,
однако на тех, кто не играет касаться
цветов можно.
Настроить
уча-
щихся на работу.
Отвечают
на
во-
просы,
выполня-
ют задание.
Основная
часть
Цель: способ-
с т в о в ат ь раз-
витию решать
совместное
дела,
взаимо-
действие
друг
с другом; фор-
мирование
сплочения
коллектива
младших
Упражнение№ 1
Название
упражнения:
«Весе-
лый счет»
Цель
упражнения:
снятие
вну-
треннего
напряжения
учащихся,
сплочение
группы
путем
сов-
местного
и
одновременного
вы-
полнения упражнения.
Форма организации:
Инструкция для обучающихся:
Учитель называет какое-либо число, не
превышающее
количество
человек
в
классе. Названное количество учащихся
Научиться
взаи-
модействию в ко-
манде;
распреде-
ляться на роли.
25
школьников.
(25-30 минут)
встает. В выполнении упражнения необ-
ходимо добиться синхронности, участ-
н и к и
н е
д о л ж н ы
с о в е щ а т ь с я .
Почему сначала не получалось выпол-
нить задание? Что помогло в выполне-
нии задания?
Упражнение№ 2
Название
упражнения:
«Паз-
лы»
Цель упражнения: формирова-
ние команды, обучение умению
распределения ролей в группе.
Форма
организации: группо-
вая
Инструкция
для
обучающих-
ся:
Учащиеся делятся на группы. Каждая
команда получает головоломку. Задача –
собрать
ее
как
можно
б ы с т р е е .
Сложно ли было выполнять это упраж-
нение в команде? Почему? Что нужно
для того, чтобы более эффективно рабо-
тать в группе?
Упражнение№ 3
Название упражнения: «Дом»
Цель
упражнения:
осознание
своей роли в группе, стиля пове-
дения.
Форма организации: групповая
26
Инструкция для обучающихся:
Учащиеся делятся на 2 команды. Учи-
тель дает инструкцию: «Каждая команда
должна
стать
полноценным
домом!
Каждый человек должен выбрать, кем
он будет в этом доме – дверью, стеной, а
может быть обоями или предметом ме-
бели, цветком или телевизором? Выбор
за Вами! Но не забывайте, что Вы долж-
ны быть полноценным и функциональ-
ным домом! Постройте свой дом! Мож-
н о
о б щ а т ь с я
м е ж д у
с о б о й » .
Как проходило обсуждение в командах?
Сразу ли Вы смогли определить свою
роль
в
«доме»?
Почему
Вы
выбрали
и м е н н о
э т у
р о л ь ?
Я
думаю,
вы
все
поняли,
что
каждая
часть Вашего «дома» важна и нужна в
нем, каждая несет свою определенную
функцию,
без
которой
дом
не
может
быть полноценным!
Рефлексия
Цель: осозна-
ние, осмысле-
ние
того,
что
происходило
на занятии.
(3-5 минут)
Ребята, сейчас я вам предлагаю выра-
зить свое состояние на конец нашего за-
нятия.
Каждый проговаривает свое состояние:
«Я чувствую... Я осознаю...».
.
Учащиеся осмыс-
л я ют
з а н я т и е ,
оценивают
свою
деятельность,
от-
вечают на вопро-
сы
27
Коррекционно-развивающее занятия № 6 для младших школьников 1-го
класса
Тема: «Мой класс-мой мир»
Цель: формирование у учащихся навыков общения со сверстниками и фор-
мирование благоприятного социально-психологического климата в коллекти-
ве.
Задачи:
1.
Формировать положительные нравственные качества, навыки адаптив-
ного поведения.
2.
Способствовать развитию умения взаимодействовать в деятельности и
общении младших школьников 1-го класса;
3.
Воспитывать формированию коммуникативных умений учащихся.
Материалы и оборудование: карандаши, фломастеры, бумага А4.
Ход занятия
Этап занятия
Содержание этапа
Планируемый ре-
зультат
Ритуал
привет-
ствия
Ц е л ь : создание
эмоционального
настроя
и моти-
вационной готов-
ности к участию
в работе.
(1 минута)
Ребята, сейчас я вам предлагаю попривет-
ствовать друг друга.
Скажите своему соседу справа, а потом
слева: «Я рад(а) тебя видеть, ….(имя)!»
или хороший комплимент и обнимите друг
друга.
А раз мы рады друг друга видеть, значит, у
нас хорошее настроение и нам будет ин-
тересно заниматься.
Положительный
эмоциональный
настрой
учащихся
на работу.
28
Разминка
Цель:
в о з д е й-
ствовать на эмо-
циональное
со-
стояние
учащих-
ся,
уровень
их
активности.
(5-7 минут)
Здравствуйте,
ребята.
Сегодня
у
нас
за-
ключительное занятие с вами.
Название
упражнения: «Говоря-
щие ручки»
Цель:
эмоционально-психологи-
ческое сближение учащихся.
Форма организации: парная
Инструкция для обучающихся:
Учащиеся образуют два круга: внутренний
и внешний, стоя лицом друг к другу. Учи-
тель дает команды, которые участники вы-
полняют
молча
в
образовавшейся
паре.
После этого по команде ведущего внеш-
ний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся па-
рам:
1.
Поздороваться с помощью рук.
2.
Побороться руками.
3.
Помириться руками.
4.
Выразить
поддержку
с
помощью
рук.
5.
Пожалеть руками.
6.
Выразить радость.
7.
Пожелать удачи.
Что было легко, что сложно? Кому было
сложно
молча
передавать
информацию?
Кому легко?
Настроить
на
по-
ложительное отно-
шение друг к дру-
гу.
Отвечают
на
вопросы, выполня-
ют задание.
29
Основная часть
Цель:
с п о с о б-
с т в о в а т ь разви-
тию решать сов-
ме стное
д е л а ,
взаимодействие
друг
с
другом;
развивать умение
вступать
в
про-
цесс
общения
и
ориентироваться
в
ситуациях
об-
щ е н и я ; способ-
ствовать
ф о р-
мированию
кол-
лектива.
(25-30
м и н у т )
Упражнение№ 1
Цель
упражнения: развитие ре-
шать совместное дела, взаимодей-
ствие друг с другом.
Название
упражнения:
« К о-
рабль».
Форма организации: парная
Инструкция для обучающихся:
Учащиеся разделяются на пары. Каждая
пара получает лист бумаги.
- Вы должны совместно решить какой он
будет, каким цветом и т.д..
-Давайте ребята посмотрим. У всех полу-
чилось договориться? Все справились с за-
данием? Покажите мне свои корабли.
Упражнение№ 2
Название
упражнения:
«Позвони
другу».
Цель упражнения: развивать уме-
ние вступать в процесс общения и
ориентироваться в партнёрах и ситу-
ациях общения.
Форма организации: фронтальная
Инструкция для обучающихся:
-Ребята, следующая игра называется По-
звони другу». Сообщение должно быть хо-
рошим, звонивший должен соблюдать все
правила
“телефонного
р а з го в о р а ” .
Дети стоят по кругу. В центре круга – во-
Применение
ком-
муникативных
на-
выков
и
умений,
взаимодействовать
и общаться друг с
другом.
Отвечают
на
во-
просы
у ч и т е л я ,
выполняют
зада-
ния.
30
дящий.
Водящий стоит с закрытыми глазами с вы-
тянутой рукой. Дети движутся по кругу со
словами:
«Позвони мне позвони, и что хочешь мне
скажи. Может быль, а может сказку, мо-
жешь слово, можешь два – только, чтобы
без
подсказки
понял
все
твои
слова».
На кого покажет рука водящего, тот ему
должен “позвонить” и передать сообще-
ние. Водящий может задавать уточняющие
вопросы.
Упражнение№ 3
Название
упражнения:
«Рисуем
портрет»
Цель
упражнения: способствовать
формированию коллектива и эмоци-
ональному развитию, через рисунок
класса
Форма организации: парная
Инструкция для обучающихся:
Постарайтесь
нарисовать
образ
нашего
класса, наш общий портрет. Представьте
его
эмоционально
и
начните
рисовать.
Каждый может сделать только несколько
штрихов.
Нравится ли вам рисунок? Что вы чувству-
ете, когда смотрите на него? Наше занятие
31
подошло к концу, давайте поделимся мыс-
лями и чувствами о прошедшем занятии.
Что сегодня нового вы узнали на занятии?
Что вы чувствовали во время выполнения
упражнений? Было легко или трудно? Что
вы чувствуете сейчас?
Рефлексия
Цель: осознание,
осмысление того,
что
происходило
на занятии.
3-5 минут
Что вам запомнилось на занятии?
Какое у вас настроение? Не забывайте, что
Вы – единое целое, каждый из Вас – важ-
ная и необходимая, уникальная часть этого
целого! Давайте скажем друг другу спаси-
бо.
Учащиеся
осмыс-
ляют занятие, оце-
нивают свою дея-
тельность,
отвеча-
ют на вопросы
32
33