Напоминание

"Формирование социально–психологического климата в коллективе младших школьников"


Автор: Орлова Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 35
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Серия коррекционно–развивающих занятий
Тема: "Формирование социально–психологического климата в коллективе младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Серия коррекционно-развивающих

занятий для младших школьников

1-го класса

Составитель: учитель начальных классов

МБОУ г. Иркутска СОШ № 35

Орлова Елена Сергеевна

1

Коррекционно-развивающее занятие № 1 для младших школьников 1-го

класса

Тема: «Узнаем друг друга ближе»

Цель: создать условия для установления связей детей младшего школьного

возраста друг с другом.

Задачи:

1.

Познакомить учащихся с играми на знакомство.

2.

Способствовать развитию межличностных, коммуникативных связей

учащихся друг с другом; развитие творческих способностей.

3.

Воспитывать взаимодействие друг с другом работая в парах.

Материалы и оборудование: листы А4 на каждого учащегося, карандаши,

аудиозапись.

Ход занятия

Этап занятия

Содержание этапа

Планируемый

результат

Ритуал привет-

ствия

Ц е л ь : создание

эмоционального

настроя

и моти-

вационной

го-

товности к уча-

стию в работе.

(1 минута)

Ребята, сейчас я вам предлагаю попри-

ветствовать друг друга.

Скажите своему соседу справа, а потом

слева: «Я рад(а) тебя видеть, ….(имя)!»

или

хороший

комплимент

и

обнимите

друг друга.

А раз мы рады друг друга видеть, значит,

у нас хорошее настроение и нам будет

интересно заниматься.

Настроить уча-

щихся на рабо-

ту.

Разминка

Цель:

в о з д е й-

ствовать на эмо-

циональное

со-

стояние учащих-

ся,

уровень

их

На этом занятии мы познакомимся побли-

же с вами, и вы друг с другом.

Скажите, а как можно познакомиться?

Вспомните, как вы знакомились с каким-

либо из своих друзей?

Как

знакомятся

маленькие

дети,

взрос-

Начальное

сплочение

классного

кол-

лектива.

2

активности.

5-7 минут

лый человек, сверстник, старый человек?

Сейчас я вам предлагаю немножко по-

играть. Игра называется «Смысл моего

имени». Кто-нибудь играл уже в такую

игру?

Название

упражнения: «Смысл

моего имени».

Цель: дать возможность учащим-

ся подчеркнуть свою индивиду-

альность.

Форма организации: фронталь-

ная

Инструкция для обучающихся:

Учитель предлагает ближе познакомиться

и

совершить

это

следующим

образом:

всем учащимся класса необходимо сде-

лать визитные карточки со своим именем.

Затем, когда визитки готовы, всем по оче-

реди предлагается назвать свое имя, а по-

том рассказать историю его происхожде-

ния. Почему дали такое имя, и кто дал.

Рассказывать можно в парах, а потом со-

беседник должен рассказать в классе то

что узнал.

Основная часть

Цель:

с по с об-

ствовать

разви-

тию коммуника-

тивных навыков

Упражнение№ 1

Название упражнения: «Прави-

ла моего класса».

Цель

упражнения: формирова-

ние положительного отношения к

Преодоление

барьера в меж-

личностных от-

ношениях, раз-

витие

комму-

3

и

умению

дей-

ствовать

с о в-

местно с други-

ми

детьми.

Со-

здание

друже-

ственной

атмо-

сферы.

(25-30

минут)

своему классу и усвоение важно-

сти в нем правил.

Форма организации: групповая

Инструкция для обучающихся:

Разделить

класс

на

4

группы.

Каждой

группе дается задание, разработать пра-

вила работы в группе, изобразить на ват-

мане.

Примерные правила групповой работы:

1.

Проявлять активность.

2.

Слушать друг друга, не перебивая.

3.

Говорить только от своего лица.

4.

Если информация адресована кому-

то конкретно, то обращаться напря-

мую к этому человеку, а не гово-

рить о нем в третьем лице.

5.

Не распространять и не обсуждать

за

пределами

тренинга

то,

что

происходит на занятиях.

6.

Избегать критики при выполнении

упражнений,

если

возникает

по-

требность что-то покритиковать —

дождаться обсуждения.

7.

В случае нежелания выполнять ка-

кое-либо

упражнение

участник

имеет право отказаться, не объяс-

няя причину этого, но он должен

публично заявить о своем отказе.

никативных на-

выков в созда-

нии общих пра-

вил класса.

4

Упражнение № 2

Название упражнения: «Без лож-

ной скромности»

Цель

упражнения:

развивать

в

себе умение вести позитивный вну-

тренний разговор о самом себе.

Форма

организации:

индивиду-

альная

Инструкция для обучающихся:

Обычно всем людям нравится, когда их

хвалят. Чья похвала нравится вам больше

всего? Говорите ли вы сами что-то хоро-

шее о себе? Что, например?

Когда мы говорим о себе хорошо, это по-

могает нам добиваться в жизни успеха,

переживать

сложные

ситуации

и

дово-

дить до конца трудные дела. Это помога-

ет нам действительно становиться лучше.

Я хотела бы, чтобы вы сейчас подумали о

трех

вещах,

которым

вы

хотели

бы

научиться или которые хотели бы сделать

лучше, чем сейчас. Выбрав эти три вещи,

представьте себе, что вы уже умеете де-

лать их. Сформулируйте это в утверди-

тельной форме. Например:

«Я отлично пробегаю 100-метровку»;

«Я пишу интересные сочинения»;

«Я очень хорошо плаваю»…

5

Теперь возьмите лист бумаги и запишите

эти фразы большими буквами. Возьмите

карандаши и украсьте буквы, которыми

написаны эти предложения. По заверше-

нии упражнения, каждый ребенок пока-

зывает свой маленький плакат классу и

громко зачитывает то, что на нем написа-

но.

Понравилась ли тебе эта игра? Легко ли

тебе

было

говорить

о

своих

успехах?

Узнал ли ты новое о ребятах?

Упражнение № 3

Название

упражнения:

«Неожи-

данная картинка».

Цель упражнения: развитие взаи-

моотношения со сверстниками.

Форма

организации:

Индивиду-

альная

Инструкция для обучающихся:

Начинаем рисовать общую картинку, по-

стараемся передать то настроение, кото-

рое сейчас у вас. Рисуете 2-3 минуты. По

моей

команде

перестаете

рисовать

и

передаете лист вашему соседу слева. Он

продолжает рисовать начатую картинку.

Как только музыка останавливается, дети

передают рисунок.

- Нравится ли вам картина? Понравилось

ли

тебе

дорисовывать

чужие

рисунки?

6

Отличается ли картина от тех, которые ты

обычно рисуешь?

Рефлексия

Цель:

о с о з н а-

ние, осмысление

того, что проис-

ходило на заня-

тии.

(2-3 минуты)

Что вам запомнилось на занятии? Что

вы узнали нового друг о друге?

Что для вас сегодня было интересным?

«Смайлики».

Учащимся

раздаются

вырезанные смайлики.

Ребята, если вам все понравилось, было

интересно, нарисуйте смайлику улыбоч-

ку. Если было неинтересно, грустно, по-

ставьте черточку.

Учащиеся

осмысляют

за-

нятие, оценива-

ют

свою

дея-

тельность.

7

Коррекционно-развивающее занятие № 2 для учащихся 1-го класса

Тема: «Наши чувства»

Цель: создать условия для коррекции отрицательных эмоций учащихся 1-го

класса.

Задачи:

4.

Актуализировать у учащихся 1-го класса представление о чувствах,

эмоциях и о состоянии человека.

5.

Способствовать развитию рефлексии и коммуникативных навыков об-

щения младших школьников 1-го класса;

6.

Воспитывать

положительное

отношение

младших

школьников

1-го

класса.

Материалы и оборудование: шкатулка, зеркало, цветок (из бумаги), камеш-

ки (из бумаги).

Ход занятия

Этап занятия

Содержание этапа

Планируемый

результат

Ритуал

п р и-

ветствия

Цель: создание

эмоционально-

г о

н а с т р о я

и мотивацион-

ной готовности

к участию в ра-

боте.

(1 минута)

Ребята, давайте с вами поздороваемся на на-

шем

занятии.

Ваша

задача,

поздороваются

друг с другом по имени с прибавлением к

нему положительных качеств или внешности

данного человека. (Учитель показывает при-

мер)

Как вам наше первое занятие? У кого какие

впечатления?

Положительно

настроить

уча-

щихся на работу.

Ответы

на

во-

просы.

8

Разминка

Цель:

воздей-

с т в о в а т ь

н а

эмоциональное

состояние

уча-

щихся, уровень

их активности.

(5-7 минут)

Название

упражнения: игра

«Вол-

шебная шкатулка».

Цель:

формирование

адекватной

самооценки,

ощущение

значимости

каждого ребенка.

Форма

организации:

индивидуаль-

ная

Инструкция для обучающихся:

-У меня в руках необычная шкатулка, в ней

находится человечек, которого вы хорошо зна-

ете: он единственный и неповторимый, он са-

мый лучший, самый умный, самый красивый,

он

большой

волшебник.

Каждый

из

вас,

открывая

шкатулку,

должен

посмотреть

на

него, улыбнуться и сказать «Как ты мне нра-

вишься!»… Дети по очереди открывают шка-

тулку, смотрят в нее и говорят фразу : «Как ты

мне нравишься!»

Кого вы видели в шкатулке?

Дети отвечают: «Себя!»

Значит, вы и есть волшебные человечки, кото-

рые творят чудеса.

Поддержание

адекватной

самооценки уча-

щихся.

Основная

часть

Цель:

способ-

ствовать разви-

тию взаимодей-

ствия

друг

с

другом;

Упражнение№ 1

Название

упражнения:

« Р а д у г а

чувств».

Цель

упражнения: способствовать

развитию своих чувств.

Форма

организации:

индивидуаль-

ная

Применение уча-

щимися

комму-

никативных

на-

выков и умений,

взаимодейство-

вать и общаться

друг

с

другом.

9

способствовать

развитию

уме-

ния

выражать

свои чувства и

понимать

чув-

ства другого че-

ловека,

вс ту-

пать в процесс

общения и ори-

ентироваться

в

ситуациях

об-

щения.

(25-30

минут)

Инструкция для обучающихся:.

-Представьте, что мы пришли в лес. Кругом

тишина,

день

солнечный,

теплый,

птицы

поют. Изобразите ваше настроение. Это эмо-

ция довольства, спокойствия. Вдруг в чаще

послышался хруст веток, шуршание. Неужели

это медведь? Мы испугались! (Изображают на

лицах страх.)

-Какая эмоция подходит? (Эмоция страха, ис-

пуга) и т.д.,

-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с

эмоциональными

состояниями

человека.

Что же такое эмоция? Это выражение нашего

отношения к происходящему вокруг нас или

внутри нас. Давайте посмотрим какие эмоции

и чувства вы можете назвать. Перед вами кар-

тинки, а вы должны отгадать эмоции и запи-

сать себе. Каких чувств больше? Какое вам

нравится больше всего? Какое знакомо вам?

Какие эмоции вы бы не хотели испытывать?

Какие

-хотели

бы

испытывать

постоянно?

Словарь: грусть, обида, недовольство, восхи-

щение, радость, счастье, гнев, страх, удивле-

ние. Как вы думаете чем отличается радость

от грусти? (Радость -это очень активная эмо-

ция, она тонизирует сердце, хочется смеяться,

двигаться,

Грусть

помогает

нам

перенести

горе, освобождает нас от горечи потери чего-

то или кого-то.

Отвечают на во-

просы

учителя,

выполняют зада-

ния.

10

Мы переживаем много чувств и эмоций. По-

смотрите на наш список. Возьмите лист и вы-

пишите

те

которые

вы

переживаете

чаще

всего. Теперь возьмите фломастеры и дайте

каждому чувству цвет. Теперь возьмите дру-

гой лист и составьте 2 радуги чувств. Одна -

это те чувства которые вы переживаете в по-

следнее время, на протяжении недели, вчера,

позавчера. Вторая из тех чувств и эмоций ко-

торые обычно, чаще всего в жизни.

Обсуждение. Удалось ли вам в радуге пере-

дать свое эмоциональное состояние? Отлича-

ется ваше сегодняшнее состояние от обычно-

го? Если да, то чем?

Упражнение№ 2

Название

упражнения:

«Руки

знако-

мятся, руки ссорятся, руки мирятся».

Цель

упражнения:

развивать

умения

выражать свои чувства и понимать чув-

ства другого человека.

Форма организации: парная

Инструкция для обучающихся:

- Закройте ребята глаза, протяните руки на-

встречу друг другу, познакомьтесь руками, по-

старайтесь

получше

узнать

своего

соседа,

о п у с т и т е

р у к и ;

- Снова вытяните руки вперёд, найдите руки

11

соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

- Ваши руки снова ищут друг друга, они хотят

помириться, ваши руки мирятся, они просят

прощения, вы расстаётесь друзьями.

-Молодцы. Вам понравилось упражнение?

Упражнение№ 3

Название упражнения: «Подарок на

всех»

Цель упражнения: развивать умение

дружить,

делать

правильный

выбор,

сотрудничать

со

сверстниками,

чув-

ства коллектива.

Форма организации: фронтальная

Инструкция для обучающихся:

-Ребята, сейчас каждый из вас загадает одно

желание, оторвав от общего цветка один лепе-

сток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через

север,

через

юг,

возвращайся,

сделав

круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему,

вели.

Вели, чтобы…

-И на этих словах вы говорите свое желание.

-Ребята, слушайте друг друга. Какие вам по-

нравились желания одноклассников? Почему?

12

Рефлексия

Цель:

осозна-

ние,

осмысле-

ние

того,

что

происходило на

занятии.

3-5 минут

Что

вам

запомнилось

на

занятии?

«Мне

трудно…», »Мне очень понравилось…».

Что для вас сегодня было интересным?

-Ребята, возьмите, пожалуйста, из коробки

по одному камешку и подарите его тому, кому

захотите, но обязательно со словами: «Я дарю

тебе этот камешек, потому что ты самый...».

Мне хотелось бы, чтобы наше с вами заня-

тие осталось добрым воспоминанием. До сви-

дания!

Учащиеся

осмысляют заня-

тие,

оценивают

свою

д е я т е л ь-

ность,

отвечают

на вопросы

13

Коррекционно-развивающее занятие № 3 для младших школьников 1-го

класса

Тема: «Я и другие. Я глазами других»

Цель: Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о

самих себе, повышение социально-психологической компетентности.

Задачи:

1.

Расширить представления детей о своих личностных качествах и каче-

ствах своих одноклассников.

2.

Способствовать развитию социального доверия.

3.

Сплочение коллектива с помощью общих игр и упражнений.

Материалы и оборудование: мяч, листы А4, карандаши, фломастеры.

Ход занятия

Этап занятия

Содержание этапа

Планируемый

результат

Ритуал привет-

ствия

Ц е л ь : создание

эмоционального

настроя

и моти-

вационной

го-

товности к уча-

стию в работе.

(1 минута)

Ребята, сейчас я вам предлагаю попри-

ветствовать друг друга.

Скажите своему соседу справа, а потом

слева: «Я рад(а) тебя видеть, ….(имя)!»

или хороший комплимент и обнимите

друг друга.

Установить

кон-

такт с детьми.

Разминка

Цель:

в о з д е й-

ствовать на эмо-

циональное

со-

стояние учащих-

ся,

уровень

их

активности.

Теперь посмотрите вокруг на своих од-

ноклассников. Подумайте, какие они, ка-

кие у них есть черты характера. Похожи

ли они на каждого из Вас?»

Перед тем как начать занятие я предла-

гаю поиграть в игру «Чем мы похожи?»

П о д н я т ь

н а-

строение,

и

на-

с т р о и т с я

н а

дальнейшие

упражнения , вы

равнивание эмо-

ционального

14

(5-7 минут)

Название

упражнения: «Чем

мы похожи».

Цель: актуализация представле-

ний о своих чертах характера,

сплочение коллектива.

Ф о р м а

о р г а н и з а ц и и:

фронтальная

Инструкция

для

обучающих-

ся:

Учитель находится внутри круга и при-

глашает в круг кого-то из детей, основы-

ваясь на сходстве по внешнему призна-

ку.

Например: "Полина,

выходи

ко

мне

в

круг, так как у нас с тобой одинаковая

длина волос (или мы одного роста, или

у нас одинаковый цвет глаз т. д.)".

Полина таким же образом приглашает в

круг

кого-то

еще

из

одноклассников.

Игра продолжается, пока все участники

не окажутся вместе в кругу.

«Мы все с вами чем-то похожи, но все

же мы разные. В каждом из нас есть

что-то особенное. Все ли свои качества

вы видите в себе? Случалось ли вам,

слышать о себе то, о чем вы даже не до-

гадывались? Сейчас мы посмотрим, как

мы видим друг друга со стороны».

фона

15

Основная часть

Цель:

с по с об-

ствовать

разви-

тию коммуника-

тивных навыков

и

умению

дей-

ствовать

с о в-

местно с други-

ми

детьми.

Со-

здание

друже-

ственной

атмо-

сферы.

(25-30

минут)

Упражнение№ 1

Название упражнения: «Ассо-

циации».

Цель

упражнения:

получение

обратной

связи

от

участников

группы и формирование навы-

ков

точного

межличностного

восприятия.

Ф о р м а

о р г а н и з а ц и и :

фронтальная

Инструкция

для

обучающих-

ся:

Учитель говорит какому-либо ребенку,

чтобы он выбрал одноклассника, кото-

рый

ассоциируется

у

него

с

каким-

нибудь сказочным персонажем или ге-

роем из мультика, и бросил ему мяч.

Когда ребенок кидает мяч, он должен

назвать персонажа, который напоминает

ему

данный

участник.

Следующий

участник бросает мяч другому ребенку.

Упражнение № 2

Название упражнения: «Компли-

менты»

Цель

упражнения:

развитие

способности

видеть

положитель-

ные черты других людей.

Форма

организации:

индивиду-

альная

Преодоление ба-

рьера в межлич-

ностных

отно-

шениях,

разви-

тие

коммуника-

тивных навыков.

16

Инструкция для обучающихся:

-Ребята посмотрите друг на друга. Поду-

майте, какие хорошие качества есть у

ваших одноклассников, кто умеет делать

что-то очень хорошо, кто совершил хо-

роший поступок, а вы это заметили. (па-

уза) Давайте расскажем друг другу, что

же

мы

увидели.

Когда

вы

отмечаете,

что-то хорошее в человеке и говорите

ему об этом, вы говорите комплимент. У

меня

есть

специальный

мяч

мяч

комплиментов.

Мы

будем

кидать

его

друг

другу

и

говорить,

комплименты.

Необходимо назвать своего товарища по

имени и сказать, что хорошего вы в нем

увидели. Я начну, Кирилл ты очень ве-

селый.

Упражнение № 3

Название

упражнения:

«Ладо-

шки».

Цель

упражнения: увеличение

сплоченности коллектива

и

полу-

чение обратной связи от учащих-

ся.

Форма организации: групповая

Инструкция для обучающихся:

Участники должны на листе бумаги об-

рисовать свою ладонь и подписать её.

Затем

рисунки

передаются

по

кругу.

17

При получении рисунка на одном из на-

рисованных

пальчиков

дети

должны

подписать

какое-либо

качество,

черту

характера ее владельца. Рисунки выве-

шиваются на доску.

-Ребята, посмотрите на доску. Мы все

свами

такие

разные!

Подойдите,

по-

смотрите каждый на свою ладошку. Как

вы считаете, все ли качества, которые

видят в вас одноклассники, есть у вас?

Какие черты, которые увидели в вас, вам

нравятся

больше

всего?

А

меньше

всего?

Рефлексия

Цель:

о с о з н а-

ние, осмысление

того, что проис-

ходило на заня-

тии.

(2-3 минуты)

Что вам запомнилось на занятии? Что

вы узнали нового друг о друге?

Что для вас сегодня было интересным?

Какое

упражнение

вам

понравилось

больше всего? Почему?

Учащиеся

осмысляют

за-

нятие,

оценива-

ют

свою

д е я-

тельность.

18

Коррекционно-развивающее занятие № 4 для младших школьников 1-го

класса

Тема: «Учимся проявлять себя и понимать друг друга».

Цель: создать условия для формирования адаптивных способов поведения,

положительного эмоционального фона.

Задачи:

1.

Научить учащихся правильно проявлять себя и пониманию к окружаю-

щим людям.

2.

Способствовать развитию учащихся в умении правильно выражать свое

эмоциональное состояние, используя различные выразительные сред-

ства.

3.

Способствовать воспитанию положительных эмоций и чувств, добро-

желательность, сочувствие; совершенствовать коммуникативные навы-

ки.

Материалы и оборудование: карточки для выполнения действий упражне-

ния №2.

Ход занятия

Этап занятия

Содержание этапа

Планируемый

результат

Ритуал

привет-

ствия

Ц е л ь : создание

эмоционального

настроя и мотива-

ционной

готовно-

сти

к

участию

в

работе.

(1 минута)

-Давайте

для

начала

поприветствуем

друг друга как на первом занятии. Ска-

жите своему соседу справа, а потом

слева: «Я рад(а) тебя видеть, ….(имя)!»

или хороший комплимент и обнимите

друг друга.

А раз мы рады друг друга видеть,

значит,

у

нас

хорошее

настроение

и

нам будет интересно заниматься.

-Ребята, у кого какие впечатления от

Положительно

настроить

уча-

щихся на работу.

Ответы на вопро-

сы.

19

нашего второго занятия?

Разминка

Цель: воздейство-

вать

на

эмоцио-

нальное

состоя-

ние

у ч а щ и хс я ,

уровень их актив-

ности.

(3-5 минут)

Я предлагаю поиграть в веселую игр,

которая называется «Поднимите палец

вверх». Сейчас мы вместе найдем свой

мизинец правой руки и поднимем его

вверх, правильно (показ учителя).

Название упражнения: «Под-

нимите палец вверх»

Цель: способствуют развитию

внимания к друг другу, способ-

ствовать

эмоциональному

со-

стоянию учащихся.

Ф о р м а

о р г а н и з а ц и и:

фронтальная

Инструкция для обучающих-

ся:

Теперь я буду называть какой-нибудь

признак,

а

все

станут

искать

людей,

подходящих под этот признак и пока-

зывать на них пальцем. Всем понятно?

Покажите пальцем на того, кто как вам

кажется:

пришел первым в школу.

теплее всех оде.

самый веселый.

самый яркий.

самый стильный.

больше всех улыбается.

С положительны-

м и

э м о ц и я м и

каждый

ученик

понимает

важ-

ность

себя

на

данном занятии и

настраивается на

дальнейшую

ра-

боту.

20

лучше всех готовит яичницу.

самый спортивный.

самый добрый.

самый рыжий.

самый серьезный.

самый общительный.

самый красивый.

больше всех любит собак.

больше вех любит покушать.

у кого карие глаза.

самый дружелюбный.

Мы с вами посмотрели друг на друга,

состоялось начало нашего дружеского

общения. Теперь нас ждет следующее

упражнение.

Основная часть

Цель:

обучение

осознанию

при-

чин,

о с о бе н н о-

стей, последствий

агрессивного

по-

ведения,

умению

отреагировать

на

него через слово;

формирование

коммуникативных

умений

и

навы-

ков,

стимуляция

воображения

и

Называется - «Я плюс ты». Как вы мо-

жете объяснить название этого упраж-

нения?

Упражнение№ 1

Название

упражнения:

« Я

плюс ты».

Цель

упражнения: развитие

навыков

эффективного

обще-

ния и взаимодействия в парах.

Ф о р м а

о р г а н и з а ц и и :

фронтальная

Инструкция для обучающих-

ся:

Ребята, давайте сейчас разделимся на

Учащиеся

фор-

мируют

навыки

общения, взаимо-

действия,

спло-

чения с помощью

данных упражне-

ний.

21

чувства

юмора

у

детей.

( 2 0

м и н у т )

пары.

В

течение

3–5

минут

каждый

рассказывает

о

самых

значимых

для

него моментах жизни. Далее все уче-

ники объединяются в общий круг. Двое

добровольцев выходят в центр круга и

рассказывают

друг

о

друге,

меняясь

местами.

Упражнение№ 2

Цель

упражнения: развитие

умения работать в команде.

Название

упражнения:

«Гу-

сеница»

Ф о р м а

о р г а н и з а ц и и :

фронтальная

Инструкция для обучающих-

ся:

Команда становиться друг за другом в

колонну, держа соседа впереди за та-

лию. После этих приготовлений, учи-

тель объясняет, что команда - это гусе-

ница, и теперь не может разрываться.

Гусеница должна, например, показать,

как она спит; как ест; как умывается;

как делает зарядку; все, что придет в

голову.

Упражнение№ 3

Название упражнения: «Апло-

дисменты по кругу»

Цель упражнения: переживание

22

чувства радости, волнения, ожи-

дания, создание атмосферы при-

нятия.

Форма организации: фронталь-

ная

Инструкция для обучающихся:

Мы хорошо поработали сегодня, и мне

хочется предложить вам игру, в ходе

которой аплодисменты сначала звучат

тихонько, а затем становятся все силь-

н е е

и

с и л ь н е е .

Учитель начинает тихонько хлопать в

ладоши, глядя и постепенно подходя к

одному

из

участников.

Затем

этот

участник выбирает из группы следую-

щего,

кому

они

аплодируют

вдвоем.

Третий выбирает четвертого и т.д. по-

следнему

участнику

аплодирует

уже

вся группа.

Рефлексия

Цель:

осознание,

осмысление

того,

что

происходило

на занятии.

(2-4 минуты)

Наше

занятие

подошло

к

концу,

да-

вайте поделимся мыслями и чувствами

о

прошедшем

занятии.

Продолжи

предложение «Мне больше всего уда-

лось…»

Учащиеся

осмысляют заня-

тие,

оценивают

свою

д е я т е л ь-

ность,

отвечают

на вопросы

Коррекционно-развивающее занятие № 5 для младших школьников 1-го

класса

Тема: «Как мир меняется, и как я сам меняюсь»

23

Цель: создать условия для формирования сплочения коллектива учащихся 1-

го класса.

Задачи:

1.

Научить учащихся положительно принимать друг друга.

2.

Способствовать развитию сплочения 1-го класса;

3.

Воспитывать чувство необходимости, надобности в классном коллекти-

ве.

Материалы и оборудование: карточки с изображениями животных, малень-

кие головоломки «пазлы», карточки с цифрами, карточки для построения

дома.

Ход занятия

Этап занятия

Содержание этапа

Планируемый

результат

Ц е л ь : созда-

ние

эмоцио-

нального

на-

строя

и моти-

вационной го-

т о в н о с т и

к

участию в ра-

боте.

(1 минута)

Ребята, давайте с вами поздороваемся на

нашем занятии. Ваша задача, поздорова-

ются друг с другом по имени с прибав-

лением к нему положительных качеств

или внешности данного человека. (Учи-

тель показывает пример)

Положительно

настроить

уч а-

щихся на работу.

Ответы на вопро-

сы.

24

Разминка

Цель: воздей-

ствовать

н а

эмоциональ-

ное состояние

учащихся,

уровень их ак-

тивности.

5-7 минут

Цель: сплочение классного кол-

лектива,

эмоциональный

на-

строй

Название

упражнения: «До-

тронься до цвета»

Ф о р м а

о р г а н и з а ц и и:

фронтальная

Инструкция

для

обучающих-

ся:

По команде ведущего учителя необходи-

мо дотронуться до определенного цвета,

причем нельзя касаться этого цвета на

себе и на ведущем. Игра "на вылет", то

есть последний коснувшийся выбывает,

однако на тех, кто не играет касаться

цветов можно.

Настроить

уча-

щихся на работу.

Отвечают

на

во-

просы,

выполня-

ют задание.

Основная

часть

Цель: способ-

с т в о в ат ь раз-

витию решать

совместное

дела,

взаимо-

действие

друг

с другом; фор-

мирование

сплочения

коллектива

младших

Упражнение№ 1

Название

упражнения:

«Весе-

лый счет»

Цель

упражнения:

снятие

вну-

треннего

напряжения

учащихся,

сплочение

группы

путем

сов-

местного

и

одновременного

вы-

полнения упражнения.

Форма организации:

Инструкция для обучающихся:

Учитель называет какое-либо число, не

превышающее

количество

человек

в

классе. Названное количество учащихся

Научиться

взаи-

модействию в ко-

манде;

распреде-

ляться на роли.

25

школьников.

(25-30 минут)

встает. В выполнении упражнения необ-

ходимо добиться синхронности, участ-

н и к и

н е

д о л ж н ы

с о в е щ а т ь с я .

Почему сначала не получалось выпол-

нить задание? Что помогло в выполне-

нии задания?

Упражнение№ 2

Название

упражнения:

«Паз-

лы»

Цель упражнения: формирова-

ние команды, обучение умению

распределения ролей в группе.

Форма

организации: группо-

вая

Инструкция

для

обучающих-

ся:

Учащиеся делятся на группы. Каждая

команда получает головоломку. Задача –

собрать

ее

как

можно

б ы с т р е е .

Сложно ли было выполнять это упраж-

нение в команде? Почему? Что нужно

для того, чтобы более эффективно рабо-

тать в группе?

Упражнение№ 3

Название упражнения: «Дом»

Цель

упражнения:

осознание

своей роли в группе, стиля пове-

дения.

Форма организации: групповая

26

Инструкция для обучающихся:

Учащиеся делятся на 2 команды. Учи-

тель дает инструкцию: «Каждая команда

должна

стать

полноценным

домом!

Каждый человек должен выбрать, кем

он будет в этом доме – дверью, стеной, а

может быть обоями или предметом ме-

бели, цветком или телевизором? Выбор

за Вами! Но не забывайте, что Вы долж-

ны быть полноценным и функциональ-

ным домом! Постройте свой дом! Мож-

н о

о б щ а т ь с я

м е ж д у

с о б о й » .

Как проходило обсуждение в командах?

Сразу ли Вы смогли определить свою

роль

в

«доме»?

Почему

Вы

выбрали

и м е н н о

э т у

р о л ь ?

Я

думаю,

вы

все

поняли,

что

каждая

часть Вашего «дома» важна и нужна в

нем, каждая несет свою определенную

функцию,

без

которой

дом

не

может

быть полноценным!

Рефлексия

Цель: осозна-

ние, осмысле-

ние

того,

что

происходило

на занятии.

(3-5 минут)

Ребята, сейчас я вам предлагаю выра-

зить свое состояние на конец нашего за-

нятия.

Каждый проговаривает свое состояние:

«Я чувствую... Я осознаю...».

.

Учащиеся осмыс-

л я ют

з а н я т и е ,

оценивают

свою

деятельность,

от-

вечают на вопро-

сы

27

Коррекционно-развивающее занятия № 6 для младших школьников 1-го

класса

Тема: «Мой класс-мой мир»

Цель: формирование у учащихся навыков общения со сверстниками и фор-

мирование благоприятного социально-психологического климата в коллекти-

ве.

Задачи:

1.

Формировать положительные нравственные качества, навыки адаптив-

ного поведения.

2.

Способствовать развитию умения взаимодействовать в деятельности и

общении младших школьников 1-го класса;

3.

Воспитывать формированию коммуникативных умений учащихся.

Материалы и оборудование: карандаши, фломастеры, бумага А4.

Ход занятия

Этап занятия

Содержание этапа

Планируемый ре-

зультат

Ритуал

привет-

ствия

Ц е л ь : создание

эмоционального

настроя

и моти-

вационной готов-

ности к участию

в работе.

(1 минута)

Ребята, сейчас я вам предлагаю попривет-

ствовать друг друга.

Скажите своему соседу справа, а потом

слева: «Я рад(а) тебя видеть, ….(имя)!»

или хороший комплимент и обнимите друг

друга.

А раз мы рады друг друга видеть, значит, у

нас хорошее настроение и нам будет ин-

тересно заниматься.

Положительный

эмоциональный

настрой

учащихся

на работу.

28

Разминка

Цель:

в о з д е й-

ствовать на эмо-

циональное

со-

стояние

учащих-

ся,

уровень

их

активности.

(5-7 минут)

Здравствуйте,

ребята.

Сегодня

у

нас

за-

ключительное занятие с вами.

Название

упражнения: «Говоря-

щие ручки»

Цель:

эмоционально-психологи-

ческое сближение учащихся.

Форма организации: парная

Инструкция для обучающихся:

Учащиеся образуют два круга: внутренний

и внешний, стоя лицом друг к другу. Учи-

тель дает команды, которые участники вы-

полняют

молча

в

образовавшейся

паре.

После этого по команде ведущего внеш-

ний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся па-

рам:

1.

Поздороваться с помощью рук.

2.

Побороться руками.

3.

Помириться руками.

4.

Выразить

поддержку

с

помощью

рук.

5.

Пожалеть руками.

6.

Выразить радость.

7.

Пожелать удачи.

Что было легко, что сложно? Кому было

сложно

молча

передавать

информацию?

Кому легко?

Настроить

на

по-

ложительное отно-

шение друг к дру-

гу.

Отвечают

на

вопросы, выполня-

ют задание.

29

Основная часть

Цель:

с п о с о б-

с т в о в а т ь разви-

тию решать сов-

ме стное

д е л а ,

взаимодействие

друг

с

другом;

развивать умение

вступать

в

про-

цесс

общения

и

ориентироваться

в

ситуациях

об-

щ е н и я ; способ-

ствовать

ф о р-

мированию

кол-

лектива.

(25-30

м и н у т )

Упражнение№ 1

Цель

упражнения: развитие ре-

шать совместное дела, взаимодей-

ствие друг с другом.

Название

упражнения:

« К о-

рабль».

Форма организации: парная

Инструкция для обучающихся:

Учащиеся разделяются на пары. Каждая

пара получает лист бумаги.

- Вы должны совместно решить какой он

будет, каким цветом и т.д..

-Давайте ребята посмотрим. У всех полу-

чилось договориться? Все справились с за-

данием? Покажите мне свои корабли.

Упражнение№ 2

Название

упражнения:

«Позвони

другу».

Цель упражнения: развивать уме-

ние вступать в процесс общения и

ориентироваться в партнёрах и ситу-

ациях общения.

Форма организации: фронтальная

Инструкция для обучающихся:

-Ребята, следующая игра называется По-

звони другу». Сообщение должно быть хо-

рошим, звонивший должен соблюдать все

правила

“телефонного

р а з го в о р а ” .

Дети стоят по кругу. В центре круга – во-

Применение

ком-

муникативных

на-

выков

и

умений,

взаимодействовать

и общаться друг с

другом.

Отвечают

на

во-

просы

у ч и т е л я ,

выполняют

зада-

ния.

30

дящий.

Водящий стоит с закрытыми глазами с вы-

тянутой рукой. Дети движутся по кругу со

словами:

«Позвони мне позвони, и что хочешь мне

скажи. Может быль, а может сказку, мо-

жешь слово, можешь два – только, чтобы

без

подсказки

понял

все

твои

слова».

На кого покажет рука водящего, тот ему

должен “позвонить” и передать сообще-

ние. Водящий может задавать уточняющие

вопросы.

Упражнение№ 3

Название

упражнения:

«Рисуем

портрет»

Цель

упражнения: способствовать

формированию коллектива и эмоци-

ональному развитию, через рисунок

класса

Форма организации: парная

Инструкция для обучающихся:

Постарайтесь

нарисовать

образ

нашего

класса, наш общий портрет. Представьте

его

эмоционально

и

начните

рисовать.

Каждый может сделать только несколько

штрихов.

Нравится ли вам рисунок? Что вы чувству-

ете, когда смотрите на него? Наше занятие

31

подошло к концу, давайте поделимся мыс-

лями и чувствами о прошедшем занятии.

Что сегодня нового вы узнали на занятии?

Что вы чувствовали во время выполнения

упражнений? Было легко или трудно? Что

вы чувствуете сейчас?

Рефлексия

Цель: осознание,

осмысление того,

что

происходило

на занятии.

3-5 минут

Что вам запомнилось на занятии?

Какое у вас настроение? Не забывайте, что

Вы – единое целое, каждый из Вас – важ-

ная и необходимая, уникальная часть этого

целого! Давайте скажем друг другу спаси-

бо.

Учащиеся

осмыс-

ляют занятие, оце-

нивают свою дея-

тельность,

отвеча-

ют на вопросы

32

33



В раздел образования