Автор: Зимич Олег Вячеславович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №31
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Изготовление наглядных пособий по Великой Отечественной войне"
Раздел: среднее образование
Изготовление наглядных пособий по Великой Отечественной войне
для уроков истории.
В помощь учителю.
Методические рекомендации.
Данная работа представляет собой диорамный проект, подготовленный
Зимич Олегом
Вячеславовичем, учителем истории МБОУ СШ №31 и учащимися 7-х классов.
Педагогический
стаж
педагога
составляет
17
лет.
Кружок
«Военная
миниатюра»
функционирует 2 года. Педагогическая деятельность, как учителя – историка, направлена,
в первую очередь, на воспитание патриотизма у учащихся, а также на формирование у
ребят стремления к саморазвитию и самообразованию, вовлечению их в совместную
творческую деятельность.
Предлагаемые материалы будут интересны, в первую очередь, педагогам – историкам,
особенно молодым специалистам.
Древняя китайская пословица гласит: « Расскажи мне – и я забуду; покажи мне – и я
запомни; вовлеки меня – и я научусь».
Урок
без
использования
наглядных
пособий
соответствует
первой
части
данной
пословицы, а урок с использованием ИКТ – 2 части. Ну а как же быть с третьей частью?
Как вовлечь ребят в процесс изучения истории? Не знаю, делали ли учителя – историки
подобное или нет, по крайней мере ничего подобного, относящегося к урокам истории ни
в интернете, ни в методических пособиях я не обнаружил.
На
создание
этих
методических
рекомендаций
натолкнула
книга
Ф.П.
Коровкина
«Методическое руководство к пособию «Аппликации по истории Древнего мира». М .
Просвещение, 1982
Вовлекая
учащихся
в
творческий
процесс,
создаются
условия
для
более
прочного
усвоения
знаний,
умений
и
навыков,
а
так
же
индивидуального
развития
личности,
творческой инициации, навыка самостоятельного движения в информационных полях,
формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для
разрешения
возникающих
в
жизни
проблем
–
профессиональной
деятельности,
самоопределения,
повседневной
жизни,
формирование
у
детей
способности
самостоятельно
мыслить,
добывать
и
применять
знания,
тщательно
обдумывать
принимаемые
решения
и
четко
планировать
действия,
эффективно
сотрудничать
в
разнообразных по составу и профилю групп, быть открытыми для новых контактов и
культурных связей.
Работа над проектом предполагает групповую деятельность учащихся под руководством
учителя,
который
выступает
в
роли
консультанта
и
помощника,
в
результате
чего
образовательный
процесс
демократизируется,
увеличивается
ответственность
каждого
участника за свою часть работы.
Такой вид деятельности, как технология деятельности подхода (проектная деятельность)
позволяет учащимся выполнить работу на протяжении некоторого отрезка времени, а не
укладываться
в
жесткие
рамки
урока,
что
способствует
более
качественному
их
выполнению, повышению творческой активности, что довольно часто «по - новому»
взглянуть на ученика, увидеть его индивидуальность .
Предметная наглядность – это такой метод наглядности, при котором представления и
понятия
учащихся
формируются
на
основе
непосредственного
восприятия
самого
предмета изучения в обучении истории. Предметом изучения являются события и явления
исторического
прошлого,
общественные
отношения
прошлого.
Воспроизвести
и
представить
этот
предмет
непосредственному
восприятию
учащихся
мы
не
можем.
Хроникальные
фильмы
в
какой-то
мере
воссоздают
для
нас
картину
исторических
событий, например эпизод Великой Отечественной войны. И все же перед нами не само
прошлое,
а
его
изображения
на
экране,
хотя
и
документальное.
Что
касается
общественных
отношений
прошлого,
то
они
вообще
недоступны
непосредственному,
живому восприятию, а должны быть познаны абстрактным мышлением. Наглядность
может играть большую вспомогательную роль в познании этих отношений, поможет
выразить эти отношения, передать их конкретное проявление.
Под
предметной
наглядностью
в
изучении
истории
понимается
непосредственное
восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого,
его материальный следов: не сама жизнь первобытных людей, а следы их жизни и
деятельности
в
виде
орудий
каменного
века,
систематизированных
в
музейной
экспозиции; не боевые подвиги суворовских солдат, а славные реликвии их тяжелой
ратной службы и их подвигов – полуистлевшие знамена, ключи капитулировавшего в
1760-ом году Берлина, потертые мундиры и кивера. Но не всегда у ребят есть возможность
воочию увидеть все это. Вот тут – то и приходит к нам на помощь стендовый моделизм и
создание диорам .
«От идеи до воплощения» - так называется конкурс стендовых моделей, который проводит
Сургутская станция юных техников.
Ну что же, пожалуй можно согласиться с этим названием и сказать, что в основе создания
наглядного пособия лежит идея.
Большой интерес школьников вызывают так называемые «объемные» наглядные пособия
– различные макеты и модели, например макет феодального замка, макет древнего Кремля,
модель ручного ткацкого станка, катапульты и т. д. И разумеется, особенно эффективны
действующие
модели
–
водяная
мельница,
рудоподъемные
машины,
катапульты
и
баллисты.
Ценнейшим
качеством
диорамы
как
учебного
пособия
является
ее
динамичность, т. е. возможность выставлять их для обозрения.
Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких
пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает
логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных
явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Применение
различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем
самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает
возможность экономить время. Тема урока и возраст учащихся определяют и характер
средств наглядности, и особенности применения их. В таких учебных предметах, как
естествознание, история, география, наглядные пособия чаще всего используются для
показа
изучаемых
объектов.
Чтобы
учащиеся
могли
составить
наиболее
правильное,
наиболее полное представление о животном или растении, о том или ином событии, о
природном явлении и т.п., все это необходимо показать в возможно более естественном
виде и так, чтобы хорошо были различимы все нужные детали.
Идея.
Для кого, о чем, из чего и как? В данной методической рекомендации мы рассмотрим
технологию изготовления стендовых моделей и диорам в качестве наглядных пособий по
Великой Отечественной войне в качестве наглядных пособий для уроков истории.
Для того чтобы заинтересовать учащихся данным проектом, на истории при изучении
темы «Северная война» было сделано «лирическое отступление» в виде рассмотрения
петровской армии, в ходе которого внимание учащихся было сфокусировано на воинских
частях
«меткачей»
(метких
стрелков).
Также
была
проведена
параллель
через
Бородинское сражение и Великую Отечественную Войну, в частности Сталинградскую
битву.
Затем
,
тем
учащимся
,
которые
проявили
интерес
к
теме,
на
внеклассном
мероприятии был показан художественный фильм «Враг у ворот» о нашем снайпере
В.Зайцеве, что еще больше «разожгло» интерес у ребят . Вот тут – то и возникла идея
создать диораму для 9-х и 11- х классов , которая поможет в изучении темы «Великая
Отечественная Война».
Итак, с идеей определились: для кого – 9 и 11 классы, о чем – о одном из самых
напряженных и драматических моментов в истории нашей страны -о Сталинградской
битве.
Осталось еще 2 довольно объемных вопроса: из чего и как? Отвечать будем на них по-
очереди . Итак, вопрос 1-й, из чего?
Изготовление снайперской пары
В
основе
диорамы
лежит
достаточно
недорогой
набор
сборных
фигур
«Советские
снайперы»
от отечественного производителя «Звезда» в масштабе 1:35 (один из самых популярных
масштабов для моделистов) – и мелочи хорошо видать (погоны, пуговицы, ременные
пряжки и т.п.) и места много не занимают.
Сборка производится по схеме, предложенной производителем, ну и «+» свой Scratch-
build:
Для того, чтобы солдаты выглядели как бойцы – защитники Сталинграда , а не парадные
части кремлевского гарнизона , их «испачкали» пастельными мелками серого и темно –
серого цвета
Для чучела – приманки «добавляем» на нижнюю
часть немного пластилина и втыкаем в него кончики сухой мелкой травы, имитируя сено.
Для
1-го
номера
снайперской
группы
делаем
плащ
–
накидку
из
туалетной
бумаги,
прокрашивая ее темно – серой краской TAMIYA. Затем также «пачкаем» плащ мелковой
пылью.
Винтовку заматываем распущенной шерстяной темно – серой
нитью для имитации
тряпичной обмотки оружия.
Для 2-го номера – наблюдателя делаем стереотрубу: обмотка + приклеиваем стразы от
женской заколки к концам, имитируя оптику.
Всех солдатиков «пачкаем» пастельными мелками (люди все –таки передвигались по
разрушенному городу, а не по плацу парадному).
После сборки размещаем солдат в строении
После окончания работ с солдатиками переходим к «постройке» дома, в котором наша
снайперская пара заняла позицию
Изготовление строения
Для изготовления дома понадобится:
Фото:
пластиковая крышка от коробки конфет, либо CD (основание, он же пол, он же потолок)
Палочки от мороженного (для имитации половых досок)
Хозяйственная шкурка крупная (для имитации ржавых листов крыши)
Фольга (для имитации обратной стороны металлических листов крыши )
Мелкие опилки (для имитации утеплителя крыши)
Пластиковый лист (обычно вкладывают в ворот новой рубашки) (для имитации стекла )
Простые карандаши (для имитации несущих брусьев крыши)
Четыре спички (рамка портрета)
Лист формата А4 с распечаткой плаката и портрета
Пастельные мелки (земляные, песчаные, кирпичные) тона (имитация битого кирпича,
пыли и т.п.)
Облупившаяся краска и побелка подоконника (имитация отвалившейся намокшей краски
и побелки)
Клей «Момент – секунда» около 10 штук
3 зажигалки с фонариком (имитация световых приборов)
Очень много пластилина (желательно скульптурного)
Краски TAMIYA:акриловые (цветность по требованию и «вкусу»)
Кисти: размерность 0-3
Обычный мох (имитация травы вокруг дома)
Фоторамка
После подготовки всего необходимого материала, приступаем к самой однообразной,
долгой,
но
в
тоже
время
ответственной,
опять
же
подготовительной
процедуре
–
изготовление кирпичей из пластилина.
В ходе работы выявились 2 технологии:
- 1-я лепка вручную
-2- я вырезание из бруска
Общее число заготовленных кирпичей (естественно в масштабе 1:35) разное, все зависит
от
того какого размера будет
ваше строение. На данное изделие ушло около 1200
кирпичей .
Подготовив кирпичи, переходим к постройке здания. Для того , чтобы здание получилось
как
настоящее,
можно
нарисовать
чертеж,
либо
воспользоваться
фотографиями
из
интернета .
В первую очередь изготавливаем основу дома – пол.
На пластиковую основу приклеиваем палочки от мороженного, оставляя по 1 см с каждого
края (для стен)
Затем красим пол краской TAMIYA в 2 , 3 цвета оставляя потертости (делать это лучше
полусухой кистью)
Затем крошим пастельные мелки , серые цвета , известку и побелку для имитации мусора
в доме .
Смазываем пол клеем, оставляя потертости и засыпаем мусором пол.
После высыхания пола, приступаем к возведению стен. Здесь нам в помощь фото части
кирпичной
стены,
по
образцу
которой
строим
слои
путем
выкладывания
готовых
кирпичей рядами.
Возводя стены в местах удара пуль , имитируем дробленный кирпич , путем изготовления
части кирпича с приклеенным обломком пастельного мелка .
Разрушенный край стены создается по той же технологии с добавлением приклеенной
пыли из пастельных мелков для имитации мелких осколков кирпича
Потолок и чердачный пол создаются по образцу пола дома с добавлением приклеенного
мелкого древесного опила для имитации утеплителя.
Затем
строится
кирпичная
опора
крыши.
Вообще,
для
строительства
крыши
лучше
запастись фотографиями и схемами постройки реальной крыши.
Затем обтачиваем с простых карандашей краску и обрезаем их до необходимой
вам
длины. После обрезки склеиваем их между собой для создания «хребта» крыши .
После изготовления «хребта» «прибиваем» доски из палочке от мороженного, скрепляя их
перемычками из спичек, для скрепления «листов железа»
Пока вся наша крыша склеивается, изготавливаем «листы железа» из хозяйственной
шкурки и фольги. Вырезаем наждак в виде листов по необходимым вам размерам . Резать
нужно очень острым канцелярским ножом либо, острыми ножницами , в противном
случае будут висеть лохмотья основы наждака , что натуральности диораме добавлять не
будет .
Потом наступает ответственный момент покраски листов «ржавчиной». Для имитации
ржавчины, в данном конкретном случае , подошли краски «Звезда» №27;
TAMIYA № ХF
9,
а для имитации остатков краски была использована краска TAMIYA №Х14 . Вся
покраска выполняется по технологии полусухой кисти .
1-й цвет TAMIYA № ХF 9
+«Звезда» №27
+ TAMIYA №Х14
После высыхания листов приклеиваем их к крышке внахлест (вода-то не должна затекать в
дом)
Изнутри приклеиваем фольгу, имитируя внутреннюю часть листа
Когда конструкция закрепится, водружаем ее на построенные стены
Чердак
заделывается
палочками
от
мороженного.
Покраска
осуществляется
краской
которой мы красили крышу (советские времена- какая краска была такой и все красили)
Отдельного
внимания
заслуживает
«побелка»,«грязнение»
стен,
изготовление
окон
и
уличного света.
Начнем с последнего. Из зажигалки вытаскиваем диод с батарейками и монтируем их в
отверстие в стене. Включить – выключить свет можно с помощью кусочка грифеля от
простого карандаша (он не так заметен). Вокруг диода делаем защиту из «металла» и
«стекла» по фото из интернета. Металл – пластилин , стекло – прозрачный пластик . Этот
же пластик , нарезанный неровными кусками и вставленный в пластилиновые рамы
прекрасно имитирует разбитое оконное стекло.
«Побелка» стен производится краской TAMIYA и широкой кистью.
Затем «загрязняем» их «пылью» из пастельных мелков (серый + кирпич) от разрушенных
рядом домов.
Для того, чтобы воспроизвести потрепавшуюся и облупившуюся побелку, используем
тонко раскатанный пластилин и рвем его в нужных нам местах, а затем красим.
Стены внутри «красим» «побелкой» и эмалевой, а не акриловой краской (цвет ваш)
Кирпич, виднеющийся из - под побелки и покраски также окрашиваем.
Изготовление интерьера
Портрет Сталина И. В. распечатываем и вставляем в рамку из спичек (повреждать портрет
или нет- решать вам)
Стол и лавка изготавливаются путем склеивания палочек от мороженного и отчищенного
от краски карандаша, а рушник
из любой мелкоструктурной ткани, в крайнем случае
можно изготовить его из бумаги.
Изготовление улицы
Шаг 1: вокруг дома выкладывается мох для имитации травы
Шаг 2: пространство засыпается мусором который фиксируется клеем «момент»
Шаг 3: электроопора изготавливается из простого карандаша путем срезания краски и
связывания,покрашенной в стальной цвет, нитью.
Провода- тонкая медная проволока,
электропатроны-булавки.
Один
из
последних
штрихов
проволочное
заграждение.
Изготавливается
оно
из
«травленки» Tamiya.
Окраска производится красной «оружейный метал» Tamiya.
Для большего «драматизма» и «жизненности» добавляем мелочи в виде покореженного
пулемета
«Максим»,
рассыпавшегося
в
сутолоке
боя
ящика
гранат
и
собачку,
единственного уцелевшего жителя дома.
После закрепления клеем всей конструкции изготавливаем стеклянный купол. Из пяти
подобных рамок вынимаем стекла. 2 боковых стекла режем по размеру. Затем скрепляем
стекла
прозрачнымгерметиком,
наносим
его
на
нижние
кромки
стекла
и
накрываем
диораму. И…. Вуаля…. По прошествии 8 месяцев учебы и работы наша диорама готова.
Эпилог.
В ходе работы ребята были крайне увлечены. Для изготовления того или иного элемента
они
устраивали
настоящие
«мозговые
штурмы»
доказывая
затем
на
практике
состоятельность своих идей. В результате накопилось очень много разных предложений
которые
можно
будет
использовать
при
создании
следующих
диорамных
наглядных
пособий. И еще хотелось бы добавить что: качественно сделанная стендовая модель
имеет не только декоративную, но и историографическую ценность, поскольку для ее
создания требуется изучить и обобщить значительное количество исторической
информации.