Автор: Пещерская Светлана Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №72 "Аленушка"
Населённый пункт: Бурятия,город Улан–Удэ
Наименование материала: Статья
Тема: "Инновационные технологии в психолого–педагогическом сопровождении детей с РДА"(из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование
«Мир без границ» (из опыта работы с детьми РДА-ранний детский аутизм)
Инновационные технологии в психолого-педагогическом сопровождении.
Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие
является неотъемленной частью деятельности любого образовательного
учреждения, особенно актуально это по отношению к детям аутистам.
Ранний детский аутизм –это особая форма нарушения психического развития
с неравномерностью формирования различных психических функций, со
своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и
интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к
значительной социальной дезадаптации. Проблема коррекционной помощи
детям с РДА, а в последнее время в России встает все острее. Это происходит
в связи с увеличением количества таких детей в массовых и специальных
учреждениях образования, расширение опыта дифференциальной
диагностики и опыта коррекционной работы. Необходимо создание условий
для их адекватного физического, умственного, духовного и социального
развития, реабилитации и интеграции в общество.
В сентябре 2007 была открыта компенсирующая группа для детей с ранним
детским аутизмом. Когда открылась такая группа, то у нас не было опыта
работы с такими детьми. Мы стали изучать нужную литературу, через
интернет ресурсы получали нужную информацию, касающуюся работы с
детьми РДА, прошли определенную учебу, посещали и посещаем различные
конференции, обучающие семинары, и вебинары. И в данный момент мы
можем рассказать о десятилетнем опыте работы оказании помощи
дошкольникам данной категории. В детском саду функционирует 1 группа
для детей с РДА. Группа для детей с ранним детским аутизмом работает в
режиме «полного» дня. Количество воспитанников в группе до 9 человек. За
время существования группы подтвердился статистический факт: аутизм у
мальчиков встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек, на сегодня среди 9
воспитанников-2 девочки, в прошлом учебном году была 1 девочка.
Организуя работу с аутичными детьми, мы понимаем, что эффективность
проводимой в данном направлении работы во многом зависит от создания
особых условий, в которых реально можно было бы сочетать
психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды помощи,
когда имеется возможность прослеживать динамику развития каждого
воспитанника с аутизмом. Поэтому жизнь в дошкольном учреждении, где
получают помощь такие дети, не должна быть хаотичной. Я считаю, что в
нашем дошкольном учреждении условия для таких детишек созданы
достаточно хорошо, в группе целенаправленно размещены все центры
развития, стараемся создать более комфортную домашнею обстановку,
чтобы ребенок приходя в детский сад чувствовал себя принятым, данная
обстановка радовала. Тем самым у детей проходит успешно адаптация.
Развивающие уголки пополняются постоянными новинками развивающих
логических игр, группа оборудована развивающими досками – бизибордами
(развивает моторику руки, тактильное восприятие, дети учатся пользоваться
специальными шпингалетами, крючками, открывать и закрывать
различными конфигурации, пользоваться розеткой, выключателем,
закреплять счет, буквы, алфавит, в каждом окошечке живет своя картинка,
которая меняется каждую неделю), т.е. ребенок социализируется.
Также имеется релаксационная зона (облачко), где дети под спокойную
музыку эмоционально разгружаются, погружаются в музыку, что это
благоприятно влияет на поведение детей.
В группе специально оборудовано место для работы песка и воды. Они с
большим желанием и радостью активно принимают участие в играх с водой,
с трогательным живым песком, что благоприятно влияет на общее
психическое состояние детей.
Нейтрализует тревожность, негативизм, гиперреактивность, агрессивность.
Дети учатся работать в подгруппах, что также развивает коммуникативные
навыки, мелкую моторику и все психические процессы.
В нашем детском саду выстроена особая внутренняя структура и временная,
и пространственная. Четкий режим дня, продуманное расписание занятий,
адаптивная среда –дает детям внутреннею уверенность, ощущение
комфорта, помогает переключится с одного вида непосредственно-
образовательной деятельности на другую. Коррекционная работа
осуществляется поэтапно, исходя из степени выраженности диагноза
ребенка. Длительность каждого этапа для каждого воспитанника
определяется индивидуально в зависимости от его особенностей и скорости
адаптивных возможностей Работа специалистов во многом переплетается,
они дополняют друг друга, но не заменяют. Все ищут пути облегчённой
коммуникации с ребенком, при этом каждый педагог выполняет свои
функции и использует свой инструментарий. При первых встречах мы
совместно с родителями наблюдаем за поведением детей в свободной
деятельности и параллельно ведем беседы с родителями режиме дня,
основных видах занятий и игр дома, какие игрушки больше всего любит, с
кем из членов семьи проводит время, взаимодействии со взрослыми и
детьми эмоциональное состояние ребенка и конечно сбор данных (гуляние,
первые слова когда начал сидеть итд) Оценка состояния ребенка –аутиста,
уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится
комплексно всеми специалистами. Такая оценка служит основой для
разработки индивидуального плана и индивидуального образовательного
маршрута, коррекционной помощи на каждого ребенка.
В своей коррекционно- развивающей работе мы опираемся на следующую
программу; «Программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением» под редакцией
Е.А.Екжанова, Е.А. Стребелева и я на базе этой программы разработала и
применяю адаптированную основную образовательную коррекционно-
развивающую программу, которая направлена на всестороннее развитие
ребенка в окружающей среде и его социализации.
А также применяю свою модифицированная программа «Цветной мир»,
направленную на формирование элементарных знаний в окружающем мире
по средствам развития мелкой моторики руки.
У каждого специалиста также имеются свои адаптированные программы у
логопеда, психолога, музыкального руководителя.
При проведение коррекционной работы учитывается конечно, и специфика
проведения работы.
Важна гибкость педагога, который может по ходу перестраивать занятие с
учетом пристрастий и настроений ребенка. Можно заранее составить план
занятия, но действовать придется в зависимости от ситуации и желания
ребенка.
Надо быть чутким к ребенку и можно увидеть, что он сам подсказывает
форму взаимодействия с педагогом.
На начальных этапах обучения важно подкреплять желаемое поведение
ребенка, а также использовать его интересы для удержания его внимания.
В начале следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию
успеха. Сложность увеличивается постепенно, после того как у ребенка
появилась установка на выполнение задание, причем взрослый на первых
порах действует за ребенка, управляя его руками.
Важна совместная деятельность: педагог рисует одно, ребенок
заканчивает, или наоборот. Также в аппликации, в лепке, в конструировании,
в игре.
Специальные методы обучения и воспитания позволяют преодолеть или
ослабить порог эмоционального отчуждения ребенка и строить совместную
деятельность в русле трех основных направлений:
установление эмоционального контакта и выработка продуктивных форм
взаимодействия;
построение на их основе программы социально-бытовой адаптации, а также
систематическая работа с родителями, обучение их эффективному лечебно-
педагогическому поведению в домашних условиях;
подготовка к школе, элементарных навыков письма, счета, чтения, работу по
развитию внимания, памяти, воображения, общей и тонкой моторики,
выявление и развитие творческих способностей детей, развитие речи и
коммуникативных навыков.
В работе с аутичными детьми применяются следующие технологии:
- Арттерапия.
- Куклотерапия.
- Музыкальная и танцевальная терапия.
- Игротерапия.
- Сказкотерапия
- Песотерапия.
- Су-джок терапия.
- Релаксация.
- Игры с водой.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Использование ИКТ. В дальнейшей перспективе будет разработана
программа по ароматерапии.
Для каждого ребенка важную роль играют его заботливые родители.
Родители активно принимают участие во всех планируемых мероприятиях:
тематические праздники, выезды на природу, дни здоровья,
психологические тренинги,
Чаепитие, субботниках, благотворительных акциях.
Один раз в квартал по традиции для нас открывает свои двери школа
коррекционного типа №2, с которой ежегодно заключается договор о
сотрудничестве. В данном учреждении мы знакомимся со школьными
условиями, с целью подготовки детей к обучению.
В заключении необходимо подчеркнуть, что на долю родителей и
педагогов выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке
аутичного ребенка к жизни. Эффективность описанных
методов коррекции возможна только при
систематическом использовании, перечисленных нами технологий и
методов, при терпеливом и внимательном отношении к ребёнку, при учете
его индивидуальных особенностей. Учитывая все это можно сделать вывод,
что успешная и эффективная адаптация аутичного ребенка в социальной
среде реализуется в положительной динамике для его дальнейшего
полноценного развития и обучения.